г. Санкт-Петербург |
|
29 декабря 2014 г. |
Дело N А56-49895/2013/тр5 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Глазкова Е.Г., Зайцевой Е.К.
при ведении протокола судебного заседания: Хрусталевым П.Д.
при участии:
от истца (заявителя): пред. Федотова О.Н. по доверенности от 14.03.2014,
от ответчика (должника): не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24558/2014) ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N 3 на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2014 по делу N А56-49895/2013 (судья Юрков И.В.), принятое
по заявлению ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России N 3 по Ленинградской области о включении требования в размере 726 311 руб. 44 коп. в реестр кредиторов ООО "Комбинат благоустройства" (ИНН 4707032036, ОГРН 1114707006501) по делу о несостоятельности (банкротстве),
установил:
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.03.2014 по делу N А56-49895/2013 Общество с ограниченной ответственностью "Комбинат благоустройства" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утверждена Кандаурова Елизавета Владимировна. Сведения о введении в отношении должника процедуры несостоятельности (банкротства) опубликованы в газете "Коммерсантъ" от 29.03.2014 N 53.
В рамках процедуры конкурсного производства, 21.05.2014 Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов задолженности в сумме 726311,44 руб., из которых 629018,21 руб. основного долга, 83418,83 руб. пени и 13874,40 руб. штрафа.
При рассмотрении заявления, требования уполномоченного органа уточнены в порядке статьи 49 АПК РФ, ФНС России просила включить в реестр требований кредиторов требования в сумме 634830,75 руб., из которых 427097,54 руб. основной долг; 193858,81 руб. пени и 13874,40 руб. штраф. Из представленного с уточнением расчета следует, что в сумму задолженности включена недоимка по налогу на имущество в сумме 126434,00 руб. за 6 месяцев 2013 года, пени по налогу на имущество в сумме 11087,59 руб., пени по НДС в сумме 18923,35 руб. и штраф в сумме 11142,00 руб.; пени по транспортному налогу 11722,29 руб., а также задолженность по уплате страховых взносов в ГУ-ЛРО ФСС РФ, Управление ПФР (ГУ), задолженность перед Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу по плате за негативное воздействие на окружающую среду, задолженность перед Управлением Федеральной службы судебных приставов по Кингисеппскому районному округу.
Определением суда первой инстанции от 11.09.2014 требование признано обоснованным и включено в реестр требований кредиторов в части суммы 604185,11 руб., в том числе 429097,63 руб. основного долга, 49756,56 руб. пени и 127330,92 руб. штрафа. В остальной части в признании требований обоснованными отказано. Частичный отказ в удовлетворении заявления уполномоченного органа (в части пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 18923,35 руб. и транспортному налогу в сумме 11722,29 руб.) последовал в связи с тем, что указанные санкции начислены на суммы задолженности, которые ранее включены в включены в реестр требований кредиторов. Суд первой инстанции сослался на пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а именно на то, что состав денежных требований, подлежащих признанию обоснованным, определяется на дату введения соответствующей процедуры. Размер требований, включая долг, проценты, пени и штрафы для целей включения в реестр определяется кредитором однократно из зависит от времени обращения кредитора с соответствующим заявлением. Сумма, установленная в процедуре наблюдения, впоследствии не изменяются. Суд первой инстанции сослался на постановление Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.01.2013 N 11439/12.
На определение суда первой инстанции ФНС России подана апелляционная жалоба, в которой она просит отменить определение суда в части отказа во включении задолженности в размере 30645,67 руб. (18923,35 руб. пени по НДС и 11722,29 руб. пени по транспортному налогу) в реестр требований кредиторов, и вынести новый судебный акт о включении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, заявленные пени следуют судьбе основной задолженности, которая не является текущей. Порядок включения в реестр требований кредиторов неустоек разъяснен в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.12.2013 N 88 "О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов в рамках дела о банкротстве", но данные разъяснения не распространяются на спорные правоотношения, поскольку первая процедура по делу о несостоятельности началась до опубликования данных разъяснений.
В отзыве на апелляционную жалобу конкурсный управляющий против ее удовлетворения возражал, ссылаясь на то, что пени в размере 18923,35 руб. начислены в процедуре наблюдения на сумму недоимки, включенной в реестр требований кредиторов. Если сумма основной задолженности включена в реестр требований кредиторов, какие-либо доначисления не допускаются. Исходя из тех же доводов, конкурсный управляющий возражал против включения в реестр требований кредиторов требования в части пени по транспортному налогу в размере 11722,29 руб.
