г. Саратов |
|
17 февраля 2015 г. |
Дело N А57-22507/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Александровой Л.Б., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
при участии в заседании:
от Правительства Саратовской области - Дюнова Ю.А., доверенность от 25.01.2013 N 1-07-08-137,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Захаров Д.В., доверенность от 20.10.2014 N 01-7483, Петрунина А.А., доверенность от 10.02.2015 N 02/2-512,
от индивидуального предпринимателя Главы КФХ Еременко Андрея Викторовича - Кулешова А.Г., доверенность от 16.01.2015 N 16-01/15,
от Министерства сельского хозяйства Саратовской области - Яворека Д.Я., доверенность от 15.01.2015 N 03-03-02-85,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (г. Саратов), индивидуального предпринимателя Главы КФХ Еременко Андрея Викторовича (Республика Мордовия, г. Саранск)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 11 декабря 2014 года по делу N А57-22507/2014 (судья Калинина А.В.)
по заявлению Правительства Саратовской области (г. Саратов)
заинтересованные лица:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (г. Саратов),
Министерство сельского хозяйства Саратовской области (г. Саратов),
индивидуальный предприниматель Глава КФХ Еременко А.В. (Республика Мордовия, г. Саранск, ОГРН ИП 304643832200057, ИНН 643890660446)
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
в арбитражный суд Саратовской области обратилось Правительство Саратовской области (далее заявитель, Правительство) с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее УФАС России по Саратовской области, управление, антимонопольный орган) от 29 августа 2014 года по делу N 36-48/ов.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство сельского хозяйства Саратовской области (далее Министерство), индивидуальный предприниматель Глава КФХ Еременко А.В.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 11 декабря 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, индивидуальный предприниматель Глава КФХ Еременко Андрей Викторович, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратились в апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Правительство Саратовской области, Министерство сельского хозяйства Саратовской области считают решение суда первой инстанции законным, обоснованным по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционные жалобы.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 20.01.2015 и 24.01.2015 соответственно.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 03.10.2013 в УФАС России по Саратовской области поступило заявление ИП главы КФХ Еременко А.В на действия Правительства Саратовской области по принятию п. 3 постановления от 19.02.2013 N 73-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2013 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" (далее по тексту - Постановление N 73-П), в соответствии с которым министерством сельского хозяйства Саратовской области было отказано ИП главе КФХ Еременко А.В. в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по долгосрочному кредиту по причине отсутствия у него регистрации на территории Саратовской области.
По результатам проверки решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 29 августа 2014 года по делу N 36-48/ов Правительство Саратовской области, принявшее постановление от 19.02.2013 N 73-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2013 году субсидии из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства", признано нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции).
Считая незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 29 августа 2014 года по делу N 36-48/ов, Правительство Саратовской области обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Правительства Саратовской области, руководствуясь положениями Федерального закона N 135-ФЗ, Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 65, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Саратовской области от 16.01.2008 N 3-ЗСО "О бюджетном процессе в Саратовской области", пришел к выводу, что спорное постановление принято в рамках исключительных полномочий Правительства области, предоставленных действующим законодательством в отсутствие нарушений антимонопольного законодательства. Полномочия Правительства области, основанные на статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по определению категорий и критериев отбора субъектов, имеющих право на получение субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, означает его самостоятельность в решении данных вопросов.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам дела и нормам права.
При рассмотрении спора судами установлено, Постановлением Правительства Саратовской области от 19 февраля 2013 года N 73-П утверждено Положение "О предоставлении в 2013 году субсидии из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" (далее Положение). Пунктом 3 Положения установлено, что получателями субсидии могут быть зарегистрированные на территории Саратовской области сельскохозяйственные товаропроизводители, а также иные получатели, указанные в приложении к настоящему Положению. В случаях, указанных в п. 1.6 раздела I Положения, получатели субсидии могут быть зарегистрированные на территории Саратовской области сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие производство продукции растениеводства на посевных площадях, расположенных на территории Саратовской области. В случаях, указанных в подпунктах 1.1, 1,2 и 1.8 раздела I приложения к Положению, получателями субсидии могут быть сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие производство продукции растениеводства на посевных площадях, расположенных на территории Саратовской области.
