г. Санкт-Петербург |
|
22 января 2015 г. |
Дело N А42-5736/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Г.В.Борисовой, О.И.Есиповой
при ведении протокола судебного заседания: В.В.Медведевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Горбань Б.П. - доверенность от 12.01.2015; предст. Харин В.П. - доверенность от 12.01.2015
от ответчика (должника): предст. Марков Е.А. - доверенность N 973-АПТ от 23.07.2012; предст. Буланов Д.Р. - доверенность N 1268-АПТ от 01.08.2014; предст. Гильгенберг А.А. - доверенность N 027106.1-20/215 от 15.10.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26531/2014) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.09.2014 по делу N А42-5736/2014 (судья Мурташаев Д.В.), принятое
по иску (заявлению) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области,
к открытому акционерному обществу "Апатит"
о взыскании недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области (ОГРН 1045100180388, адрес: пр. Кольский, д. 24а, г. Мурманск; далее - Управление, истец), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Апатит" (ОГРН 1025100561012, адрес: ул. Ленинградская, д.1, г. Кировск; далее - Общество, ответчик) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (за размещение отходов производства и потребления) в сумме 741 059 007 руб. 59 коп.
Решением суда от 22.09.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение суда от 22.09.2014 и принять по делу новый судебный акт о взыскании с Общества недоимки в размере 741 059 007 руб. 59 коп.
В судебном заседании представители Управления поддержали апелляционную жалобу, представители Общества доводы жалобы отклонили по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ОАО "Апатит", являясь природопользователем, в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности оказывает следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
- выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- размещение отходов производства и потребления.
Обществом были представлены в Управление Росприроднадзора по Мурманской области расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за I квартал 2013 года (регистрационный номер 1281 от 25.04.2013), II квартал 2013 года (регистрационный номер 1208 от 22.07.2013), III квартал 2013 года (регистрационный номер 1173 от 22.10.2013).
Согласно представленным ОАО "Апатит" расчетам сумма платежей составила:
I квартал 2013 года - 24 442 176, 57 руб. (из них по Кировскому району - 18 677 205,99 руб., по Апатитскому району - 5 764 970,58 руб.);
II квартал 2013 года - 35 849 777,20 руб. (из них по Кировскому району - 21 060 085,20 руб., по Апатитскому району - 14 789 692 руб.);
III квартал 2013 года - 68 540 961,49 руб. (из них по Кировскому району - 16 034 956,80 руб., по Апатитскому району - 52 506 004,69 руб.).
Указанные суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду оплачены Обществом в полном объеме (п/п N 389 от 19.04.2013 на сумму 18 677 205,99 руб., п/п N 391 от 19.04.2013 на сумму 5 764 970,58 руб., п/п N 617 от 19.07.2013 на сумму 21 060 085,20 руб., п/п N 623 от 19.07.2013 на сумму 14 789 692 руб., п/п N 156 от 18.10.2013 на сумму 52 506 004,69 руб., п/п N 146 от 18.10.2013 на сумму 16 034 956, 80 руб.), данное обстоятельство Управлением не оспаривается.
В ходе проверки расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду ОАО "Апатит" за I, II, III кварталы 2013 года Управлением установлено, что указанные расчеты по Разделу 4 "Размещение отходов производства и потребления" произведены Обществом в нарушение п. 6 Порядка определения платы, требований приказа Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204, без учета платы за сверхлимитное размещение отходов.
Так, в период с 01.01.2013 по 05.02.2013 у ОАО "Апатит" действовали лимиты на размещение отходов N 114 от 23.03.2010, выданные Беломорским управлением Ростехнадзора на срок действия с 23.03.2010 по 05.02.2013.
В период с 13.08.2013 по 30.09.2013 действуют новые лимиты на размещение отходов ОАО "Апатит" N 114 от 13.08.2013, выданные Управлением Росприроднадзора по Мурманской области на срок действия с 13.08.2013 по 11.02.2015.
Таким образом, по мнению Управления, в период с 06.02.2013 по 12.08.2013 (часть I квартала 2013 года, II квартал 2013 года, часть III квартала 2013 года) у ОАО "Апатит" отсутствовали лимиты на размещение отходов, в связи с чем Управление начислило ОАО "Апатит" плату за НВОС, в том числе в части отходов V-гo класса опасности в 5-тикратном размере в соответствии с пунктами 5 и 6 Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
Согласно расчету Управления сумма платы по Разделу 4 "Размещение отходов производства и потребления" ОАО "Апатит" за I, II, III кварталы 2013 года составляет 869 891 922,85 руб. За вычетом перечисленной Обществом платы за размещение отходов за указанные периоды в размере 128 832 915,26 руб. недоимка за I, II, III кварталы 2013 года составила 741 059 007,59 руб. (869 891 922,85 - 128 832 915,26 = 741 059 007,59 руб.).
14.04.2014 Управление в адрес ОАО "Апатит" направило требование N 06/06 от 11.04.2014 об уплате недоимки за период с 01.01.2013 по 30.09.2013 в сумме 741 059 007,59 руб.
