г. Самара |
|
19 марта 2015 г. |
Дело N А55-21233/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А.,
судей Николаевой С.Ю., Пышкиной Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Караман А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 марта 2015 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу Администрации городского округа Сызрань Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 декабря 2014 г. по делу N А55-21233/2014, судья Разумов Ю.М.,
по иску Администрации городского округа Сызрань Самарской области, (ОГРН 1026303059628, ИНН 63215017706), г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, (ОГРН 1046300581590, ИНН 6317053595),
и к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Самарской области, (ОГРН 1106315004003, ИНН 6315856460), г. Самара,
о признании записи в ЕГРП недостоверной и прекращении права собственности,
установил:
Администрация городского округа Сызрань Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области о признании записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на недвижимое имущество и сделок с ним N 63/08-1/2000-14830.1 от 15.11.2000 г. на земельный участок для торгового киоска, категория земель: земли поселений, с кадастровым номером 63:08:0101061:53, площадью 8,0 кв.м., местоположение: Самарская область, г.Сызрань, ул.Московская, у дома N 12, недостоверной и прекращении права собственности РФ на земельный участок для торгового киоска категория земель: земли поселений, с кадастровым номером 63:08:0101061:53, площадью 8,00 кв.м.. местоположение : Самарская область, г. Сызрань, ул. Московская, у дома N 12, путем исключения записи N 63/08-1/2000-14830.1 от 15.11.2000 г. из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Требование истца обосновано тем, что запись в ЕГРПН о праве собственности на спорный земельный участок Российской Федерации, внесена без правовых оснований и нарушает законные права Администрации городского округа Сызрань в отношении земельного участка, не позволяет ей в полной мере осуществлять возложенные на нее законом полномочия по распоряжению находящимися на территории муниципального образования земельным участком, являющимся не разграниченной собственностью.
Определением от 05.09.2014 Арбитражного суда Самарской области на основании статьи 51 Арбитражного кодекса Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Самарской области было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 30.10.2014 г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Самарской области было привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 декабря 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области решением, Администрация городского округа Сызрань Самарской области обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Самарской области указало, что дата регистрации права - 15.11.2000 г., т.е. на момент вступления в законную силу Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" право собственности на спорный земельный участок уже было разграничено. Также Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Самарской области указывает на пропуск истцом исковой давности.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, которые о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции были уведомлены надлежащим образом в соответствии с положениями статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе и путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном сайте суда, явку в суд своих представителей не обеспечили.
В соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
При этом в силу части 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые признаны, удостоверены лицами, участвующими в деле, в порядке, установленном статьей 70 настоящего Кодекса, и приняты арбитражным судом первой инстанции, не проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции, а в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Независимо от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15 ноября 2000 г. регистрирующим органом была внесены запись N 63-08-1/2000-14830.1 о праве собственности Российской Федерации на основании пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации на земельный участок для торгового киоска, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Московская, у дома N 12, площадью 8 кв.м., с кадастровым номером 63:08:010161:0053(0)//0:0000000:0//1205:00: 0313:000:0:0.
Полагая, что государственная регистрации произведена в нарушение установленного законом порядка и при отсутствии на то оснований, в связи с чем запись в ЕГРПН о праве собственности Российской Федерации, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права Администрации городского округа Сызрань в отношении земельного участка и не позволяет ей в полной мере осуществлять возложенные на нее законом полномочия по распоряжению находящимися на территории муниципального образования земельным участком, являющимся не разграниченной собственностью, истец обратился в суд с настоящим иском.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на спорный объект не претендует, а, следовательно, спор между истцом и регистрирующим органом отсутствует.
Согласно сведениям ЕГРПН собственником земельного участка с кадастровым номером 63:08:0101061:53, расположенного по адресу: Самарская область, г.Сызрань, ул. Московская, у дома N 12 является Российская Федерация. При этом указанная запись в реестр внесена 15.11.2000 г. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРПН (л.д.7).
В силу пункта 53 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
При этом в соответствии с пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного Приказом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Самарской области. от 29.09.2009 г. N 278 (приложения N 25), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Самарской области.
При этом в силу пункта 5.3 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области Территориальное управление осуществляет представительство в судах от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал в иске к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, так как, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области является ненадлежащим ответчиком по иску, а надлежащим ответчиком по настоящему делу является только Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся не только земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, но и земельные участки, которые признаны федеральной собственностью федеральными законами, а также которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Таким образом, при возникновении права федеральной собственности на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, применяется именно указанная норма Гражданского кодекса Российской Федерации - пункт 2 статья 214 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Доказательства нахождения участка в частной или муниципальной собственности отсутствуют.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Следовательно, государственная собственность на землю не является обезличенной, а имеет конкретных субъектов права, а именно: Российскую Федерацию или субъекта Российской Федерации.
При государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок в качестве собственника спорного земельного участка указана именно Российская Федерация, следовательно, собственность на вышеназванный участок является также не обезличенной, а имеет конкретного субъекта права.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок было зарегистрировано на основании указанной нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, что в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является одним из оснований для проведения регистрации права. При этом доказательств наличия права муниципальной собственности городского округа Сызрань на момент проведения регистрации права государственной собственности истцом не представлено.
Статья 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" предусматривала возникновение права собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, государственная регистрация права собственности Российской Федерации была произведена до введения в действие Закона N 137-ФЗ (вступил в силу с 21.10.2001 г.) и Закона N 101-ФЗ (вступил в силу 21.01.2002 г.).
Таким образом, до установления порядка распоряжения землями вышеуказанными законами у Российской Федерации уже существовало зарегистрированное право собственности на указанный земельный участок.
Следовательно, требование истца, является необоснованным, т.к. на момент вступления в законную силу Закона N 137-ФЗ право собственности на спорный земельный участок уже было разграничено, и, соответственно, у истца отсутствовали права на распоряжение данным участком.
Кроме того, по мнению истца, признание записи в ЕГРПН недостоверной и прекращении права собственности, должно быть осуществлено путем признания недействительным права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о регистрации, иными законами не предусмотрен такой способ защиты как признание недействительным зарегистрированного права. Поэтому оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты своих прав.
Относительно заявленного требования истца о признании записи N 63-08/2000-148301.1 от 15.11.2000 г. недостоверной, суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для его удовлетворения, поскольку действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты права как признание недостоверной записи в ЕГРПН.
Порядок проведения государственной регистрации прав регулируется Законом о регистрации и Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 г. N 219.
Закон о регистрации и Правила ведения ЕГРПН не предусматривают совершение такого регистрационного действия как признании записи ЕГРПН недостоверной.
Согласно пункту 17 Правил ведения ЕГРПН, при прекращении права, ограничения (обременения) права, сделки соответствующая запись Единого государственного реестра прав погашается.
Кроме того, истцом не доказан факт того, что Администрация городского округа Сызрань является собственником спорного земельного участка, лицом, владеющим имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
В соответствии со статьей 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В своем требовании истец в качестве основания возникновения данного права истец указывает пункт 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, согласно которому в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Между тем, как указано выше, на момент вступления в законную силу Закона N 137-ФЗ право собственности на спорный земельный участок уже было разграничено.
В жалобе заявитель указывает на неправильное применение судом общего срока исковой давности, поскольку в силу абзаца 5 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации к рассматриваемому спору исковая давность не применяется.
Ссылка подателя жалобы на абзац 5 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации несостоятельна, ибо данная норма права касается исключительно случаев, когда собственник имущества требует устранения всяких нарушений его права на основании статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, а спорное имущество находится в фактическом владении истца, что в данном случае не имеет места. Удовлетворение требования о признании записи о регистрации права недостоверной лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав, что также является самостоятельным основанием для отказа в иске о признании права отсутствующим.
Администрация городского округа Сызрань является органом местного самоуправления, осуществляющим через комитет по управлению муниципальным имуществом функции уполномоченного органа по управлению имуществом муниципального образования.
Из имеющихся в деле документов следует, что в процессе осуществления основной функции органа местного самоуправления, Администрация о нарушении своего права собственности на спорное имущество должна была узнать еще 15.11.2000 г. (с момента регистрации спорного недвижимого имущества).
В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 11 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 12.11.2001 г. N 15 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 15.11.2001 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
Согласно статье 7 Федерального Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ государственная регистрация прав носит открытый характер, а в соответствии с пунктом 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, признанные арбитражным судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
Согласно штемпелю входящей корреспонденции Арбитражного суда Самарской области иск предъявлен 02.09.2014 г., то есть по истечении трех годичного срока, установленного для защиты нарушенного права статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. Учитывая указанные обстоятельства, срок исковой давности истек 15.11.2003 г.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
В силу изложенного апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 декабря 2014 года, принятое по делу N А55-21233/2014, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации городского округа Сызрань Самарской области оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А. Терентьев |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-21233/2014
Истец: Администрация городского округа Сызрань, Администрация городского округа Сызрань Самарской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области