город Омск |
|
23 января 2015 г. |
Дело N А70-7739/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12407/2014) Администрации Тюменского муниципального района на решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.09.2014 по делу N А70-7739/2014 (судья Стафеев С.А.)
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Архитектор" (ОГРН 1077200002978, ИНН 7224014637)
к Администрации Тюменского муниципального района (ОГРН 1067203000281, ИНН 7204095797)
3-е лицо: Департамент лесного комплекса Тюменской области
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в
письме от 30.04.2014 N 04479/03
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Тюменского муниципального района - Орлова А.Ш. (удостоверение, по доверенности N 7 от 10.10.2014 сроком действия один год);
от садоводческого некоммерческого товарищества "Архитектор" - Медведев Д.В. (паспорт, по доверенности б/н от 11.06.2014 сроком действия до 31.12.2015); Антипин А.Л. (паспорт, по доверенности от 11.07.2014 сроком действия до 31.12.2015);
от Департамента лесного комплекса Тюменской области - представитель не явился.
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Архитектор" (далее - заявитель, СНТ "Архитектор") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Тюменского муниципального района (далее - заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным отказа в предоставлении СНТ "Архитектор" земельного участка площадью 148 870 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Андреевское МО в аренду для садоводства, огородничества и дачного строительства, выраженного в письме от 30.04.2014 N 04479/03; об обязании предоставить СНТ "Архитектор" земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:4573, площадью 148 870 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу.
Определением суда от 13.08.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, был привлечен Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 25.09.2014 по делу N А70-7739/2014 признан незаконным отказ Администрации, выраженный в письме от 30.04.2014 N 04479/03, в предоставлении СНТ "Архитектор" земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:4573, площадью 148 870 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Андреевское МО, в аренду для садоводства, огородничества и дачного строительства. Суд обязал Администрацию заключить с СНТ "Архитектор" договор аренды на вышеуказанный земельный участок. Суд также указал, что соответствующая обязанность должна быть исполнена Администрацией в течение десяти рабочих дней с момента вступления решения арбитражного суда по настоящему делу в законную силу.
Этим же решением суд взыскал с Администрации в пользу СНТ "Архитектор" расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что у Администрации не имелось правовых оснований для отказа СНТ "Архитектор" в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:4573.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что судом первой инстанции неверно истолкован Закон, а именно положения статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Кроме того, по мнению подателя апелляционной жалобы, суд первой инстанции не учёл, что предоставление земельных участков гражданам, являющимися членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения носит персонифицированный характер и возможно только после обращения граждан в органы местного самоуправления с заявлениями о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, в то время, как сам по себе факт регистрации товарищества в качестве юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить заявителю земельный участок.
До начала судебного заседания от Администрации поступили письменные дополнения к апелляционной жалобе, в которых указано, что с 01.01.2015 согласно постановлению Правительства Тюменской области от 31.12.2014 N 736-п "О внесении изменений в постановления от 02.07.2007 N 144-п, от 09.07.2007 N 148-п, от 16.07.2007 N 158-п", и в соответствии с Законом Тюменской области 26.12.2014 N 125 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области" к полномочиям органов государственной власти Тюменской области отнесены полномочия органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов и сельских поселений Тюменской области, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (включая образование земельных участков, в том числе утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории).
Учитывая изложенное выше, податель жалобы указал, что с 01.01.2015 Администрация не уполномочена распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и не вправе заключить с СНТ "Архитектор" договор аренды земельного участка, в силу закона, так как в настоящее время, полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными в том числе, на территории муниципальных районов и сельских поселений Тюменский области, наделён Департамент имущественных отношений Тюменской области.
Оспаривая доводы подателя жалобы, СНТ "Архитектор" представило отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к нему, в которых просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание апелляционного суда проведено посредством видеоконференц-связи при участии представителей заявителя и заинтересованного лица. Департамент своего представителя для участия в судебном заседании не направил, ходатайства об отложении дела не заявил, что по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела, учитывая надлежащее уведомление участников процесса.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнениях к ней, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель СНТ "Архитектор" отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к ней, отзыв и дополнения к нему, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
14.10.2010 СНТ "Архитектор" обратилось в Администрацию с письмом N 01-10/24 о предоставлении СНТ "Архитектор" земельного участка в аренду для садоводства, огородничества и дачного строительства.
В ответ на указанное письмо Администрация выдала СНТ "Архитектор" для согласования Акт о выборе земельного участка N 11 от 16.11.2010, указав цель предоставления - для садоводства, вид использования - аренда. В качестве примечания на Акте о выборе указано: согласованный акт о выборе земельного участка предоставляется для утверждения на совместную комиссию по выработке решения о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам.
После согласования Акта о выборе и предоставления его вместе со всеми заключениями заинтересованных лиц, участвующих в согласовании, 26.05.2011 Администрацией издано постановление N 1262 о предварительном согласовании места размещения СНТ "Архитектор", согласно которому заявителю было необходимо поставить земельный участок на кадастровый учет и обратиться в Администрацию для подготовки документов о предоставлении земельного участка.
В соответствии с вышеуказанным постановлением Администрации СНТ "Архитектор" было предварительно согласовано место размещения СНТ "Архитектор" в Тюменской области, Тюменском районе, Андреевском МО в соответствии с актом выбора земельного участка от 16.11.2010 N 11.
СНТ "Архитектор" были проведены работы по межеванию и постановке земельного участка на кадастровый учет. По результатам проведения кадастрового учета заявителю был выдан кадастровый паспорт земельного участка от 05.04.2012.
Согласно кадастровому паспорту, испрашиваемому земельному участку присвоен кадастровый номер 72:17:0000000:4035, площадь земельного участка составила 166 114+/- 285 кв.м., разрешенное использование - место размещения СНТ "Архитектор", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
После проведения кадастровых работ на основании постановления Администрации от 26.05.2011 N 1262 СНТ "Архитектор" обратилось в Администрацию с заявлением от 09.04.2012 N 01-12/46 о выдаче распоряжения о передаче в аренду земельного участка площадью 166 114+/-285 кв.м. для садоводства, огородничества и дачного строительства СНТ "Архитектор".
СНТ "Архитектор" на основании письма Департамента от 17.08.2012 N 03/08843 было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:4035 имеет частичное наложение на выделы 10, 16, 17, 19, 20, 21 квартала 20 Боровского участкового лесничества, Тюменского лесничества (Тюменский лесхоз).
В связи с указанными выше обстоятельствами в отношении испрашиваемого земельного участка были вновь проведены кадастровые работы. Площадь испрашиваемого земельного участка была уменьшена до 148 870+\-270 кв.м.
Земельному участку с разрешенным использованием - место размещения СНТ "Архитектор", был присвоен кадастровый номер 72:17:0000000:4573, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.
По результатам проведения повторных кадастровых работ заявителю был выдан кадастровый паспорт земельного участка от 13.03.2013 N 7200/201/13-55162.
Письмом от 10.04.2013 Департамент информировал СНТ "Архитектор" о том, что при сопоставлении границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:4573 с данными государственного реестра установлено, что данный земельный участок имеет общую границу с землями лесного фонда по границам выделов 13, 16, 17, 19, 20, 27, 28, 32, 33 квартала 20 Боровского участкового лесничества Тюменского лесничества. В связи с тем, что на земельном участке имеются лесные насаждения Департаментом проводится сбор дополнительной информации по установлению принадлежности испрашиваемого земельного участка.
В ходе рассмотрения заявления СНТ "Архитектор" Администрацией из Департамента было получено письмо от 19.09.2013 N 08/3784-13, согласно которому по данным Росреестра испрашиваемый земельный участок занят лесами. При сопоставлении имеющихся данных с чертежом границ и составом территории муниципального образования Андреевское Тюменского района, было установлено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:4573 расположен в границах земельного участка, предоставленного под пионерлагерь "Звездный" и оздоровительный лагерь на 700 мест Свердловской железной дороги.
Территория под пионерлагерь "Звездный" и оздоровительный лагерь на 700 мест Свердловской железной дороги выделялась из состава государственного лесного фонда.
В связи с изложенным Департамент пришел к выводу о том, что территория, покрытая лесом и испрашиваемая под размещение СНТ "Архитектор", находится в собственности Российской Федерации.
Письмом от 30.04.2014 N 04479/03 Администрация отказала СНТ "Архитектор" в предоставлении в аренду земельного участка для размещения СНТ "Архитектор" по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 21 км Ялуторовского тракта.
Отказывая в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, Администрация сослалась на то, что земельный участок занят лесами. Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, предоставленного под пионерлагерь "Звездный" и оздоровительный лагерь на 700 мест Свердловской железной дороги.
СНТ "Архитектор" считая отказ в предоставлении земельного участка в аренду не соответствующим закону и нарушающими его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
25.09.2014 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Администрацией в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Как следует из пункта 2 статьи 34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 статьи 29 ЗК РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (пункт 5 статьи 34 ЗК РФ).
Из содержания статьи 34 ЗК РФ следует, что в данной статье заключены общие положения предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые конкретизируются в подзаконных нормативных актах. При этом, из смысла статьи следует, что она не содержит оснований для отказа в предоставлении земельного участка, на который ранее была утверждена и выдана схема расположения земельного участка и земельный участок поставлен на кадастровый учет.
Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (часть 2 статьи 81 ЗК РФ).
Тем не менее, Администрацией отказано СНТ "Архитектор" в предоставлении земельного участка. Основанием отказа явилось то, что испрашиваемый земельный участок занят лесами. Кроме того, данный земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:4573 расположен в границах земельного участка, предоставленного под пионерлагерь "Звездный" и оздоровительный лагерь на 700 мест Свердловской железной дороги.
Администрация, возражая против предоставления земельного участка заявителю, указывает, что фактически не должна давать земли СНТ "Архитектор", так как земли предоставляются только физическим лицам, которые нуждаются в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, подавших заявление о предоставлении этих участков.
Оценивая указанный довод Администрации, суд апелляционной инстанции, исходит из следующего.
Во-первых, как было выше сказано, статья 34 ЗК РФ не предусматривает возможности отказа в предоставлении земельного участка, выбранного в установленном порядке и поставленного на кадастровый учет.
Во-вторых, ссылка подателя жалобы на то, что земельные участки могут быть предоставлены только физическим лицам, подавшим заявление о предоставлении этих участков, не было основанием для вынесения решения об отказе в предоставлении земельного участка.
В-третьих, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
В силу части 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ, после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, из положений статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ следует, что данный порядок предоставления земельного участка для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений применяется при их создании.
Как следует из материалов дела, СНТ "Архитектор" на момент обращения в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, было в установленном порядке зарегистрировано в качестве юридического лица, и в течение длительного периода времени функционировало.
Таким образом, в рассматриваемом случае не подлежат применению положения статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ при разрешении вопроса о предоставлении заявителю земельного участка в аренду.
Не обоснованным является и утверждение подателя апелляционной жалобы о имеющихся наложениях земельного участка на земли иных правообладателей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 1 статьи 7 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно пункту 13 части 2 статьи 7 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.
Как следует из положений пунктов 2, 8 части 1 статьи 22 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно части 7 статьи 38 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
Как было выше сказано, испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:4573 прошел процедуру государственного кадастрового учета.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости) от 13.03.2013 N 7200/201/13-55162 земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:4573 относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для размещения СНТ "Архитектор".
