г. Красноярск |
|
16 января 2015 г. |
Дело N А74-4283/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "16"января 2015года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.,
судей: Ишутиной О.В., Петровской О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грищенко Ю.А.
в отсутствии лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Скамароха Лаурики Анатольевны на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "17" сентября 2014 года по делу N А74-4283/2014, принятое судьёй Ишь Н.Ю.,
установил:
Скамароха Лаурика Анатольевна (далее - Скамароха Л.А.) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (ИНН 1901065358, ОГРН 1041901024440), и к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об установлении кадастровой стоимости земельных участков, расположенных по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Энергетиков, по состоянию на 01.01.2011:
- с кадастровым номером 19:02:010714:162, площадью 8702 кв.м, участок 3л, равной его рыночной стоимости в размере 2 856 857 рублей;
- с кадастровым номером 19:02:010714:171, площадью 51393 кв.м, участок 3з, равной его рыночной стоимости в размере 13 244 931 рублей;
- с кадастровым номером 19:02:010714:145, площадью 4528 кв.м, участок 3к, равной его рыночной стоимости в размере 1 486 538 рублей;
- с кадастровым номером 19:02:010714:165, площадью 3701 кв.м, участок 3и, равной его рыночной стоимости в размере 1 217 989 рублей.
Представитель истца в судебном заседании после объявленного судом перерыва заявил об уточнении исковых требований в части размера кадастровой стоимости земельных участков. Арбитражный суд, руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял уточнение заявленных требований.
Решением от 17.09.2014 иск удовлетворен. Суд определил установить кадастровую стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером 19:02:010714:162, площадью 8702 кв.м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Энергетиков, уч. 3л, равную его рыночной стоимости в размере 3 009 061 рублей;
- с кадастровым номером 19:02:010714:171, площадью 51393 кв.м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Энергетиков, уч. 3з, равную его рыночной стоимости в размере 16 830 471 рублей;
- с кадастровым номером 19:02:010714:145, площадью 4528 кв.м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Энергетиков, уч. 3к, равную его рыночной стоимости в размере 1 563 879 рублей;
- с кадастровым номером 19:02:010714:165, площадью 3701 кв.м, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Энергетиков, уч. 3и, равную его рыночной стоимости в размере 1 247 626 рублей.
В принятом решении суд указал, что настоящее решение после вступления в законную силу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков:
- с кадастровым номером 19:02:010714:162, равной его рыночной стоимости в размере 3 009 061 рублей;
- с кадастровым номером 19:02:010714:171, равной его рыночной стоимости в размере 16 830 471 рублей;
- с кадастровым номером 19:02:010714:145, равной его рыночной стоимости в размере 1 563 879 рублей;
- с кадастровым номером 19:02:010714:165, равной его рыночной стоимости в размере 1 247 626 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Скамароха Л.А. обратилась с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой указала, что решение подлежит отмене, поскольку в резолютивной части решения суд не указал, на какую дату установлена кадастровая стоимость земельных участков. Истец полагает, что отсутствие в резолютивной части решения даты, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, нарушает его права.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 25.12.2014. Определением от 05.12.2014 дата заседания изменена на 16.01.2015.
От федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы заявителя апелляционной жалобы отклонены.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права серии 19АА N N 297989, 296901, 297998, 297997 от 10.09.2010 Скамароха Л.А. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки, расположенные по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Энергетиков:
- с кадастровым номером 19:02:010714:162, площадью 8702 кв.м, участок 3л;
- с кадастровым номером 19:02:010714:171, площадью 51393 кв.м, участок 3з;
- с кадастровым номером 19:02:010714:145, площадью 4528 кв.м, участок 3к;
- с кадастровым номером 19:02:010714:165, площадью 3701 кв.м, участок 3и.
