Омск |
|
20 февраля 2015 г. |
Дело N А46-1400/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2015 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2869/2014) открытого акционерного общества "ОмскРТС" на решение Арбитражного суда Омской области от 12.02.2014 по делу N А46-1400/2010 (судья Пермяков В.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "ОмскРТС" (ИНН 5503249258, ОГРН 1145543013868)
к 1) Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"; 2) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области,
о признании незаконными:
- совершенных 27.12.2007 действий Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу: г.Омск, Ленинский административный округ, ул. 1-й Красной звезды, в размере 955 555 710 руб. 19 коп.,
- совершенных 27.12.2010 действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу: г.Омск, Ленинский административный округ, ул. 1-й Красной звезды, в размере 982 852 252 руб. 20 коп.,
об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу: г.Омск, Ленинский административный округ, ул. 1-й Красной звезды, в размере 982 852 252 руб. 20 коп., с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу: г.Омск, Ленинский административный округ, ул. 1-й Красной звезды, в размере 955 555 710 руб. 19 коп., с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу: г.Омск, Ленинский административный округ, ул. 1-й Красной звезды, в размере 45 396 982 руб. 80 коп.
при участии в судебном заседании представителей:
от истца:
от ответчиков: 1)Дрофа; 2) представитель не явился;
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК-11", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области о признании незаконными решений от 05.08.2009 N 36/09-13323 и от 05.11.2009 N 36/09-18909; обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, разрешенное использование: предоставлен для 2-й секции полигона по утилизации отходов Омской ТЭЦ-2, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: город Омск, Ленинский административный округ, улица 1-й Красной звезды, на "Золоотвалы теплоэлектростанций" с 05.08.2009.
Решением от 25.03.2010 по делу N А46-1400/2010 Арбитражный суд Омской области удовлетворил в полном объеме требования ОАО "ТГК-11".
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 по делу N А46-1400/2010 решение Арбитражного суда Омской области от 25.03.2010 по делу N А46-1400/2010 отменено, в удовлетворении требований ОАО "ТГК N 11" отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.10.2010 постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 по делу N А46-1400/2010 оставлено без изменения.
13.04.2012 ОАО "ТГК-11" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре по новым обстоятельствам постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 по делу N А46-1400/2010.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2010 отменено, назначено рассмотрение апелляционной жалобы Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 25.03.2010 по новым обстоятельствам.
На основании ходатайства ОАО "ТГК N 11" суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о повторном рассмотрении дела, и в силу части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело по правилам, установленным для рассмотрения дел судом первой инстанции. Перед принятием судебного акта ОАО "ТГК N 11" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования и просило признать незаконными:
- совершенные 27.12.2007 действия Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Омской области по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу: г.Омск, Ленинский административный округ, ул. 1-й Красной звезды, в размере 955 555 710, 19 рублей,
- совершенные 27.12.2010 действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по внесению в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу: г.Омск, Ленинский административный округ, ул. 1-й Красной звезды, в размере 982 852 252, 20 рублей, а также обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии":
- с 27.12.2007 по 31.11.2008 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу: г.Омск, Ленинский административный округ, ул. 1-й Красной звезды, в размере 982 852 252, 20 рублей,
- с 01.12.2008 по 31.05.2012 исключить из государственного кадастра недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу: г.Омск, Ленинский административный округ, ул. 1-й Красной звезды, в размере 955 555 710, 19 рублей,
- с 27.12.2007 по 31.05.2012 включить в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу: г.Омск, Ленинский административный округ, ул. 1-й Красной звезды, в размере 45 396 982, 80 рублей.
Судом в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области на правопреемника - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, управление).
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица было привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата).
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013 решение Арбитражного суда Омской области от 25.03.2010 отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении уточненных требований.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.08.2013 решение Арбитражного суда Омской области от 25.03.2010 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013, принятые по настоящему делу отменены; дело N А46-1400/2010 передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Омской области.
