г. Санкт-Петербург |
|
22 января 2015 г. |
Дело N А56-60871/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания А. В. Бебишевой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30421/2014) ООО Финансовый и организационный консалтинг на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2014 по делу N А56-60871/2014 (судья О. В. Клиницкая), принятое по иску ООО Финансовый и организационный консалтинг
к Администрации Лужского городского поселения Лужского муниципального района
о взыскании 791 942 руб. 08 коп. задолженности, неустойки
при участии:
от истца: Ежов А. Н. (доверенность от 23.12.2014 N 79)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Финансовый и организационный консалтинг" (ОГРН 1027739800868, место нахождения: 111024, г. Москва, шоссе Энтузиастов, 5, стр. 3; далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации Лужского городского поселения Лужского муниципального района (место нахождения: 188230, Ленинградская обл., г. Луга, пр. Кирова, д. 73; далее - Администрация, ответчик) о взыскании 791 942 руб. 08 коп., в том числе 774 200 руб. задолженности по муниципальному контракту от 06.07.2009 N К10АГ 06.07.09 0059, 17 742 руб. 08 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 07.06.2014 по 15.09.2014, процентов за пользование чужими денежными средствами с 16.09.2014 по день фактического взыскания основного долга, из расчета 177 руб. 42 коп. в день, а также 18 838 руб. 84 коп. расходов на оплату государственной пошлины.
Определением от 07.11.2014 производство по делу прекращено в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит определение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что ответчик в отношениях по заключению и исполнению муниципального контракта действовал не от своего имени (как юридическое лицо), а от имени публично-правового образования, представителем которого он является: в данном случае - представителем муниципального образования "Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области". Таким образом, стороной Муниципального контракта является муниципальное образование "Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области", а не Администрация. Исключение Администрации из Единого государственного реестра юридических лиц не влияет на правоотношения, возникшие между сторонами муниципального контракта. Указав в исковом заявлении Администрацию в качестве ответчика, общество исходило из устойчивой судебно-арбитражной практики и того обстоятельства, что данный орган местного самоуправления является процессуальным представителем публично-правового (муниципального) образования в силу возложенных на него полномочий. Таким образом, надлежащим ответчиком является не орган местного самоуправления, а само муниципальное образование. Суд обязан был произвести замену ненадлежащего ответчика в предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке, определив в этом качестве само муниципальное образование "Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области".
Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явился. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие ответчика, поскольку он извещен надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без его участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность определения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения общества в суд с иском явилось наличие у ответчика задолженности по муниципальному контракту от 06.07.2009 N К10АГ 06.07.09 0059, заключенному между обществом и Администрацией.
Суд, установив, что Администрация по состоянию на 07.11.2014 прекратила свою деятельность в связи ликвидацией юридического лица по решению уполномоченного органа, о чем 30.10.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись, прекратил производство по делу в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Апелляционная инстанция считает, что определение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившего в силу с 01.01.2014, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени муниципального образования муниципальным заказчиком для обеспечения муниципальных нужд.
В пункте 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) дается понятие государственного или муниципального контракта, как договора, заключенного органом государственной власти или органом местного самоуправления от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими или юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренн
Согласно статье 746 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком - юридическое лицо или гражданин.
Поскольку при заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные (муниципальные) заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования, то на основании статей 125, 126 ГК РФ должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование.
Таким образом, стороной муниципального контракта является муниципальное образование "Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области", а не Администрация.
В свою очередь, Администрация при заключении и исполнении муниципального контракта являлась лишь представителем муниципального образования "Лужское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области", осуществлявшим функции заказчика в силу наличия актов, определивших статус этого органа местного самоуправления.
При таких обстоятельства, факт ликвидации Администрации не повлек прекращения правоотношений по муниципальному контракту (правоотношений между муниципальным образованием и обществом), и не имеет соответствующих процессуальных последствий, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В данном случае положения пункта 5 части 1 статьи 150 АПК РФ не подлежат применению в отношении Администрации, поскольку она является органом местного самоуправления, а не организацией.
В отличие от организации (коммерческой или некоммерческой), орган местного самоуправления является правовым субъектом, действующим не от своего имени, а от имени публично-правового образования (муниципального образования), в силу чего сам по себе не является лицом (юридическим), поскольку не соответствует признакам юридического лица, установленным статьей 48 ГК РФ.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N23) указано, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи названного Кодекса.
При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу (абзац 2 пункта 1 постановления N 23).
Таким образом, факт исключения Администрации из Единого государственного реестра юридических лиц, равно как и причина такого исключения, не влияет на правоотношения, возникшие между сторонами муниципального контракта, и на их процессуальное положение.
В данном случае суд, установив факт ликвидации Администрации, должен был выяснить, какой орган на основании статьи 158 БК РФ как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности прекращении производства по делу, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене с направлением вопроса на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2014 по делу N А56-60871/2014 отменить.
Направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-60871/2014
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 марта 2016 г. N Ф07-4161/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО Финансовый и организационный консалтинг
Ответчик: Администрация Лужского городского поселения Лужского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4161/15
27.11.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-25364/15
27.08.2015 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-60871/14
22.01.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30421/14
07.11.2014 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-60871/14