г. Москва |
|
20 января 2015 г. |
Дело N А41-69397/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Коротковой Е.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "АВИАВТОРРЕСУРС": Самошкин С.В. - директор в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ N 16074 от 18.12.14; Скуратова Е.А. по доверенности от 09.12.14; Арутюнян Ш.Ш. по доверенности от 09.12.14;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Хомякова В.М. по доверенности N ЕП/08-2913 от 30.04.14;
от открытого акционерного общества "Мячковские авиационные услуги": Голышкин В.Н. по доверенности от 29.09.14; Трусов К.А. по доверенности от 05.04.14;
от федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий": Топика О.Н. по доверенности N 230 от 24.12.14; Алеева А.Н. по доверенности N 229 от 24.12.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АВИАВТОРРЕСУРС" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2014 года по делу N А41-69397/13, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АВИАВТОРРЕСУРС" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Мячковские авиационные услуги", федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий", администрация Раменского муниципального района Московской области, о признании незаконным бездействия, обязании принять решение о предоставлении земельных участков в собственность и подготовить проект договора купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "АВИАВТОРРЕСУРС" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Раменского муниципального района Московской области и Комитету по управлению имуществом Раменского муниципального района Московской области о:
- признать незаконным, противоречащим статье 3.1. Федерального закона от 25.10.01 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и ст. 36 2 Земельного кодекса РФ решение администрации Раменского муниципального района об отказе в предоставлении в собственность земельных участков с общей площадью 1 590 кв.м., 4 350 кв.м., 1 400 кв.м., 1 400 кв.м., 1 153 кв.м., с кадастровыми номерами соответственно: 50:23:0030131:901, 50:23:0030131:917, 50:23:0030131:902, 50:23:0030131:900, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, с. Верхнее Мячково, аэропорт "Мячково";
- обязать администрацию Раменского муниципального района принять решение о предоставлении ООО "АВИАВТОРРЕСУРС" в собственность за плату земельные участки общей площадью 1 590 кв.м., 4 350 кв.м., 1 400 кв.м., 1 400 кв.м., 1 153 кв.м., с кадастровыми номерами соответственно: 50:23:0030131:901, 50:23:0030131:917, 50:23:0030131:902, 50:23:0030131:900, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, с. Верхнее Мячково, аэропорт "Мячково";
- обязать администрацию Раменского муниципального района в месячный срок с момента принятия указанного решения подготовить и направить в адрес Общества проекты договоров купли-продажи спорных земельных участков с условиями выкупа по цене, действовавшей до 01.07.12 года (т. 1, л.д. 4-7).
Определением Арбитражного суда Московской области от 26 декабря 2013 года указанное заявление было принято к производству за N А41-69397/13 (т. 1, л.д. 1).
Также ООО "АВИАВТОРРЕСУРС" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества) в Московской области о:
- признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Московской области, выразившегося в непринятии в установленный ст. 36 Земельного кодекса РФ срок решения о предоставлении в собственность за плату земельных участков с общей площадью 1 590 кв.м., 4 350 кв.м., 1 400 кв.м., 1 400 кв.м., 1 153 кв.м., с кадастровыми номерами соответственно: 50:23:0030131:901, 50:23:0030131:917, 50:23:0030131:902, 50:23:0030131:900, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, с. Верхнее Мячково, аэропорт "Мячково";
- обязать ТУ Росимущества в Московской области направить в адрес ООО "АВИАВТОРРЕСУРС" проект договоров купли-продажи земельных участков с общей площадью 1 590 кв.м., 4 350 кв.м., 1 400 кв.м., 1 400 кв.м., 1 153 кв.м., с кадастровыми номерами соответственно: 50:23:0030131:901, 50:23:0030131:917, 50:23:0030131:902, 50:23:0030131:900, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, с. Верхнее Мячково, аэропорт "Мячково", с предложением заключить такие договоры (т. 3, л.д. 3-5).
Определением Арбитражного суда Московской области от 15 января 2014 года на основании названного заявления было возбуждено производство по делу N А41-69401/13 (т. 3, л.д. 1).
Определением Арбитражного суда Московской области от 27 января 2014 года к участию в деле N А41-69397/13 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены ТУ Росимущества в Московской области и открытое акционерное общество (ОАО) "Мячковские авиационные услуги" (т. 1, л.д. 100).
Определением Арбитражного суда Московской области от 06 февраля 2014 года производство по делам N А41-69397/13 и N А41-69401/13 было объединено в одно производство, объединенному делу был присвоен N А41-69397/13 (т. 3, л.д. 89-90).
