г. Москва |
|
20 января 2015 г. |
Дело N А41-44447/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от истца - Шарапова Н.В., по доверенности от 14.01.2015,
от ответчиков - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Соломатиной Наталии Юрьевны на решение Арбитражного суда Московской области от 20 октября 2014 года по делу N А41-44447/14, принятое судьей Гриневой А.В., по исковому заявлению Соломатиной Наталии Юрьевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области о признании действий государственного органа незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Соломатина Н.Ю. обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области с требованиями:
- обязать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения, касающихся удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402,59 руб./кв.м. и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0020508:133, местоположение КП "Львовские озера" в районе дер. Львово сельского поселения Ярополецкое, Волоколамского района Московской области в размере 11 220 095 рублей;
- обязать Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0020508:133, местоположение КП "Львовские озера" в районе дер. Львово сельского поселения Ярополецкое, Волоколамского района Московской области в размере 1 039 261,80 рублей, рассчитанной на основании удельного показателя кадастровой стоимости в размере 222,54 руб./кв.м.
Решением от 20 октября 2014 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении исковых требований Соломатиной Н.Ю. отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, Соломатина Н.Ю. обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель истца указал, что земельный участок с кадастровым номером 50:07:0020508:133 образован путем объединения двух ранее существовавших смежных участков с кадастровыми номерами N 50:07:0000000:568 и N 50:07:0000000:569. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:07:0000000:568 и 50:07:0000000:569 исчислялась из расчета удельного показателя кадастровой стоимости, равного 222 рублям 54 копейкам. После объединения указанных смежных земельных участков в единый участок с кадастровым номером 50:07:0020508:133 удельный показатель кадастровой стоимости стал равен 2 402 рублям 59 копейкам, определенный на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 23.12.2009 N 121-PM. По мнению Соломатиной Н.Ю., поскольку принадлежащий ей на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:07:0020508:133 образован из смежных земельных участков с кадастровыми номерами 50:07:0000000:568 и 50:07:0000000:569, то для определения кадастровой стоимости образованного земельного участка необходимо было применить нормы пункта 2.1 Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка". Удельная кадастровая стоимость всех земельных участков, соседствующих с земельным участком Соломатиной Н.Ю. и входящих в состав Коттеджного поселка "Львовские озера" составляет 222 рубля 54 копейки. Удельная кадастровая стоимость ранее учтенных земельных участков с кадастровыми номерами 50:07:0000000:568 и 50:07:0000000:569, вошедших в состав земельного участка с кадастровым номером 50:07:0020508:133, так же составляла 222 рубля 54 копейки. Следовательно, по мнению заявителя, удельная кадастровая стоимость вновь образованного земельного участка должна была составить так же 222 рубля 54 копейки, а кадастровая стоимость всего земельного участка с кадастровым номером 50:07:0020508:133, соответственно, должна была равняться 1 039 261 рублю 80 копейкам. Также считает, что судом первой инстанции допущены процессуальные нарушения, выразившиеся в проведении судебного заседания без получения ответа на запрос суда о предоставлении сведений от ФГБУ "Кадастровая палата" Московской области о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:07:0000000:568 и 50:07:0000000:569, исключенных из реестра в связи с их объединением в единый участок с кадастровым номером 50:07:0020508:133.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Соломатина Н.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:07:0020508:133, площадью 4670 кв. м., местоположение КП "Львовские озера" в районе дер. Львово сельского поселения Ярополецкое, Волоколамского района Московской области, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Вышеуказанный земельный участок образован путем объединения двух ранее существовавших смежных участков с кадастровыми номерами 50:07:0000000:568 и 50:07:0000000:569.
В отношении образованного земельного участка в земельный кадастр внесены сведения о кадастровой стоимости нового земельного участка. Удельная кадастровая стоимость (руб./1 кв.м.) земли в пределах данного земельного участка определена в размере 2402,59 рублей.
Ранее, до объединения двух земельных участков, удельная кадастровая стоимость каждого составляла 222,54 руб./кв.м. После объединения земельных участков удельная кадастровая стоимость образованного земельного участка возросла более чем в 10 раз, истец, считая, кадастровую стоимость, содержащуюся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, недостоверной, обратился с исковым заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площадь земельного участка (статья 7 Закона N 221-ФЗ).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка является обязательным условием для его гражданского оборота.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
По смыслу вышеуказанных правовых норм следует, что кадастровая стоимость - это не что иное, как рыночная стоимость, учтенная для целей налогообложения.
Такой же позиции придерживается Конституционный суд Российской Федерации, который в своем Определении от 01.03.2011 N 275-0-0 указал, что в связи с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
Как верно отмечено судом первой инстанции, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Пунктами 1, 2, 4 названных Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Исходя из взаимосвязи положений пунктов 5, 8 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости, при этом в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении от 25.06.2013 N 10761, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области по состоянию на 01.01.2008; средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам по состоянию на 01.01.2008.
Средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель дачных объединений по Московской области составил 2402 рубля 59 копеек.
В соответствии с пунктом 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" применяется в части, не противоречащей Распоряжению от 23.12.2009 N 121-РМ.
Согласно материалам дела земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности, относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования установлен - для дачного строительства.
На основании указанного распоряжения ФГБУ "ФКП Росреестра" была установлена кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 11 220 095 рублей, удельный показатель кадастровой стоимости составил 2402 рубля 59 копеек.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы истца о том, что спорные данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:07:0020508:133 внесены в ГКН в связи с образованием нового земельного участка.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 10761/11, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. Как следует из Постановления Президиума ВАС РФ N 913/11, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как верно установлено судом первой инстанции в соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.12.2009 N 121-РМ признано утратившим силу, установлена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2013. Ранее действующее Распоряжение N 121-РМ от 23.11.2009 с учетом правовых последствий утратило силу с 01.01.2014.
Данную стоимость истец не оспаривал в суде первой инстанции.
Учитывая то, что кадастровая стоимость, установленная судом в размере рыночной, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу решения суда, удовлетворение требований истца об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости, повлечет в соответствии с вышеуказанными положениями закона и Постановлениями Президиума ВАС РФ обязанность органа кадастрового учета внести изменения в ГКН и исключить из него вновь установленную в ноябре 2013 года кадастровую стоимость, которая истцом не оспаривалась.
Довод жалобы о том, что поскольку принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 50:07:0020508:133 образован из ранее учтенных смежных земельных участков с кадастровыми номерами 50:07:0000000:568 и 50:07:0000000:569, удельная кадастровая стоимость которых составляла 222 рубля 54 копейки, то для определения кадастровой стоимости образованного земельного участка должна применяться также удельная кадастровая стоимость 222 рубля 54 копейки, а кадастровая стоимость всего земельного участка с кадастровым номером 50:07:0020508:133 соответственно должна была равняться 1 039 261 рублю 80 копейкам, апелляционный суд отклоняет, поскольку кадастровая стоимость в размере рыночной может быть определена только в отношении каждого конкретного земельного участка по результатам соответствующей экспертизы.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Соломатиной Н.Ю. не представлены доказательства нарушения ее прав и законных интересов, подлежащих судебной защите.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Соломатиной Н.Ю., считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 20.10.2014 по делу N А41-44447/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44447/2014
Истец: ИП Соломатина Наталья Юрьевна, Представитель ИП Соломатиной Н. Ю.
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Кадастровая палата" по Московской области
Третье лицо: ИП Соломатина Н. Ю., УФРС по МО, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области