Требование: о признании незаконными действий в отношении земельного участка
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
09 февраля 2015 г. |
Дело N А41-47572/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ООО "ТТК-Абрамцево": Преображенская М.А., Чученко И.В. по доверенности от 22.09.2014, Павликова М.А. по доверенности от 26.01.2015,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области: Лямичева Ю.Э. по доверенности от 12.08.2014 N 45,
от ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров": Юнусова Л.А. по доверенности от 03.09.2014,
от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Сорокин И.А. по доверенности от 21.11.2014 N 01-08035/26687,
от межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области: Подвигина А.Ю. по удостоверению,
от иных третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" на решение Арбитражного суда Московской области от 07 ноября 2014 года по делуА41-47572/14, принятое судьей Кузьминой О.А., по заявлению ООО "ТТК-Абрамцево" к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, при участии третьих лиц Управления Росреестра по Московской области, администрации городского округа Балашиха Московской области, ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области, о признании незаконным действия по включению в ГКН сведений о земельном участке,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТТК-Абрамцево" (далее - заявитель, общество, ООО "ТТК-Абрамцево") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, кадастровая палата), в котором просит:
- признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по включению в состав сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:23 в разделе "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" следующих сведений: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров"", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125.".
- признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по включению в состав сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:24 в разделе "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" следующих сведений: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров"", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125.".
- признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по включению в состав сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:25 пункта 5 раздела "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" следующих сведений: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров"", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125.".
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из состава сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:23 сведения раздела "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" о том, что: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения -национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров"", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125.".
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из состава сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:24 сведения раздела "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" о том, что: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров"", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125.".
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области исключить из состава сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:25 сведения пункта 5 раздела "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" о том, что: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров"", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письмо от 17.07.2008 N ВК/3125.".
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области выдать обществу с ограниченной ответственностью "ТТК-Абрамцево" кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:23 без указания сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:23 о том, что земельный участок полностью входит в зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров".
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области выдать обществу с ограниченной ответственностью "ТТК-Абрамцево" кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:24 без указания сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:24 о том, что земельный участок полностью входит в зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров".
- обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области выдать обществу с ограниченной ответственностью "ТТК-Абрамцево" кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:25 без указания сведений Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:15:0040106:25 о том, что земельный участок полностью входит в зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", администрация городского округа Балашиха, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, межрайонная природоохранная прокуратура Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 ноября 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят судебный акт отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "ТТК-Абрамцево" на праве собственности принадлежат земельные участки:
- с кадастровым номером: 50:15:0040106:23, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения хозяйственной деятельности, строительства и дальнейшей эксплуатации туристско-торгового комплекса с центром обслуживания автотуристов, площадью 78386 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, кв-л Абрамцево, владение 54а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19 августа 2013 года, бланк 50-АЕ N 310459, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области;
- с кадастровым номером: 50:15:0040106:24; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для размещения туристического торгового комплекса с центром обслуживания автотуристов и АЗС, площадь 24033 кв.м, адрес: Московская область, Балашихинский район, 103-104 км МКАД, вблизи дер. Абрамцево, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 сентября 2013 года, бланк 50-АЕ N 383668, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области;
- с кадастровым номером: 50:15:0040106:25; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения объектов туристско-торгового комплекса, площадь 65000 кв.м, адрес: Московская область, город Балашиха, квартал Абрамцево, владение 54 Г, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 18 октября 2013 года, бланк 50-АЕ N 875359, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (т.1, л.д.65-67).
Согласно кадастровым паспортам земельных участков, выданных заявителю 31.05.2011, на земельный участок с кадастровым номером: 50:15:0040106:23 (т.2, л.д.1), с кадастровым номером: 50:15:0040106:24 (т.2, л.д.25), с кадастровым номером: 50:15:0040106:25 (т.2, л.д.36) сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территории, в границах которых расположены земельные участки заявителя, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Вместе с тем согласно кадастровым паспортам земельных участков с кадастровыми номерами: 50:15:0040106:23 (т.1, л.д.68-69), 50:15:0040106:24 (т.1, л.д.88-89), 50:15:0040106:25 (т.1, л.д.97-99), выданным 10-11 июня 2014 года, в разделе "Сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий" указано: "Земельный участок полностью входит в Зону: "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров", 50.15.2.1, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Письма от 17.07.2008 N ВК/3125.
Полагая, что действия ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области по включению указанных сведений в государственный кадастр недвижимости являются незаконными, ООО "ТТК-Абрамцево" обратилось в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности материалами дела факта отнесения спорных земельных участков к территории парка "Лосиный остров".
В судебном заседании апелляционного суда представители ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" высказались согласно доводам, изложенным в своих апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции отменить.