При этом, как верно указал суд первой инстанции, из указанного документа не усматривается, что какая-либо часть данного земельного участка относится к каким-либо иным категориям земель, в том числе землям лесного фонда.
Таким образом, факт государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:4573 подтверждает то обстоятельство, что границы данного земельного участка были точно определены. Фактов наложения границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:4573 на границы иных земельных участков, в том числе предоставленных под пионерлагерь "Звездный", оздоровительный Свердловской железной дороги или на границы лесных участков не установлено. Весь земельный участок относится к категории земель земли сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, из материалов дела не следует, что действия по межеванию указанного земельного участка и постановке его на кадастровый учет были бы кем-либо оспорены, в том числе собственниками пионерлагеря "Звездный", оздоровительного лагеря Свердловской железной дороги.
Таким образом, суд первой инстанции, верно, посчитал подтвержденным надлежащими доказательствами факт установления границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:4573 в предусмотренном законодательством порядке и отнесения всей площади земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, как следует из материалов дела, Департамент факт наложения границ испрашиваемого земельного участка на границы земель лесного фонда не подтвердил, а лишь указал на наличие общей границы испрашиваемого земельного участка с границами выделов 13, 16, 17, 19, 20, 27, 28, 32, 33 квартала 20 Боровского участкового лесничества Тюменского лесничества.
В ответ на возможные возражения Администрации, СНТ "Архитектор" указало в отзыве на апелляционную жалобу, что самостоятельно обращалось в соответствующие органы для получения ответов относительно наличия наложений границ испрашиваемого земельного участка с границами земельных участков иных лиц.
Так, в ответ на запрос заявителя ТУ Росимущества в Тюменской области предоставило письмо N 2011/03 от 21.04.2014 о том, что в соответствии с представленным кадастровым паспортом сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым N 72:17:0000000:4573 отсутствуют в Государственном кадастре недвижимости, однако представленные картографические материалы дают возможность предположить, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:4573 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:377, и для установления факта расположения испрашиваемого земельного участка в границах земельного участка с кадастровым N 72:17:0000000:377, либо опровержения этого факта ТУ Росимущества в ТО предложило заявителю обратиться в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
СНТ "Архитектор" обратилось в Богандинское лесничество Минобороны России (организация, ответственная за земли данной территории) с запросом N 02-05 от 27.05.2014 о наличии наложений испрашиваемого земельного участка с земельным участком с кадастровым номером 72:17:0000000:377 военного лесничества Минобороны России.
Однако, согласно ответа N 218 от 30.05.2014, испрашиваемый земельный участок находится вне границ Богандинского лесничества Минобороны России.
Кроме того, СНТ "Архитектор" обращалось и в Департамент с просьбой повторно дать разъяснения относительно принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда, а также предоставить копии документов, свидетельствующих о расположении спорного земельного участка в границах земельного участка под пионерским лагерем "Звездный" и участка оздоровительного лагеря на 700 мест Свердловской железной дороги.
В ответ на данное обращение Департаментом был дан ответ (письмо N 3405-14 от 20.08.2014) о том, что испрашиваемый земельный участок имеет общую границу с землями лесного фонда и не входит в состав земель лесного фонда.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, верно, установил, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:4573 не имеет наложений на земли лесного фонда, а также земельные участки, предоставленные под пионерлагерь "Звездный", оздоровительный лагерь Свердловской железной дороги. В нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ, Администрация в материалы дела не представила каких-либо доказательств, опровергающих данное утверждение.
При указанных обстоятельствах у Администрации не имелось правовых оснований для отказа СНТ "Архитектор" в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:4573.
В апелляционной жалобе Администрация указала, что исполнение решение суда по настоящему делу повлечет нарушение прав третьих лиц, а именно физических лиц - членов СНТ "Архитектор", которым в 1988 году решением исполнительного комитета Тюменского районного совета народных депутатов Тюменской области для расширения существующего садоводческого товарищества "Архитектор" были предоставлены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Получив земельные участки, граждане приступили к их освоению, возведению строений.
