г. Воронеж |
|
12 февраля 2015 г. |
Дело N А35-3975/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года.
В полном объеме постановления изготовлено 12 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей : Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Синицыной Е.Г.
при участии в судебном заседании:
от крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Администрации Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Бухтиярова Ивана Дмитриевича: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Бухтияровой Стэллы Ивановны: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" на решение Арбитражного суда Курской области от 24.12.2014 по делу N А35-3975/2014 (судья Лымарь Д.В.), принятое по заявлению крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" (ОГРН 1024600618019, ИНН 4611002030) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области (ОГРН 1044637046475, ИНН 4632013763) о признании незаконными бездействия, недействительными записей в Едином Государственном реестре юридических лиц, и обязании к совершению действий,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Курской области, Бухтияров Иван Дмитриевич, Бухтиярова Стэлла Ивановна,
УСТАНОВИЛ:
крестьянское (фермерское) хозяйство "Бия" (далее - КФХ "Бия", КФХ) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области (далее - Инспекция, налоговый орган), с учетом его уточнения от 25.07.2014, о признании незаконным отказа от 26.03.2014 и бездействия Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области по объективному, всестороннему и своевременному рассмотрению заявления КФХ "Бия" от 25.02.2014 о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации КФХ "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 54 серия "В"; о признании незаконным отказа и бездействия Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области по ненаправлению в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в вышестоящий орган заявления КФХ "Бия" от 25.02.2014, в компетенцию которого входит рассмотрение указанного заявления; о признании свидетельства о государственной регистрации КФХ "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В", ошибочным и недействительным; о признании записей в ЕГРЮЛ о дате государственной регистрации КФХ "Бия" Бухтиярова А.И. - 26.12.1993 и о номере государственной регистрации КФХ "Бия" - 248, ошибочными и недействительными; об обязании Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области внести в ЕГРЮЛ дату действительной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" - 28.03.1991 и номер государственной регистрации КФХ "Бия" - 200.
КФХ "Бия" в судебном заседании 03.10.2014 письменно уточнило требования (заявление вх. N 3975/2014 от 03.10.2014, т. 4, л.д. 119), дополнив ранее заявленные требования в отношении оспариваемого свидетельства (п. 1 уточненных требований от 03.10.2014 - признать свидетельство неполученным от Администрации Курского района Курской области); в оставшейся части требования КФХ "Бия", (п.п. 2, 3, 4, 5 и 6 уточнения от 03.10.2014) не изменялись и являются идентичными ранее заявленным требованиям, с учетом их уточнения от 25.07.2014.
В ходе рассмотрения дела Бухтияров Александр Иванович, действуя как физическое лицо, дополнительно обратился в порядке статьи 50 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора (т. 4, л.д. 126), заявив самостоятельные требования относительно, как он полагал, предмета спора, а именно - о признании ошибочными указанные в свидетельстве о государственной регистрации КФХ "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серии "В" данные: фамилии главы хозяйства - Бухтиярова; паспортные данные Бухтиярова Александра Ивановича; иные недействительные сведения, указанные в свидетельстве.
Определением Арбитражного суда Курской области от 25.07.2014 по настоящему делу Бухтияров Александр Иванович в порядке ст. 50 АПК РФ привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Бухтияров А.И., участвующий в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в судебном заседании 03.10.2014 письменно уточнил требования (заявление вх. N 3975/2014 от 03.10.2014) и просил признать ошибочными изложенные в оспариваемом свидетельстве сведения (п.п. 2, 3 и 4 требований от 25.07.2014 и п.п. 1, 2 уточненных требований от 03.10.2014), а само свидетельство - ошибочным (п. 4 уточненных требований от 03.10.2014) и испорченным (п. 3 уточненных требований от 03.10.2014).
Определением Арбитражного суда Курской области от 15.10.2014 производство по настоящему делу в части рассмотрения уточненных требований крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области о признании свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В": ошибочным и недействительным (уточнение от 25.07.2014, п. 4 уточненных требований от 03.10.2014); не полученным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области (п. 1 уточненных требований от 03.10.2014) - прекращено на основании п.п. 1,2 ч.1 ст. 150 АПК РФ;
в части рассмотрения уточненных требований Бухтиярова Александра Ивановича, вступившего в дело в порядке ст. 50 АПК РФ в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, о признании свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" от 26.12.1993 N 54 серии "В": испорченным (п. 3 уточненных требований от 03.10.2014); ошибочным (п. 4 уточненных требований от 03.10.2014); содержащим ошибочные сведения (п.п. 2, 3, 4 уточненных требований от 25.07.2014 и п.п. 1, 2 уточненных требований от 03.10.2014) - прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Курской области от 24.12.2014 в удовлетворении уточненных требований крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области отказано.
КФХ "Бия", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы, КФХ "Бия" ссылается на то, что решение суда первой инстанции является незаконным, немотивированным и необоснованным.
Так, КФХ указывает, что по делу была принята только резолютивная часть решения суда, полного, мотивированное решение по настоящему делу было изготовлено за пределами установленных законом сроков, что свидетельствует о его незаконности.
Также КФХ полагает, что при принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции нарушены положения ст.ст.15, 70, 170 АПК РФ.
В судебное заседание не явились КФХ "Бия", Межрайонная ИФНС России N 5 по Курской области, Администрация Курской области, Бухтияров И.Д., Бухтиярова С.И., которые извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
В материалах дела имеются ходатайства Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области, Бухтиярова И.Д., Бухтияровой С.И. о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие КФХ "Бия", Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области, Администрации Курской области, Бухтиярова И.Д., Бухтияровой С.И.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Согласно сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (т. 1, л.д. 44-53), Крестьянское (фермерское) хозяйство "Бия" зарегистрировано в качестве юридического лица 26.12.1993 Администрацией исполнительной государственной власти Курского района Курской области по адресу: 305526, Курская область, Курский район, п. Черемушки, главой КФХ "Бия" является Бухтияров Александр Иванович.
25.02.2014 КФХ "Бия" в лице его главы - Бухтиярова А.И. обратилось в Межрайонную ИФНС России N 5 по Курской области с заявлением (вх. N 050051 от 25.02.2014) о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 24 серия "В".
Одновременно с аналогичным заявлением о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации КФХ "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 24 серия "В" обратился в Межрайонную ИФНС России N 5 по Курской области Бухтияров А.И. как гражданин (физическое лицо) (вх. N 05050 от 25.02.2014).
По результатам рассмотрения указанных обращений Межрайонная ИФНС России N 5 по Курской области письмом N 06-36/04887 от 26.03.2014 в адрес КФХ "Бия" (т. 6, л.д. 21) сообщила о том, что в соответствии с п. 5 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о регистрации может быть обжаловано в судебном порядке или в вышестоящую организацию; при этом Инспекцией были дополнительно приведены заявителю положения ст. 198 АПК РФ.
Письмо аналогичного содержания N 06-36/04882 от 26.03.2014 (т. 6, л.д. 6) также было направлено Инспекцией в адрес Бухтиярова А.И. как физического лица. Доказательства направления указанных писем приобщены к материалам дела (т. 6, л.д. 16-20, 31-35).
КФХ "Бия" обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом его уточнения, о признании незаконным отказа от 26.03.2014 и бездействия Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области по объективному, всестороннему и своевременному рассмотрению заявления КФХ "Бия" от 25.02.2014 о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации КФХ "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В" (абзац 1 уточнения от 25.07.2014, п. 2 уточнения от 03.10.2014); о признании незаконным отказа и бездействия Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области по ненаправлению в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в вышестоящий орган заявления КФХ "Бия" от 25.02.2014, в компетенцию которого входит рассмотрение указанного заявления (абзац 2 уточнения от 25.07.2014, п. 3 уточнения от 03.10.2014); о признании свидетельства о государственной регистрации КФХ "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В", ошибочным и недействительным (абзац 2 уточнения от 25.07.2014, п. 4 уточнения от 03.10.2014); о признании свидетельства о государственной регистрации КФХ "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В" неполученным от Администрации Курского района Курской области (п. 1 уточнения от 03.10.2014); о признании записей в ЕГРЮЛ о дате государственной регистрации КФХ "Бия" Бухтиярова А.И. - 26.12.1993 и о номере государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" - 248, ошибочными и недействительными (абзац 3 уточнения от 27.05.2014 и п. 5 уточнения от 03.10.2014); об обязании Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области внести в ЕГРЮЛ дату действительной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" - 28.03.1991 и номер государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" - 200 (абзац 4 уточнения от 27.05.2014 и п. 6 уточнения от 03.10.2014).
Определением арбитражного суда от 15.10.2014 производство по настоящему делу в части рассмотрения уточненных требований крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области о признании свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В": ошибочным и недействительным (уточнение от 25.07.2014, п. 4 уточненных требований от 03.10.2014); не полученным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области (п. 1 уточненных требований от 03.10.2014) - прекращено на основании п.п. 1,2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ по мотивам, изложенным в указанном определении.
С учетом прекращения производства по настоящему делу в соответствующей части, предметом судебного разбирательства в оставшейся части являлись требования КФХ "Бия" о признании незаконным отказа от 26.03.2014 и бездействия Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области по объективному, всестороннему и своевременному рассмотрению заявления КФХ "Бия" от 25.02.2014 о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации КФХ "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В" (абзац 1 уточнения от 25.07.2014, п. 2 уточнения от 03.10.2014); о признании незаконным отказа и бездействия Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области по ненаправлению в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в вышестоящий орган заявления КФХ "Бия" от 25.02.2014, в компетенцию которого входит рассмотрение указанного заявления (абзац 2 уточнения от 25.07.2014, п. 3 уточнения от 03.10.2014); а также требования о признании записей в ЕГРЮЛ о дате государственной регистрации КФХ "Бия" Бухтиярова А.И. - 26.12.1993 и о номере государственной регистрации КФХ "Бия" - 248, ошибочными и недействительными (абзац 3 уточнения от 27.05.2014 и п. 5 уточнения от 03.10.2014); об обязании Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области внести в ЕГРЮЛ дату действительной регистрации КФХ "Бия" - 28.03.1991 и номер государственной регистрации КФХ "Бия" - 200 (абзац 4 уточнения от 27.05.2014 и п.6 уточнения от 03.10.2014).
Отказывая в удовлетворении заявленных КФХ "Бия" требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в редакции, применимой к спорным правоотношениям) крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.
Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.
Согласно части 1 статьи 9 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 (в редакции, применимой к спорным правоотношениям на момент создания крестьянского (фермерского) хозяйства), крестьянское хозяйство регистрируется районным (городским) Советом народных депутатов после выдачи государственного акта на право пожизненно наследуемого владения, собственности на земельный участок или подписания договора на аренду земельного участка.
После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона. Районный (городской) Совет народных депутатов ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельский (поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу.
В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в рассмотрении Арбитражным судом Курской области дела N А35-3236/2013 участвовали КФХ "Бия", Администрация Курской области и Межрайонная ИФНС России N 5 по Курской области, в связи с чем обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по указанному делу, имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, в котором также участвуют КФХ "Бия", Администрация Курской области, Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области, а также иные лица, участвующие в деле.
Как следует из постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 по делу N А35-3236/2013 (т. 4, л.д. 159-164), решением исполнительного комитета Курского районного Совета народных депутатов от 27.03.1991 N 69 Бухтиярову А.И. передан земельный участок площадью 70 га пашни из земель Центра научного приборостроения для ведения крестьянского хозяйства.
КФХ "Бия" поставлено на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и по месту нахождения 27.03.1991.
28.03.1991 исполнительным комитетом Курского районного Совета народных депутатов выдан Государственный акт на право пользования землей серии А-I N 364305 (т. 1, л.д. 30-33), которым подтверждается предоставление крестьянскому хозяйству Бухтиярова А.И. в бесплатное и бессрочное пользование 70 га земли в границах согласно плану землепользования, для ведения крестьянского хозяйства.
Таким образом, с учетом положений ч. 1 ст. 9 вышеуказанного Закона, крестьянское хозяйство Бухтиярова А.И. было зарегистрировано 28.03.1991, путем внесения записи в Книгу записей государственных актов на право пользования землей за N 200, о чем имеется отметка в Государственном акте на право пользования землей серии А-I N 364305 от 28.03.1991. Указанное фактическое обстоятельство также преюдициально установлено судом (стр. 4 постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 по делу N А35-3236/2013).
Постановлением Главы администрации Курского района Курской области N 509 от 24.12.1993 (т.1, л.д.19) крестьянскому (фермерскому) хозяйству Бухтиярова А.И. присвоено наименование "Бия". Указанные обстоятельства не оспариваются заявителем.
26.12.1993 было выдано свидетельство о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 г. 54 серия "В" (т.1, л.д.62).
Согласно сведениям, указанным в свидетельстве о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В" (т. 1, л.д. 11), главой фермерского хозяйства является Бухтияров А.И., а его членами - Бухтиярова С.И. и Бухтияров И.Д. Также данные обстоятельства установлены апелляционным определением Курского областного суда от 26.03.2013 по иску Бухтиярова И.Д. и Бухтияровой С.И. к КФХ "Бия" (т. 1, л.д. 65); при этом, с учетом правовой позиции Курского областного суда, допущенные в свидетельстве опечатки при написании фамилии главы КФХ Бухтиярова А.И. (в свидетельстве фамилия указана в женском роде) и серии государственного акта на пользование землей не влекут недействительности свидетельства и сделанных на его основе записей в Едином государственном реестре юридических лиц. В свидетельстве также указано, что фермерское хозяйство зарегистрировано решением Курского райисполкома N 69 от 27.03.1991 и постановлением Главы администрации N 509 от 24.12.1993, в соответствии с которым выдан акт на пользование землей N 364305 П-1 от 28.03.1991, регистрационный номер - 248.
Таким образом, выданное в подтверждение внесения соответствующих записей в государственный реестр свидетельство о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В", является правоподтверждающим документом, выдаваемым по результатам проведения государственной регистрации юридических лиц (изменений содержащихся в Реестре сведений о юридических лицах), и не является ненормативным (распорядительным) правовым актом, подлежащим обжалованию в судебном порядке, в связи с чем определением от 15.10.2014 производство по делу N А35-3975/2014 в части его оспаривания было прекращено. Аналогичные выводы относительно оценки свидетельства на предмет возможности его оспаривания в арбитражном суде содержатся в постановлениях судов апелляционной и кассационной инстанций по делу N А35-3236/2013 от 27.06.2014 и от 13.11.2014.
