г. Самара |
|
19 января 2015 г. |
Дело N А65-15883/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 12 января 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 19 января 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Валенсия плюс" - Халитов Р.Н., директор,
от Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - представитель не явился, извещен,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Хэрэкэт" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2014 по делу NА65-15883/2014 (судья Ситдиков Б.Ш.), принятое по заявлению Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Валенсия плюс" (ИНН 1659042220, ОГРН 1021603462320), г.Казань, общества с ограниченной ответственностью "Хэрэкэт" (ИНН 1659029540, ОГРН 1031628200053), г.Казань, об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик) об оспаривании решения и предписания.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
По мнению подателя жалобы судом неполностью исследованы обстоятельства дела, не учтено, что заявителем при предоставлении земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта, публичное информирование о предстоящем предоставлении земельного участка не производилось ни в одном печатном издании, в том числе, в официальных печатных изданиях "Казанские ведомости" и "Шахри Казан".
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Валенсия плюс" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции от антимонопольного органа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, которое удовлетворено судом апелляционной инстанции.
В судебное заседание 03.12.2014 представители Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "Хэрэкэт" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены.
Рассмотрение апелляционной жалобы отложено с 03.12.2014 на 12.01.2015.
О времени и месте нового судебного заседания лица, участвующие в деле, поставлены в известность определением об отложении судебного разбирательства.
Информация о принятии, отложении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Валенсия плюс" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "Хэрэкэт" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Республики Татарстан рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, дополнений, отзыва, выступлений представителя общества с ограниченной ответственностью "Валенсия плюс" суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на рассмотрение поступило обращение (N 1033/ж от 01.10.2013) по вопросу правомерности действий (бездействия) Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани при осуществлении передачи в аренду в порядке предварительного согласования ООО "Хэрэкэт" земельного участка с кадастровым номером 16:50:171673:15.
По итогам рассмотрения вышеуказанного обращения Татарстанским УФАС России возбуждено дело N 06-7/2014.
В ходе изучения представленных документов, комиссией Татарстанского УФАС России установлены следующие обстоятельства.
19.05.2009 г. ООО "Хэрэкэт" обратилось с письменным заявлением (исх.N 19/09) в адрес МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г.Казани" о предоставлении земельного участка под застройку площадью 500 кв.м. и для благоустройства 150 кв.м. по ул.Ново-Давликеевская, г.Казани.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 14.10.2010 года N 9339 предварительно согласовано выделение ООО "Хэрэкэт" земельного участка в аренду для размещения объекта по ул.Ново-Давликеевская.
В соответствии с пунктом 5.2 вышеуказанного постановления ООО "Хэрэкэт" обратилось в МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г.Казани" по вопросу специального согласования, разрешающего соответствующий вид использования на земельном участке для зоны Ж2.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 08.04.2011 года N 1705 изменен вид разрешенного использования на торговый объект: магазин розничной торговли (универсальный).
03.08.2011 г. принято постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 4222 "О предоставлении ООО "Хэрэкэт" земельного участка по ул.Ново-Давликеевская, г.Казани".
25.08.2011 г. между МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г.Казани" и ООО "Хэрэкэт" заключен договор аренды земельного участка N 15973 сроком до 02.08.2014 г.
18.07.2013 г. между ООО "Хэрэкэт" и ООО "Валенсия плюс" заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 15973 от 25.08.2011 г, согласно которому ООО "Валенсия плюс" получило право пользоваться земельным участком с кадастровым номером 16:50:171673:15.
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в период с 25.08.2011 г. по 26.11.2012 г. ООО "Хэрэкэт" на земельном участке, принадлежавшем на праве аренды ООО "Валенсия плюс" построено нежилое здание, что подтверждается следующим.
Договором купли-продажи N 1/2013 от 03.06.2013 г. ООО "Хэрэкэт" продало ООО "Валенсия плюс" нежилое здание, принадлежавшее ООО "Хэрэкэт" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (серийный номер 16-АМ 003278 от 26.11.2012 г.), выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 26 ноября 2012 года сделана запись регистрации N 16-16-01/426/2012-486.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 26.07.2013 г. серия 16-ан N 131471 на вышеуказанное нежилое здание и постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 7193 от 06.08.2013 г. между МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г.Казани" и ООО "Валенсия плюс" 22.08.2013 г. заключен договор купли-продажи N 18955, в соответствии с которым ООО "Валенсия плюс" получило в собственность земельный участок с кадастровым номером 16:50:171673:15, на котором расположено вышеуказанное нежилое здание.