Решением от 12.02.2014 по делу N А46-1400/2010 Арбитражный суд Омской области в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал.
В обоснование судебного акта было указано, что заявителю предлагалось уточнить заявленные требования, изменив их на требования в исковом порядке об установлении кадастровой стоимости и вида разрешенного использования земельного участка, но заявитель настаивал на удовлетворении требований о признании недействительным действий заинтересованного лица, то есть на рассмотрении требований в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "ТГК-11" обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что задача судопроизводства является выполненной, если посредством судебного решения осуществляется защита нарушенного права; цель, которую преследует Общество при обращении в суд, удовлетворяется при принятии судебного акта, которым вносятся в кадастр необходимые изменения в правоотношения сторон, связанные с определением надлежащей группы вида разрешенного использования и соответствующей ей кадастровой стоимости земельного участка, при этом, само по себе, формулирование требований в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя без исследования вопроса о наличии оснований для указанных изменений в правоотношениях; исходя из назначения объектов капитального строительства, расположенных на спорном земельном участке, фактическое его использование соответствует 10-ому виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, - которое на дату рассмотрения настоящего дела не изменилось; органами кадастрового учета при исчислении кадастровой стоимости была неверно определена 9 группа видов разрешенного использования, что привело к внесению данных о завышенной кадастровой стоимости земельного участка.
Определением от 31.03.2014 по делу N А46-1400/2010 указанная апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 15.05.2014.
До рассмотрения апелляционной жалобы от ОАО "ТГК N 11" поступило ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А46-1384/2010 и размещения постановления в полном объеме на сайте высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, мотивированное тем, что дела имеют схожие обстоятельства, требования, заявленные в рассматриваемом деле, являются аналогичными, но только в отношении иного земельного участка.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2014 по ходатайству ОАО "ТГК N 11" приостановлено производство по апелляционной жалобе ОАО "ТГК N 11" на решение Арбитражного суда Омской области от 12.02.2014 по делу N А46-1400/2010 до размещения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А46-1384/2010 в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Определением от 13.01.2015, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для приостановления производства по апелляционной жалобе, устранены, суд апелляционной инстанции возобновил производство по апелляционной жалобе на основании статьи 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции ОАО "ТГК N 11" заявило о применении правил о процессуальном правопреемстве. Как пояснил заявитель, спорный земельный участок с кадастровым номером 55:36:160103:29 был предоставлен заявителю 02.08.2012 договором N04.103.729.12 в аренду. Согласно соглашению о перемене лиц в обязательстве от 23.05.2014 в договоре аренды новым арендатором земельного участка 55:36:160103:29 является открытое акционерное общество ОАО "ОмскРТС" (ОАО "ОмскРТС").
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения от 23.05.2014 N 04.103.729.12ПП в связи с принятием 20.12.2013 внеочередным Общим собранием акционеров Компании решений:
-о реорганизации АО "ТГК-11" в форме выделения,
-о создании следующих юридических лиц: ОАО "ОмскРТС", ОАО "ТомскРТС",
-об утверждении разделительного баланса АО "ТТК-11", частью которого являются "Правила распределения имущества, прав и обязанностей между АО "ТГК-11" и выделяемыми обществами в период реорганизации АО "ТГК-11",
и регистрацией 01.04.2014 ОАО "ОмскРТС" Стороны настоящего соглашения признают, что все права и обязанности "Арендатора" (АО "ТГК-11") по договору аренды земельного участка от 02.08.2012 N 04.103.729.12, в полном объеме переходят "Новому Арендатору" (ОАО "ОмскРТС") с 01.04.2014.
Кроме того, данным Соглашением подтверждается фактическая передача Арендатора (АО "ТГК-11") Новому Арендатору (ОАО "ОмскРТС") земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29.
Таким образом, АО "ТГК-11" выбыло из спорных правоотношений по делу N А46-1400/2010 в связи с передачей земельного участка 55:36:160103:29 ОАО "ОмскРТС".
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленное ходатайство и заменил истца ОАО "ТГК-11" в процессе на его правопреемника - ОАО "ОмскРТС".
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "ОмскРТС" поддержал доводы апелляционной инстанции.
По ходатайству истца рассмотрение дела откладывалось. После отложения рассмотрения дела истцом были представлены пояснения, из которых следует, что на сегодняшний день вступил в законную силу приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области". Данным приказом для 10 номера вида разрешенного использования утвержден удельный показатель кадастровой стоимости в размере 401,03 руб./кв.м.
Таким образом, защита прав ОАО "ОмскРТС" в судебном порядке может быть осуществлена путем установления 10-го вида разрешенного использования земельного участка 55:36:160103:29 - земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов и установления кадастровой стоимости в размере 112 504 956,20 руб. (что является произведением площади земельного участка 55:36:160103:29 в размере 280 540 кв.м. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 401,03 руб./кв.м.).
Представитель Управления Росреестра по Омской области возражала против удовлетворения заявленных требований, указав на то, что земельный участок находится в территориальной зоне, которая не предусматривает возможность установления 10 номера вида разрешенного использования.
Надлежащим образом уведомленное ФГБУ "ФКП Росреестра" явку своего представителя в процесс не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие данного лица по имеющимся в деле доказательствам.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" (правопредшественник истца) обладало на праве постоянного (бессрочное) пользования земельным участком площадью 280 540 кв.м., кадастровый номер 55:36:16 01 03: 0029; разрешенное использование: предоставлен для 2-й секции полигона по утилизации отходов Омской ТЭЦ-2, категория земель:земли населенных пунктов; местоположение Ленинский административный округ, ул.1-й Красной Звезды, о чем в деле иммется свидетельство о государственной регистрации серия 55 АВ N 508026 от 25.12.2007.
Общество заключило с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области договор аренды N ТУ-ТГК-02/14-2012-49 от 02.08.2012 указанного земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 03:29, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка (в 425 м от ориентира жилой дом по направлению на запад), почтовый адрес г.Омск, Ленинский административный округ, ул.1-я Электровозная, д.1, находящегося в федеральной собственности (т.1 л.д.101).
По условиям договора Общество арендует указанный земельный участок для размещения насосной станции оборотного водоснабжения - одноэтажное панельное здание с кирпичными вставками общей площадью 158,6 кв.м., лит АЖ, расположенной по адресу ул.1-я Электровозная, д.1а; оборотного водоснабжения - водопровод общей протяженностью 5997 п.м., расположенный по адресу ул.1-я Электровозная, д.1а, от золоотвала до ТЭЦ-2; золопровода от котельной до золоотвала, золоотвал 2-я секция: сооружение протяженностью 8375 п.м., расположенное по адресу ул.Уральская, 2.
Право собственности арендатора на указанные объекты подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности серия 55АВ N 590915 от 17.01.2008, серия 55АВ N 590922 от 17.01.2008 и серия 55АВ N 626093 от 29.01.2008 (т.2 л.д.116-118).
Техническое назначение объектов следует из имеющихся в деле технического паспорта на золопроводы от котельной до золоотвала, золоотвал 2-я секция от 08.10.2007 (т.2 л.д.119-121) и технического паспорта на оборотное водоснабжение от золоотвала до ТЭЦ-2 от 08.10.2007 (т.2 л.д.121-122).
Как было выше сказано, согласно соглашению о перемене лиц в обязательстве от 23.05.2014 в договоре аренды новым арендатором земельного участка 55:36:160103:29 является открытое акционерное общество ОАО "ОмскРТС" (ОАО "ОмскРТС").
Вид разрешенного использования земельного участка определен как "для 2-й секции полигона по утилизации отходов Омской ТЭЦ-2" (кадастровый план земельного участка от 26.02.2003 N 36/03-794 (т.1 л.д. 11-12); кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) от 15.06.2012 N 55/201/12-71255).
Кадастровая стоимость спорного земельного участка согласно кадастровому паспорту земельного участка от 15.06.2012 N 55/201/12-71255 была установлена в размере 48 400 000 руб.
