г. Самара |
|
26 января 2015 г. |
Дело N А55-23973/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Индивидуального предпринимателя Якубович Ирины Павловны - Андрианов Е.Л., доверенность от 20.05.2014 г.;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Белоусова Е.М., доверенность от 30.12.2014 г. N 426;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 октября 2014 года по делу N А55-23973/2013 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Якубович Ирины Павловны, г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Якубович Ирина Павловна обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/0382/13 от 19 сентября 2013 года об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0709002:18, расположенного по адресу: Самарская область, г Самара. Промышленный район, ул. Ново-Садовая, у дома N 385, площадью 78,20 кв.м., для использования под временный продуктовый магазин, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.01.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.07.2014 вышеназванные судебные акты отменены. Дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении заявитель изменил предмет заявленных требований и просил признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области N 12-1/0382/13 от 19 сентября 2013 года об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0709002:18, расположенного по адресу: Самарская область, г Самара. Промышленный район, ул. Ново-Садовая, у дома N 385, площадью 78,20 кв.м., для использования под временный продуктовый магазин, а также обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем проведения оценки земельного участка с кадастровым номером 63:01:0709002:18, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, у дома N 385, площадью 78,20 кв.м., и принятия решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.10..2014 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд решил признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю Якубович Ирине Павловне земельного участка, с кадастровым номером 63:01:0709002:18, расположенного по адресу: Самарская область, г Самара. Промышленный район, ул. Ново-Садовая, у дома N 385, площадью 78,20 кв.м., для использования под временный продуктовый магазин, содержащийся в сообщении N 12-1/0382/13 от 19 сентября 2013 года, обязать Министерство имущественных отношений Самарской области по вступлении настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Якубович Ирины Павловны путем совершения действий, предусмотренных Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, необходимых для принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером 63:01:0709002:18, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, у дома N 385, площадью 78,20 кв.м., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что в случае продажи земельного участка, находящегося в аренде, бюджет Самарской области будет лишен источника формирования в виде арендных платежей, а также поскольку у заявителя отсутствует исключительное право на приватизацию земельных участков (статья 36 Земельного кодекса), в силу отсутствия на указанных земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих последнему на праве собственности, с учетом статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, министерство не усматривает целесообразности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя.
По мнению подателя жалобы, из системного толкования положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и норм Порядка следует, что указанными нормами предусмотрено предоставление гражданам и юридическим лицам, заинтересованным в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, только свободных от прав третьих лиц земельных участков.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Индивидуального предпринимателя Якубович Ирины Павловны считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Между Министерством имущественных отношений Самарской области и предпринимателем Якубович Ириной Павловной заключен договор аренды земельного участка от 09.07.2012 N 2292а-2011/2016, по условиям которого заявителю в аренду был предоставлен земельный участок, отнесенный к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 63:01:0709002:18, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, у дома N 385, площадью 78,20 кв. м, для использования под временный продуктовый магазин.
Заявлением от 07.02.2013 Якубович И.П. обратилась в Министерство о предоставлении в собственность за выкуп вышеуказанного земельного участка.
Сообщением от 19.09.2013 N 12-1/0382/13 Министерство отказало в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на отсутствие волеизъявления на продажу земельного участка в собственность в связи с потерей стабильного источника дохода в виде арендной платы.
Считая отказ незаконным и нарушающем его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
При принятии решения о частичном удовлетворении заявленных обществом требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Судом правильно указано на то, что предоставление земель, находящихся в государственной собственности гражданам и юридическим лицам для целей ведения хозяйственной деятельности является публичным полномочием, реализация которого не может ставиться в зависимость от желания или нежелания органа, его осуществляющего. Ни вышеназванный Порядок предоставления земельных участков, ни Закон Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", ни Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка нецелесообразность продажи земельного участка в собственность в связи с потерей стабильного источника дохода в виде арендной платы.
В соответствии с пунктами 2.11 - 2.13 Порядка предусмотрена возможность приобретения в собственность земельного участка при проведении оценки испрашиваемого земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, и принятии решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка.
Согласно пунктам 2.11 - 2.12. указанного Порядка Министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка.
В недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, Министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области, осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
С учетом приведенных норм, действующий Порядок предусматривает возможность предоставления земельных участков на территории городского округа Самара в собственность для целей, не связанных со строительством, в том числе и под временными объектами, путем проведения торгов.
Аналогичная правовая позиция по применению указанных норм права изложена в постановлении ФАС Поволжского округа от 21.07.2014 года по настоящему делу, и обязательна для суда, рассматривающего дело.
Из материалов дела следует, что кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка проведены. Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка был предоставлен заявителем в министерство вместе с заявлением от 07.02.2013. В связи с чем, в соответствии с пунктом 2.11 Порядка Министерство обязано было провести оценку земельного участка для целей дальнейшего принятия решения о проведении торгов в форме аукциона.
Министерством не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и др., которые могли бы послужить основанием в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в его выкупе.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемый отказ противоречат, пунктам 2.11-2.13 Порядка, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу ст. 201 АПК РФ дает суду основание для признания его незаконным и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Судом также правильно указано на то, что устранение допущенных нарушений следует осуществить путем обязания министерство совершить действия, предусмотренные Порядком, и необходимые для принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Министерством имущественных отношений Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 октября 2014 года по делу N А55-23973/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-23973/2013
Истец: ИП Якубович Ирина Павловна
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Бегеб Антон Анатольевич, ИП Якубович И. П. в лице представителя-адвоката Бегеба Антона Анатольевича
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14715/15
26.05.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23620/15
26.01.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17563/14
07.10.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23973/13
21.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12667/13
07.04.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3532/14
22.01.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-23973/13