При этом суд также принял во внимание, что на момент создания и первичной регистрации крестьянского хозяйства Бухтиярова А.И., действовавшее законодательство не предусматривало обязанности регистрирующего органа по оформлению и выдаче свидетельства, подтверждающего создание и регистрацию крестьянского хозяйства. Обязанность регистрирующих органов по выдаче свидетельства о государственной регистрации предприятий была введена только п.6 постановления Совета Министров РСФСР от 14.06.1991 N 327 "О порядке взимания государственной пошлины за регистрацию предприятий в РСФСР", принятым позднее момента создания и регистрации КФХ заявителя. С учетом указанного, а также принимая во внимание, что свидетельство от 26.12.1993 является не правоустанавливающим, а правоподтверждающим документом, ссылки КФХ на несоответствие даты выдачи свидетельства, подтверждающего регистрацию КФХ "Бия" (26.12.1993), и даты фактического создания и регистрации КФХ "Бия" (28.03.1991), не имеют правового значения.
В связи с принятием Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) (в редакции, действовавшей на момент 31.10.2002 - момент обращения КФХ "Бия" за перерегистрацией), вступившего в действие с 01.07.2002, порядок государственной регистрации юридических лиц был изменен.
В силу положений ст. 2 Федерального закона N 129-ФЗ, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (в дальнейшем - Федеральная налоговая служба Российской Федерации) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц, с 1 января 2004 года - государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.
В силу п.п. 1, 2, 3, пп. 5 п. 6, пп. 28, 29 п. 7 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного постановлением Правительства РФ N 783 от 16.10.2000 (в редакции, действовавшей на дату перерегистрации заявителя), МНС России являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с законодательством Российской Федерации; ведение в установленном порядке Единого государственного реестра юридических лиц; при этом МНС России осуществляло возложенные на него функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, в систему которых входили и инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам межрайонного уровня. После реорганизации МНС России в Федеральную налоговую службу России, указанные функции, в соответствии с п.п. 1, 5.3.1, 5.5, 5.5.6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ N 506 от 30.09.2004, осуществляются Федеральной налоговой службой России.
В соответствии с ст.ст. 4, 5 Федерального закона N 129-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации N 438 от 19.06.2002, с 01.07.2002 предусмотрено создание и ведение Единого государственного реестра юридических лиц, содержащего сведения и документы о юридических лицах.
В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона N 129-ФЗ, уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В силу указанных норм КФХ "Бия" было обязано обратиться в регистрирующий орган (которым являлась Межрайонная инспекция МНС РФ N 5 по Курской области) с заявлением о представлении сведений о КФХ "Бия" как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, сообщив сведения о юридическом лице по установленной форме и представив подтверждающие указанные сведения документы, а документы, имеющиеся в отношении указанного юридического лица у ранее существовавшего регистрационного органа, которым на 01.07.2002 являлась Администрация исполнительной государственной власти Курского района, в силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 129-ФЗ подлежали передаче Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области как новому регистрирующему органу для включения их в состав документов на бумажном носителе, являющихся частью Единого государственного реестра юридических лиц в отношении КФХ "Бия".
В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Правительством Российской Федерации постановлением от 19.06.2002 N 439 были утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации юридических лиц, в том числе форма N Р17001 - "Сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
Как следует из материалов дела, согласно сообщению формы Р170011 от 31.10.2002 о представлении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", глава КФХ "Бия" Бухтияров А.И. сам сообщил в МИМНС РФ N 5 по Курской области сведения о КФХ "Бия" как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, в том числе - об организационно-правовой форме юридического лица (крестьянское (фермерское) хозяйство), указал полное наименование юридического лица - фермерское хозяйство "Бия" Бухтиярова А.И., а также заявил о том, что КФХ "Бия" зарегистрировано 26.12.1993 Администрацией исполнительной государственной власти Курского района Курской области за регистрационным номером 248 (т. 3, л.д. 139-143). Указанные сведения изложены Бухтияровым А.И. собственноручно и им подписаны, указанное не опровергалось КФХ "Бия".
Отклоняя доводы КФХ "Бия" относительно порядка внесения оспариваемых записей о КФХ "Бия" в Единый государственный реестр юридических лиц, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 129-ФЗ, Единый государственный реестр юридических лиц ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях, если не установлен иной порядок ведения государственного реестра.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ, в государственном реестре содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;
б) организационно - правовая форма;
в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
д) сведения об учредителях юридического лица;
е) копии учредительных документов юридического лица;
ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);
к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.