Из анализа представленных Исполнительным комитетом муниципального образования г.Казани документов комиссия Татарстанского УФАС России установила, что Исполнительным комитетом муниципального образования г.Казани разрешение на строительство здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 16:50:171673:15 ООО "Хэрэкэт" и ООО "Валенсия плюс" не выдавалось. Следовательно, строительство указанного нежилого здания производилось без соответствующего разрешения. Вместе с тем Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани предоставил вышеуказанный земельный участок ООО "Хэрэкэт" в порядке предварительного согласования не проинформировала население о возможном или предстоящем предоставлении такого земельного участка для строительства.
04 июня 2014года Комиссий Татарстанского УФАС России вынесено решение по делу N 06-7/2014 о признании Исполнительного Комитета муниципального образования г.Казани нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:50:171673:15 в порядке предварительного согласования ООО "Хэрэкэт" без предварительного извещения о возможности предоставления таких земельных участков, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Предписанием от 03.06.2014 г. Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани предписано не позднее 40 дней с момента получения настоящего предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения Предписания) прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно:
1.1 отменить постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 14.10.2010 года N 9339 "О предварительном согласовании ООО "Хэрэкэт" места размещения объекта по ул.Ново-Давликеевская";
1.2. отменить постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 08.04.2011 года N 1705 "О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г.Казани от 14.10.2010 г. N 9339";
1.3. отменить постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 03.08.2011 г. N 4222 "О предоставлении ООО "Хэрэкэт" земельного участка по ул.Ново-Давликеевская, г.Казани";
1.4. расторгнуть договор аренды земельного участка с кадастровым номером 16:50:171673:15 N 15973 от 25.08.2011 г.;
1.5. расторгнуть договор от 18.07.2013 г. "О передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 15973 от25.08.2011 г", согласно которому ООО "Валенсия плюс" получило право пользоваться земельным участком с кадастровым номером 16:50:171673:15;
1.6. отменить постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 7193 от 06.08.2013 г. "О предоставлении ООО "Валенсия плюс" земельного участка по ул.Ново-Давликеевская".
1.7. расторгнуть договор N 18955 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 16:50:171673:15 от 22.08.2013 года;
1.8. вернуть согласно акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 16:50:171673:15, в муниципальную собственность.
О выполнении предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Заявитель, полагая, что вынесенные решение и предписание по делу N 06-7/2014 от 04 июня 2014года не соответствуют закону и нарушают его права, обратился с заявлением в суд.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Согласно ст. 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
B соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из материалов дела следует, что 19.05.2009 г. ООО "Хэрэкэт" обратилось с письменным заявлением (исх.N 19/09) в адрес МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г.Казани" о предоставлении земельного участка под застройку площадью 500 кв.м. и для благоустройства 150 кв.м. по ул.Ново-Давликеевская, г.Казани.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 14.10.2010 года N 9339 предварительно согласовано выделение ООО "Хэрэкэт" земельного участка в аренду для размещения объекта по ул.Ново-Давликеевская.
В соответствии с пунктом 5.2 вышеуказанного постановления ООО "Хэрэкэт" обратилось в МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г.Казани" по вопросу специального согласования, разрешающего соответствующий вид использования на земельном участке для зоны Ж2.
Исполнительный комитет муниципального образования города Казани постановлением от 08.04.2011 года N 1705 изменил вид разрешенного использования на торговый объект: магазин розничной торговли (универсальный).
03.08.2011 г. Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани принято постановление N 4222 "О предоставлении ООО "Хэрэкэт" земельного участка по ул.Ново-Давликеевская, г.Казани".
25.08.2011 г. между МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г.Казани" и ООО "Хэрэкэт" заключен договор аренды земельного участка N 15973 сроком до 02.08.2014 г.
18.07.2013 г. между ООО "Хэрэкэт" и ООО "Валенсия плюс" заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 15973 от 25.08.2011 г, согласно которому ООО "Валенсия плюс" получило право пользоваться земельным участком с кадастровым номером 16:50:171673:15.
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что в период с 25.08.2011 г. по 26.11.2012 г. ООО "Хэрэкэт" на земельном участке, принадлежавшем на праве аренды ООО "Валенсия плюс" построено нежилое здание, что подтверждается следующим.
Договором купли-продажи N 1/2013 от 03.06.2013 г. ООО "Хэрэкэт" продало ООО "Валенсия плюс" нежилое здание, принадлежавшее ООО "Хэрэкэт" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (серийный номер 16-АМ 003278 от 26.11.2012 г.), выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 26 ноября 2012 года сделана запись регистрации N 16-16-01/426/2012-486.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 26.07.2013 г. серия 16-ан N 131471 на вышеуказанное нежилое здание и постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани N 7193 от 06.08.2013 г. между МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета МО г.Казани" и ООО "Валенсия плюс" 22.08.2013 г. заключен договор купли-продажи N 18955, в соответствии с которым ООО "Валенсия плюс" получило в собственность земельный участок с кадастровым номером 16:50:171673:15 на котором расположено вышеуказанное нежилое здание.