Данная кадастровая стоимость внесена в сведения кадастрового учета с 31.05.2012 на основании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области "Об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости" по заявлению общества.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 03:29 по результатам проведения кадастровой оценки земель 2007 года в размере 982 852 252, 20 рублей утверждена постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 г. N 193-п (официально опубликовано 30.11.2008 года).
С 01.12.2008 по 31.05.2012 в государственном кадастре недвижимости значилась кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29 равная 955 555 710, 19 рублей, которая была внесена по решению суда и определена как произведение удельного коэффициента на площадь земельного участка.
При определении кадастровой стоимости оценщик, исходил из того, что земельный участок относится к 9 группе видов разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).
Полагая, что при формировании перечня земельных участков в целях проведения кадастровой оценки в отношении спорного земельного участка, на котором расположены насосная станция оборотного водоснабжения, водопровод оборотного водоснабжения и золопроводы от котельной до золоотвала ТЭЦ-2, была неправильно указана 9 группа вида разрешенного использования, землепользователь - ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" 15.07.2009 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о внесении изменений, касающихся вида разрешенного использования, изменив его на "золоотвалы теплоэлектростанций" (т.1 л.д.13-14).
По результатам рассмотрения заявления Управлением Росреестра 05.11.2009 принято решение N 36/09-18909 (т.1 л.д.17), которым Обществу отказано в удовлетворении заявления в связи с непредставлением документов, подтверждающих наличие оснований для внесения в кадастр недвижимости изменений, касающихся вида разрешенного использования спорного земельного участка.
Полагая, что неверное определение номера вида разрешенного использования земельного участка привело к исчислению недостоверной кадастровой стоимости спорного земельного участка, значительно превышающей стоимость, подлежащую исчислению исходя из фактического использования земельного участка, Общество обратилось в арбитражный суд.
Арбитражный суд Омской области 12.02.2014 вынес решение по делу N А46-1400/2010, согласно которому отказал в удовлетворении заявленных требований. Данное решение является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит апелляционную жалобу обоснованной, в связи с чем, изменяет решение суда первой инстанции в связи со следующим.
В процессе судебного разбирательства, уточнив свои требования, общество обжаловало действия органа кадастрового учета по внесению 27.12.2007 и 27.12.2010 в ГКН сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка исходя из 9-го вида разрешенного использования и просило ретроспективно за прошедшие периоды изменить кадастровую стоимость на меньшую исходя из 10-го вида разрешенного использования.
При новом рассмотрении дела в арбитражном суде общество поддержало свои уточненные требования, настаивая на их рассмотрении в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанций, основываясь на правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11, исходил из того, что обществом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, рассмотрение спора не в исковом, а в административном производстве приведет к выводам о возможности внесения в ГКН новой кадастровой стоимости спорного земельного участка и нового вида разрешенного использования на момент совершения ответчиком оспариваемых действий, то есть к установлению их на прошедший период, в то время как установление в порядке искового производства новой кадастровой стоимости и нового вида разрешенного использования возможно лишь с момента вступления в силу решения суда.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 и от 03.06.2014 N 818/2014, целью обращения общества в орган кадастрового учета по процедуре учета изменений объекта недвижимости, а также с требованиями в арбитражный суд является внесение в ГКН сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка и соответствующей этому виду кадастровой стоимости.
В случае если заявитель указывает, что фактическое использование земли не менялось, но полагает, что оценщик или орган кадастрового учета ошибочно отнес земельный участок к ненадлежащей группе видов разрешенного использования, поскольку неверно истолковал словесное описание вида разрешенного использования, он вправе обратиться в суд с требованием об установлении вида разрешенного использования и соответствующей данному виду кадастровой стоимости.
В названных постановлениях Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что аналогичные споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Поскольку вид разрешенного использования будет установлен решением суда и сведения о кадастровой стоимости участка будут внесены в ГКН во исполнение судебного акта, то изменение кадастровой стоимости возможно только на будущее время.
В данном случае общество 15.07.2009 обратилось по процедуре учета изменения сведений в орган кадастрового учета, решением которого от 05.11.2009 N 36/09-18909 в учете изменений отказано. Требование об оспаривании данного решения в судебном порядке общество не поддержало, это решение не признано недействительным и является действующим.
Заявленные требования общества суд правильно квалифицировал как требования об установлении вида разрешенного использования и соответствующей этому виду кадастровой стоимости.
Суды первой обоснованно сослался на правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированную в постановлении от 15.12.2011 N 12651/11. Однако, не рассмотрев спор по существу и не определив надлежащий вид разрешенного использования спорного земельного участка, суд отказал обществу в защите нарушенного права по формальным основаниям.
Указанные обстоятельства являются основанием для изменения решения суда, а суд апелляционной инстанции, в рамках рассмотрения данного дела, самостоятельно исследует обстоятельства, касающиеся установления вида разрешенного использования и соответствующего данному виду кадастровой стоимости.
Как было выше сказано, согласно правовой позиции, определенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, судам при рассмотрении споров, связанных с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, следует учитывать, что такие споры затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому они подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Исходя из анализа данной правовой позиции и определенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, в совокупности, следует, что установление судом вида разрешенного использования земельного участка, как и рыночной стоимости земельного участка, является основанием для органа кадастрового учета внести данные сведения в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то есть, в том числе сведения о новом виде разрешенного использования и о новой кадастровой стоимости (установленной судом исходя из вида разрешенного использования земельного участка).
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов (часть 2 статьи 7 ЗК РФ).
Положениями статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Закон о кадастре), он регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статьей 3 Закона о кадастре установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 Закона о кадастре предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
На основании части 3 статьи 16 Закона о кадастре (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
В силу пункта 11 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Российской Федерации определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (Правила).
Правилами установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями (пункты 2, 3 Правил).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
Согласно пунктам 4 и 9 Правил государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.
Земельное законодательство и кадастровый учет используют понятия "категория земель" (целевое назначение) и "разрешенное использование" (вид функционального использования).
При проведении государственной кадастровой оценки земельных участков методической основой служат Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.05.2007 за N 9370 (Методические указания).
Виды разрешенного использования земельных участков применительно к их оценке установлены в Приложении к Приказу Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость определятся в разрезе 17 номеров видов разрешенного использования (в редакции, действующей в период рассмотрения спора).
В соответствии с пунктом 1.2.10 Методических указаний к 10-й группе видов разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
Типовой перечень видов разрешенного использования Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 в целях разъяснения положений Методических указаний, к 10 группе видов разрешенного использования относит земельные участки тепловых электростанций, гидроэлектростанций, атомных электростанций и иных видов электростанций, а также земельные участки обслуживающих электростанции сооружений и объектов.
К 9-й группе видов разрешенного использования согласно пункту 1.2.9 Методических указаний относятся земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что принадлежащее на праве собственности ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11" предприятие - Омская ТЭЦ-2 объекты (свидетельства о государственной регистрации права собственности серия 55АВ N 590915 от 17.01.2008, серия 55АВ N 590922 от 17.01.2008 и серия 55АВ N 626093 от 29.01.2008), представляют собой насосную станцию, водопровод и золопровод как гидротехническое сооружение, производственного назначения, выполняющее функцию утилизации отходов ТЭЦ-2.
Спорный земельный участок при проведении кадастровой оценки был отнесен к 9 группе видов разрешенного использования, в связи с тем, что на дату формирования перечней земельных участков в целях проведения кадастровой оценки в кадастровом учете содержались сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:16 01 03:29 по разрешенному использованию значится как: "для 2-й секции полигона по утилизации отходов Омской ТЭЦ-2".
Пунктом 2.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 предусмотрен механизм определения номера разрешенного использования земельного участка, согласно которому определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования.
