Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 мая 2015 г. N Ф09-2374/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
19 января 2015 г. |
Дело N А50-14222/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грибиниченко О. Г.,
судей Варакса Н. В., Цодиковича В. М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О. И.,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Волковой Асии Фазыловны (ОГРНИП 309590418100061, ИНН 590308808017): Коржова Е. С., паспорт, доверенность от 09.06.2014;
от заинтересованного лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми (ОГРН 1115902013061, ИНН 5902293820): Зелененко И. Е., удостоверение, доверенность от 29.12.2014;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 октября 2014 года по делу N А50-14222/2014,
принятое судьей Алексеевым А. Е.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Волковой Асии Фазыловны
к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми
об оспаривании ненормативного правового акта в части,
установил:
индивидуальный предприниматель Волкова Асия Фазыловна (далее - заявитель, ИП Волкова А. Ф.) обратилась в арбитражный суд с заявлением, содержащим следующие требования:
- признать градостроительный план земельного участка N RU90303000-00000000000140461, утвержденный 09.07.2014 распоряжением начальника Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - заинтересованное лицо, Департамент) СЭД-22-01-03-479 недействительным в части:
- указания в п. 2 - Особые условия использования территории: Историко-культурная зона "Губернская Пермь" 3-ГП Западная часть территории "Губернская Пермь" - территория с сохранившейся исторической планировкой (с отдельными нарушениями), разновременной застройкой, преимущественно советского периода, объектами культурного наследия различных периодов, в том числе 70-80х годов XX в, утверждена Постановлением Правительства Пермского края "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Перми, режимов использования земель, и градостроительных регламентов в границах данных зон" от 15.06.2007 N 119-П;
- указания в п. 2.1. критериев относящихся к западной части территории "Губернская Пермь";
- указания в подп. 2.2.2 - предельное количество этажей - 1 или предельная высота зданий, строений, сооружений в существующих габаритах;
- указания в подп. 2.2.3 - максимальный процент застройки в границах земельного участка в существующих габаритах;
- указания в подп. 2.2.4. Иные показатели: 3-ГП Западная часть территории "Губернская Пермь" - территория с сохранившейся исторической планировкой (с отдельными нарушениями), разновременной застройкой, преимущественно советского периода, объектами культурного наследия различных периодов, в том числе 70-80х годов XX в; Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ вести в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 15.06.2007 N 119-П "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Перми, режимов использования земель, и градостроительных регламентов в границах данных зон" по согласованию с органами охраны объектов культурного наследия различных уровней, в зависимости от категории объекта культурного наследия.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.10.2014 (резолютивная часть решения объявлена 15.10.2014) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заинтересованное лицо указывает на то, что Департамент обеспечил подготовку и утверждение градостроительного плана в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства регионального развития РФ от 10.05.2011 N 207; каких-либо прав и законных интересов заявителя оспариваемым в части градостроительным планом не допущено, иного не доказано. Полагает, что Постановление N 62-П не отменяет зоны охраны объектов культурного наследия, установленные Постановлением N 119-П, а устанавливает данные зоны на иных территориях.
Представитель Департамента в судебном заседании на доводах жалобы настаивал.
Предприниматель с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, содержащиеся в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Революции, ул. Революции-шоссе Космонавтов (справа от автовокзала), кадастровый номер: 59:01:4411076:615, общей площадью 73,0 кв.м., а также 1-го нежилого здания, назначение: нежилое, общей площадью 71,9 кв.м., лит. А, адрес: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. Революции - шоссе Космонавтов (справа от автовокзала).
Предприниматель обратился в Департамент с заявлением от 16.06.2014 о подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка.
Выданный заявителю градостроительный план земельного участка NRU90303000-00000000000140461 в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4411076:615, площадью 0,0073 га, местоположением - г. Пермь, Свердловский район, ул. Революции - шоссе Космонавтов (справа от автовокзала), границы земельного участка согласно координатам на чертеже градостроительного плана, в частности, включает следующие условия:
- в п. 2 указаны Особые условия использования территории: Историко-культурная зона "Губернская Пермь" 3-ГП Западная часть территории "Губернская Пермь" - территория с сохранившейся исторической планировкой (с отдельными нарушениями), разновременной застройкой, преимущественно советского периода, объектами культурного наследия различных периодов, в том числе 70-80-х годов XX в, утверждена Постановлением Правительства Пермского края "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Перми, режимов использования земель, и градостроительных регламентов в границах данных зон" от 15.06.2007 N 119-П;
- в п. 2.1. указаны критерии, относящиеся к западной части территории "Губернская Пермь";
- в подп. 2.2.2 указано предельное количество этажей - 1 или предельная высота зданий, строений, сооружений в существующих габаритах;
- в подп. 2.2.3 указан максимальный процент застройки в границах земельного участка в существующих габаритах;
- в подп. 2.2.4. указаны иные показатели: 3-ГП Западная часть территории "Губернская Пермь" - территория с сохранившейся исторической планировкой (с отдельными нарушениями), разновременной застройкой, преимущественно советского периода, объектами культурного наследия различных периодов, в том числе 70-80-х годов XX в; Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ вести в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 15.06.2007 N 119-П "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Перми, режимов использования земель, и градостроительных регламентов в границах данных зон" по согласованию с органами охраны объектов культурного наследия различных уровней, в зависимости от категории объекта культурного наследия.
Полагая, что в описанной выше части указанный градостроительный план противоречит требованиям действующего законодательства, устанавливая необоснованные ограничения параметров планируемой реконструкции объекта недвижимости, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для внесения в градостроительный план земельного участка спорной информации.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а также в отзыве на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
В силу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) признается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Его подготовка выполняется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ).
В ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено указание в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые согласно ч. 1 ст. 38 данного Кодекса могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь (п. 1); минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (п. 2); предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений (п. 3); максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (п. 4); иные показатели (п. 5).
В подп. 2.2.1 - 2.2.4 Формы градостроительного плана, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка", закреплена возможность отражения в градостроительном плане земельного участка сведений градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки индивидуально для каждой территориальной зоны, с учетом особенностей ее расположения и развития. 6
В соответствии с п. 2.1 градостроительного плана земельный участок относится к категории разрешенного использования Ц-3 - зона деловой, обслуживающей и производственной активности при транспортных узлах.
Согласно решению Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми", для территориальной зоны Ц-3 преобладающая функция не устанавливается, установлены многочисленные виды разрешенного использования земельного участка.
Ограничения, установленные в п. 2, подп. 2.1, подп. 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4 оспариваемого градостроительного плана, указанный выше нормативный правовой акт, применительно к территориальной зоне Ц-3, не содержит.
Постановлением администрации города Перми N 1288 от 31.12.2013 "Об утверждении документации по планировке территорий в Ленинском, Мотовилихинском и Свердловском районах города Перми" утвержден проект планировки и межевания территории. Данный документ не содержит каких-либо ограничений относительно земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Революции, ул. Революции - шоссе Космонавтов (справа от автовокзала).
Из ответа Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников (объектов культурного наследия) ГКБУК "КЦОП" от 23.03.2013 N 30-И, куда заявитель обращался с просьбой разъяснить: относится ли земельный участок к зонам охраны объектов культурного наследия города Перми следует, что земельный участок расположен за границами кварталов, указанных для зоны регулирования Р1, попадает в прочую территорию, где градостроительные регламенты и режимы использования не установлены.
Более того, как верно указал суд, в связи с тем, что новый проект зон охраны был утвержден Постановлением Правительства Пермского края от 05.02.2014 N 62-п "Об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского и Свердловского районов г. Перми, ограниченной ул. Куйбышева, Революции, Попова, Пермской", то спорный земельный участок не входит в зону охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского и Свердловского районов г. Перми, ограниченной ул. Куйбышева, Революции, Попова, Пермской.
Соответствующие доводы апеллятора основаны на неверном толковании правовых норм.
При установленных обстоятельствах на основании имеющихся в деле доказательств и правовом регулировании, Департаментом не доказано наличие оснований для установления в выданном градостроительном плане ограничений в виде особых условий использования территории и произвольного ограничения параметров строительства (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).
Нарушение прав и законных интересов заявителя апелляционный суд усматривает в том, что предпринимателю без достаточных законных и фактических оснований внесением спорной информации в градостроительный план земельного участка устанавливаются необоснованные ограничения при эксплуатации земельного участка, в частности, ограничения параметров планируемой реконструкции объекта недвижимости.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает доказанной совокупность оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ, для признания оспариваемого градостроительного плана в соответствующей части недействительным.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заинтересованного лица не содержит.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 октября 2014 года по делу N А50-14222/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-14222/2014
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15 мая 2015 г. N Ф09-2374/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Волкова Асия Фазыловна
Ответчик: Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16420/14
15.05.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2374/15
19.01.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16420/14
17.10.2014 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-14222/14