23.03.2012 ИП главой КФХ Еременко А.В. в г. Саратове заключен договор с ОАО "Сбербанк России" N 829 об открытии невозобновляемой кредитной линии (со свободным режимом выборки), в соответствии с которым кредитор обязуется открыть невозобновляемую кредитную линию для вложения во внеоборотные активы с 23.03.2012 по 15.03.2013, с лимитом в сумме 7000000 (семь миллионов) рублей. Также, 06.09.2012 ИП глава КФХ Еременко А.В. заключил договор с ОАО "Сбербанк России" N 863, в соответствии с которым кредитор обязуется предоставить заемщику кредит в сумме 6200000 (шесть миллионов двести тысяч) рублей на приобретение Культиватора-сеялки 8810-35/6350 фирмы ООО "Мировая техника", на срок по 15.08.2019.
08.05.2013 года ИП главой КФХ Еременко А.В. подано заявление в Министерство сельского хозяйства Саратовской области о предоставлении субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочному кредиту (займу) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства.
24.06.2013 Министерство сельского хозяйства Саратовской области уведомило ИП главу КФХ Еременко А.В. об отказе в предоставлении субсидии на возмещение части процентной ставки по долгосрочному кредиту, полученному на развитие малых форм хозяйствования по кредитному договору от 06.09.2012 N 863, по причине отсутствия у него регистрации на территории Саратовской области. Согласно выписке из ЕГРИП от 28.02.2013 N 213, 03.02.2012 в ЕГРИП внесена запись о передаче регистрационного дела ИП главы КФХ Еременко А.В. в другой регистрирующий орган, а 07.02.2012 в ЕГРИП внесена запись о поступлении дела в ИФНС по Ленинскому району г. Саранска, т.е. в регистрирующий орган, в котором внесена запись.
Не согласившись с отказом Министерства, ИП глава КФХ Еременко А.В 03.10.2013 обратился в Саратовское УФАС России с заявлением на действия Правительства Саратовской области по принятию п. 3 постановления от 19.02.2013 N 73-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2013 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства", в соответствии с которым Министерством сельского хозяйства Саратовской области было отказано ИП главе КФХ Еременко А.В. в предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по долгосрочному кредиту по причине отсутствия у него регистрации на территории Саратовской области.
Признавая Правительство Саратовской области, принявшее постановление от 19.02.2013 N 73-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2013 году субсидии из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства", нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган в оспариваемом решении сослался на то, что установление в пункте 3 Положения такого условия для получения субсидий, как регистрация сельскохозяйственных товаропроизводителей, на территории Саратовской области, создает неравные условия для деятельности субъектов в сфере агропромышленного комплекса, создает неравные условия для сельхозтоваропроизводителей и допускает не предусмотренное федеральным законодательством ограничение конкуренции и свободы предпринимательской деятельности на рынке реализации сельскохозяйственной продукции.
Аналогичные доводы изложены в апелляционных жалобах управления и главы КФХ Еременко А.В.
Апелляционная инстанция не принимает доводы апелляционных жалоб по следующим основаниям.
Отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели урегулированы Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, если такие акты приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров.
Таким образом, для квалификации действий субъекта права по указанной норме необходимо установить факт принятия акта, который приводит либо может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции как категории, значимой для определенного товарного рынка (сферы обращения определенного товара либо взаимозаменяемых товаров).
По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", для квалификации действий (бездействия) как предусмотренного статьей 15 Федерального закона N 135-ФЗ нарушения антимонопольного законодательства обязательно установление фактических обстоятельств, подтверждающих последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, а также выявление причинной связи между принятым актом и (или) совершенными действиями и наступившими последствиями. Кроме того, правовое значение имеет и сама возможность наступления таких негативных последствий, что подлежит доказыванию антимонопольным органом.
