г. Санкт-Петербург |
|
12 марта 2015 г. |
Дело N А21-7941/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Бебишевой А.В.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-821/2015) ИП Ковтуна Валерия Владимировича на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.12.2014 по делу N А21-7941/2014 (судья Залужная Ю.Д), принятое
по заявлению ИП Ковтуна Валерия Владимировича
к УПФР по К/о о признании незаконными действий, обязании возвратить страховые взносы
установил:
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Ковтун Валерий Владимирович (ИНН 390500316590) (далее - ИП Ковтун В.В., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области суд с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и принятыми судом к рассмотрению, о признании незаконными действий Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) (далее - Управление, пенсионный фонд), выразившихся в начислении и взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2010-2013 годы., также заявитель ходатайствует о возмещении морального вреда, причиненного заявителю вследствие неправомерных действий Управления в размере 88 350 руб.
Решением суда первой инстанции от 09.12.2014 в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на то, судами не учтено, что, поскольку заявитель является пенсионером по старости с 1994 года и инвалидом II группы, то в силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 23.12.1999 N 18-П (сохраняющем свою силу до настоящего времени), и положений статьи 19 Конституции Российской Федерации, освобожден от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке статьи 156 АПК Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Ковтун Валерий Владимирович 1954 года рождения зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 19.02.1996, о чем свидетельствует Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Также заявитель является инвалидом II группы, с 1995 года получает пенсию в связи с достижением пенсионного возраста.
В виду выявления задолженности предпринимателя по уплате страховых взносов по ОПС и ОМС, Управлением в адрес предпринимателя были направлены требования об уплате страховых взносов за 2010-2013 год.
Неисполнение требований послужило основанием для взыскания недоимки в принудительном порядке, путем направлением заявления о возбуждении исполнительного производства в службу судебных приставов для исполнения.
Считая действия Управления незаконными и нарушающими его права, предприниматель Ковтун В.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал предпринимателю в удовлетворении требований исходя из того, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа прекращается только при окончательном прекращении индивидуальным предпринимателем своей деятельности и снятии с налогового учета, и обязанность по уплате страховых взносов не ставится законодательством Российской Федерации в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности, получения дохода или государственной пенсии.
Апелляционный суд, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с изменениями, внесенными в ряд законодательных актов Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", лица, указанные в статье 1 Закона N 4468-1, получили право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1 и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части) при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости - определенный возраст и наличие не менее пяти лет страхового стажа.
Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2005 N 582, ранее предусматривающие, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа не уплачиваются получателями пенсий, установленными Законом N 4468-1, утратили силу с 01.01.2010.
С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и определяющий в качестве плательщиков страховых взносов индивидуальных предпринимателей (плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ и подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
На основании части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и пункта 1 статьи 28 Закона N 167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ.
Стоимость страхового года определяется на 01 января текущего года исходя из тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных частью 1 статьи 57 Закона N 212-ФЗ, и минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
На основании изложенного Пенсионным фондом правомерно направлены в адрес предпринимателя требования об уплате страховых взносов за 2010-2013 год..
Суд, отказывая в удовлетворении требований, обоснованно отклонил доводы заявителя, указав, что действующим законодательством по обязательному пенсионному страхованию не предусмотрено освобождение от уплаты минимального фиксированного платежа индивидуальными предпринимателями-инвалидами и предпринимателями, получающими пенсию по старости или пенсию по инвалидности.
Статьей 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) установлен порядок определения, перерасчета, индексации и корректировки трудовых пенсий.
Пункт 3 статьи 17 Закона N 173-ФЗ во взаимосвязи со статьями 3 и 10 Закона и статьей 7 Закона N 167-ФЗ о пенсионном страховании устанавливает, что в случае продолжения трудовой деятельности застрахованными лицами после назначения пенсии им по их заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости (по инвалидности) при условии, что ими уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ) в своих решениях применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, указал, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, это направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (определения КС РФ от 15.07.2010 N 1009-О-О и от 23.09.2010 N 1189-О-О).
Для граждан, включая индивидуальных предпринимателей, которые после установления им трудовой пенсии по старости или инвалидности продолжают трудовую (предпринимательскую) деятельность, предусмотрена возможность ежегодного перерасчета страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов (пункт 3 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ), и таким образом уплата страховых взносов позволяет увеличить размер получаемой пенсии (определения КС РФ от 12.05.2005 N 183-О и от 15.01.2008 N 186-О-П).
Таким образом, с момента назначения трудовой пенсии лицу, ранее зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, не прекращается его обязанность по уплате страховых взносов, которые продолжают учитываться на его индивидуальном лицевом счете и в связи с уплатой которых производится перерасчет размера пенсии.
На основании изложенного суд обоснованно пришел к выводу о том, что действующим законодательством не предусмотрено освобождение предпринимателей, являющихся получателями пенсии, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, равно как и не предусмотрено освобождение от уплаты фиксированного платежа индивидуальными предпринимателями-инвалидами.
Указанная позиция отражена в пункте 6 письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79.
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что обязанность предпринимателя уплачивать страховые взносы, направляемые на финансирование страховой части трудовой пенсии, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование возникла в силу закона и основания для освобождения от их уплаты пенсионным законодательством не предусмотрены, является правомерным.
Таким образом, только после утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность по уплате страховых взносов.
С учетом изложенного оснований для признания незаконными действий Пенсионного фонда, выразившихся в начислении и взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2010-2013, не имеется.
В Определениях Конституционного Суда РФ от 20.03.2014 N 529-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Белоножко Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 1 статьи 5 и частью 2 статьи 19 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", от 29.05.2014 N 1116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алексеева Александра Николаевича на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 6, 7 и 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также статей 5 и 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" изложена правовая позиция о том что положения, обязывающие предпринимателей, которые получают пенсии в соответствии с Законом N 4468-1, уплачивать страховые взносы в ПФР, не влекут необоснованного финансового обременения указанных лиц и неправомерного лишения их части законно заработанных средств.
В связи с этим предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, получающими пенсию по инвалидности обязаны уплачивать пенсионные взносы в порядке и сроки, предусмотренные Законом N 212-ФЗ.
В соответствии с сохраняющей свою силу правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации при проверке соответствия Конституции Российской Федерации законоположений, предусматривающих обязательную уплату индивидуальными предпринимателями, занимающимися частной практикой нотариусами, главами крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатами страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования, положение статьи 6 (часть 2) Конституции Российской Федерации о том, что каждый гражданин Российской Федерации обладает равными правами и несет равные обязанности, применительно к медицинскому страхованию означает не только равные права на получение бесплатной медицинской помощи, но и равные обязанности в несении бремени по образованию фондов обязательного медицинского страхования. Поскольку индивидуальные предприниматели, как самозанятые граждане, осуществляют свободно избранную ими профессиональную деятельность на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности, на государстве не лежит обязанность уплачивать за них страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования. Освобождение же указанных граждан от уплаты страховых взносов означало бы переложение бремени участия в образовании этих фондов на другие категории граждан, что противоречило бы конституционным принципам справедливости и недопустимости такого осуществления прав и свобод, которым нарушаются права и свободы других лиц (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации) (Постановление от 23 декабря 1999 года N 18-П).
Кроме того, конституционный суд указал, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, включая право на обращение в арбитражный суд, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью (Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 N 1116-О).
При таких обстоятельства, правовые основания для освобождения предпринимателя от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение и страховых взносов на обязательное медицинское страхование отсутствуют.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.12.2014 по делу N А21-7941/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7941/2014
Истец: ИП Ковтун Валерий Владимирович
Ответчик: УПФР по К/о