г. Москва |
|
22 января 2015 г. |
Дело N А40-78512/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Попова В.И., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Берхамовой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания"
к Центральному управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1026200870321, ИНН 6227007322, 105064, ул. Старая Басманная, д. 11 а)
третье лицо: ОАО "РЖД"
о признании незаконными действий, предписания
при участии:
от заявителя: |
Баженова И.А. по доверенности от 18.12.2014; Степанов В.Н. по доверенности от 31.12.2014; |
от ответчика: |
Векшин В.В. по доверенности от 08.12.2014; Пожидаев К.В. по доверенности от 08.12.2014; |
от третьего лица: |
Фролов М.Е. по доверенности от 06.10.2014; Давыдов Д.А. по доверенности от 10.12.2014; Кокорев А.А. по доверенности от 25.03.2014; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г.Москвы от 12.09.2014 по делу N А40-78512/14 в удовлетворении заявленных требований закрытого акционерного общества "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" о признании незаконными действий должностных лиц Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - начальника отдела за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Пожидаева К.В. и главного государственного инспектора отдела государственного надзора за безопасностью движения, пожарной и промышленной безопасностью Касьяненко В.П. - выразившихся в результатах служебного расследования, зафиксированных в акте N АП-01 от 18.02.2014, о признании незаконным предписания Центрального управления государственного железнодорожного надзора N АП-01 от 18.02.2014, отказано.
Не согласившись с принятым решением, Обществом подана апелляционная жалоба в которых податель жалобы просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлено наличие основания, предусмотренного п.4 ч.4 ст. 270 АПК РФ для перехода к рассмотрению дела в соответствии с ч. 6.1 ст. 268 АПК РФ по правилам установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции - не привлечение к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - ОАО "РЖД", поскольку оспариваемое в рамках настоящего дела предписание выдано ОАО "РЖД" (л.д.45,т.1).
Руководствуясь пунктом 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Согласно абз. 1 п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании ч. 6(1) ст. 268 Кодекса, суд апелляционной инстанции выносит определение.
Определением от 11.12.2014 Девятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции и привлек участию в деле ОАО "РЖД" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении, просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ.
Рассмотрев в порядке ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" о признании незаконными действий должностных лиц Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - начальника отдела за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Пожидаева К.В. и главного государственного инспектора отдела государственного надзора за безопасностью движения, пожарной и промышленной безопасностью Касьяненко В.П. - выразившихся в результатах служебного расследования, зафиксированных в Акте N АП-01 от 18.02.2014, о признании незаконным предписания Центрального управления государственного железнодорожного надзора N АП-01 от 18.02.2014, судебная коллегия приходит к выводу. Что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Как усматривается из материалов дела, 12.02.2014 в 17 час. 57 мин. на пути не общего пользования ЗАО "РНПК", примыкающего к станции Стенькино-2 Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" произошло транспортное происшествие -после более двухсуточного отстоя, самопроизвольное передвижение (уход) 14 цистерн (7 цистерн груженые эфиром, 4 порожние цистерны для перевозки пропана, 1 порожняя цистерна для перевозки бензола, 2 порожние цистерны для перевозки серы) с пути необщего пользования N 201, принадлежащего ЗАО "РНПК", с последующим столкновением с 4 вагонами, стоящими на пути N 19, принадлежащими также ЗАО "РНПК", с последующим их сходом с железнодорожных рельс и возгоранием.
Должностными лицами Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 18.02.2014 составлен акт N АП-01.
На основании акта N АП-1 Центральным управлением государственного железнодорожного надзора вынесено предписание N АП-1 от 18.02.2014.
Полагая действия Центрального управления государственного железнодорожного надзора, выразившиеся в результатах проверки, зафиксированных в акте N АП-01, а также предписание незаконными, ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Транспортное происшествие на железнодорожном транспорте подлежит служебному расследованию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте", целью которого является выявление обстоятельств и причин нарушений требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте, оценка действий персонала и должностных лиц, действия (бездействия) которых привели или способствовали возникновению транспортного происшествия.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет, в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
На основании полученного сообщения о транспортном происшествии, в соответствии с п.п. 4 и 6.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, и приказа Минтранса России от 25.12.2006 N 163 "Об утверждении Положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий" руководителем Ространснадзора 12.02.2014 издано распоряжение N АК-40-р(фс) "О создании комиссии по служебному расследованию транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий". В связи с этим начальником Управления 13.02.2014 издано распоряжение N 22 о создании комиссии по служебному расследованию транспортного происшествия, которым утвержден состав комиссии.
Управлением проведено служебное расследование транспортного происшествия на пути не общего пользования ЗАО "РНПК", допущенного 12 февраля 2014 года с 13.02.2014 по 19.03.2014. По его результатам составлен Акт служебного расследования от 19.03.2014 N АП-3.
В период проведения служебного расследования на пути необщего пользования ЗАО "РНПК" 17.02.2014 повторно произошло транспортное происшествие, в результате которого допущен сход двух вагон-цистерн.
По факту данного транспортного происшествия, а также с учетом рассмотрения Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" в рамках проводимого служебного расследования, выявлены нарушения обязательных требований Федерального законодательства, обязательных требований правовых актов в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, при которых не обеспечивается безопасность движения и эксплуатация железнодорожного транспорта и создается риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, а именно:
- на железнодорожном пути необщего пользования ЗАО "РНПК" в нарушение требований п.2. ст. 20 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ, п. 3 Приложения 20 к Приложению 8 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Минтрансом России от 29.12.2010 N 286 (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2011 N 19627) отсутствует регламент переговоров при выполнении маневровой работы и операций по закреплению железнодорожного подвижного состава с указанием конкретных работников, выполняющих и докладывающих об этих операциях.
- ЗАО "РНПК" в нарушение требований п.2. ст. 20 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ, п. 1.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26 в редакции Приказов Минтранса РФ от 15 февраля 2008 и N 28 и от 04 мая 2009 г. N 72) внесены изменения без согласования с владельцем инфраструктуры и ознакомления причастных работников в раздел 4.3. "Наличие, хранение, клеймение тормозных башмаков" Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания", примыкающего к станции Стенькино II Московско-Рязанского региона Московской железной дороги (изменено количество тормозных башмаков и места их хранения).
- ЗАО "РНПК" в нарушение требований п.2. ст. 20 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ, п. 1.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26 в редакции Приказов Минтранса РФ от 15 февраля 2008 и N 28 и от 04 мая 2009 г. N 72) внесены изменения без согласования с владельцем инфраструктуры и ознакомления причастных работников в п.5.2. раздела 5. "Техника безопасности" Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на пути необщего пользования ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания", примыкающего к станции Стенькино II Московско-Рязанского региона Московской железной дороги (изменено расположение негабаритных мест).
- на железнодорожном пути необщего пользования ЗАО "РНПК" в нарушение требований п.2. ст. 20 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ, п.30 Приложения 11 к Приложению 8 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Минтрансом России от 29.12.2010 N 286 (зарегистрировано Минюстом России 28.01.2011 N 19627) нормы закрепления железнодорожного подвижного состава не соответствуют фактическому профилю пути.
Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции (далее - Положение) (утв. постановлением Правительства РФ от 9 июня 2010 г. N 409) определяет полномочия государственных транспортных инспекторов - должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции в области железнодорожного транспорта.
Пунктом 7 Положения установлено, что государственный транспортный инспектор независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан в случае возникновения угрозы или события, угрожающего безопасному функционированию транспортного комплекса, оказывать помощь в предотвращении либо прекращении нарушения требований к безопасности на транспорте.
Учитывая, что выявленные нарушения связаны с организацией перевозочного процесса, от которого зависит безопасность технологических перевозок, а в большей степени - жизнь и здоровье граждан, участвующих в данном процессе, начальник управления - главный государственный инспектор Госжелдорнадзора А.Н. Пасько, руководствовался подпунктами "н" и "п" пункта 4 Положения о полномочиях, а именно:
применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений субъектами транспортного комплекса требований в установленной сфере деятельности, а также меры, направленные па ликвидацию последствий указанных нарушений;
выдает юридическим и физическим лицам, должностным лицам в установленной сфере деятельности обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, в том числе о запрете эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры, запрете и приостановке движения транспортных средств, и проверяет их исполнение.
Учитывая приведенные нормы права, действия должностных лиц Управления в части выдачи акта от 18.02.2014 N АП-1 и предписания от 18.02.2014 N АП-1 не противоречат требованиям действующих нормативно-правовых актов.
Доводы ЗАО "РНПК" в части несоответствия содержания акта от 18.02.2014 N АП-1 требованиям законодательства не состоятельны.