Суд первой инстанции, проанализировав содержание спорного Положения Постановления Правительства Саратовской области, пришел к правильным выводам, что установленные в нем условия, при соблюдении которых сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право на получение субсидий, не препятствуют осуществлению сельскохозяйственными товаропроизводителями своей собственной деятельности, не устанавливают запреты, не вводят ограничений в отношении свободного перемещения сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации, иных ограничений прав сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В соответствии с п.п. 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из ч. 1 ст. 7 Федерального закона Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее Закон о развитии сельского хозяйства) государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по одному из направлений: обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В соответствии с частью 2 и частью 3 статьи 7 этого же закона финансирование мероприятий, указанных в части 1 данной статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
28.12.2012 постановлением Правительства РФ от N 1460 утверждены Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее по тексту - Правила).
Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям по некоторым кредитным и инвестиционным договорам. В пункте 5 Правил перечислены условия предоставления бюджету субъекта Российской Федерации указанных субсидий, в частности:
-наличие утвержденной региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и (или) программ муниципальных образований, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам), на цели, указанные в пункте 2 данных Правил;
-наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат заемщикам, источником финансового обеспечения которых является субсидия из средств федерального бюджета, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, и указание сроков рассмотрения органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий.
Реализуя предоставленные вышеизложенными нормативными правовыми актами исключительные полномочия, Правительство Саратовской области приняло постановление от 19 февраля 2013 года N 73-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2013 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, в пункте 3 которого установлено требование для получателей субсидии - регистрация сельскохозяйственного производителя на территории Саратовской области.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства.
Одной из форм предоставления бюджетных средств, предусмотренной бюджетным законодательством, является субсидии.
Статья 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий.
В соответствии с абз. 18 п. 5 ст. 2 Закона Саратовской области от 16.01.2008 N 3-ЗСО "О бюджетном процессе в Саратовской области" правовыми актами Правительства области устанавливаются категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) средств областного бюджета, предоставляющим субсидию, и органами государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Постановление Правительства Саратовской области от 19 февраля 2013 года N 73-П, которым утверждено Положение о предоставлении в 2013 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства, принято на основании и во исполнение приведенных выше норм федеральных и областных правовых актов.
Суд апелляционной жалобы считает несостоятельным довод апелляционных жалоб о противоречии постановления Правительства Саратовской области от 19 февраля 2013 года N 73-П "Об утверждении Положения о предоставлении в 2013 году субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства" Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N1460 (далее - Правила). В частности, податели жалоб указывают, что Правительство области не вправе было устанавливать дополнительные условия и критерии предоставления субсидий из областного бюджета, чем те, которые определены пунктом 10 Правил.
Предметом рассматриваемого спора о признании недействительным решения УФАС России по Саратовской области не является противоречие Положения указанным Правилам. К функциям антимонопольного органа, вынесшего решение, не относится проверка законности нормативных правовых актов органов власти субъектов Российской Федерации в порядке нормоконтроля.
Кроме того, предметом правового регулирования постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 1460 являются правоотношения по поводу предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (пункт 1 Правил). Нормы, напрямую регулирующие деятельность хозяйствующих субъектов, и нарушение которых со стороны субъектов Российской Федерации влечет ответственность как за нарушение антимонопольного законодательства, данные Правила не содержат.
Указанные Правила регулируют межбюджетные отношения между уровнями бюджетной системы; непосредственными участниками этих отношений сельскохозяйственные товаропроизводители не являются; субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, субъект Российской Федерации вправе и обязан устанавливать перечни документов, необходимых для получения средств поддержки; установленный пунктом 10 указанных Правил перечень документов, которые должен представить заемщик в уполномоченный орган для предоставления средств на возмещение части затрат, не является препятствием для установления Правительством области критериев отбора организаций и граждан - получателей мер поддержки.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Еременко А.В. о том, что субъект Российской Федерации вправе устанавливать порядок предоставления субсидий для сельхозтоваропроизводителей только в том случае, если они выплачиваются исключительно за счет средств бюджета субъекта.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенция - межбюджетный трансферт, предоставляемый бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Пункт 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидией бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимает - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Таким образом, законодателем даны различные понятия субсидии: субсидия как межбюджетный трансферт бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (пункт 1 статьи 132 БК РФ) и субсидия как вид бюджетного ассигнования для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц (пункт 1 статьи 78 БК РФ).
