город Ростов-на-Дону |
|
20 января 2015 г. |
Дело N А53-21910/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2015 года 16 января 2015.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смирновой В.Ю.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Альфа Телеком"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2014 по делу N А53-21910/2014
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области
к заинтересованному лицу закрытому акционерному обществу "Альфа Телеком"
о привлечении к административной ответственности
принятое судьей Бондарчук Е.В.
УСТАНОВИЛ:
Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к закрытому акционерному обществу "Альфа Телеком" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 29.10.2014 г. заявленные требования удовлетворены, общество "Альфа Телеком " привлечено к административной ответственности по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, ЗАО "Альфа Телеком" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что проведенная в отношении него внеплановая проверка является незаконной, поскольку признано незаконным предписание, исполнение которого проверялось административным органом, общество не имеет возможности самостоятельно выполнить план СОРМ, суду были предоставлены доказательства взаимодействия с компетентными органами, ответственными за проведение и эксплуатацию СОРМ, в деянии общества отсутствует состав правонарушения.
Управление Роскомнадзора по Ростовской области отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 13.01.2015 г. до 16.01.2015 г., о чем размещена информация на официальном сайте суда в сети Интернет. После перерыва заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Альфа Телеком" на основании лицензии N 94448, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, осуществляет лицензируемый вид деятельности - оказывает услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Управлением федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении закрытого акционерного общества "Альфа Телеком", в ходе которой установлено, что общество осуществляет деятельность с нарушением условий лицензии, а именно: не выполняет требования по внедрению на сети связи технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), что является нарушением пунктов 7 и 10 Правил взаимодействия с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538.
По результатам проверки, зафиксированным протоколом осмотра от 12.08.2014 г., в отношении ЗАО "Альфа Телеком" Управлением Роскомнадзора составлен протокол от 15.08.2014 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Материалы административного дела направлены Управлением Роскомнадзора по Ростовской области в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение условий лицензии.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность в виде штрафа.
В силу пункта 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач.
В соответствии со статьей 29 Закона о связи перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно разделу XIV Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, лицензионными условиями осуществления деятельности в области оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации являются, в том числе, оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации; обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Пунктом 7 Правил взаимодействия с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 (далее - Правила N 538) предусмотрено, что ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств. План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 538 ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органа внутренних дел.
Согласно п. 10 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 94448 лицензиат обязан реализовать устанавливаемые Федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Основанием для составления в отношении ЗАО "Альфа Телеком" протоколп об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил вывод Управления о невыполнении обществом требований по внедрению на сети связи технических средств СОРМ. Обществом в ходе проверки не представлены документы, подтверждающие реализацию установленных Федеральным органом исполнительной власти по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требования к сетям и средствам связи ЗАО "Альфа Телеком" для проведения оперативно-розыскных мероприятий при оказании оператором услуг по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, а также при оказании телематических услуг связи.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ЗАО "Альфа Телеком" в совершении правонарушения является доказанной, поскольку доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер к соблюдению лицензионных требований и условий материалы дела не содержат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суду были предоставлены доказательства взаимодействия с компетентными органами, ответственными за проведение и эксплуатацию СОРМ, являются необоснованными, в материалы настоящего дела соответствующих доказательств обществом "Альфа Телеком" не представлялось. Более того, в деле имеется письмо УФСБ России по Ростовской области от 04.04.2014 г. о несоблюдении обществом "Альфа Телеком" требований законодательства РФ о включении в состав аппаратных средств оборудования, необходимого для проведения оперативно-технических мероприятий органами ФСБ России (л.д. 26). Сведений об устранении обществом данных нарушений в период с 04.04.2014 г. по 12.08.2014 г. (момент выявления правонарушения) материалы дела не содержат. К апелляционной жалобе обществом приложена переписка ЗАО "Альфа Телеком" с УФСБ России по Ростовской области от октября 2014 года, которая также свидетельствует о невыполнении обществом мероприятий по реализации СОРМ.
Ссылка общества на незаконность проведенной Управлением Роскомнадзора 12.08.2014 г. внеплановой проверки ввиду незаконности предписания, исполнение которого проверялось в ходе нее, апелляционным судом не принимается.
В силу части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" его положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к действиям государственных органов, связанным с проведением административного расследования. Кроме того, Закон N 294-ФЗ имеет иные цели и сферу применения, не может применяться непосредственно к отношениям, связанным с привлечением к административной ответственности, и не отменяет фактическое основание наступления административной ответственности
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено. ЗАО "Альфа Телеком" было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протоколов об административном правонарушении, что подтверждается уведомлением от 13.08.2014 г. N 6139-04/61.
Доводы общества о том, что Роскомнадзор некомпетентен в вопросах СОРМ, также являются необоснованными. В письме Роскомнадзора от 29.09.2014 г., приложенном обществом к апелляционной жалобе, отражено, что рассмотрение и решение технических и организационных вопросов реализации СОРМ в компетенцию Роскомнадзора не входит. Однако данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения ЗАО "Альфа Телеком" к административной ответственности, поскольку общество в рамках настоящего дела привлечено за нарушение условий лицензии на оказание услуг связи, проверка соблюдения которых составляет компетенцию Роскомнадзора.
Решение о привлечении к административной ответственности вынесено судом с соблюдением установленных КоАП РФ сроков давности (совершенное обществом правонарушение является длящимся, выявлено 12.08.2014 г., решение суда вынесено в пределах трехмесячного срока давности привлечения к ответственности).
Изложенное свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований к его отмене апелляционный суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21910/2014
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ЗАО "АЛЬФА ТЕЛЕКОМ"