г. Санкт-Петербург |
|
22 января 2015 г. |
Дело N А21-5408/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Г.В.Борисовой, О.И.Есиповой
при ведении протокола судебного заседания: В.В.Медведевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Юдин Д.В. - доверенность N 575 от 05.12.2014
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27206/2014) открытого акционерного общества "Агрофирма Багратионовская" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.10.2014 по делу N А21-5408/2014 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Агрофирма Багратионовская"
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления от 15.04.2014 N 8.2-к-164-прпл-Пс/0025-2014
установил:
Открытое акционерное общество "Агрофирма Багратионовская" (ОГРН 1023902213609, адрес: 238424, Калининградская область Багратионовский район, пос.Партизанское; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) от 15.04.2014 N 8.2-к-164-прпл-Пс/0025-2014, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей.
Решением суда от 06.10.2014 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права и неправильное применение норм материального права, просит решение суда от 06.10.2014 отменить, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление. Податель жалобы полагает, что Общество дважды привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности в отношении одного и того же опасного производственного объекта (постановление N 8.2-к-760-прпл-Пс/0228-2013 от 01.08.2013 и постановление N 8.2-к-164-прпл-Пс/0025-2014 от 15.04.2014).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 23.07.2013 по 26.07.2013 на основании распоряжения от 11.06.2013 N к-760-пр в отношении Общества была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, по результатам которой составлен акт проверки N 8.2-к-760-прпл-А/0094-2013, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения, в том числе, нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (эксплуатация опасных производственных объектов - установки резервуарной рег. номер А21-05178-0003 и котельной регистрационный номер А21-05178-0001 при отсутствии лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов).
По результатам указанной проверки Общество было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности (постановление 8.2-к-760-прпл-Пс/0228-2013 от 01.08.2013).
На основании распоряжения от 07.03.2014 N к-164-пр Управлением в период с 12.03.2013 по 14.03.2014 была проведена внеплановая выездная проверка с целью определения возможности выполнения соискателем лицензии ОАО "Агрофирма Багратионовская" лицензионных требований при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 Мпа: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 Мпа, на основании заявления о предоставлении лицензии от 22.01.2014 вх.N 08-656-л.
По результатам проверки составлен акт N 8.2-к-164-првн-А/0008-2014 от 14.03.2014, в котором отражено что Общество осуществляет эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта "Установка резервуарная" регистрационный номер А21-05178-003 по адресу: 238424, Калининградская область, Багратионовский район, п.Партизанское, ул.Центральная без лицензии, что является нарушением требований части 1 статьи 6, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Указанное обстоятельство послужило основанием для составления Управлением в отношении Общества протокола от 14.03.2014 N 8.2-к-164-прпл-Пр/0025-2014 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 15.04.2014 N 8.2-к-164-прпл-Пс/0025-2014 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200000 руб. (в постановлении допущена опечатка в дате постановления, а именно указан 2013 год).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, не установил нарушения Управлением процедуры привлечения Общества к административной ответственности, а также оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 06.10.2014 подлежит отмене виду следующего.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных определены Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (статья 3 Закона N 116-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежит обязательному лицензированию.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Постановлением от 15.04.2014 N 8.2-к-164-прпл-Пс/0025-2014 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ в связи с выявленным в ходе проверки по распоряжению от 07.03.2014 Nк-164-пр нарушением требований промышленной безопасности (осуществление эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта - установка резервуарная регистрационный номер N А21-05178-003 в отсутствие лицензии на право эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов).
Вместе с тем, как следует из материалов дела, проверка по распоряжению от 07.03.2014 N к-164-пр проводилась на предмет определения возможности выполнения соискателем лицензии ОАО "Агрофирма Багратионовская" лицензионных требований при осуществлении деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности на основании заявления Общества о предоставлении лицензии от 22.01.2014 вх.N 08-656-л (части 2 и 3 статьи 19 Закона N 99-ФЗ), а не на предмет соблюдения Обществом требований законодательства о промышленной безопасности.
По результатам проведения проверки Управлением установлено, что Общество имеет возможность выполнять лицензионные требования и Обществу была выдана лицензия N ВХ-21-024962 от 26.03.2014 (то есть до вынесения оспариваемого постановления от 15.04.2014 N 8.2-к-164-прпл-Пс/0025-2014).
При таких обстоятельствах, у административного органа отсутствовали основания для привлечения Общества к административной ответственности за нарушение требований промышленной безопасности по результатам проверки, которая проводилась на предмет соответствия лицензионным требованиям и по заявлению Общества о выдаче лицензии.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что после проведения в 2013 году плановой проверки Общества на основании распоряжения от 11.06.2013 N к-760-пр и вынесения 01.08.2013 постановления 8.2-к-760-прпл-Пс/0228-2013 Обществом были предприняты необходимые действия для получения лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III (установка резервуарная регистрационный номер N А21-05178-003). Как следует из приложенных к заявлению от 22.01.2014 о предоставлении лицензии документов, Обществом были разработаны Положение о производственном контроле за соблюдением требований пожарной безопасности на взрывопожароопасном производственном объекте и План локализации и ликвидации возможных аварий на опасных производственных объектах (утверждены директором Общества 02.09.2013); План взаимодействия служб различных ведомств по ликвидации и локализации аварии на газопроводах и газоустановках Общества был согласован Управлением только 18.12.2013; 17.12.2013 Обществом заключен договор N 80-К на обслуживание опасного производственного объекта с ООО "Сервис безопасности". Более того, Общество также обращалось в Управление с заявлением о получении лицензии 22.12.2013 (вх.N 08-15318).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что Обществом были приняты меры по соблюдению требований промышленной безопасности и получению соответствующей лицензии, что свидетельствует об отсутствии вины Общества во вмененном правонарушении (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Суд также учитывает, что по результатам плановой проверки, проведенной на основании распоряжения от 11.06.2013 N к-760-пр, предписание об устранении выявленных в ходе данной проверки нарушений требований промышленной безопасности с установлением срока устранения нарушений Обществу не выдавалось (в материалы дела такие доказательства не представлены). Общество, по мнению коллегии, в разумный срок после привлечения к административной ответственности на основании постановления N 8.2-к-760-прпл-Пс/0228-2013 от 01.08.2013 приступило к оформлению документов на получение лицензии и в конечном итоге обратилось в лицензирующий орган с соответствующим заявлением, которое было удовлетворено, лицензия на спорный объект выдана.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ и вынесения постановления от 15.04.2014 N 8.2-к-164-прпл-Пс/0025-2014 у административного органа не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции от 06.10.2014 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления Управления от 15.04.2014 N 8.2-к-164-прпл-Пс/0025-2014.
Государственная пошлина в размере 1000 руб., уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы (платежное поручение N 1252 от 23.10.2014), подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ взимание государственной пошлины по данной категории дел, в том числе при подаче апелляционной жалобы, не предусмотрено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 06 октября 2014 года по делу N А21-5408/2014 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.04.2014 N 8.2-к-164-прпл-Пс/0025-2014 о привлечении открытого акционерного общества "Агрофирма Багратионовская" (ОГРН 1023902213609) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возвратить открытому акционерному обществу "Агрофирма Багратионовская" (ОГРН 1023902213609) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-5408/2014
Истец: ОАО "Агрофирма Багратионовская"
Ответчик: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Центральное управление Ростехнадзора)