19 января 2015 г. |
А39-466/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Гуськовой Д.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Захряпина Алексея Викторовича (г.Саранск)
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.06.2014
по делу N А39-466/2014,
принятое судьей Савочкиным В.Н.
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Захряпина Алексея Викторовича о признании незаконным решения администрации городского округа Саранск Республики Мордовия от 10.01.2014 N 29,
без участия лиц,
установил:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Захряпин Алексей Викторович (далее - Захряпин А.В., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 10.01.2014 N 29-исх решения администрации городского округа Саранск (далее - орган местного самоуправления, администрация г.Саранска) об отказе в предоставлении на праве собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 49 000 кв.м, расположенного в кадастровом квартале N 13:23:1202002, в 100 м по направлению на северо-запад от д. 41 по ул.Лесной в с.Макаровка городского округа Саранск на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления утвердить и выдать схему расположения обозначенного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.06.2014 Предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель Захряпин А.В. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В апелляционной жалобе Предприниматель указывает на то, что испрашиваемые органом местного самоуправления документы, которые обосновывают площадь обозначенного земельного участка, не входят в перечень, установленный пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в связи с чем у него отсутствует обязанность представлять таких документов.
Администрация г.Саранска отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского фермерского хозяйства Захряпин А.В. и администрация г.Саранска о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, законных представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 03.06.2013 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Захряпин А.В. обратился в администрацию г.Саранска с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 49 000 кв.м, расположенного в районе с.Макаровка, вдоль оврага, из состава земель заросших бурьяном, для ведения крестьянско-фермерского хозяйства.
Письмом от 26.06.2013 N 3923-исх администрация г.Саранска уведомила Захряпина А.В. об отказе в предоставлении на праве собственности земельного участка, сообщив, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в территориальной зоне ОТ2 (открытые природные пространства), где ни основным, ни вспомогательным, а также условно разрешенным видом разрешенного использовании, не предусматривается ведение крестьянско-фермерского хозяйства на отдельно сформированном земельном участке.
05.12.2013 Захряпин А.В. повторно обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении на праве собственности за плату земельного участка площадью 4,9 га, расположенного в районе с.Макаровка, вдоль оврага, из состава земель сельскохозяйственного назначения, заросших бурьяном, для осуществления деятельности фермерского хозяйства по разведению сельскохозяйственной птицы (гусей).
Письмом от 10.01.2014 N 29-исх администрация г.Саранска уведомила Захряпина А.В. о том, что в письме от 26.06.2013 N 3923-исх она разъяснила Предпринимателю основания для отказа в принятии положительного решения по его заявлению, а также пояснила, что градостроительной документацией формирование земельных участков для осуществления товарного сельскохозяйственного производства в с.Макаровка городского округа Саранск не предусмотрено.
Полагая, что такое решение органа местного самоуправления является незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Захряпин А.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 34, 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 30 Градостроительного кодекса Российской федерации, положениями Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и исходил из того, что орган местного самоуправления доказал законность своего решения.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регулируются Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в целях целью обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому (фермерскому) хозяйству право на получение земельного участка в собственность или в аренду для осуществления сельскохозяйственной деятельности на основании порядка, установленного специальным федеральным законом.
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон N 74-ФЗ) определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, которые представляют собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии; также фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
Согласно статье 11 Федерального закона N 74-ФЗ для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, действующим законодательством предусмотрено право крестьянским (фермерским) хозяйствам на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
При этом земельные участки должны предоставляться из земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 12 Федерального закона N 74-ФЗ регламентирует порядок предоставления земельных участков крестьянскому фермерскому хозяйству.
Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 74-ФЗ к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства.
Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 статьи 4 Федерального закона N 74-ФЗ, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" заявитель за свой счет обеспечивает выполнение работ в отношении испрашиваемого земельного участка, в результате которых готовятся документы, содержащие необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 статьи 4 Федерального закона N 74-ФЗ и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 статьи 4 Федерального закона N 74-ФЗ решения.
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Из анализа вышеприведенных правоположений следует, что лицу, обратившемуся в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении на праве аренды или праве собственности земельного участка для создания или расширения крестьянского (фермерского) хозяйства, необходимо не только указать цель, для которой он просит передать ему участки земли, но и доказать свою заинтересованность в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства.
Таким образом, при рассмотрении заявления Захряпина А.В. о предоставлении на праве собственности за плату земельного участка площадью 49 000 кв.м, расположенного в районе с.Макаровка, вдоль оврага, из состава земель заросших бурьяном, для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, администрации г.Саранска надлежало проверить соответствие заявления требованиям статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ и исследовать вопрос о доказанности Предпринимателем своей заинтересованности в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства.
Из материалов дела следует, что повторно Захряпин А.В. обратился в администрацию г.Саранска с заявлением от 05.12.2013 о предоставлении на праве собственности за плату земельного участка площадью 4,9 га для осуществления деятельности фермерского хозяйства по разведению сельскохозяйственной птицы (гусей).
В заявлении Предприниматель указал, что испрашиваемый земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, заросший бурьяном, расположен в районе с.Макаровка, вдоль оврага; приложив схему испрашиваемого участка.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Приведенная правовая эта норма связывает оценку обоснованности испрашиваемого размера земельных участков с числом членов фермерского хозяйства, а не количеством работников, привлекаемых по трудовому договору.
В обоснование заявленной площади земельного участка в 49 000 кв.м Предприниматель сослался на предположительное разведение сельскохозяйственной птицы (гусей), пояснив, что рядом с испрашиваемым земельном участком, крестьянское (фермерское) хозяйство ведет строительство помещения птичника. Однако документы, подтверждающие строительство птичника, Захряпин А.В. ни в администрацию г.Саранска, ни в суд не представил.
Более того, в обоснование размера испрашиваемого земельного участка Предприниматель не представил сведения о наличии техники для обработки испрашиваемого земельного участка либо принятие мер для обеспечения техникой крестьянского (фермерского) хозяйства в будущем (копия договора возмездного оказания услуг от 25.11.2013, заключенного с ООО "Нива"); сведения о количественных и качественных показателях планируемого вида деятельности (численности планируемой к разведению птицы и необходимые расчеты).
Довод Предпринимателя о том, что в заявлении он указал конкретный вид планируемой сельскохозяйственной деятельности, недостаточен для обоснования необходимости земельного участка площадью 49 000 кв.м, поскольку обоснование размера земельного участка производится не для целей его формирования, а для оценки соразмерности истребуемого земельного участка материально-техническим и трудовым активам крестьянского фермерского хозяйства.
Как установил суд первой инстанции в ходе рассмотрения настоящего дела, согласно выкопировке из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки п.Озерный, п.Пушкино, п.Добровольный, с.Макаровка, р.п.Луховка, с.Куликовка, с.Горяйновка, д.Танеевка, с.Грибоедово, д.Ивановка, с.Напольная Тавла, с.Зыково, с.Монастырское, д.Полянки, как частей городского округа Саранск, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Саранск от 21.10.2010 N 613, часть испрашиваемого земельного участка расположена в зоне СХ2 (сельскохозяйственные угодья), а часть - в территориальной зоне ОТ2 (открытые природные пространства), где ни основным, ни вспомогательным, а также условно разрешенным видом разрешенного использования не предусматривается ведение крестьянского фермерского хозяйства.
Пунктом 51.3. Правил землепользования установлено, что зона ОТ2 (открытые природные пространства) включает не занятые застройкой или неудобные для застройки и сельскохозяйственной деятельности территории, в том числе - овраги, приречные территории, которые могут использоваться для самодеятельного отдыха (пикники, пешие, велосипедные и лыжные прогулки).
Основные виды разрешенного использования:
- самодеятельная рекреация без специального обустройства (массовые игры, пешие, лыжные и велосипедные прогулки).
Вспомогательные виды разрешенного использования:
- в прибрежной полосе - благоустройство пляжей с оборудованием туалетов и кабин для переодевания.
Условно разрешенные виды использования:
- специально оборудованные места для проведения массовых пикников.
В силу части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Довод Предпринимателя о том, что он испрашивал земельный участок, расположенный в зоне СХ2 (сельскохозяйственные угодья) и изображенный на представленных в орган местного самоуправления схемах, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения требований, поскольку данные схемы не идентичны. Изображенные на них земельные участки имеют различную конфигурацию и местоположение на карте градостроительного зонирования.
Кроме того, неуказание Предпринимателем в своих обращениях номера кадастрового квартала, в котором расположен испрашиваемый земельный участок, затрудняет действия органа местного самоуправления индивидуализировать его, поскольку схема расположения земельного участка по адресу "местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на северо-запад. Адрес ориентира: Республика Мордовия, г.о.Саранск, с.Макаровка, ул.Лесная, д. 41. Кадастровый квартал -13:23:1202002" изготовлена после получения предпринимателем решения администрации г.Саранска от 10.01.2014 N 29.
Следовательно, указание Захряпиным А.В. в заявлении в арбитражный суд номера кадастрового квартала, в границах которого расположен испрашиваемый земельный участок, не имеет правового значения для оценки решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении на праве собственности обозначенного земельного участка.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к верному заключению о том, что у органа местного самоуправления имелись основания для принятия отрицательного решения по заявлению Захряпина А.В., который не обосновал необходимость предоставления земельного участка испрашиваемой площади и не приложил к заявлению всех необходимых документов, в том числе, позволяющих однозначно идентифицировать местоположение испрашиваемого земельного участка.
Изложенное в письме от 10.01.2014 N 29-исх решение администрации г.Саранска соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону N 74-ФЗ и не нарушает права и законные интересы Предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия законно и обоснованно отказал Захряпину А.В. в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено
Апелляционная жалоба Предпринимателя признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными, не усматривает и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.06.2014 по делу N А39-466/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.06.2014 по делу N А39-466/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Захряпина Алексея Викторовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-466/2014
Истец: Глава Кфх Захряпин Алексей Викторович
Ответчик: Администрация городского округа Саранск