г. Самара |
|
18 февраля 2015 г. |
Дело N А72-11103/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 11 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 18 февраля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 декабря 2014 года по делу N А72-11103/2014 (судья Корастелёв В.А.),
принятое по заявлению Управления Федерального казначейства по Ульяновской области (ОГРН 1027301177518, ИНН 7300000170), г. Ульяновск,
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (ОГРН 1027301171435, ИНН 7303013280),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, начальник МРЭО УГИБДД УМВД России по Ульяновской области Зеленов Дмитрий Алексеевич, г. Ульяновск,
о признании незаконным решения УМВД России по Ульяновской области от 06.06.2014 N 10/5507; об обязании принять решение по заявлению на внесение изменений в конструкцию автомобиля в связи с заменой номерных агрегатов (кабины и рамы),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федерального казначейства по Ульяновской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ответчик) о признании незаконным решения УМВД России по Ульяновской области от 06.06.2014 N 10/5507; об обязании принять решение по заявлению на внесение изменений в конструкцию автомобиля в связи с заменой номерных агрегатов (кабины и рамы).
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен начальник МРЭО УГИБДД УМВД России по Ульяновской области Зеленов Дмитрий Алексеевич, г. Ульяновск,
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03 декабря 2014 года заявление удовлетворено. Признано недействительным решение от 06.06.2014 N 10/5507 Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области в лице Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения об отказе в рассмотрении заявления Управления Федерального казначейства по Ульяновской области на внесение изменений в конструкцию транспортного средства ГАЗ 33023, 2002 года выпуска, регистрационный знак М152КТ73 в связи с заменой на нем номерных агрегатов - кабины и рамы. На Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области в лице Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения возложена обязанность принять предусмотренное законом решение по заявлению Управления Федерального казначейства по Ульяновской области на внесение изменений в конструкцию транспортного средства ГАЗ 33023, 2002 года выпуска, регистрационный знак М152КТ73 в связи с заменой на нем номерных агрегатов - кабины и рамы.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
Управление Федерального казначейства по Ульяновской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области 23.01.2014 в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области подано заявление N 7301-343069 о совершении регистрационных действий в отношении автомобиля ГАЗ 33023, 2002 года выпуска, регистрационный знак М152КТ73, в связи с заменой кабины и рамы автомобиля, являющихся номерными агрегатами.
23.01.2014 госинспектор МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области отказал в регистрационных действиях, указав на то, что не подлежат регистрации в Госавтоинспеции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими измененную или уничтоженную идентификационную маркировку, что и произошло с указанным выше автомобилем вследствие замены на нем кабины, на которой была прикреплена табличка с VIN-номером данного автомобиля, присвоенном ему при выпуске автомобиля в обращение предприятием-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства.
Указанный отказ оспорен УФК в Арбитражный суд Ульяновской области. Решением суда от 10.07.2014 по делу N А72-2207/2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого ААС от 01.10.2014 в удовлетворении заявленных требований Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области отказано.
В судебных актах содержится вывод о том, что со стороны УФК в конструкцию транспортного средства внесены изменения в связи с заменой на нем кабины и рамы, однако свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности не получено. Следовательно, транспортное средство не может быть допущено к дорожному движению путем проведения регистрационных действий в отношении него в общем порядке, поскольку на соответствие требованиям безопасности должны проверяться не только новые кабина и рама, являющиеся стандартными для данной модели транспортных средств, установленные УФК на автомобиль, но и результаты работ по их установке, то есть, по сути своей, вновь полученное транспортное средство.
После обращения УФК с новым заявлением от 21.05.2014 в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области (л.д. 37) на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, со стороны ответчика вынесен оспариваемый по настоящему делу отказ от 06.06.2014 N 10/5507.
Основанием отказа послужило то, что заявление на внесение изменений в конструкцию транспортного средства ГАЗ 33023, 2002 года выпуска, регистрационный знак М152КТ73 в связи с заменой номерных агрегатов не подлежит рассмотрению, так как не является внесением изменений в конструкцию транспортного средства замена номерных агрегатов на идентичные.
Иными мотивами данного оспариваемого отказа послужили те же основания, что уже были изложены в оспоренном ранее отказе в совершении в отношении автомобиля регистрационных действий - изменение или уничтожение на нём идентификационной маркировки. Вместе с тем при данном повторном обращении УФК в МРЭО ГИБДД УМВД России по Ульяновской области вопрос о совершении регистрационных действий заявителем не ставился.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление, признавая неправомерным отказ УМВД в рассмотрении заявления УФК на внесение изменений в конструкцию транспортного средства по мотиву того, что замена номерных агрегатов на идентичные не является внесением изменений в конструкцию транспортного средства, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, наряду с прочими указанными в данной статье средствами, также и путем осуществления обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств.
Согласно ч. 3 ст.15 этого же Федерального закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
На основании ч. 4 этой же статьи Федерального закона после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Процедура удостоверения соответствия транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств".
В п. 5 Технического регламента приведены понятия, используемые для целей настоящего технического регламента, которые означают следующее:
"базовое транспортное средство" - транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства;
"безопасность транспортного средства" - состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде;
"выпуск в обращение" - оформление документа, разрешающего свободное обращение конкретного транспортного средства (шасси) или конкретной партии компонентов на территории Российской Федерации;
"выпускаемые в обращение транспортные средства (шасси)" - не находившиеся ранее в эксплуатации на территории Российской Федерации, изготовленные в Российской Федерации в условиях серийного производства и (или) в единичных экземплярах или ввозимые на срок более чем 6 месяцев на территорию Российской Федерации транспортные средства (шасси) независимо от объема ввозимой партии и даты выпуска, которой является дата оформления паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства);
"единичное транспортное средство" - транспортное средство, изготовленное в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленное в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющееся результатом индивидуального технического творчества, или ввозимое в Российскую Федерацию физическим лицом для собственных нужд, или ввозимое в Российскую Федерацию из числа ранее допущенных для участия в дорожном движении за пределами Российской Федерации, или выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу;
"свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства" - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента;
Пунктом 79 подраздела Технического регламента определено, что оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства. Целью технической экспертизы конструкции и проверки технического состояния транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями является удостоверение в том, что характеристики транспортного средства не ухудшились по отношению к требованиям, действовавшим в момент выпуска его в обращение.
Согласно п. 81 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу п. 82 Технического регламента по результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением N 16 к настоящему техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
Таким образом, наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации (пункт 83 Технического регламента).
Следовательно, единственным документом, подтверждающим соответствие транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, в конструкцию которого внесены изменения, является выдаваемое подразделениями МВД РФ свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержден Приказом МВД России от 07.12.2000 N 1240 (Приложение N 2).
В п. 1 указано, что настоящий Порядок определяет процедуры контроля за внесением изменений в конструкцию зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств и прицепов к ним.
При этом п. 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного этим же Приказом МВД России от 07.12.2000 N 1240 (Приложение N 1), для целей настоящего Наставления применяется термин изменение конструкции транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 4 Порядка рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение.
В силу п. 6 Порядка в решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено.
В п. 7 Порядка указано, что если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
В соответствии с п. 11.1. Порядка внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется производителем этих работ. Допускается самостоятельно осуществлять работы по внесению только тех изменений в конструкцию транспортного средства, на которые имеется разрешение уполномоченной на то организации.
Пунктом 11.2. Порядка предусмотрено, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства производители этих работ выдают собственнику транспортного средства заявление-декларацию об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства.
В силу п. 14.1. Порядка для получения свидетельства собственник транспортного средства представляет в подразделение ГИБДД транспортное средство и следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность;
- документ, подтверждающий право владения, или пользования и (или) распоряжения транспортным средством;
- паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт, технический талон);
- заявление и решение по нему;
- заключение (в случаях, предусмотренных пунктом 7);
- заявление-декларацию;
- диагностическую карту;
- заверенные в установленном порядке копии сертификатов соответствия на используемые для переоборудования составные части и предметы оборудования, запасные части и принадлежности, подлежащие обязательной сертификации (в случае отсутствия маркировки знаком соответствия).
В соответствии с п. 14.3. Порядка по результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение N 4) или отказывает в его выдаче.
Таким образом, из указанных положений Порядка следует, что по итогам рассмотрения заявления на внесение изменений в конструкцию транспортного средства подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение, в котором указываются порядок и условия оформления вносимых изменений в заявленное транспортное средство, а в случае необходимости собственнику транспортного средства рекомендуется прохождение экспертизы транспортного средства.
Решение подразделения ГИБДД оформляется путем внесения соответствующей записи на оборотной стороне заявления на внесение изменений в конструкцию транспортного средства.
Исходя из указанных обстоятельств, судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемое по настоящему делу решение УМВД не соответствует требованиям закона и нарушает права УФК в сфере экономической деятельности по мотиву того, что органами ГИБДД неверно замена на транспортном средстве ГАЗ 33023 одновременно кабины и рамы квалифицирована как отсутствие изменений его конструкции.
Судом верно указано, что решением об отказе в рассмотрении заявления УМВД уклонилось от проверки в установленном порядке, предусмотренном указанными выше нормативными правовыми актами, соответствия транспортного средства после произведенной его модификации требованиям безопасности для решения вопроса о его допуске (либо отказу в допуске) к дорожному движению.
Как указано выше, в соответствии с п. 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Приложение N 1 к Приказу N 1240) под изменением конструкции транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкций конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Таким образом, в рассматриваемом случае замена кабины и одновременно рамы конкретного транспортного средства с очевидностью влияет на изменение его параметров безопасности, а следовательно и на обеспечение безопасности дорожного движения (в случае участия данного транспортного средства в дорожном движении). Следовательно, произведенные с рассматриваемым транспортным средством действия должны квалифицироваться как внесение изменений в его конструкцию.
По существу к аналогичному выводу пришел суд и при рассмотрении обстоятельств дела с участием этих же заявителя и ответчика по делу N А72-2207/2014.
Ссылка же в оспариваемом по настоящему арбитражному делу решении УМВД от 06.06.2014 N 10/5507 об отказе в рассмотрении заявления на внесение изменений в конструкцию транспортного средства на то, что не является внесением изменений в конструкцию транспортного средства замена кабины и одновременно рамы (номерных агрегатов) транспортного средства противоречит указанным выше положениям нормативных правовых актов. Доводы УМВД об обратном судом правомерно отклонены судом, поскольку основаны на неверном толковании норм закона.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 декабря 2014 года по делу N А72-11103/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11103/2014
Истец: Управление Федерального казначейства по Ульяновской области
Ответчик: Начальник Мрэо Управления Гибдд Мвд России По Ульяновской области Зеленов Д.а., УМВД России по Ульяновской области, Управление Министества внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области
Третье лицо: Начальник МРЭО УГИБДД МВД России по Ульяновской области Зеленов Д. А.
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12411/15
03.06.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23504/15
18.02.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-304/15
03.12.2014 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-11103/14