Согласно положениям Типового перечня в состав вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" входят земельные участки тепловых электростанций, гидроэлектростанций, атомных электростанций и иных видов электростанций, а также земельные участки обслуживающих электростанции сооружений и объектов (пункт 10).
Как уже сказано выше, согласно части 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
В силу статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к ряду территориальных зон, включая в том числе, земли производственного назначения.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статьи 37 ГрК РФ).
Спорный земельный участок находится в черте города Омска и относится к категории земель населенных пунктов.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (в редакции, действующей в период спорных правоотношений), к предприятиям 1 - 2 класса опасности, расположенным в зоне производственно-коммунальных объектов (в зоне П-1 (производственно-коммунальная зона), относятся в том числе, тепловые электростанции, мощностью 200 Гкал и выше, работающие на угольном, мазутном, газовом и газомазутном топливах (Таблица N 1 статья 42 Правил).
Спора между участниками процесса о том, что спорный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, а Омская ТЭЦ -2 относится к предприятиям 1 - 2 класса опасности в суде первой инстанции не возникло.
Золотовал ТЭЦ-2, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 55:36:16 01 03:29, является гидротехническим сооружением, служит для транспортирования и утилизации отходов ТЭЦ-2.
В соответствии с Приказом Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" гидротехническое сооружение является недвижимым имуществом, входит в состав единых производственно-технологических комплексов тепловых электрических станций (пункт 1.11 Перечня видов недвижимого и иного имущества, входящего в состав единых производственно-технологических комплексов тепловых электрических станций).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходоит к выводу о том, что насосная станция, водопровод и золопровод, расположенный на спорном земельном участке, как структурное подразделение Омской ТЭЦ-2, является единым технологическим комплексом в целях производства тепловой энергии; доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установленные обстоятельства, доводы и возражения участников процесса, суд, учитывая, что гидротехническое сооружение предназначено для обслуживания Омской ТЭЦ-2, в целях осуществления единого технологического процесса, направленного на выработку и подачу тепловой энергии, признал состоятельным довод истца о том, что спорный земельный участок предназначен для размещения "электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (пункт 1.2.10 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 02.05.2007, регистрационный N 9370) (в действующей редакции) (Методические указания).
Заинтересованное лицо указывает, со ссылкой на Постановления ВАС РФ на то, что невозможно к конкретной ситуации изменить вид разрешенного использования, так как земельный участок располагается в территориальной зоне Р2.1224 "Зона парков отдыха".
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод. Статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11 и N 12919/11, указанные законоположения позволяют изменить фактическое использование земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований.
В отсутствие изменений в функциональном назначении объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, отсутствуют и основания для изменения вида разрешенного использования.
Включение в градостроительные регламенты видов разрешенного использования, совпадающих с уже осуществляемой к этому моменту деятельностью, предусмотрено требованиями пункта 2 статьи 36 ГрК РФ об установлении градостроительных регламентов с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Положениями части 8 статьи 36 ГрК РФ предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Поскольку никаких изменений функционального назначения объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке - насосной станции, водопровода и золопровода, Омской ТЭЦ-2 не производилось, доказательств того, что данный объект капитального строительства опасен для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (в целях размещения в данной зоне) не представлено, следовательно, оснований для вывода о наличии ограничений для размещения указанного объекта в данной зоне не имеется.
Аналогичная позиция была изложена в Постановлении ФАС ЗСО от 25.03.2014 по делу N А27-7382/2013.
Согласно правовой позиции изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.06.2014 N 818/14 по делу N А46-1384/2010, в случае если заявитель указывает, что фактическое использование земли не менялось, но полагает, что оценщик или орган кадастрового учета ошибочно отнес земельный участок к ненадлежащей группе видов разрешенного использования, поскольку неверно истолковал словесное описание вида разрешенного использования, он вправе обратиться в суд с требованием об установлении вида разрешенного использования и соответствующей данному виду кадастровой стоимости.