Возражений против проверки законности и обоснованности судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы не заявлено.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке части 5 статьи 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель ФНС России поддержал доводы апелляционной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. С учетом мнения представителя уполномоченного органа и в соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения подателя апелляционной жалобы, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выводы обжалуемого судебного акта, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд считает, что определение суда первой инстанции подлежит изменению.
В силу положений статей 100, 142 Закона о банкротстве кредиторы и уполномоченный орган вправе предъявить требовании к должнику в рамках дела о несостоятельности (банкротстве), с подтверждением обоснованности заявленных требований.
Из приложенного к уточненному заявлению уполномоченного органа расчета следует, что спорные суммы начислены: пени в размере 18923,35 руб. на сумму задолженности по налогу на имущество за период наблюдения и пени по транспортному налогу в размере 11722,29 руб.
Наличие задолженности по обязательным платежам, предпринятые налоговым органом меры по принудительному взысканию задолженности подтверждены расчетом пени, требованиями об уплате налога и пени, решениями о взыскании налога и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика и выставленными на их основании инкассовыми поручениями. Возможность осуществления иных мер по принудительному взысканию задолженности была утрачена в связи с введением в отношении должника процедуры конкурсного производства.
Сведений о погашении задолженности, предъявленной ко включению в реестр, в материалах дела не имеется. Требования по размеру, за исключением довода об уменьшении размера штрафа в связи с наличием смягчающих обстоятельств, не оспорены.
Представленными доказательствами подтверждается наличие оснований возникновения требований по уплате обязательных платежей и их размер, уполномоченным органом приняты все необходимые меры для досудебного взыскания задолженности.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, определяется на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено Законом N 127-ФЗ.
В соответствии со статьей 100, 142 Закона о банкротстве, кредиторы в процедуре конкурсного производства могут предъявить свои требования до закрытия реестра требований кредиторов.
Требование заявлено уполномоченным органом в установленный законом срок.
Из пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 60 от 23.07.2009 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" следует, что исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве в редакции Закона N 296-ФЗ текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения, не являются текущими ни в какой процедуре.
Спорные пени начислены на сумму недоимки, возникшей до принятия заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Как разъяснено в пунктах 8, 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих. Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих. Требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
Таким образом, суд первой инстанции необоснованно отказал уполномоченному органу во включении в реестр требований кредиторов суммы пени.
Ссылка суда на положения пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве не может быть признана правомерной, поскольку в указанной норме не содержится ограничений по начислению пени по налогам в процедуре наблюдения. Разъяснения пункта 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве", ограничивающие начисление процентов в процедуре наблюдения, как следует из буквального смысла приведенных разъяснений, применяются к обязательствам, но не к обязательным платежам. То же относится и к правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.01.2013 N 11469/12.
Обязательные платежи имеют особую природу и специальный режим их исполнения, и не могут быть приравнены к обязательствам должника по уплате процентов в рамках гражданско-правовых отношений.
Учитывая изложенное, определение суда первой инстанции в обжалуемой части следует отменить, требования уполномоченного органа признать обоснованными в полном объеме. Апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.09.2014 по делу N А56-49895/2013/тр5 в обжалуемой части отменить В указанной части разрешить вопрос по существу.
Включить в реестр требований кредиторов ООО "Комбинат благоустройства" требование ФНС России в размере 30 645, 67 пени, из которых 18 927, 35 пени по НДС, 11 722, 29 руб. пени по транспортному налогу с отнесением к третьей очереди удовлетворения отдельно как подлежащих удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-49895/2013
Должник: в/у Кандаурова Е. В., ООО "Комбинат благоустройства"
Кредитор: ООО "Комбинат благоустройства"
Третье лицо: в/у Кандаурова Е. В., к/у Кандаурова Е. В., Кингрсеппский Городской Суд, Межрайонная ИФНС России N3 по Ленинградской области, МУП "Коммунально-бытовое хозяйство", НП "Межрегиональный центр арбитражных управляющих", ООО "Фарватер", ООО "Экосистема", ООО "ЮРИСТ", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, УФНС РФ по Ленинградской области, УФССП по ЛО Главному судебному приставу, ъ
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3781/15
23.10.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20947/15
16.06.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4416/15
07.04.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-382/15
29.12.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-24558/14
23.12.2014 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-49895/13
24.03.2014 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-49895/13