В случае изменения содержащихся в государственном реестре сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок и сроки исключения из государственного реестра устаревшей информации и уничтожения устаревших документов определяются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ).
Записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в государственный реестр. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр. При несоответствии указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений государственного реестра сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих исправлений.
Сведения, указанные в подпункте "м" пункта 1 настоящей статьи, представляются лицензирующими органами не позднее пяти рабочих дней с момента принятия соответствующего решения (ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ).
В регистрационном деле юридического лица, сведения о государственной регистрации которого внесены в государственный реестр, должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган в соответствии с настоящим Федеральным законом. Регистрационные дела юридических лиц являются частью государственного реестра (ч. 5 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 129-ФЗ, регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса. Порядок и сроки передачи регистрирующему органу указанных регистрационных дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Норма ч. 3 ст. 26 Федерального закона N 129-ФЗ предусматривает не процесс новой регистрации или перерегистрации юридического лица, а отражение в Едином государственном реестре юридических лиц информации о ранее зарегистрированном юридическом лице и переоформление ранее выданного свидетельства (так как юридическое лицо уже было зарегистрировано ранее). В силу этого на рассматриваемые правоотношения непосредственно не распространяются положения Федерального закона N 129-ФЗ, регулирующие порядок государственной регистрации юридического лица, а также последствия нарушений, допущенных при государственной регистрации вновь созданного юридического лица.
На основании представленных 31.10.2002 Бухтияровым А.И. как главой КФХ "Бия" сведений и документов о КФХ "Бия" как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, МИМНС РФ N 5 по Курской области 31.10.2002 внесла в ЕГРЮЛ сведения о крестьянском (фермерском) хозяйстве "Бия" как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1024600618019, отразив в Едином государственном реестре юридических лиц следующие сведения о КФХ "Бия" в части, касающейся предмета спора: наименование юридического лица - Фермерское хозяйство "Бия" Бухтиярова А.И.; организационно-правовая форма - крестьянское (фермерское) хозяйство; место нахождения юридического лица - 305526, Курская область, Курский район, п. Черемушки, способ образования юридического лица - регистрация юридического лица при создании; регистрационный номер для лиц, созданных до 01.07.2002 - 248, дата регистрации - 26.12.1993, полное наименование органа, зарегистрировавшего создание юридического лица - Администрация исполнительной государственной власти Курского района Курской области (т 3, л.д. 132-135). В подтверждение внесения записи в ЕГРЮЛ о КФХ "Бия" как о юридическом лице, созданном до 01.07.2002, МИМНС РФ N 5 по Курской области было выдано свидетельство серии 46 N 000554204 от 31.10.2002 (т. 3, л.д. 131, 136).
Действия МИМНС РФ N 5 по Курской области по внесению указанных записей в ЕГРЮЛ, совершенные 31.10.2002, не оспорены КФХ "Бия" и не признаны незаконными в судебном порядке.
Нарушения установленного Федеральным законом N 129-ФЗ порядка внесения вышеуказанных сведений о КФХ "Бия" в ЕГРЮЛ в действиях МИМНС РФ N 5 по Курской области, функции которой впоследствии перешли к Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области, судом не установлено.
Как следует из материалов дела, при внесении оспариваемых в части даты регистрации и регистрационного номера для юридических лиц, созданных до 01.07.2002, записей о КФХ "Бия" в ЕГРЮЛ, налоговый орган действовал в соответствии с положениями Федерального закона N 129-ФЗ на основании документально подтвержденных сведений, представленных самим заявителем. При этом внесение указанных сведений в ЕГРЮЛ не представляло собой процесс юридического подтверждения факта существовавшей ранее регистрации юридического лица и внесения сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, в ЕГРЮЛ.
Отклоняя доводы КФХ "Бия" относительно компетенции Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области на момент ответа на обращения КФХ "Бия" и Бухтиярова А.И. (26.03.2014) на признание свидетельства о государственной регистрации КФХ "Бия" от 26.12.1993 N 54 серия "В" недействительным, суд правомерно руководствовался следующим.
Из положений вышеуказанных норм Федерального закона N 129-ФЗ, а также их положений п.п. 1, 4-7, 9-11, 13 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденного постановлением Правительства РФ N 438 от 19.06.2002 (в редакциях, действовавших на момент представления заявителем соответствующих сведений), равно как из положений указанных нормативных правовых актов в редакциях, действующих на дату рассмотрения и ответа Инспекцией на заявления КФХ "Бия" и Бухтиярова А.И. (26.03.2014), следует, что Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области как орган, осуществляющий ведение Единого государственного реестра юридических лиц в электронном виде и хранение документов Реестра на бумажных носителях, не наделен полномочиями по отмене, аннулированию, изменению, признанию недействительными во внесудебном порядке каких-либо документов на бумажном носителе, являющихся частью Единого государственного реестра юридических лиц, полномочиями по изъятию из Реестра каких-либо документов, являющихся его частью. Принципом ведения Реестра является сохранение ранее внесенных сведений (ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ), а исправление ранее внесенных в Реестр сведений производится не путем удаления ранее существующих сведений, а внесения новых сведений с указанием даты и основания их внесения.
Кроме того, как установлено в решении Арбитражного суда Курской области от 30.01.2014 и постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 13.11.2014 по делу N А35-3236/2013, имеющих преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, действия по вынесению свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серии "В" и внесению в указанное свидетельство соответствующих сведений были совершены Исполнительным комитетом Курского районного Совета народных депутатов, являвшимся органом государственной власти Курского района Курской области (в дальнейшем - Администрация Курского района Курской области), ликвидированной с 01.01.2006 при отсутствии правопреемства данного юридического лица какими-либо другими юридическими лицами. Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области не является органом, выдавшим указанное свидетельство, равно как она не является правопреемником ни Исполнительного комитета Курского районного Совета народных депутатов, ни ликвидированной Администрации исполнительной государственной власти Курского района Курской области. В силу этого у Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области также не имелось ни компетенции, ни оснований для аннулирования или признания недействительными каких бы то ни было документов, выданных иными органами и находящихся в составе не регистрационного, а учетного дела.
Инспекция как орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выступает в указанной процедуре не как заявитель, решающий вопросы создания, реорганизации, ликвидации юридического лица, и соответственно, являющийся лицом, уполномоченным на внесение изменений в первичные учредительные документы о создании крестьянского (фермерского) хозяйства; в процедуре регистрации Инспекция проверяет представленные заявителем документы и осуществляет регистрацию, носящую заявительный характер, либо отказывает в регистрации при наличии установленных законом оснований. В компетенцию Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области также не входит разрешение вопросов создания, ликвидации и реорганизации крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" как юридического лица, поскольку указанные вопросы не отнесены Законом РСФСР N 348-1 от 22.11.1990 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", Федеральным законом N 74-ФЗ от 11.06.2003 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" к компетенции Инспекции, при этом Инспекция не могла являться ни лицом, создавшим КФХ, ни его участником.
При этом, как уже указано выше, Инспекция также не является правопреемником лица, выдавшего свидетельство о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В".
С учетом указанного, у Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области отсутствовали как полномочия, так и юридические и фактические основания для удовлетворения содержащихся в обращениях КФХ "Бия" требований о признании свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В" недействительным.
По указанным выше основаниям доводы КФХ "Бия" о том, что Межрайонная ИФНС России N 5 по Курской области не осуществила объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение заявлений КФХ "Бия" вх. N 05051 от 25.02.2014 о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации КФХ "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В", отклонены судом первой инстанции как противоречащие материалам дела.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области отсутствовали правовые основания для рассмотрения по существу вопроса о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В", поскольку данный вопрос не относился к компетенции Инспекции. Указанную позицию Инспекция изложила в письмах N 06-36/04882, N 06-36/04887 от 26.03.2014, направленных в адреса КФХ "Бия".
Ввиду изложенного, доводы КФХ "Бия" о том, что Инспекция допустила отказ в рассмотрении по существу или бездействие, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления КФХ "Бия" о признании свидетельства о государственной регистрации недействительным, правомерно отклонены судом как неосновательные; в действиях Инспекции не усматривается признаков бездействия, выразившегося в неправомерном нерассмотрении заявления по существу; заявление Инспекцией были рассмотрены, даны разъяснения о возможности признания оспариваемого КФХ "Бия" свидетельства недействительным в судебном порядке.
Доводы КФХ "Бия" о том, что Инспекция в нарушение положений ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не направила заявление КФХ "Бия" в иной орган, в компетенцию которого входит рассмотрения заявления КФХ "Бия", также отклонены судом по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
Поскольку орган, который оформлял и выдавал оспариваемое КФХ "Бия" свидетельство о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В" - Исполнительный комитет Курского районного Совета народных депутатов, являвшийся органом исполнительной государственной власти Курского района Курской области, был ликвидирован без правопреемства, Инспекция пришла к правильному выводу об отсутствии полномочного органа, наделенного компетенцией на внесудебное признание свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В" недействительным, в связи с чем обязанность Инспекции по передаче обращения КФХ "Бия" другому уполномоченному органу для рассмотрения вопроса о внесудебном признании свидетельства недействительным отсутствовала. При этом налоговый орган разъяснил КФХ "Бия" возможность обращения в установленном порядке с требованием о признании свидетельства недействительным в судебном порядке.
Суд также принял во внимание, что положения арбитражного процессуального законодательства предусматривают обязанность обращения в суд непосредственно самого заявителя и в специальной процессуальной форме - в форме заявления, соответствующего требованиям ст.ст. 125, 126, 197-199 АПК РФ, в связи с чем переадресация налоговым органом арбитражному суду заявления, поданного КФХ "Бия" не соответствует требованиям вышеуказанных норм АПК РФ и без выполнения самим КФХ "Бия" условий, предусмотренных АПК РФ при подаче заявления, не является допустимой и не могла быть выполнена налоговым органом.
Кроме того, как следует из материалов дела, на момент обращения КФХ "Бия" в Администрацию Курской области с требованием о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В", и на момент оформления ответа на указанное обращение, вопрос о признании свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В" уже являлся предметом судебного разбирательства в рамках арбитражного дела N А35-3236/2013 по заявлению Крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" к Администрации Курского района Курской области.
Решение арбитражного суда по делу N А35-3236/2013 от 30.01.2014 на указанные даты не вступило в законную силу в связи с его обжалованием в апелляционном порядке; при этом КФХ "Бия" являлось участником указанного судебного спора о признании недействительным свидетельства и было надлежащим образом осведомлено результатах спора и о текущем движении судебного дела.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу что, у Инспекции также отсутствовала обязанность по перенаправлению заявления, содержащего требование о признании свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В" недействительным, в иной компетентный орган, поскольку спор о признании вышеуказанного свидетельства недействительным уже рассматривался в судебном порядке, и КФХ "Бия" участвовало в данном споре.
Кроме того, судом обоснованно указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Представленными в материалах дела доказательствами подтверждается факт своевременного направления Инспекций ответа на обращение КФХ "Бия"; письмо было издано и направлено адресату - КФХ "Бия" с соблюдением срока, установленного для рассмотрения обращений, адресатом было получено. Факт получения ответа Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области КФХ "Бия" не оспаривался в ходе рассмотрения дела. В указанной ситуации также отсутствовало реальное нарушение прав заявителя.
С учетом указанного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования КФХ "Бия" о признании незаконным отказа от 26.03.2014 и бездействия Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области по объективному, всестороннему и своевременному рассмотрению заявления КФХ "Бия" от 25.02.2014 о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серия "В", а также требования КФХ "Бия" о признании незаконным отказа и бездействия Межрайонной ИФНС России N 5 по Курской области по ненаправлению в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в вышестоящий орган заявления КФХ "Бия" от 25.02.2014, в компетенцию которого входит рассмотрение указанного заявления.
Судом первой инстанции также установлено, что КФХ "Бия" не представлено каких-либо обоснований, каким образом содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения в оспариваемой части (в части номера и даты государственной регистрации, совершенной до 01.07.2002), внесенной налоговым органом на основании документов, представленных самим КФХ "Бия", нарушают его права.
При этом суд принял во внимание, что в правоотношениях с участниками гражданского оборота, государственными органами, определяющее значение для КФХ "Бия" имеют не указанные данные о предыдущей регистрации, а содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц сведения актуальные сведения о дате внесения сведений о КФХ "Бия" в ЕГРЮЛ (31.10.2002) и ОГРН КФХ "Бия" (1024600618019), используемые в официальных документах КФХ и формах налоговой, статистической и иной отчетности. Также основным документом, подтверждающим регистрацию заявителя, после 01.07.2002 является свидетельство серии 46 N 000554204 от 31.10.2002, содержащее сведения об ОГРН заявителя. Аналогичный вывод сделан в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 по делу N А35-3236/2013.
Из содержания обращения КФХ "Бия" от 25.02.2014 в Межрайонную ИФНС России N 5 по Курской области, из содержания материалов дела, доводов и поясненийКФХ следует, что причиной обращения в налоговый орган, а впоследствии и в суд в рамках настоящего дела явилось несогласие КФХ "Бия" с отраженными в свидетельстве о государственной регистрации фермерского хозяйства "Бия" Бухтиярова А.И. от 26.12.1993 N 54 серии "В" сведениями о составе участников КФХ "Бия" (Бухтиярове И.Д., Бухтияровой С.И.) и иными отраженными в свидетельстве сведениями, следствием чего явилось оспаривание, в том числе - по формальным основаниям - КФХ "Бия" самого свидетельства от 26.12.1993 N 54 серии "В" как документа, используемого в качестве доказательств в многочисленных судебных спорах с участием КФХ "Бия", подача заявлений о его фальсификации.
Государственная регистрация сведений о юридическом лице в Едином государственном реестре юридических лиц носит заявительный характер, однако с заявлением о внесении изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ вышеуказанные сведения в части номера и даты государственной регистрации, совершенной до 01.07.2002, КФХ "Бия" в Межрайонную ИФНС России N 5 по Курской области на момент рассмотрения судом спора по существу не обращалось, действительных мер к исправлению недостоверности записей в ЕГРЮЛ, на которые ссылается КФХ "Бия", не предпринимало.
Суд принял во внимание, что в рамках настоящего дела записи в Едином государственном реестре юридических лиц о КФХ "Бия", касающиеся состава участников КФХ "Бия", заявителем не оспариваются, в силу чего заявленные в настоящем деле требования об оспаривании записей в Едином государственном реестре юридических лиц, не преследуют реальной правовой цели, кроме вышеуказанной, не связанной с предметом оставшейся после прекращения производства по делу, цели оспаривания свидетельства от 26.12.1993 N 54 серии"В".
Судом правильно указано, что КФХ не приведено обоснований и отвечающих критериям достоверности и достаточности доказательств, каким образом оспариваемые в настоящем деле записи в ЕГРЮЛ в части номера и даты государственной регистрации, совершенной до 01.07.2002, нарушают права заявителя, в чем состоит нарушение указанными записями его прав и как они могут быть восстановлены в случае удовлетворения требований.
При этом нарушения требований Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" со стороны налогового органа при внесении спорных записей суд первой инстанции не установил, поскольку они были внесены на основании представленных самим КФХ "Бия" сведений; свидетельство от 26.12.1993 N 54 серии "В" не отменено и не признано недействительным в судебном порядке, однако свидетельство не является ненормативным правовым актом, создающим для КФХ "Бия" неблагоприятные правовые последствия.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводы о необходимости отказа в удовлетворении заявленных КФХ "Бия" требований.
Доводы апелляционной жалобы КФХ относительно того, что нарушение судом первой инстанции срока изготовления судебного акта в полном объеме свидетельствует о незаконности либо необоснованности судебного акта судом апелляционной инстанции отклоняются.
В соответствии с ч.2 ст.176 АПК РФ в судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, может быть объявлена только резолютивная часть принятого решения. В этом случае арбитражный суд объявляет, когда будет изготовлено решение в полном объеме, и разъясняет порядок доведения его до сведения лиц, участвующих в деле.
Изготовление решения в полном объеме может быть отложено на срок, не превышающий пяти дней. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
Таким образом, положениями арбитражного процессуального законодательства допускается отложение срока изготовления решения суда в полном объеме.
Действительно, указанной нормой предусмотрено возможность отложения изготовления судебного акта в полном объеме на срок, не превышающий пяти рабочих дней.
В рассматриваемом случае, из материалов дела усматривается, что резолютивная часть судебного акта была объявлена 21.11.2014 года, полный текст решения изготовлен 24.12.2014 года.
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, нарушение судом первой инстанции срока изготовления решения в полном объеме не привело к принятию неправильного судебного акта.
Напротив, исходя из обстоятельств дела, а именно: значительного количества заявленных требований, доводов и доказательств по делу, требующих разрешения и оценки, подобная задержка была обусловлена необходимостью дать в судебном акте надлежащую и полную оценку всем доводам и доказательствам сторон, приведя мотивы, по которым суд отказал в каждом заявленном требовании.
Суд апелляционной инстанции учитывает также, что согласно разъяснениям, отраженным в постановлении Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" соблюдение процессуальных сроков судом не является самостоятельной целью судопроизводства в арбитражных судах и направлено на обеспечение стабильности и определенности как в спорных материальных правоотношениях, так и в возникших в связи с судебным спором процессуальных правоотношениях, в рамках выполнения задачи по осуществлению справедливого публичного судебного разбирательства в разумный срок независимым и беспристрастным судом (пункт 3 статьи 2 АПК РФ).
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Курской области от 24.12.2014 по делу N А35-3975/2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, одновременно с подачей апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Курской области от 24.12.2014 по делу N А35-3975/2014 крестьянское (фермерское) хозяйство "Бия" обратилось с ходатайством об отсрочке по уплате госпошлины. В обоснование данного ходатайства Общество ссылалось на тяжелое финансовое положение и отсутствие на расчетных счетах денежных средств.
Рассмотрев ходатайство об отсрочке по уплате госпошлины и представленные документы, суд апелляционной инстанции определением от 15.01.2015 по настоящему делу указанное ходатайство удовлетворил.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации за рассмотрение арбитражным судом апелляционной жалобы на решение арбитражного суда подлежит уплате государственная пошлина.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 110, частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" (ОГРН 1024600618019, ИНН 4611002030) следует взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 24.12.2014 по делу N А35-3975/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" - без удовлетворения.
Взыскать с крестьянского (фермерского) хозяйства "Бия" (ОГРН 1024600618019, ИНН 4611002030) государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-3975/2014
Истец: КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО " БИЯ", КФХ " БИЯ"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Курской области
Третье лицо: Администрация Курской области, Бухтияров Александр Иванович, Бухтияров Иван Дмитривич, Бухтиярова Стэлла Ивановна
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2016 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7227/14
04.02.2016 Определение Арбитражного суда Курской области N А35-3975/14
12.02.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7227/14
02.02.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7227/14
15.01.2015 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7227/14
24.12.2014 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-3975/14