г. Саратов |
|
20 января 2015 г. |
Дело N А12-31397/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Кузьмичева С.А., Цуцковой М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калинкиной К.Н.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Волгоградоблэлектросбыт" Вовченко А.П., действующего по доверенности от 12.12.2014 N 38,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волгоградоблэлектросбыт"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2014 года по делу N А12-31397/2014 (судья Маслова И.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волгоградоблэлектросбыт" (400075, г. Волгоград, ул. Шопена, д. 13, ОГРН 1043400260364, ИНН 3443062227)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787),
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ахтуба" (404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Дорожная, д. 7 "А", оф. 28, ОГРН 1083454001620, ИНН 3428989120),
о признании недействительным предписания от 22.07.2014 N 1061,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Волгоградоблэлектросбыт" (далее - ООО "Волгоградоблэлектросбыт", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган) от 22.07.2014 N 1061.
Решением суда первой инстанции от 24 октября 2014 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
ООО "Волгоградоблэлектросбыт" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Инспекция, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ахтуба" (далее - ООО "УК "Ахтуба") явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела, на основании приказа заместителя руководителя инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Битюковой Н.В. от 04.06.2014 N 1061 с целью проверки правильности порядка расчета размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение на общедомовые нужды" в отношении многоквартирного дома по адресу: Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. МКР, д. 15, за период с сентября 2012 года по декабрь 2012 года в период с 25.06.2014 по 22.07.2014 проведена внеплановая документарная проверка ООО "Волгоградоблэлектросбыт", по результатам которой составлен акт проверки от 22.07.2014 N 1061.
В ходе проверки административный орган установил, что в соответствии с пунктом 2 постановления администрации городского поселения р.п. Средняя Ахтуба Среднеахтубинского района Волгоградской области от 31.12.2010 N 228 "Об утверждении заключений Межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений жилищного фонда городского поселения р. п. Средняя Ахтуба установленным требованиям, признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от 16.12.2010", многоквартирный дом по адресу: Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. МКР, д. 15, признан аварийным и подлежащим сносу.
По результатам проверки инспекция пришла к выводу, что начисление потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. МКР, д. 15, платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды, производится ООО "Волгоградоблэлектросбыт" на основании показаний общедомового прибора учета электрической энергии при отсутствии правовых оснований для их использования, что является нарушением требований части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ), пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
22.07.2014 административным органом обществу выдано предписание N 1061 об устранении выявленных нарушений, согласно которому ООО "Волгоградоблэлектросбыт" надлежит в срок до 18.09.2014 произвести потребителям, проживающим в многоквартирном доме по адресу: Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. МКР, д. 15, перерасчет платы за электроснабжение на общедомовые нужды за период с сентября 2012 года по декабрь 2012 года, исходя из норматива потребления электрической энергии.
ООО "Волгоградоблэлектросбыт", полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции указал, что поскольку многоквартирный дом по адресу: Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. МКР, д. 15, признан аварийным и подлежащим сносу, в силу части 1 статьи 13 Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ при расчете платы за электроснабжение на общедомовые нужды показания общедомового прибора учета применению не подлежат, расчет необходимо производить исходя из утвержденных нормативов потребления.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность граждан и организаций обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно пункту 44 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, в силу изложенных норм в случае оборудования многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета размер платы за коммунальную услугу (кроме коммунальной услуги по отоплению) подлежит расчету исходя из фактически потребленного коммунального ресурса на основании показаний такого прибора учета.
Указанный порядок расчета оплаты коммунального ресурса в силу данной нормы права не зависит от того, является ли многоквартирный дом аварийным.
Пункт 10 приложения N 2 "Расчет размера платы за коммунальные услуги" к Правилам предоставления коммунальных услуг не содержит каких-либо ограничений применения формулы 10 при расчете платы за коммунальные услуги, поставленные в оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирные дома, признанные аварийными, ветхими и подлежащими сносу.
Вывод суда первой инстанции о том, что согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ признание спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу влечет невозможность использования для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, суд апелляционной инстанции считает необоснованным.
Указанная приведенная выше правовая норма не налагает запрета на учет потребляемых энергетических ресурсов с применением приборов учета, установленных на таких объектах, не устанавливает запрета на установку общедомовых приборов учета в таких домах, а лишь освобождает собственников помещений аварийных многоквартирных домов от обязанности устанавливать общедомовые приборы учеты, оставляя этот вопрос на их усмотрение.
При указанных обстоятельствах расчет размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение на общедомовые нужды" в отношении многоквартирного дома по адресу: Волгоградская область, р.п. Средняя Ахтуба, ул. МКР, д. 15, обоснованно осуществлялся ООО "Волгоградоблэлектросбыт" на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, в связи с чем оснований для перерасчета платы за электроснабжение на общедомовые нужды не имеется.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных ООО "Волгоградоблэлектросбыт" требований.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2014 года по делу N А12-31397/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт, которым признать недействительным предписание инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 22.07.2014 N 1061, выданное обществу с ограниченной ответственностью "Волгоградоблэлектросбыт", как несоответствующее требованиям части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-31397/2014
Истец: ООО "ВОЛГОГРАДОБЛЭЛЕКТРОСБЫТ"
Ответчик: инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области
Третье лицо: ООО "УК "Ахтуба", ООО "Управляющая компания "Ахтуба"