Как было указано выше, одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии пунктом 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 N 1460, одним из условий предоставления субсидий является наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат заемщикам, источником финансового обеспечения которых является субсидия из средств федерального бюджета, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, и указание сроков рассмотрения органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий.
Кроме того, пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Правовой анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что государственному органу субъекта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого являются субсидии из федерального бюджета.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 7-АПГ14-1.
В определении от 1 декабря 2010 года по делу N 34-Г10-15 Верховный суд Российской Федерации также указал, что определение конкретных критериев отбора субъектов субсидирования для достижения целей развития сельского хозяйства субъекта Российской Федерации отнесено к правомочиям органов государственной власти данного субъекта, а принятие ими нормативных актов, направленных на достижение баланса публично-правовых интересов развития сельского хозяйства и сельских территорий и частных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей по достижению устойчивости экономической деятельности, получению прибыли, развитию производства, является прерогативой таких органов.
Апелляционная инстанция с учетом обстоятельств дела поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае антимонопольным органом не доказано нарушение Правительством Саратовской области пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", согласно которой органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Определение субъектом Российской Федерации порядка и условий предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации не может в принципе ограничивать свободное перемещение товаров на территории Российской Федерации или ограничивать предпринимательскую деятельность товаропроизводителей.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" государственная аграрная политика основывается на принципе единства рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке.
Установив в рамках предоставленных полномочий конкретные условия представления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, Правительство тем самым определило круг субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки за счет средств областного бюджета в виде субсидий. Однако это обстоятельство не затрагивает права сельхозпроизводителей, защищаемые антимонопольным законодательством, на доступ на товарный рынок, на производство, обмен, потребление, приобретение, продажу, иную передачу товара.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что предметом регулирования оспариваемого пункта Положения является не деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей в сфере производства и оборота сельхозпродукции, а отношения в области реализации права на получение сельхозтоваропроизводителями государственной поддержки из средств областного бюджета в форме субсидий.
При этом, любой сельхозтоваропроизводитель области имел равную с другими сельхозтоваропроизводителями области возможность получить средства государственной поддержки при соблюдении установленных условий, общих для всех, то есть это зависело о воли и желания сельхозтоваропроизводителя получить средства государственной поддержки при выполнении установленных условий предоставления бюджетных средств.
Антимонопольным органом указанные обстоятельства не опровергнуты, доказательства, свидетельствующие об обратном, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что антимонопольный орган не доказал факт нарушения Правительством Саратовской области части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
Суд первой инстанции, обоснованно счел требования заявителя о признании незаконным решения УФАС по Саратовской области от 29 августа 2014 года по делу N 36-48/ов подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционных жалоб, не опровергая правомерности выводов суда первой инстанции, сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, что не может являться основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод УФАС России по Саратовской области, изложенный в дополнении к апелляционной жалобе, о наличии безусловных оснований для отмены принятого судебного акта - не привлечение к участию в деле Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, чья позиция была принята антимонопольным органом при принятии обжалуемого решения.
Частью 6 статьи 268 АПК РФ установлено, что независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В силу статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемым судебным актом были непосредственно затронуты их права и обязанности. Наличие у лица, не привлеченного к участию в деле, заинтересованности в исходе дела само по себе не наделяет его правом на обжалование судебного акта.
Как следует из материалов дела, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не является участником производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, окончательный судебный акт по делу не может повлиять на права и обязанности этого лица по отношению к одной из сторон судебного спора (ч. 1 ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Изложенные в решении суда первой инстанции фактические обстоятельства дела нельзя признать обстоятельствами, порождающими (прекращающими или изменяющими) права и обязанности Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, а потому содержащийся в дополнении к апелляционной жалобе управления довод о необходимости привлечения этого лица к участию в деле подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 11 декабря 2014 года по делу N А57-22507/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, индивидуального предпринимателя Главы КФХ Еременко Андрея Викторовича без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-22507/2014
Истец: Правительство Саратовской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, УФАС по Саратовской области
Третье лицо: ИП Глава КФХ Еременко А. В., Министерство сельского хозяйства Саратовской области