г. Челябинск |
|
14 января 2015 г. |
Дело N А47-6154/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 января 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Богдановской Г.Н., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максименковой К.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.10.2014 по делу N А47-6154/2014 (судья Калашникова А.В.).
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились.
Петрова Нина Алексеевна (далее также - истец) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области (далее - Кадастровая палата, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 28743 кв. м с кадастровым номером 56:44:0105001:0012, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение производственного комплекса для производства строительных материалов, адрес - местоположение установлено относительно ориентира административное здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Оренбург, ул. Базовая, N 12/1, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 24 520 000 руб. (т. 1, л.д. 9-13).
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство), Администрация города Оренбурга (далее - Администрация) (т. 1, л.д. 1).
Решением суда первой инстанции от 20.10.2014 (резолютивная часть объявлена 18.09.2014) исковые требования Петровой Н.А. удовлетворены: установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0105001:0012, равной рыночной по состоянию на 01.01.2012 в размере 24 520 000 руб. (т. 1, л.д. 163 -165).
С принятым по делу решением не согласилась Администрация и обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация просит данное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме (т. 2, л.д. 3, 4).
Доводы жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Администрация полагает, что при рассмотрении настоящего спора не был учтен тот факт, что рыночная стоимость, указанная в отчете об оценке от 15.01.2014 N 092-09-00148, существенно ниже кадастровой стоимости участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН). По мнению Администрации, истец в рассматриваемом случае явно злоупотребляет предоставленным ему правом на оспаривание внесенной в ГКН кадастровой стоимости земельного участка, поскольку последняя представляет собой необходимый элемент налогообложения и государственного управления земельными ресурсами, в целом выступая основой формирования бюджета муниципалитетов. Администрация настаивает на том, что указанная в отчете об оценке от 15.01.2014 N 092-09-00148 рыночная стоимость участка в размере 24 520 000 руб. является необоснованно заниженной, вследствие чего соответствующий муниципальный бюджет несет убытки, связанные с неполучением денежных средств в должном объеме.
Петрова Н.А. представила отзыв на жалобу (вх. N 538 от 13.01.2015), в котором просит решение суда от 20.10.2014 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Из содержания возражений следует, что Петрова Н.А. считает решение законным и обоснованным, с выводами суда согласна.
Министерство представило отзыв на жалобу (вх. N 44605 от 16.12.2014), в котором просит решение суда от 20.10.2014 отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований Петровой Н.А. Министерство считает, что в рассматриваемом случае основания для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0105001:0012 в размере, равном его действительной рыночной стоимости, в принципе отсутствуют, поскольку кадастровая стоимость данного земельного участка установлена методом массовой оценки. Между тем действующим законодательством установлен единственный случай определения рыночной стоимости объекта в индивидуальном порядке, связанный с невозможностью определения его стоимости методом массовой оценки. Кроме того, Министерство отмечает, что истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не было представлено положительное экспертное заключение о соответствии отчета об оценке от 15.01.2014 N 092-09-00148 действующему законодательству об оценочной деятельности, что также исключает удовлетворение иска.
От иных лиц, участвующих в деле, отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет". Петрова Н.А. в отзыве ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей сторон и третьих лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Петровой Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 28743 кв. м с кадастровым номером 56:44:0105001:0012, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира административное здание, расположенного в границах участка, адрес ориентира: г. Оренбург, ул. Базовая, N 12/1, - что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.05.2010 (т. 1, л.д. 21), выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13.08.2014 (т. 1, л.д. 146).
Из кадастрового паспорта от 13.01.2014 N 56/14-4048 усматривается, что земельный участок 28743 кв. м с кадастровым номером 56:44:0105001:0012 поставлен на государственный кадастровый учет 17.12.2003; кадастровая стоимость земельного участка составляет 50 347 963 руб. 38 коп. (т. 1, л.д. 16-19).
Как следует из отчета от 15.01.2014 N 092-09-00148 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0105001:0012, выполненного Торгово-промышленной палатой Оренбургской области, по состоянию на 01.01.2012 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0105001:0012 составила 24 520 000 руб. (т. 1, л.д. 35-103).