Так, в соответствии с требованиями п.3 Приложения 20 к Приложению 8 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Минтрансом России от 29.12.2010 N 286 (зарегистрирован Минюстом России 28.01.2011 N 19627) для каждой железнодорожной станции с учетом местных особенностей в качестве приложения к станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования составляется подробный регламент переговоров при выполнении маневровой работы и операций по закреплению железнодорожного подвижного состава, с указанием конкретных работников, выполняющих и докладывающих об этих операциях.
Пунктом 1.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования (утв. приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 26: Зарег. в Минюсте РФ 19 июня 2003 г. Peг. N 4764) установлено, что в случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования не принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкает этот путь.
В инструкции указывается характеристика путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовая норма и длина состава (поезда), допускаемая к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования.
При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования или технологии его работы инструкция пересматривается в установленном порядке.
В случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования утверждается новая инструкция.
Регламент переговоров при выполнении маневровой работы, утв. Приказом ЗАО "РН-Транс" 17 января 2014 г. N РНТ-Р/П-01, введенный в действие 20 января 2014 г., на который ссылается ЗАО "РНПК" не может быть принят во внимание, поскольку ЗАО "РН-Транс" не является владельцем железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "РНПК", примыкающего к станции Стенькино-2 Московской железной дороги -филиала ОАО "РЖД" и не наделено полномочиями по разработке и утверждению Инструкций и приложений к ним.
Обращения ЗАО "РНПК" в адрес начальника станции Стенькино-2 Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 02.08.2013 N 10-08-7035/13 и от 14.03.2013 исх. N 10-08-2236/13 не являются документами, подтверждающими согласование внесения изменений в Инструкцию в порядке, предусмотренном пунктом 1.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
Таким образом, неисполнение ЗАО "РНПК" требований действующего законодательства в части обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, который в рассматриваемом случае является источником повышенной опасности, а также непринятие мер, направленных на предотвращение транспортных происшествий, неисполнение заявителем возложенных на него обязанностей свидетельствует о его пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, повлекших повторное транспортное происшествие.
Доказательств невозможности соблюдения обществом названных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем в ходе служебного расследования не представлено.
При таких обстоятельствах, действия Управления, связанные со служебным расследованием вышеуказанного транспортного происшествия, соответствуют закону и не нарушают прав заявителя.
Статья 198 АПК РФ предусматривает право организации обратиться в арбитражный суд не только с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, но и с заявлением о признании незаконным решения, а также действия (бездействия) государственного и иного органа и должностных лиц, если заявитель полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем, такие основания для признания оспариваемых действий и предписания незаконными не установлены.
В соответствии с оспариваемым предписанием, адресованным начальнику МЖД-филиала ОАО "РЖД", следовало приостановить подачу и уборку вагонов на путь необщего пользования Общества до устранения выявленных нарушений и информировать собственника пути необщего пользования.
Оспариваемое предписание адресовано ОАО "РЖД", которое с ним согласно и во исполнение предписания направила заявителю письмо приостановлении подачи и уборки вагонов на пути необщего пользования до устранения указанных в акте N АП-1 недостатков.
В связи с их устранением заявителем нарушений, ОАО "РЖД" письмом от 21.02.2014 в адрес заявителя возобновлена подача и уборки вагонов на пути необщего пользования с 10 часов 35 минут 20.02.2014.
Таким образом ограничение прав заявителя на осуществление деятельности в период приостановления подачи и уборки вагонов на пути необщего пользования связано в устранением выявленных ответчиком нарушений, что не может нарушать прав заявителя.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление прав, целью защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права, избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и быть направлен на его восстановление.
В связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ, необходимых для удовлетворения заявленных требований, заявленные требования не могут быть удовлетворены.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что в данном случае основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
В связи с переходом соответствующим определением от 11.12.2014 к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, решение суда первой инстанции подлежит отмене по безусловным основаниям в соответствии с п.2 ч.4 ст. 270 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.09.2014 по делу N А40-78512/14 отменить.
В удовлетворении заявленных требований закрытого акционерного общества "Рязанская нефтеперерабатывающая компания" о признании незаконным действий должностных лиц Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, выразившихся в результатах служебного расследования, зафиксированных в Акте N АП-01 от 18.02.2014, о признании незаконным предписания Центрального управления государственного железнодорожного надзора N АП-01 от 18.02.2014 - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-78512/2014
Истец: ЗАО "РНПК", ЗАО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания"
Ответчик: ЦУ Госжелдорнадзор
Третье лицо: ООО "РЖД"