Аналогичные споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета. Поскольку вид разрешенного использования будет установлен решением суда и сведения о кадастровой стоимости участка будут внесены в ГКН во исполнение судебного акта, то изменение кадастровой стоимости возможно только на будущее время (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.06.2014 N 818/14 по делу N А46-1384/2010).
Заявленные обществом требования суду следует квалифицировать как иск об установлении вида разрешенного использования и соответствующей этому виду кадастровой стоимости и рассмотреть его по общим правилам искового производства (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.06.2014 N 818/14 по делу N А46-13 84/2010).
Размер кадастровой стоимости подлежит установлению на основании нормативного акта публичного органа, действующего при рассмотрении дела судом (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.06.2014 N 818/14 по делу N А46-1384/2010).
Таким образом, права истца в рамках судебного дела N А46-1400/2010 будут защищены в полном объеме в случае установления 10 вида разрешенного использования земельного участка 55:36:160103:29 (земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов) и соответствующей этому виду кадастровой стоимости.
На дату рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции вступил в силу приказ Министерства имущественных отношений Омской области от 20.11.2014 N 50-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Омской области" (далее приказ N 50-п).
Данным нормативным актом утверждены, в том числе, результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 на 01.01.2014; средние удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов города Омска по видам разрешенного использований согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок относится к виду разрешенного использования: для размещения "электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (1.2.10 Методических указаний), то по правилам, предусмотренным Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 года N 222 (в действующей редакции), суд исчислил кадастровую стоимость спорного земельного участка на основании сведений о среднем удельном показателе кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Министерства имущественных отношений Омской области от от 20.11.2014 N 50-п.
Кадастровая стоимость исчисляется путем умножения среднего удельного показателя кадастровой стоимости кадастрового квартала, в котором расположен спорный земельный участок (55:36:030119) по 10 номеру (группе) вида разрешенного использования в размере 401,03 руб./кв.м. руб. на площадь земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29 в размере 280 540 кв.м. (401,03 руб./кв.м. х 280 540 кв. м = 112 504 956,20 руб. (кадастровая стоимость).
При изложенных обстоятельствах, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а принятое арбитражным судом первой инстанции решение изменению.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд исходил из следующего. Заявитель, обратившись в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения органа кадастрового учета в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, уплатил государственную пошлину в размере 2000 руб.
Суд, исходя из правовой позиции, определенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, рассмотрел спор в порядке искового производства.
Истцом государственная пошлина за рассмотрение исковых требований неимущественного характера не уплачена.
Таким образом, разрешая вопрос о распределении бремени судебных расходов в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что истец, заявляя о восстановлении нарушенного права, подлежащего рассмотрению в порядке искового производства, не уплатил государственную пошлину, а государственные органы, осуществляющие функции по кадастровому учету - ответчики по делу, освобождены от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с данными обстоятельствами, суд, учитывая пункт 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117, не находит оснований для распределения судебных расходов.
Уплаченную государственную пошлину в размере 2000 руб. за требования, заявленные в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд определил как излишне уплаченную и подлежащую возврату обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктами 1, 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "ОмскРТС" удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 12.02.2014 по делу N А46-1400/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт. Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу: г.Омск, Ленинский административный округ, ул. 1-й Красной звезды вид разрешенного использования: для размещения "электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:160103:29, расположенного по адресу: г.Омск, Ленинский административный округ, ул. 1-й Красной звезды, площадью 280 540 квадратных метров кадастровую стоимость в размере 112 504 956 рублей 20 копеек.
После вступления решения в законную силу открытому акционерному обществу "ОмскРТС" выдать справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 2000 руб., уплаченной по платежному поручению N 218 от 19.01.2010.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1400/2010
Истец: Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11", Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2869/14
12.02.2014 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-1400/10
24.12.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-11503/13
23.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6292/10
07.05.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3499/10
15.06.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3499/10
21.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17983/10
21.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17983/10
01.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17983/10
20.12.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17983/10
08.10.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А46-1400/2010
01.07.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3499/2010
25.03.2010 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-1400/10