г. Самара |
|
26 января 2015 г. |
Дело N А55-15399/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Индивидуального предпринимателя Тарасенко Светланы Владимировны - Новеньков О.А., доверенность от 21.04.2014;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Белоусова Е.М., доверенность от 12.01.2015 г. N 1;
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 октября 2014 года по делу N А55-15399/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Тарасенко Светланы Владимировны, (ОГРНИП 304631114700012), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
3 лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара, о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Тарасенко Светлана Владимировна обратилась в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области с заявлением, в котором с учетом принятых в соответствии со ст. 49 АПК РФ изменений требований, просила:
- признать незаконным уведомление об отказе в предоставлении земельного участка от 31.03.2014 N 12-1/3175/13,
- обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, предусмотренных Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара",
- обязать Министерство имущественных отношений Самарской области провести оценку испрашиваемого земельного участка,
- обязать Министерство имущественных отношений Самарской области по завершении оценки испрашиваемого земельного участка принять решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже испрашиваемого земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.10.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 27.10.2014 по делу N А55-15399/2014 полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что при вынесении данного решения неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Податель жалобы ссылается на то, что согласно ответу Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 14.01.2014 N САМВ-89458 вид разрешенного использования земельного участка не соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков в зоне Ж-3.
Податель жалобы считает, что поскольку вид разрешенного использования выбранный заявителем в качестве вида разрешенного использования указан "под временный павильон-магазин "Сельхозпродукты", а не "магазин товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью не более 300 м", это является подтверждением несоответствия вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка основным видам разрешенного использования в зоне Ж-3.
Также податель жалобы ссылается на то, что в случае продажи земельного участка, находящегося в аренде, бюджет Самарской области будет лишен источника формирования в виде арендных платежей.
По мнению подателя жалобы, поскольку у заявителя отсутствует исключительное право на приватизацию земельных участков (статья 36 Земельного кодекса), в силу отсутствия на указанных земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих последнему на праве собственности, с учетом статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации министерство не усматривает целесообразности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Индивидуального предпринимателя Тарасенко Светланы Владимировны считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Департамента.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании Распоряжения Администрации Советского района г. Самары N 889 от 14.07.2003 ИП Тарасенко СВ. предоставлен в аренду земельный участок сроком на 3 (три) года под установку временного павильона -магазина "Сельхозпродукты", расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Запорожская, в районе дома N 39. (л.д. 14-15).
Впоследствии между Комитетом по управлению имуществом и ИП Тарасенко СВ. заключен договор аренды указанного земельного участка.
В связи с изданием Постановления Правительства Самарской области N 67 от 13.06.2006 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 06.11.2008 между Министерством имущественных отношений Самарской области и ИП Тарасенко СВ. заключен договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством N 832а-2007/2012, предметом которого явилось предоставление ИП Тарасенко СВ. в аренду земельного участка на срок с 13.11.2007 по 11.11.2012, общей площадью 80 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Запорожская, в районе дома N 39. (л.д.18-20).
Письмом Министерства имущественных отношений Самарской области указанный договор продлен на неопределенный срок и на тех же условиях.
05.12.2013 ИП Тарасенко СВ. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка.
Уведомлением от 31.03.2014 заинтересованное лицо отказало в предоставлении земельного участка в собственность, указав на отсутствие волеизъявления на продажу земельного участка в собственность в связи с потерей стабильного источника дохода в виде арендной платы; вид использования испрашиваемого земельного участка не соответствует основным видам разрешенного использования для территориальной зоны Ж-3 - зоны среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей, а также отсутствие в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г.о. Самара, утвержденной постановлением администрации г.о. Самара N 377 от 19.04.2013 (л.д.9-13).
Считая отказ в предоставлении земельного участка незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии решения об удовлетворении заявленных предпринимателем требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в соответствующий уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления.
В указанном в части 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (часть 3 указанной статьи).
Орган местного самоуправления на основании указанного в части 2 настоящей статьи заявления либо обращения уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками органа исполнительной власти Самарской области с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (часть 4 указанной статьи).
Уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в части 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 указанной статьи).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в части 5 настоящей статьи решения (часть 5 указанной статьи).
На основании Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2.1., 2.2, 2.3 и 2.4 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В силу пункта 2.11. Министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка.
Пунктом 2.12 Порядка предусмотрено, что в недельный срок начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
Договор купли-продажи земельного участка заключается министерством с победителем аукциона на основании протокола о результатах проведения аукциона в срок не позднее пяти дней со дня его подписания.
В случае, если предметом аукциона было право на заключение договора аренды земельного участка, такой договор должен быть подписан министерством с победителем аукциона на основании протокола о результатах проведения аукциона в срок не позднее двадцати дней со дня его подписания.
Внесенный победителем аукциона задаток засчитывается в оплату приобретаемого в собственность земельного участка либо в счет арендной платы.
Аукцион по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка признается несостоявшимся в случаях, если в аукционе приняло участие менее двух участников, ни один из участников аукциона после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы не поднял билет или если победитель аукциона уклонился от подписания протокола о результатах аукциона, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Организатор аукциона обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах аукциона возвратить внесенный участниками несостоявшегося аукциона задаток.
В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников, министерство принимает решение о предоставлении земельного участка лицу, принявшему участие в аукционе. Договор купли-продажи или аренды земельного участка, заключается в данном случае на условиях, указанных в извещении о проведении торгов.
Из материалов дела следует, что кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка проведены. Кадастровая выписка об испрашиваемом земельном участке, подтверждающая наличие сведений об объекте недвижимости в Государственном кадастре недвижимости, была предоставлена заявителем в министерство вместе с заявлением от 05.12.2013, что подтверждается распиской (л.д.51 ).
Судом верно указано на то, что в соответствии с пунктами 2.11- 2.12. Порядка Министерство обязано было провести оценку земельного участка, принять решение о проведении торгов в форме аукциона, известить об этом заявителя и передать соответствующие документы в Главное управление организации торгов Самарской области для проведения аукциона.
Министерством не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и др., которые могли бы послужить основанием в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в его выкупе.
Судом правильно отмечено в решении, что предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего. Ни вышеназванный Порядок предоставления земельных участков, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность продажи земельного участка в собственность в связи с потерей стабильного источника дохода в виде арендной платы.
Утверждение Министерства о том, что согласно Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденным постановлением Самарской Городской Думы N 61 от 26.04.2001, в зоне Ж-З вид разрешенного использования "занимаемый временным павильоном-магазином "Сельходпродукты" не относится к видам разрешенного использования, предусмотренным в зоне Ж-3, правомерно признано судом необоснованным исходя из следующего.
В статье 30 указанных Правил застройки и землепользования регламентируются разрешенные виды использования по карте правового зонирования, согласно которым к основным видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей (Ж-3) относятся "магазины товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью не более 300 кв. м".
В этой связи довод заинтересованного лица о том, что в соответствии с п.4 ст. 85 Земельного кодекса РФ испрашиваемый земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если цель его использования не входит в перечень видов разрешенного использования, не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием.
В силу части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Положениями частей 4 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее, чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Анализ положений норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов. Перечень мест, отображаемых на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных объектов возможно и вне мест, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что эксплуатация торгового объекта осуществлялась до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов. Данное обстоятельство подтверждается распоряжением Администрации Советского района г. Самары N 889 от 14.07.2003, договором N 832а-2007/2012 аренды земельного участка от 06.11.2008 (л.д.14-17, 18-23).
При этом, факт наличия либо отсутствия его в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа Самары, не может служить препятствием для дальнейшего размещения на спорном земельном участке нестационарного торгового объекта предпринимателя.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 31.03.2014 N 12-1/3175/13 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью общей площадью 80 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Запорожская, в районе дома N 39, с кадастровым номером 63:01:0907002:6, противоречит пунктам 2.11 -2.13 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что согласно ст. 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Министерством имущественных отношений Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 октября 2014 года по делу N А55-15399/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15399/2014
Истец: ИП Тарасенко Светлана Владимировна
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара