Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июля 2015 г. N Ф07-9383/14 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
19 марта 2015 г. |
Дело N А66-12537/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 марта 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" Чевычалова Д.В. по доверенности от 10.10.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства финансов Тверской области и Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 27 июня 2014 года по делу N А66-12537/2013 (судья Рощупкин В.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Центральная пригородная пассажирская компания" (место нахождения: 115054, Москва, пл. Павелецкая, д. 1а;
ОГРН 1057749440781, ИНН 7705705370; далее - ОАО "Центральная ППК") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области (место нахождения: 170008, г. Тверь, наб. реки Лазури, д. 20; ОГРН 1026900521230, ИНН 6903005931; далее - Министерство социальной защиты) о взыскании 512 623 руб. 40 коп. убытков, возникших в результате предоставления 50-процентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении гражданам, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2011 году (с учетом принятых уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ)).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Тверской области, Министерство транспорта Тверской области.
Решением суда от 27.06.2014 исковые требования полностью удовлетворены, взысканы судебные расходы, истцу возвращена из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 42 руб. 28 коп.
Министерство финансов Тверской области и Министерство социальной защиты с решением суда не согласились, обратились с апелляционными жалобами. В обоснование жалоб ссылаются на то, что по причине отсутствия у истца договора с ответчиком у последнего отсутствовали правовые основания для компенсации потерь в доходах в связи с перевозкой отдельных категорий граждан. Истец не представил документов, в которых зафиксированы персонифицированные данные граждан - получателей льгот, в том числе: имя льготника, вид и реквизиты документа, на основании которого предоставлена льгота, дата приобретения билета, вид билета (разовый, абонементный), период действия билета, маршрут следования, стоимость проезда.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.09.2014 отменено решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска и взыскания судебных расходов. В удовлетворении иска отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.12.2014 постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда 11.09.2014 отменено. Дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ направлено на новое рассмотрение в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Кассационная инстанция указала, что суд апелляционной инстанции, придя к выводу о недоказанности размера убытков, исходил из необходимости наличия персонифицированных данных в отношении всех граждан льготных категорий, которым выдавались билеты на проезд в пригородном железнодорожном транспорте. Однако суд апелляционной инстанции не указал нормативный акт, на основании которого он пришел к данному выводу, не устранил имеющихся противоречий, что повлекло принятие необоснованного судебного акта.
Также суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении суду апелляционной инстанции надлежит дать правовую оценку доводу апелляционной жалобы Министерства финансов о том, что финансирование обеспечения льготного проезда указанных категорий граждан является расходным обязательством Российской Федерации и подлежит взысканию за счет средств бюджета Российской Федерации, а также доводам Общества в части подтверждения размера убытков.
При новом рассмотрении дела определением от 11.03.2015 в составе апелляционного суда произведена замена судьи Зориной Ю.В. на судью Шадрину А.Н. в связи с нахождением судьи Зориной Ю.В. в отпуске.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ рассмотрение апелляционных жалоб начато сначала.
Представитель ОАО "Центральная ППК" в судебном заседании против удовлетворения жалоб возражал.
Ответчик и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, суд апелляционной инстанции находит апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, истец с 16.05.2006 в соответствии с лицензией серии ППБ N 7703265 осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
В период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2011 года истец осуществлял перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в межсубъектном пригородном сообщении по территории Москвы, Московской области с заездом на территорию Тверской области. Регулярные перевозки в 2011 году железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении осуществлялись по маршрутам Вязьма - Ржев-Балтийский, Москва - Бутырская - ст. Савелово, ст. Голицино - ст. Савелово.
В силу сложившегося графика движения пригородных электропоездов маршруты Вязьма - Ржев-Балтийский, Москва - Бутырская - ст. Савелово, ст. Голицино - ст. Савелово проходят через станции, относящиеся к территории Тверской области.
Постановлением администрации Тверской области от 29.03.2007 N 97-па "О предоставлении права на льготный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан" установлен Порядок предоставления льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан, включенным в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, место жительства которых находится на территории Тверской области, в размере 50% стоимости проезда (далее - Порядок).
Пунктом 1.2. Порядка определены категории граждан, которые имеют право льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, если иное не установлено другими нормативными правовыми актами Тверской области.
В соответствии с пунктом 2.3 Порядка, льгота по проезду распространяется на весь маршрут следования, включая смежные субъекты Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 Порядка, возмещение расходов организаций железнодорожного транспорта на предоставление льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения лицам, указанным в пункте 1.2 настоящего Порядка, а также предоставление организациями железнодорожного транспорта департаменту социальной защиты населения Тверской области ежемесячной отчетности и счетов на оказание услуг для их оплаты производится на основании договоров (соглашений), заключенных между организациями железнодорожного транспорта и департаментом социальной защиты населения Тверской области.
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Тверской области с 01.01.2011 по 29.03.2011 осуществлялась истцом по установленному приказом РЭК Тверской области от 01.12.2008 N 185-нп "О согласовании предельных зонных тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" тарифу, с 30.03.2011 по 31.12.2011 по тарифу, установленному приказом РЭК Тверской области от 17.03.2011 N 0203-00П01-нп "Об установлении единого предельного тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении".
Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что в период с 01.01.2011 по 31.12.2011 им были оформлены проездные документы с 50 % скидкой на общую сумму 512 623 руб. 40 коп., вследствие чего его потери в доходах как перевозчика составили 512 623 руб. 40 коп.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
На основании статей 16, 1069 ГК РФ убытки, причиненные юридическому в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или на местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 5 статьи 790 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.2. Порядка, правом льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения обладают следующие категории граждан, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенные в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, если иное не установлено другими нормативными правовыми актами Тверской области:
- лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
- ветераны труда и граждане, приравненные в соответствии с федеральным законодательством к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года;
- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий";
- ветераны труда Тверской области.
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Тверской области с 01.01.2011 по 29.03.2011 осуществлялась истцом по тарифам, установленным приказами РЭК Тверской области.
Размер возмещения за каждый проданный билет осуществляется исходя из половины стоимости полного билета до пункта назначения (п.3.2 Порядка).
Пунктом 3.3 Порядка установлено, что Министерство социальной защиты населения Тверской области после проверки отчетности ежемесячно в срок до 9 числа представляет заявку на перечисление средств в Министерство финансов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25.09.2009 N ВАС-11833/09, на лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, не может быть возложено бремя расходов по реализации нормативных актов, устанавливающих льготы для отдельных категорий граждан.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы.
При этом публично-правовое образование может предотвратить возникновение у организаций транспорта соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично, и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Материалами дела подтверждено, что во исполнение установленного органами власти Тверской области Порядка истец представлял льготы гражданам, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2011 году на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории Тверской области в период с 01.01.2011 г. по 31.12.2011.
Доказательств компенсации перевозчику его потерь в доходах либо отмены или приостановления действия нормативного акта субъекта, установившего льготы гражданам, место жительства которых находится на территории Тверской области, включенных в региональный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в 2011 году, в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции с учетом положений статей 6, 30, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" пришел к правильному выводу, что компенсация потерь в доходах перевозчика в результате предоставления на основании Порядка отдельным категориям граждан льгот по тарифам при оплате проезда железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации - Тверской области, который сам принял на себя такое обязательство.
Довод подателя жалобы о том, что расходы истца должны возмещаться за счет казны Российской Федерации отклоняется как не основанный на нормах права и обстоятельствах дела.
Исходя из принципа разграничения доходов, расходов и источников финансирования, установленного статьей 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принципа самостоятельности бюджетов, определенного статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитывая принятый Тверской областью нормативный правовой акт о предоставлении льгот отдельной категории граждан, обеспечение льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного принято субъектом Российской Федерации - Тверская область.
Отсутствие соответствующего договора с ответчиком о возмещении предоставленных льгот, не может являться основанием для отказа во взыскании убытков составляющих сумму реально предоставленных льгот гражданам.