По результатам проведенной на основании определения суда первой инстанции от 12.08.2014 (т. 1, л.д. 133-135) судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта от 10.09.2014 N 014385, подготовленное оценщиком-экспертом общества с ограниченной ответственностью "Первая оценочная компания" Бычковой Л.С., согласно которому отчёт об оценке от 15.01.2014 N 092-09-00148, выполненный Торгово-промышленной палатой Оренбургской области, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0105001:0012 в размере 24 520 000 руб., определенная в отчете об оценке от 15.01.2014 N 092-09-00148 по состоянию на 01.01.2012, является обоснованной (т. 1, л.д. 147-159).
Руководствуясь нормой пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и полагая, что определённая по результатам кадастровой оценки кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, Петрова Н.А. обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Суд первой инстанции установил обстоятельство несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, ввиду чего на основании пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определил кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. ГКН является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в ГКН вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату обращения с исковым заявлением - 18.06.2014) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в ГКН органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании постановления Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" по состоянию на 01.01.2012 и составляет 50 347 963 руб. 38 коп. На данное обстоятельство указано, в том числе, в отзыве Кадастровой палаты на исковое заявление (т. 1, л.д. 105-110).
Между тем, истцом в материалы дела представлен отчет от 15.01.2014 N 092-09-00148 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0105001:0012, выполненный Торгово-промышленной палатой Оренбургской области. Согласно данному отчету рыночная стоимость названного выше земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составляет 24 520 000 руб.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 3 пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82-87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По ходатайству истца (т. 1, л.д. 119, 120) определением суда первой инстанции от 12.08.2014 по делу назначена судебная экспертиза, по результатам которой в материалы дела представлено заключение эксперта от 10.09.2014 N 014385, подготовленное оценщиком-экспертом общества с ограниченной ответственностью "Первая оценочная компания" Бычковой Л.С., согласно которому отчёт об оценке от 15.01.2014 N 092-09-00148, выполненный Торгово-промышленной палатой Оренбургской области, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:44:0105001:0012 в размере 24 520 000 руб., определенная в отчете об оценке от 15.01.2014 N 092-09-00148 по состоянию на 01.01.2012, является обоснованной.
При таких обстоятельствах оснований для критической оценки отчета об оценке от 15.01.2014 N 092-09-00148 с учётом имеющегося в деле заключения эксперта от 10.09.2014 N 014385 судебная коллегия не усматривает.
Доказательств, свидетельствующих об определении иной величины рыночной стоимости спорного земельного участка, в материалах дела не имеется.
Учитывая значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка (50 347 963 руб. 38 коп.) над его рыночной стоимостью (24 520 000 руб.) на ту же дату (01.01.2012), судебная коллегия полагает правильным по существу вывод суда первой инстанции о необходимости внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 56:44:0105001:0012 в размере его действительной рыночной стоимости, составляющей 24 520 000 руб.
В установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его действительной рыночной стоимости Петрова Н.А. заинтересована, поскольку является собственником данного участка и уплачивает соответствующий налог, размер которого исчисляется, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В чем заключается злоупотребление правом со стороны Петровой Н.А., которая воспользовалась установленным нормами законодательства правом на определение кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, Администрация в жалобе не пояснила.
Доводы Министерства о том, что действующим законодательством установлен единственный случай определения рыночной стоимости объекта в индивидуальном порядке, связанный с невозможностью определения его стоимости методом массовой оценки, отклоняется судебной коллегией как основанный на неправильном толковании закона.
Доводы Администрации о том, что установление более низкой кадастровой стоимости земельных участков повлияет на полномочия органа местного самоуправления в части формирования местного бюджета и приведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, также не принимаются судебной коллегией во внимание, поскольку названные правоотношения носят публично-правовой характер, тогда как в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его действительной рыночной стоимости.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, а потому не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на подателя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.10.2014 по делу N А47-6154/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6154/2014
Истец: Петрова Нина Алексеевна
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральное государственное бюджетное учереждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области
Третье лицо: Администрация города, Администрация города Оренбурга, Министерство природных ресурсов, земельных и имущественных отношений области, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений области, Управление Росреестра по Оренбургской области, ООО "Первая оценочная компания"