В связи с невыполнением ОАО "Апатит" требования в добровольном порядке Управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме, при этом суд, по мнению апелляционной коллегии, тщательным образом исследовал все обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ с учетом приведенных сторонами доводов и представленных доказательств.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Виды негативного воздействия на окружающую среду перечислены в пункте 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Как установлено судом, следует из материалов дела и не опровергнуто Управлением в судебном заседании апелляционной инстанции, начисленная Обществу недоимка по оплате за НВОС в сумме 741 059 007,59 руб. состоит из:
- платы за размещение отходов V-го класса опасности в сумме 677 561 410,05 руб.;
- платы за размещение отходов I-IV-гo классов опасности в сумме 63 497 597,54 руб.
23.03.2010 Беломорским Управлением Ростехнадзора РФ ОАО "Апатит" выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N 114, срок действия которого был ограничен сроком действия Лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов N ОТ26-000218 от 05.02.2008, т.е. до 05.02.2013.
После окончания действия документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение новый документ был выдан ОАО Апатит" только 13.08.2013 на основании решения истца N 04/2373.
Отказывая в удовлетворении иска, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - нормативы и лимиты), утвержденных постановлением Правительства РФ N 461 (далее - Правила 461), действовавших на момент утверждения Обществу лимитов, индивидуальные предприниматели и юридические лица (далее совместно - "лица"), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают и утверждают в уполномоченном органе проекты нормативов и лимитов (далее - ПНООЛР (комплект обосновывающих нормативы и лимиты расчетов, материалов и документов) на основании методических указаний).
Данные Правила N 461 утратили силу 22.02.2011 в связи с изданием постановления Правительства РФ от 07.02.2011 N 54. Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 утвержден новый Порядок.
Правилами N 461 установлены следующие сроки действия лимитов:
- на 5 лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья (пункт 11);
- на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (пункт 13).
Пункт 11 Порядка, утв. Приказом Минприроды РФ N 50, содержит аналогичные правила.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в соответствии с действующими в спорный период правилами лимиты и ПНООЛР утверждались на срок действия лицензии только в случаях осуществления такими лицами лицензируемых видов деятельности в сфере размещения отходов.
ОАО "Апатит" была предоставлена Лицензия N ОТ-26-000218 (51) от 05.02.2008 на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов сроком действия до 05.02.2013.
В период действия выданной Обществу лицензии N ОТ-26-000218 (51) законодателем были внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок обращения с отходами, в том числе в части лицензирования такой деятельности, в результате которых лицензированию подлежала только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности" (с 30.06.2009 до 25.06.2012); с 25.06.2012 - деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (Федеральный закон от 30.12.2008 N 309-ФЗ; изменения, внесенные Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ в Федеральный закон N 99-ФЗ). Данное обстоятельство Управлением не оспаривается.
Следовательно, с 30.06.2009 любая деятельность по обращению с отходами V класса опасности перестала быть лицензируемой, а Лицензия N ОТ-26-000218 (51) от 05.02.2008 перестала являться необходимым правовым основанием в части предоставления ОАО "Апатит" права размещения отходов V класса опасности и накопления опасных отходов на собственных территориях.
Учитывая изложенное, судом сделан обоснованный вывод о том, что срок действия лимитов на размещение отходов V класса опасности для ОАО "Апатит", утвержденных в 2010 году, составляет 5 лет.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минприроды России от 05.11.2013 N 12-44/21655, направленном в адрес Росприроднадзора и ОАО "Апатит".
Кроме того, на титульном листе ДНООЛР от 23.03.2010 (том 1, л.д. 117) указано, что сведения об утвержденных нормативах образования отходов и лимитах на их размещение приведены в приложении, являющемся неотъемлемой частью настоящего документа.
В данном приложении (несмотря на иной срок, указанный на титульном листе) лимиты утверждены ОАО "Апатит" для отходов всех классов опасности на пять лет - 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 годы.
Вопреки доводам жалобы, Общество во исполнение пункта 11 Приказа N 50 представило 31.01.2013 в Управление Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья за 2012 год, подтвердив тем самым правомерность использования в 2013 году установленных для него в 2010 году нормативов образования отходов и лимитов для их размещения.
Кроме того, с учетом изменений, внесенных с 25.06.2012 в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Общество вообще не осуществляло с указанной даты лицензируемых видов деятельности - обезвреживания и размещения отходов I-IV классов опасности, а поэтому, следовало признать установленными для него нормативы и лимиты для размещения отходов вплоть до конца 2014 года с учетом приложения к ДНООЛР от 23.03.2010.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что в спорный период - с 23.03.2010 и до утверждения новых нормативов 13.08.2013 утвержденные 23.04.2010 лимиты являлись действующими, сверхлимитное размещение отходов Обществом не допущено, в том числе в отношении отходов IV класса опасности.
Судом также принято во внимание, что Общество не осуществляет деятельность по размещению отходов в смысле, придаваемом этому понятию статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а передает отходы специализированной организации - владельцу санкционированной городской свалки - ООО "Чистый город" на основании договоров N 122 и N 01 от 16.01.2012.
Из материалов дела следует и подтверждено представителями Управления в судебном заседании апелляционной инстанции, что платежи за сверхлимитные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками и сбросы загрязняющих веществ в водные объекты Обществу не начислялись.
По мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований Управления в полном объеме, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушения процессуальных норм, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Оснований для отмены решения суда от 22.09.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы Управления не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 22 сентября 2014 года по делу N А42-5736/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5736/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области
Ответчик: ОАО "Апатит"
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3139/16
09.02.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29619/15
28.09.2015 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-5736/14
05.05.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2206/15
22.01.2015 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26531/14
22.09.2014 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-5736/14