Определением Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий" (т. 3, л.д. 138).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ООО "АВИАВТОРРЕСУРС" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, отказавшись от требований к администрации Раменского муниципального района Московской области (т. 4, л.д. 145).
Определением Арбитражного суда Московской области от 21 октября 2014 года производство по делу N А41-69397/13 было прекращено в части требований к администрации Раменского муниципального района Московской области и Комитету по управлению имуществом администрации Раменского муниципального района Московской области (т. 4, л.д. 148).
Протокольным определением Арбитражного суда Московской области от 21 октября 2014 года администрация Раменского муниципального района Московской области была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (т. 4, л.д. 145-146).
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2014 года заявленные требования были удовлетворены частично, было признано незаконным бездействие ТУ Росимущества в Московской области, выразившееся в не рассмотрении в установленный законом срок обращений ООО "АВИАВТОРРЕСУРС" от 28.10.13 о предоставлении в собственность в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0030131:901, 50:23:0030131:917, 50:23:0030131:902, 50:23:0030131:900, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано (т. 4, л.д. 151-155).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "АВИАВТОРРЕСУРС" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требования об обязании ТУ Росимущества в Московской области направить в адрес ООО "АВИАВТОРРЕСУРС" проект договоров купли-продажи земельных участков, указывая на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение норм процессуального права (т. 5, л.д. 2-8).
В судебном заседании апелляционного суда представители ООО "АВИАВТОРРЕСУРС" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представители ТУ Росимущества в Московской области, ОАО "Мячковские авиационные услуги" и ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий" возражали против доводов заявителя апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя администрации Раменского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле не заявлены возражения в пересмотре судебного акта в обжалуемой части, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в части отказа в удовлетворении требования об обязании ТУ Росимущества в Московской области направить в адрес ООО "АВИАВТОРРЕСУРС" проект договоров купли-продажи земельных участков с общей площадью 1 590 кв.м., 4 350 кв.м., 1 400 кв.м., 1 400 кв.м., 1 153 кв.м., с кадастровыми номерами соответственно: 50:23:0030131:901, 50:23:0030131:917, 50:23:0030131:902, 50:23:0030131:900, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, с. Верхнее Мячково, аэропорт "Мячково", с предложением заключить такие договоры.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Как следует из материалов дела, ООО "АВИАВТОРРЕСУРС" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: Московская область, Раменский район, Островецкий с/о, аэропорт "Мячково", на земельных участках с кадастровыми номерами 50:23:0030131:901, 50:23:0030131:917, 50:23:0030131:902, 50:23:0030131:900:
- нежилое здание - служебное помещение бухгалтерии, общей площадью 108,6 кв.м., инвентарный номер 33750, литер Б, условный номер 50:23:24:00914:008;
- нежилое здание электрослужбы, общей площадью 118,3 кв.м., инвентарный номер 71-34968, литер Б, условный номер 50:23:0030126:1452;
- нежилое здание - методический класс, общей площадью 111 кв.м., инвентарный номер 33748, литер Б, условный номер 50:23:24:00914:009;
- здание 1-этажное наземных служб, назначение объекта - объекты воздушного транспорта, общей площадью 159,5 кв.м., инвентарный номер 28794, литер А, условный номер 50:23:24:00914:001;
- нежилое здание - склад-док АТБ, общей площадью 336,3 кв.м., инвентарный номер 71-34969, литер Б, условный номер 50:23:24:00914:016;
- нежилое здание - док на 2 самолета АН-2, общей площадью 905,2 кв.м., инвентарный номер 33745, литер Б, условный номер 50:23:24:00914:007;
- нежилое здание - помещение ремонтных мастерских, общей площадью 893,70 кв.м., инвентарный номер 33744, литер Б, условный номер 50:23:24:00914:006 (т. 3, л.д. 16, 19-22, 24, 26).
28.10.13 ООО "АВИАВТОРРЕСУРС", руководствуясь статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обратилось в ТУ Росимущества в Московской области с заявлениями исходящие номера 387, 388, 389 и 390, в которых просило рассмотреть вопрос о предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0030131:901, 50:23:0030131:917, 50:23:0030131:902, 50:23:0030131:900 в собственность (т. 3, л.д. 17-18, 23, 25, 27).
Указанные заявления были приняты ТУ Росимущества в Московской области 31.10.13, о чем имеется входящий штамп канцелярии Управления.
