г. Саратов |
|
21 января 2015 г. |
Дело N А06-7000/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Козлова Виктора Васильевича (г. Астрахань)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 04 сентября 2014 года по делу N А06-7000/2014 (судья Колбаев Р.Р.)
по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул.Никольская, д. 9, ОГРН 1043000718200, ИНН 3015067349)
к арбитражному управляющему Козлову Виктору Васильевичу (г. Астрахань)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее - Управление Росреестра по Астраханской области, административный орган) с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Козлова Виктора Васильевича (далее - Козлов В.В., арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 04.09.2014 требования административного органа удовлетворены, Козлов В.В. привлечён к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 25 000 руб.
Неверное указание даты объявления резолютивной части и изготовления полного текса решения в решении Арбитражного суда от 04.09.2014 судом апелляционной инстанции расценивается как опечатка. В деле имеются протокол и резолютивная часть решения, датированные 03 сентября 2014 года, а согласно отчёту о публикации судебных актов в сети Интернет полный текст решения изготовлен 04 сентября 2014 года.
Арбитражный управляющий не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Управление Росреестра по Астраханской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О дате, времени и месте рассмотрения дела участники процесса извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 77 91103 9, N410031 77 91102 2. Информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 02 декабря 2014 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. Административным органом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что обжалованное решение подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Астраханской области от 26.08.2010 по делу N А06-701/2010 общество с ограниченной ответственностью "Волгострой" в лице филиала "Астраханский" (далее - ООО "Волгострой") признано несостоятельным (банкротом), открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждён Козлов В.В. (т.1 л.д.20-22).
18 июля 2014 года в результате исследования официального сайта Единого федерального реестра сведений о банкротстве (http://bankrot.fedresurs.ru) административным органом выявлено отсутствие какой-либо информации о проводимых в 2014 году собраний кредиторов ООО "Волгострой". Вместе с тем, 27 января 2014 года и 16 мая 2014 года в адрес Управления Росреестра по Астраханской области поступили уведомления о проведении 30 января 2014 года и 22 мая 2014 года собраний кредиторов должника.
Административным органом выявлено, что Козлов В.В., выполняя обязанности конкурсного управляющего ООО "Волгострой", не включил в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о предстоящих собраниях 30 января 2014 года и 22 мая 2014 года, а также о принятых собраниями решениях, чем допустил нарушения требований пункта 4 статьи 20.3, пункта 4 статьи 13, абзаца 10 пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
23 июля 2014 года по данному факту должностным лицом Управления Росреестра по Астраханской области составлен протокол об административном правонарушении N 00271214, действия Козлова В.В. квалифицированы по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ (т.1 л.д.8-10).
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины конкурсного управляющего, а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
Апелляционная коллегия считает решение подлежащим отмене, поскольку пришла к выводу о наличии процессуальных нарушений, допущенных Управлением Росреестра по Астраханской области при осуществлении производства по делу об административном правонарушении.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Из чего следует, что нарушение порядка составления протокола следует рассматривать как нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
В силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ одним из доказательств по делу об административном правонарушении является протокол об административном правонарушении. Составление протокола с нарушением установленного порядка исключает его из числа допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, которые предусмотрены частью 1 статьи 28.4, частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ.
Положения статьи 28.2 КоАП РФ содержат ряд гарантий защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. К таким гарантиям относятся участие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при составлении протокола, дача им объяснения по поводу вменяемого правонарушения, подписание протокола, право представить замечания по содержанию протокола.
Согласно части 5 статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен быть подписан лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку лицу, в отношении которого возбуждено дело.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" суду при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности следует проверять, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Представленные в дело документы свидетельствуют, что протокол об административном правонарушении от 23.07.2014 N 00271214 административным органом составлен без участия Козлова В.В. (т.1 л.д.8-10).
В апелляционной жалобе арбитражный управляющий указывает на отсутствие доказательств его извещения о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Административный орган в подтверждение факта уведомления арбитражного управляющего о дате, времени и месте составления протокола указал на н уведомление арбитражного управляющего телеграммой по адресу регистрации от 21.07.2014 2014 года, электронной почтой о необходимости явиться в Управление Росреестра по Астраханской области 23 июля 2014 года для составления протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ (т.1 л.д.15-17).
Суд первой инстанции пришёл к выводу, что административным органом приняты все необходимые меры, направленные на надлежащее уведомление арбитражного управляющего о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции считает не соответствующими материалам дела выводы административного органа, а также суда первой инстанции о том, что административным органом приняты все необходимые меры, направленные на надлежащее уведомление арбитражного управляющего о дате, месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, телеграмма о необходимости явки арбитражного управляющего на составление протокола направлялись арбитражному управляющему по адресу регистрации: г. Астрахань, ул. Румынская д.9/1 кв.3.
Указанная телеграмма, направленная 21 июля 2014 года, о необходимости явки 13 июля 2014 года в 15 часов для составления протокола вручена дежурной Галкиной Л.А. (т.1 л.д.17).
Согласно пункту 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 10, при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путём направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путём направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Согласно пункту 60 постановления Правительства РФ от 15.04.2005 N 222 "Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи" телеграммы, адресованные гражданам по месту их нахождения (жительства), должны вручаться лично адресату или (в его отсутствие) совершеннолетнему члену семьи. При этом телеграммы с отметками "уведомление телеграфом", "уведомление телеграфом срочное" и "заверенная" должны вручаться при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Козлов В.В. в апелляционной жалобе указывает, что Галкина Л.А. членом его семьи не является, он с указанным лицом не знаком и не уполномочивал его на получение корреспонденции. При указанных обстоятельствах телеграмма от 21.07.2014 достоверным доказательством получения извещения о составлении протокола признана быть не может.
Копия электронного письма от 21.07.2014 также не принимается апелляционной коллегий в качестве доказательства надлежащего уведомления арбитражного управляющего о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении (т.1 л.д.15). Извещение на составление протокола электронной почтой не исключается, однако, на административный орган возложена обязанность доказывания факта надлежащего извещения лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении о дате, времени и месте его составления. Из отчёта о доставке электронного письма от 21.07.2014 невозможно установить факт получения уведомления Козловым В.В., поскольку отчёт о доставке не свидетельствует о том, отправленный документ был прочитан, то есть о действительном получении арбитражным управляющим направленного уведомления. Козлов В.В. утверждает, что прочитал данное письмо уже после даты составления протокола. При таких противоречиях представленный отчёт о доставке достоверным доказательством получения извещения признан быть не может.
Учитывая годичный срок привлечения к ответственности по данной статье, у административного органа имелась возможность принять меры к извещению лица, привлекаемого к ответственности средствами, позволяющими увеличить вероятность получения отправления и получить достоверные доказательства извещения. Апелляционный суд считает, что протокол об административном правонарушении от 23.07.2014 составлен в отсутствие арбитражного управляющего, не извещённого надлежащим образом и месте и времени его составления, что является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, которое не позволило полно и всесторонне рассмотреть дело административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" существенные нарушения порядка привлечения к административной ответственности служат основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что привлечение к ответственности применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
При таких обстоятельствах, требования Управления Росреестра по Астраханской области о привлечении арбитражного управляющего Козлова В.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ х удовлетворению не подлежат. В связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 04.09.2014 по делу N А06-7000/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (г. Астрахань) о привлечении арбитражного управляющего Козлова Виктора Васильевича (г. Астрахань) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7000/2014
Истец: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области
Ответчик: Арбитражный управляющий Козлов В. В.
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-22153/13
25.02.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21889/13
21.01.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12289/14
28.10.2014 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9792/14
04.09.2014 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7000/14