Понесенные истцом потери в доходах в сумме 512 623 руб. 40 коп. в рассматриваемый период подтверждаются сменными ведомостями.
Льготная сменная ведомость представляет собой отчёт контрольно кассовой техники об оформленных проездных документах за смену билетного кассира, в которой отражена фамилия имя отчество последнего, номер смены, маршрут следования пассажира, указание на льготу и количество оформленных билетов. Льготная сменная ведомость является унифицированным первичным учетным документом, предназначенным для отражения совершенных хозяйственных операций на контрольно - кассовой технике, является свидетельством их совершения.
В соответствии со Справочником кодов льгот, предоставляемых в пригородном сообщении (02.60.5802-01 КЛ), утвержденным заместителем начальника управления пригородных пассажирских перевозок открытого акционерного общества "РЖД" (далее - ОАО "РЖД") Калининым С.А., коды льготы 2918, 2919, 2920, 3058 указанные в сменных ведомостях, подтверждает оформление проездного документа лицам, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, ветеранам труда и гражданам, приравненным в соответствии с федеральным законодательством к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", ветеранам труда Тверской области.
Для обслуживания пассажиров по вышеуказанным маршрутам, между ОАО "Центральная ППК" (Перевозчик) и ОАО "МТ ППК" (агент продаж проездных документов) был заключен агентский договор N 05/12/11 от 31.05.2011 г. на оформление железнодорожных проездных документов пассажирам в 2011 году.
В рамках агентского договора от 31.05.2011 N 05/12/11 ОАО "МТ ППК" предоставляло ОАО "Центральная ППК" отчеты о количестве реализованных проездных документов по станциям продаж Савелово, Ржев Октябрьской железной дороги-филиала ОАО "РЖД".
Кроме того, ОАО "МТ ППК" предоставляло Реестры оформленных льготных проездных документов, которые свидетельствуют о факте перевозки льготных категорий граждан. ОАО "МТ ППК" использует в своей деятельности данные автоматизированной системы продажи билетов. Указанный Реестр формируется путем полной выгрузки всей информации о проданном проездном документе из МКТК и ПКТК. В соответствии с пунктом 22 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила), факт продажи проездного документа (билета) может быть подтвержден соответствующей распечаткой из системы. В автоматизированной системе, используемой в соответствии с Правилами (пункт 8), для оформления проездных документов при распечатке бланка билета фиксируются вся необходимая информация для определения объёма выпадающих доходов перевозчика (код льготы, дата и время оформления проездного документа, станции отправления и назначения, стоимость льготного проездного документа).
В соответствии с Реестром оформленных льготных проездных документов, представленных агентом ОАО "Центральная ППК" сумма выпадающих доходов перевозчика составляет 512 623 руб. 40 коп. Кроме того, указанная информация подтверждается письмом ОАО "МТ ППК" от 30.04.2014 N 58-Ф.
Ведение персонифицированного учета в отношении всех граждан льготных категорий, которым выдавались билеты на проезд в пригородном железнодорожном транспорте действующим законодательством не предусмотрено.
Доказательств исполнения обязанности по полному возмещению истцу затрат, связанных с предоставлением услуг по перевозке граждан, имеющих право на оказание мер государственной социальной поддержки, финансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области, ответчиком, в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют, нормы материального права и процессуального права применены правильно, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Поскольку податели жалобы от уплаты государственной пошлины освобождены на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина за рассмотрение жалоб взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 27 июня 2014 года по делу N А66-12537/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов Тверской области и Тверской области в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12537/2013
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июля 2015 г. N Ф07-9383/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Тверская область в лице Министерства социальной защиты населения Тверской области, Тверская область в лице Министерства Финансов Тверской области
Третье лицо: Министерство транспорта Тверской области, Министерство финансов РФ, Министерство финансов Тверской области, Управление Федерального казначейства по Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-589/17
02.12.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9343/16
27.07.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9383/14
19.03.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2020/15
22.12.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9383/14
11.09.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6690/14
27.06.2014 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-12537/13