Поскольку в установленный законом срок ответа на вышеназванные заявления не поступило, ООО "АВИАВТОРРЕСУРС" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции указал, что заинтересованным лицом было допущено незаконное бездействие, однако устранить допущенные нарушения ТУ Росимущества в Московской области не обязал.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10.02.09 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, ООО "АВИАВТОРРЕСУРС" указало, что ТУ Росимущества в Московской области допустило незаконное бездействие при рассмотрении вопроса о предоставлении спорных земельных участков в собственность.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Факт нахождения на земельных участках с кадастровыми номерами 50:23:0030131:901, 50:23:0030131:917, 50:23:0030131:902, 50:23:0030131:900 имущества, принадлежащего на праве собственности ООО "АВИАВТОРРЕСУРС", подтвержден материалами дела и никем не оспаривается.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из пунктов 2 статей 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), субъекты Российской Федерации - земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, а органы местного самоуправления - земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, распоряжение каждым видом собственности осуществляется соответствующим органом власти, не допускается распоряжение собственностью, относящейся к иному уровню, чем уровень орган власти.
Согласно уведомлениям Управления Росреестра по Московской области от 17.01.14 сведения о зарегистрированных правах на спорные земельные участки отсутствуют (т. 3, л.д. 45, 46, 50, 51, 53, 55).
Вместе с тем, в пункте 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Кодексом и федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закреплено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Таким образом, с момента вступления в силу изменений Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми данный Федеральный закон был дополнен статьей 3.1, а именно с 01.07.06, земельные участки, отвечающие критериям, указанным в названной статье, считаются отнесенными к тому или ином уровню собственности в силу прямого указания Закона.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в нем лицами, спорные земельные участки были образованы из земельного участка общей площадью 128,35 га, находившегося на праве постоянного (бессрочного) пользования у государственного предприятия "Мячковский объединенный авиаотряд" (т. 3, л.д. 11, 56, 58-60).
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что собственником спорных земельных участков является Российская Федерация, следовательно, ТУ Росимущества в Московской области является компетентным органом, осуществляющим функции собственника по распоряжению спорным имуществом.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.05 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Как указывалось выше, заявления о предоставлении земельных участков с с кадастровыми номерами 50:23:0030131:901, 50:23:0030131:917, 50:23:0030131:902, 50:23:0030131:900 в собственность ООО "АВИАВТОРРЕСУРС" поступили в ТУ Росимущества в Московской области 31.10.13.
Таким образом, установленный законом срок для рассмотрения обращений ООО "АВИАВТОРРЕСУРС" истек 02.12.13 (с учетом выходных дней).
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанной нормы права ТУ Росимущества в Московской области не представлено доказательств рассмотрения заявлений ООО "АВИАВТОРРЕСУРС" и принятия по ним каких-либо решений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что со стороны заинтересованного лица было допущено бездействие, повлекшее нарушение прав и законных интересов заявителя.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
В нарушение названной нормы права суд первой инстанции признав незаконным бездействие ТУ Росимущества в Московской области, не обязал совершить определенные действия, в связи с чем решение суда подлежит изменению.
Учитывая изложенное, с целью восстановления нарушенных прав ООО "АВИАВТОРРЕСУРС" апелляционный суд полагает необходимым обязать ТУ Росимущества в Московской области рассмотреть заявления о предоставлении спорных земельных участков в собственность в установленном законом порядке.
Следует отметить, что возложение данной обязанности на компетентный орган не означает указание ему принять положительное решение по заявлению ООО "АВИАВТОРРЕСУРС", а лишь свидетельствует о необходимости соблюдения установленной законом процедуры рассмотрения такого заявления.
Требования ООО "АВИАВТОРРЕСУРС" об обязании ТУ Росимущества в Московской области подготовить проекты договоров купли-продажи и направить их заявителю подлежат отклонению, поскольку соответствующие заявления о предоставлении спорных земельных участков в собственность общества компетентным органом рассмотрены не было.
При изложенных обстоятельствах решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2014 года по делу N А41-69397/13 изменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконными бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, выразившееся в не рассмотрении в установленный законом срок обращений ООО "Авиавторресурс" от 28.10.13 о предоставлении в собственность в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0030131:901, 50:23:0030131:917, 50:23:0030131:902, 50:23:0030131:900 и обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области рассмотреть указанные обращения в установленном законом порядке.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области в пользу ООО "Авиавторресурс" сумму уплаченной государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
Е.Н. Короткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-69397/2013
Истец: АНО "Независимый центр экспертизы и оценки", ООО "Авиавторресурс"
Ответчик: ТУ ФАУГИ в Московской области
Третье лицо: ОАО "Мячковские авиационные услуги", ФГУП "ФТ -Центр", Администрация Раменского муниципального района, Комитет по управлению имуществом Раменского Муниципального раойона, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области