В настоящее время граждане, получившие земельные участки обратились в суд общей юрисдикции с исковым заявлением, где в качестве ответчика привлечено, в том числе, и СНТ "Архитектор".
В частности, гражданин Глухарёв В.И. просит признать за ним право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, Андреевское МО, СНТ "Архитектор", ул. Звёздная, участок N 138 "а".
Таким образом, предоставление СНТ "Архитектор" земельного участка в аренду будет противоречить нормам закона, и нарушать права физических лиц, которые желают приобрести земельные участки в собственность бесплатно.
Отклоняя данный довод, суд апелляционной инстанции, исходит из следующего.
Как указал податель жалобы, Гражданин Глухарёв В.И. обращался в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Однако, Администрацией в предоставлении земельного участка было отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не входит в границы СНТ "Архитектор".
Таким образом, что Администрация не согласна с заявленными требованиями гражданина, и считает, что испрашиваемый гражданином земельный участок в принципе не входит в границы земельного участка СНТ "Архитектор". В ином случае, Администрация, приняв доводы гражданина и полагая их состоятельными, была обязана предоставить земельный участок по заявлению гражданина.
Таким образом, в случае предоставления СНТ "Архитектор" испрашиваемого земельного участка в аренду граждане (члены СНТ "Архитектор") не лишаются права на обращение в Администрацию с заявлениями о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с нормами ЗК РФ. Факт наличия земельного участка в аренде СНТ "Архитектор" позволит бесспорно доказать тот факт, что испрашиваемый гражданином (членом СНТ "Архитектор") земельный участок входит в границы земельного участка СНТ "Архитектор" и позволит избежать лишних судебных процессов с Администрацией.
Администрация в апелляционной жалобе указывает на то, что в силу закона срок для предоставления земли составляет 1 месяц, а не 10 дней.
Однако, предусмотренный законом срок давно истек и срок, установленный судом является лишь мерой обеспечения реальной возможности исполнения решения.
Податель жалобы также указал, что с 01.01.2015 Администрация не уполномочена распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и не вправе заключить с СНТ "Архитектор" договор аренды земельного участка, в силу закона, так как в настоящее время, полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными в том числе, на территории муниципальных районов и сельских поселений Тюменский области, наделён Департамент имущественных отношений Тюменской области. Следовательно, не имеется оснований обязывать Администрацию заключить с СНТ "Архитектор" договор аренды на вышеуказанный земельный участок.
Оценивая указанный довод подателя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции, исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В апелляционной инстанции суд пересматривает, вынесенное судом первой инстанции решение.
Решение Арбитражного суда Тюменской области по настоящему делу было вынесено 25.09.2014 и подлежит оценке на предмет его соответствия законодательству на дату его вынесения.
Судебный акт содержит вывод о признании ненормативного акта недействительным, надлежащим ответчиком, по которому была и есть Администрация Тюменского муниципального района.
В части способа восстановления права в виде обязания на день вынесения решения суда, Администрация была тем лицом, которое должно было заключить с СНТ "Архитектор" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:4573.
Таким образом, суд апелляционной инстанции связан выводами, изложенными в решении суда первой инстанции на определенную дату, что не препятствует в порядке статьи 48 АПК РФ осуществить процессуальное правопреемство на стадии исполнения решения суда, заменив заинтересованное лицо на то, лицо, которое к моменту исполнения решения будет обладать соответствующими полномочиями.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив требования заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривался поскольку, согласно подпункту 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Администрации Тюменского муниципального района оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.09.2014 по делу N А70-7739/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-7739/2014
Истец: Садоводческое некоммерческое товарищество "Архитектор"
Ответчик: Администрация Тюменского муниципального района
Третье лицо: Департамент лесного комплекса Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8002/15
17.04.2015 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-17985/15
23.01.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12407/14
22.01.2015 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-7739/14
25.09.2014 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-7739/14