город Ростов-на-Дону |
|
23 января 2015 г. |
дело N А01-1553/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимченко О.Х.
судей Н.Н. Мисника, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Штерхун Е.Э.
при участии:
от истца Божкова Ю.В. по доверенности от 13.01.2015;
от ответчика Делок З.Р. по доверенности от 11.09.2013;
от третьих лиц: не явился, о судебном заседании извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея,
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 14.10.2014 по делу N А01-1553/2014
по иску Администрации муниципального образования "Город Майкоп"
к ответчику: Министерству финансов Российской Федерации
при участии третьего лица: Министерства финансов Республики Адыгея
о взыскании убытков,
принятое судьей Аутлевой Р.В.
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея (далее управление) о взыскании убытков связанных с приобретением жилого помещения семье Гедуадже Р.Н. в размере
2 891 615 рублей 52 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 14 октября 2014 г. заявленные требования удовлетворены.
С апелляционной жалобой на решение суда обратилось Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея, указав в жалобе следующие доводы.
Согласно представленной администрацией выписке из протокола N 5 от 14.02.2011 Генуадже Д.Р. был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма как инвалид с 07.02.2011 г.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 г.осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель жалобы считает, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 г. подлежит финансированию за счет субъектов РФ, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет фонда субъекта Российской Федерации. Заявитель жалобы просит решение отменить, производство по делу прекратить.
В отзыве на жалобу Министерство финансов Республики Адыгея указало, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса РФ Перечне, вставших на жилищный учет после 1 марта 2005,осуществляется на основании решений местного самоуправления в соответствии с Жилищного кодекса Российской Федерации и является расходным обязательством Российской Федерации. Возложение на органы местного самоуправления обязанности о предоставлению жилых помещений инвалидам по смыслу части 2 статьи 132 Конституции РФ предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих расходов у органа местного самоуправления. Министерство просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления доводы жалобы поддержал.
Представитель Администрации МО "Город Майкоп" считает доводы жалобы необоснованными, решение суда просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство финансов Республики Адыгея явку представителя не обеспечило, извещено надлежащим образом, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Судом первой инстанции установлено, что согласно выписки из протокола N 5 заседания комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 09.02.2011 года, утвержденного распоряжением администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 14.02.2011 N 352-р Гедуадже Рустам Нальбиевич, 1981 года рождения, включен в список граждан, страдающих тяжелыми заболеваниями и имеющих право на дополнительную жилую площадь и внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ ВК N, справки серии МСЭ-2009 N 0520603 выданной ФГУ "ГБ МСЭ по Республики Адыгея" Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 года N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающим инвалидам право на дополнительную площадь" с 14.02.2013 года.
Решения Майкопского городского суда Республики от 22 марта 2013 г. по делу N -1146/2013 суд обязал Администрацию муниципального образования "Город Майкоп" предоставить Гедуадже Рустаму Нальбиевичу на состав семьи 4 человека жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 87 кв.м.
Решение суда исполнено, администрацией приобретен жилой дом, общей площадью 90,6 кв.м., расположенный по адресу: г. Майкоп, ул. Тульская, д. 211, стоимостью 2 891 615 рублей 52 копеек. Данное обстоятельство подтверждается: заявкой на кассовый расход N 00000 582 от 27.12.2013 на сумму 2 891 615 рублей 52 копеек, платежным поручением N 2271074 от 27.12.2013, свидетельством о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества от 25.12.2013 серии 01-АА N 558482, муниципальным контрактом N21 от 20.12.2013 на приобретение квартиры в муниципальную собственность.
21 января 2014 г. между администрацией (наймодатель) и Гедуадже Р.Н. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения, по условиям которого наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности (жилой дом), общей площадью 90,6 кв.м., расположенный по адресу: г. Майкоп, ул. Тульская, д. 211, для проживания в нем (пункт 1.1 договора).
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" указывая, что затраченная на приобретение жилья для инвалида сумма является убытками для муниципального образования, не возмещенными ответчиком в соответствии с законом, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, как следует из части второй статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, которая, в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Сторонами не оспаривается, что Гедуадже Р.Н. является инвалидом второй группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания, признан нуждающимся в предоставлении жилья и поставлен на соответствующий учет 04.03.2013,то есть,после 1 января 2005 года.
Согласно статье 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации отдельных категорий граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма.
Согласно пункту 4 статьи 49 названного Кодекса категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 части 2 статьи 57, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", лица, страдающие заболеваниями из утвержденного перечня, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Согласно части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", следует, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
При этом, согласно положениям статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 55, 60, 61 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансфертов.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий, ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В приложении N 8 к Закону N 357-ФЗ о федеральном бюджете Министерство финансов Российской Федерации названо в качестве органа государства, осуществляющего расходы федерального бюджета на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, располагающего средствами на эти цели, в том числе на мероприятия по реализации Федерального закона N 181 -ФЗ о социальной защите инвалидов.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации установлен в Постановлении Правительства РФ от 15 октября 2005 года N 614 "Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов".
Правила определяют порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Финансирование расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
Субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке, Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на указанные цели. Они перечисляются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в установленном порядке бюджетам субъектов РФ на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ.
Операции по оплате расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, отражаются на лицевом счете получателя средств бюджета субъекта РФ, открытом в территориальном органе Федерального казначейства.Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Согласно постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П, от 15.05.2006 N 5-П бюджет субъекта Российской Федерации не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации, что влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации. Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Представителями лиц, участвующих в рассмотрении дела, не оспаривается, что в соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, в том числе обеспечение жилыми помещениями нуждающихся, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Таким образом, данные положения предусматривают целевой характер субвенций, а именно на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Вместе с тем, отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 57 ЖК РФ, т.е. на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
Учитывая, что право граждан на получение бесплатного жилья было провозглашено федеральным законом, расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1069, 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных норм права, при рассмотрении судом данных исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения семье инвалида, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы на исполнение названных полномочий администрации не компенсировал.
В связи с предоставлением жилого помещения Гедуадже Р.Н. по договору социального найма администрация, в силу жилищного законодательства, не может им распоряжаться и за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства, соответственно, денежные средства в сумме 2 891 615 руб. 52 коп., уплаченные истцом за приобретенное жилое помещение, подлежат компенсации как расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.
Положениями пункта 3 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
С учетом изложенного, суд пришел к верному выводу, что право требования возмещения от государства понесенных расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
Выводы суда первой инстанции согласуются с выводами суда кассационной инстанции, приведенными в постановлении по делу N А01-663/2013, А01-664/13 по аналогичному спору между Администрацией муниципального образования "Город Майкоп" и Министерством финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея.
Доводы Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея, приведенные в описательной части настоящего постановления, аналогичны доводам, приведенным последним в суде первой инстанции, и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку. Апелляционный суд считает, что оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 14.10.2014 по делу N А01-1553/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1553/2014
Истец: Администрация муниципального образования "Город Майкоп"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Республике Адыгея
Третье лицо: Министерство финансов Республики Адыгея