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости земельных участков от 23.04.2014, от 22.04.2014, кадастровая стоимость земельных участков, исходя из результатов кадастровой оценки, утверждённых постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.03.2012 N 171, по состоянию на 01.01.2011 составляет:
- с кадастровым номером 19:02:010714:162, площадью 8702 кв.м, участок 3л в размере 7 357 387 рублей 38 копеек;
- с кадастровым номером 19:02:010714:171, площадью 51393 кв.м, участок 3з в размере 43 450 996 рублей 33 копеек;
- с кадастровым номером 19:02:010714:145, площадью 4528 кв.м, участок 3к в размере 3 828 242 рублей 88 копеек;
- с кадастровым номером 19:02:010714:165, площадью 3701 кв.м, участок 3и в размере 3 129 047 рублей 46 копеек.
В соответствии с отчётами от 23.05.2014 N N 27-14, 25-14, 26-14, 24-14 об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленными индивидуальным предпринимателем Колесниковой Верой Николаевной, рыночная стоимость земельных участков, расположенных по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Энергетиков, по состоянию на 01.01.2011 составляет:
- с кадастровым номером 19:02:010714:162, участок 3л в размере 3 009 061 рублей;
- с кадастровым номером 19:02:010714:171, участок 3з в размере 16 830 471 рублей;
- с кадастровым номером 19:02:010714:145, участок 3к в размере 1 563 879 рублей;
- с кадастровым номером 19:02:010714:165, участок 3и в размере 1 247 626 рублей.
Истец, полагая, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере, равном их рыночной стоимости на момент оценки, поскольку в данный момент неоправданно завышена и негативно для собственника влияет на размеры обязательных платежей, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, а также положениями главы III.1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусматривающими, в том числе судебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости и разъяснениями, данными Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении N 913/2011 от 28.06.2011.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его отмены или изменения исходя из следующего.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
Согласно статье 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 изложена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учёта и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.
Отчётами от 23.05.2014 N N 27-14, 25-14, 26-14, 24-14 рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2011 установлена равной:
- с кадастровым номером 19:02:010714:162, участок 3л в размере 3 009 061 рублей;
- с кадастровым номером 19:02:010714:171, участок 3з в размере 16 830 471 рублей;
- с кадастровым номером 19:02:010714:145, участок 3к в размере 1 563 879 рублей;
- с кадастровым номером 19:02:010714:165, участок 3и в размере 1 247 626 рублей.
Результаты оценки рыночной стоимости земельного участка на дату определения его кадастровой стоимости 01.01.2011 позволяют сделать вывод о том, что кадастровая стоимость земельных участков в ходе массовой оценки земель субъекта определена без учёта их рыночной стоимости. Претензий к отчётам об оценке рыночной стоимости земельных участков, полученным по заказу истца, ответчики не имеют, возражения по форме и содержанию отчётов не поступили.
Проверив отчёты на предмет соответствия требованиям Федерального стандарта оценки "Требования к отчёту об оценке (ФСО N 3)", утверждённого приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20.07.2007 N 254, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания их недопустимыми доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости. Из части 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости; при этом, в части 4 названной статьи в качестве основания к обязанию учета изменений объекта недвижимости указано решение суда.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке. Правовой анализ содержания норм главы III.1. Закона об оценочной деятельности позволяет сделать вывод, что ответчиками по исковому требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной кадастровой оценки (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) в лице его территориального органа - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Таким образом, суд правомерно признал надлежащими ответчиками по требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости как управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия так и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и удовлетворил требование Скамароха Л.А. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011.
Апелляционный суд отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости указания в резолютивной части решения даты, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В силу положения статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Принимая во внимание приведенные выше положения процессуального закона, а также порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, определенный в Законе об оценочной деятельности, обязанность по исполнению настоящего решения возникает у ответчиков в силу прямого указания закона. При этом внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о новой кадастровой стоимости земельного участка осуществляются с момента вступления в законную решения суда, которым она установлена. С этого момента рыночная стоимость получает статус кадастровой и должна применяться в новом, измененном виде. Изменение кадастровой стоимости направлено на будущее время. Во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость, ее новый, определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "17" сентября 2014 года по делу N А74-4283/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-4283/2014
Истец: Скамароха Лаурика Анатольевна
Ответчик: Управление Росреестра по РХ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Скамароха Лаурика Анатольевна в лице Кузьминой Натальи Сергеевны, Кузьмина Наталья Сергеевна, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Хакасия