Представитель межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области поддержал правовую позицию апеллянтов, просил обжалуемое решение отменить.
Представитель ООО "ТТК-Абрамцево" возражал относительно доводов заявителей апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Управления Росреестра по Московской области, администрации городского округа Балашиха Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, "Картотеке дел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2 - ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (статья 3 Закона).
Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 1 статьи 16 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 2 названной статьи постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13, 20 части 2 статьи 7 названного Закона сведений осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов, либо в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области не доказало соблюдения заявительного порядка, либо информационного взаимодействия с органом государственной власти или органом местного самоуправления при осуществлении кадастрового учета.
Пунктом 1 статьи 5 названного Закона предусмотрено, что каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер).
Пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся описание местоположения границ земельного участка.
Согласно статье 10 Закона о государственном кадастре недвижимости в состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий должны быть внесены следующие сведения:
1) индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон или территорий;
2) описание местоположения границ таких зон или территорий;
3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении таких зон или границ территорий;
4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон или границ территорий, а также источники официального опубликования этих решений;
5) содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 года N 42 утвержден порядок ведения государственного кадастра недвижимости.
Так, согласно п.5 ч. 8 Приказа запись об объекте недвижимости содержит сведения об ограничениях (обременения) вещных прав на объект недвижимости, учетный номер зоны с особыми условиями использования территорий, если земельный участок частично или полностью расположен в границах такой зоны с особыми.
Согласно п.4 ч. 14 Приказа структура записи о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий в Реестре включает в себя содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах зоны с особыми условиями использования территорий.
Соответственно, включение в государственный кадастр недвижимости оспариваемых сведений является формой осуществления кадастрового учета и ведения государственного кадастра.
Как усматривается из материалов дела, в качестве обоснования действий ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области представлены государственный акт на право (постоянного) пользования землей и письмо Роснедвижимости от 17.07.2008 N ВК/3125, согласно которым постановлением администрации Балашихинского района Московской области от 16.02.1995 Национальному парку "Лосиный остров" было предоставлено в пользование 4521, 4 га земли.
Как следует из приложения к письму Роснедвижимости от 17.07.2008 N ВК/3125 в сведениях о реквизитах правовых актов об установлении (изменении) границ парка указаны следующие документы:
- решения Исполнительных Комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров" от 04.05.1979 N 1193-543;
- решения Исполнительных Комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 10.10.1988 N 2130-1344;
- постановление Правительства Москвы и администрации Московской области "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" от 29.04.1992 N 235-113.
Такой документ не может являться надлежащим доказательством по определению границ национального парка и включению участков заявителя в его границы.
Согласно статье 15 Земельного кодекса РСФСР в редакции, действовавшей па момент принятия указанного постановления, исключительной компетенцией по установлению границ особо охраняемых природных территорий и национальных парков республиканского значения обладала РСФСР.
В последующем постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 N 69 было утверждено Положение о национальных природных парках РФ, пунктом 3 которого вопросы, связанные с образованием, расширением территорий национальных парков, также отнесены к ведению Правительства РФ.
Кроме того, отнесение этих вопросов к ведению РФ также следует из текста Постановления N 235-113, пунктом 4 которого дано совместное поручение Министру Правительства Москвы и Министру Администрации Московской области внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации проект постановления об утверждении границ ГПНП "Лосиный остров" и положение о природном парке, что также подтверждает отсутствие нормативного акта Правительства РФ об утверждении или изменении границ национального парка, которым спорные участки были бы включены в границы ООПТ.
Более того, текст указанного постановления также не содержит сведений о вхождении земельных участков, принадлежащих заявителю, в границы территории национального парка (приложения 1 и 3 Постановления).
То есть на момент издания Постановления Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 N 235-113 границы национального парка уполномоченным органом установлены (изменены) не были, что также прямо следует из текста данного документа.
Согласно пункту 2 совместного решения Исполкомов Московского областного и Московского городского Советов от 04.05.1979 N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров" содержится лишь намерение просить Совмин РСФСР создать природный парк "Лосиный остров" и установить его границы.
Постановлением Совмина РСФСР от 24.08.1983 N 401 "О создании Государственного природного Национального парка "Лосиный остров" предусмотрено создание Национального парка в границах Мытищинского леспаркхоза, а не Балашихинского района, на территории которого находится спорный земельный участок.
Решением Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов от 10.10.1988 N 2130-1344 утверждены Положение о государственном природном национальном парке, проект его детальной планировки (I и II этапы), а также установлено функциональное зонирование парка, включающее:
- особо охраняемую зону площадью с заповедными участками в границах согласно приложению 3;
- учебно-рекреационную;
- рекреационную.
Из представленного Кадастровой палатой в материалы дела письма Управления Федерального агентства объектов недвижимости по Московской области от 29.04.2009 N 11045 - 1/3302, следует, что вопрос о возможности включения в ГКН представленных координат поворотных точек границ особо охраняемой природной территории (ООПТ) необходимо рассматривать также с учетом текстового и графического отображения сведений о зоне ООПТ.
Однако в материалы дела не представлено графическое приложение, отображающее границы особо охраняемой природной территории - Национального парка "Лосиный остров", в соответствии с которым сведения о нахождении спорных участков в территориальной зоне национального парка были внесены в кадастр.
Представленные Кадастровой палатой схемы, из которых следует, что спорные участки расположены в границах парка, не могут являться надлежащим доказательством, поскольку представляют собой фрагмент из автоматизированной информационной базы государственного кадастра недвижимости, в которую государственным органом кадастрового учета (действия которого оспариваются) вносятся сведения об объектах недвижимости и земельных участках, в том числе оспариваемых по настоящему делу (приказ Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости").
Такие схемы не могут подменять собой принятие решения компетентного органа о включении в границы национального парка спорных участков.
При этом из системного анализа указанных документов, на основании которых фактически были определены границы особо охраняемой природной территории и внесены оспариваемые сведения, не следует, что спорные земельные участки, принадлежащие на праве собственности ООО "ТТК-Абрамцево", включены в границы природного парка "Лосиный остров".
В соответствии с пунктом 1 статьи 91 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Все земельные участки, входящие в границы национального парка, относятся к категории: "земли особо охраняемых природных территорий".
Согласно пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Для изменения кадастровых сведений в отношении земельных участков заявителя необходимо было наличие принятого решения Правительства РФ о включении спорных участков в границы парка, а также карты (плана) территориальной зоны как объекта землеустройства.
Кроме того, постановлением Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 N 14910/07, вынесенным по спору об отнесении к территории парка земельного участка 50:15:040106:0022, ранее являвшегося частью участка 50:15:040106:23, принадлежащего заявителю, признан недоказанным факт нахождения такого участка в границах территории парка "Лосиный остров".
Спорные земельные участки находятся в частной собственности, относятся к категории земель "земли населенных пунктов" и "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Согласно статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним -юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0040106:23, 50:15:0040106:24, 50:15:0040106:25, поставлены на кадастровый учет, их границы определены в соответствии с действующим законодательством.
Кадастровая палата не доказала наличие у нее оснований по включению оспариваемых сведений в государственный кадастр недвижимости, а также соблюдение установленной процедуры осуществления кадастрового учета в связи с изменением сведений об объекте недвижимости.
Согласно статье 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник имеет исключительное право на использование земельного участка.
По правилам статьи 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного
пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены исключительно по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
Письмо Роснедвижимости от 17.07.2008 N ВК/3125, на которое ссылается Кадастровая палата в обосновании своей позиции, координаты границ особо охраняемой природной территории не содержит.
Как прямо следует из описательной части границ особо охраняемой зоны государственного природного национального парка "Лосиный остров", границы парка проходят по границам лесных кварталов Лосиноостровского, Лосино-Погонного, Мытищинского и Алексеевского лесопарков.
При сопоставлении описания границ национального парка, изложенного в приложении N 2 к решению Исполкомов Московского областного и Московского городского Советов от 04.05.1979 N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров", где указано описание предполагаемых границ парка (в том числе, по отношению к спорным участкам): "... по границе технической зоны Щелковского шоссе (100 м на север от оси) до МКАД, по внешней границе технической зоны МКАД (200 м от оси) на север до пересечения с южной границей Мытищинского лесопарка. Границы НП "Лосиный остров" в местонахождении спорных земельных участков проходят по внешней границе технической зоны Московской кольцевой автомобильной дороги (200 м от оси)", с картографическими данными, имеющимися в материалах дела, суд приходит к выводу, что спорные земельные участки находится вне территории НП "Лосиный остров", поскольку расположены в пределах технической зоны МКАД 103 -104 км.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктом 3 части 5 названной статьи АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования, основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 ноября 2014 года по делуN А41-47572/14 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47572/2014
Истец: ООО "ТТК-Абрамцево"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
Третье лицо: Администрация городского округа Балашиха Московской области, Межрайонная природоохранная прокуратура Московской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5075/15
20.11.2018 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5075/15
17.07.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19931/17
25.10.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-47572/14
16.08.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5075/15
10.06.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4603/16
19.02.2016 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-47572/14
16.06.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5075/15
09.02.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15664/14
02.12.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-47572/14
08.11.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-47572/14