По мнению поверяющих Исполнительным комитетом муниципального образования г.Казани разрешение на строительство здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 16:50:171673:15 ООО "Хэрэкэт" и ООО "Валенсия плюс" не выдавалось, строительство указанного нежилого здания производилось без соответствующего разрешения.
Однако, Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани предоставив вышеуказанный земельный участок ООО "Хэрэкэт" в порядке предварительного согласования не проинформировал население о возможном или предстоящем предоставлении такого земельного участка для строительства.
Согласно законодательству Российской Федерации гражданам и юридическим лицам для строительства на земельном участке объектов недвижимости требуется получение специального разрешения.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка (ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В то же время, частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.
Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду, безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.
Вопросы, связанные с порядком предоставления земельных участков для целей, связанных со строительством, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 11, 22 и 29 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и их предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Таким образом, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Одним из основных принципов земельного законодательства в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 1 ЗК РФ является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охрана земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов.
Между тем целями проведения торгов являются привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение органом местного самоуправления максимальной цены за объект торгов.
Поэтому в ситуации, когда на испрашиваемый земельный участок подано несколько заявок с предварительным согласованием места размещения объекта, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30 и 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Иной порядок предоставления земельных участков влечет за собой нарушение требований статьи 1 ЗК РФ.
Процедура выбора земельного участка предусматривает, в том числе, обязанность органов местного самоуправления городских или сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков предоставляется владеющими этой информацией лицами по запросу органа местного самоуправления бесплатно в установленный пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ срок.
Таким образом, ЗК РФ исходит из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения, несмотря на то, что они содержатся в неопубликованных для всеобщего сведения документах. После определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого подано заявление, пункт 3 статьи 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию. Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после предусмотренного законом публичного информирования населения.
Однако, при предоставлении Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта, публичное информирование о предстоящем предоставлении земельного участка не производилось ни в одном печатном издании в том числе, в официальных печатных изданиях "Казанские ведомости" и "Шахри Казан".
При этом Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани производится опубликование лишь самого постановления о предварительном согласовании места размещения объекта и акта выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта в еженедельнике "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани", что является, по существу не информированием населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и заинтересованных лиц - возможных претендентов на земельный участок, а фактическим его предоставлением конкретному хозяйствующему субъекту.
Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что до принятия постановлений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 14.10.2010 года N 9339 "О предварительном согласовании ООО "Хэрэкэт" места размещения объекта по ул.Ново-Давликеевская", информирование населения и потенциальных лиц заинтересованных о возможном предоставлении данных земельных участков Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани не проводилось.
Таким образом, при предоставлении Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани данных земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объекта для строительства, не соблюдены требования пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, и тем самым нарушен общий принцип справедливого, открытого и прозрачного предоставления земельных участков, закрепленный в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Тем самым, Исполнительный Комитет муниципального образования города Казани лишил заинтересованных лиц возможности заявить возражения против размещения конкретного объекта, а потенциально заинтересованных лиц возможности подать документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не подразумевают предоставления ему органом власти конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством наделения его имуществом и утверждением тарифов на оказание услуг, предоставляя ему преимущественное местоположение перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на том же рынке услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, создание дискриминационных условий.
Таким образом, в действиях Исполнительного комитета муниципального образования города Казани имеется нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:50:171673:15 в порядке предварительного согласования ООО "Хэрэкэт" без предварительного извещения о возможности предоставления таких земельных участков.
Однако, действующим законодательством предусмотрена определенная процедура и сроки обжалования ненормативным актов органов государственной власти и местного самоуправления.
Ответчиком в обжалуемом решении и вынесенном предписании фактически указано на несогласие с постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 14.10.2010 года N 9339 "О предварительном согласовании ООО "Хэрэкэт" места размещения объекта по ул.Ново-Давликеевская", что свидетельствует о попытке преодолеть установленную законом процедуру обжалования противоречащего, по мнению УФАС, действующему законодательству ненормативно-правового акта, сроки на обращение с заявлением об обжаловании которого, истекли.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил Обществу заявленные требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.09.2014 по делу N А65-15883/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-15883/2014
Истец: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ООО "Валенсия Плюс", ООО "Хэрэкэт"