г. Самара |
|
24 марта 2015 г. |
Дело N А72-4160/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 18 марта 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 24 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Корнилова А.Б., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - Преткель И.В., доверенность от 20 ноября 2014 г.,
от первого ответчика - извещен, не явился,
от второго ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 декабря 2014 г. по делу N А72-4160/2014 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гео плюс" (ИНН 7325071582, ОГРН 1077325007627), г. Ульяновск,
к администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитету по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Гео плюс" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, принятого судом первой инстанции к Администрации г. Ульяновска (далее ответчик) о признании незаконным отказа выраженного в письме от 25.03.2014 г. N 2699-01 и о возложении на ответчика обязанности утвердить новый акт выбора земельного участка площадью 900 кв.м., расположенного по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, северо-восточнее жилого дома N 30 по ул. Докучаева, с указанием расположения данного земельного участка согласно Генеральному плану города на "территории жилой застройки 5-16-этажными домами".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15 декабря 2014 г. по делу N А72-4160/2014 заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Администрации города Ульяновска, выраженный в письме от 25.03.2014 г. N 2699-01. На Администрацию города Ульяновска возложена обязанность в течении месяца со дня вступления решения в законную силу выполнить действия по утверждению нового акта выбора земельного участка площадью 900 кв.м., расположенного по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, северо-восточнее жилого дома N 30 по ул. Докучаева, с указанием расположения данного земельного участка согласно Генеральному плану города на "территории жилой застройки 5 -16-этажными домами".
Ответчики в апелляционной жалобе просят отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считают, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу А72-7189/2010 от 25.11.2010 г. признано бездействие Мэрии города Ульяновска в неисполнении процедуры по выбору земельного участка расположенного северо-восточнее дома N 30 по ул. Докучаева ориентировочной площадью 11 890 кв.м. испрашиваемого под строительство 3х этажного здания с площадью застройки 360 кв.м. не соответствующим требованиям части 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации; признан незаконным отказ в выборе земельного участка выраженный в письме Комитета архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска от 02.08.2010 г. N 01-13/5614; на Мэрию города Ульяновска возложена обязанность выполнить процедуры (действия) по обеспечению выбора земельного участка по заявлению ООО "Гео плюс" о выборе земельного участка под строительство 3-х этажного офисного здания площадью застройки 360 кв.м. по ул. Докучаева в Ленинском районе г. Ульяновска северо-восточнее дома N 30 в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ.
25.05.2011 Мэрией города Ульяновска принято постановление N 2206 "О предварительном согласовании ООО "Гео плюс" места размещения объекта в Ленинском районе г. Ульяновска", которым утверждена схема расположения земельного участка по адресу г. Ульяновск, Ленинский район, северо-восточнее жилого дома N 30 по ул. Докучаева и предварительно согласовано место размещения офисного здания.
30.11.2011 г. ООО "Гео плюс" выдан градостроительный план на земельный участок по адресу г. Ульяновск, Ленинский район, северо-восточнее жилого дома N 30 по ул. Докучаева.
09.06.2011 г. земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер 73:24:040602:51.
29.07.2011 г. Мэрией города Ульяновска принято постановление N 3393 "О передаче ООО "Гео плюс" в аренду земельного участка в Ленинском районе г. Ульяновска", которым указанный земельный участок передан ООО "Гео плюс" в аренду под строительство офисного здания.
10.08.2011 г. между Мэрией г.Ульяновска и ООО "Гео плюс" заключен договор аренды земельного участка.
04.07.2012 г. распоряжением Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Ульяновска N 505 продлен срок договора аренды до 15.04.2014 г.
15.05.2012 г. Администрацией г. Ульяновска выдано разрешение на строительство.
26.09.2013 г. Ленинским районным судом г.Ульяновска принято решение о признании незаконным постановления администрации города Ульяновска N 2206 от 25.05.2011 г. "О предварительном согласовании ООО "Гео плюс" места размещения объекта в Ленинском районе г.Ульяновска".
03.04.2014 г. Администрацией г. Ульяновска принято постановление N 1425 "О признании утратившим силу постановления мэрии города Ульяновска от 25.05.2011 г. N 2206".
28.02.2014 г. ООО "Гео плюс" обратилось в Администрацию г. Ульяновска с заявлением о внесении изменений в акт выбора земельного участка в части информации о данном земельном участке (указать информацию по фактическому местонахождению "территория жилой застройки 5-16 этажными домами") либо подготовить новый акт выбора и утвердить его новым постановлением.
25.03.2014 г. Администрация г. Ульяновска отказала во внесении изменений в акт выбора земельного участка по адресу г. Ульяновск, Ленинский район, северо-восточнее жилого дома N 30 по ул. Докучаева в части указания расположения данного земельного участка согласно Генеральному плану как "территория жилой застройки 5-16- этажными домами" и утверждению нового акта выбора.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказ подлежит признанию незаконным при наличии одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Арбитражным процессуальным законодательством установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Статьей 1 Земельного Кодекса РФ закреплены основные принципы земельного законодательства, к числу которых относится в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно части 2 статьи 7 Земельного Кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 9 Градостроительного Кодекса РФ установлено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии со статьей 18 Градостроительного Кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Согласно статьи 23 Градостроительного Кодекса РФ генеральный план города определяет основные направления развития территории для нового строительства, их функциональное назначение и некоторые параметры; определяется сеть улиц и дорог, коридоры инженерных коммуникаций; определяет общую стратегию развития города.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного Кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон.
29.10.2002 г. Госстроем РФ принято постановление N 150 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", которым утверждена "Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации" (далее Инструкция).
Настоящая Инструкция определяет требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации.
Согласно пунктам 2.11 и 2.12 градостроительная документация любого вида должна содержать текстовые и графические материалы с определением обязательных (утверждаемых) положений, устанавливаемых в соответствии с настоящей Инструкцией и заданием на разработку градостроительной документации.
Составной частью градостроительной документации являются ее Основные положения, содержащие краткое изложение принятых проектных решений, обязательные положения, основные технико-экономические показатели (приложения 2 - 9) и схематический чертеж проектного плана (основного чертежа).
При разработке градостроительной документации с использованием компьютерных технологий цифровые топографические карты и планы территорий и поселений должны отвечать требованиям государственных стандартов (пункт 2.16 Инструкции).
В разделе 3.1.5 Инструкции установлено, что генеральный план городских и сельских поселений - градостроительная документация о градостроительном планировании развития территорий поселений, определяющая стратегию их градостроительного развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
На схеме зонирования территорий с учетом ограничений на ее использование, указанных в пункте 10, показываются зоны различного функционального назначения, их границы и виды использования их территорий: жилые, общественно-деловые, производственные, инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов и иные зоны режимных территорий, иные зоны в соответствии с местными условиями, а также зоны особого регулирования градостроительной деятельности. В указанных зонах могут выделяться подзоны. Зоны различного функционального назначения могут включать в себя территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Границы зон различного функционального назначения определяются с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных границ.
Определенные в генеральном плане зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон являются основой для разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны.
Проектные решения генеральных планов являются основой для комплексного решения вопросов организации планировочной структуры; территориального, инфраструктурного и социально-экономического развития поселений; разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих правовой режим использования территориальных зон и земельных участков; определения зон инвестиционного развития.
В разделе VII Инструкции указано, что графические материалы выполняются и оформляются с соблюдением технических условий и требований государственных стандартов и других норм и правил. Основные графические материалы градостроительной документации выполняются на топографических картах и картах в электронном виде, остальные графические материалы - на копиях или уменьшенных копиях проектного плана (основного чертежа) с учетом обеспечения постоянного их хранения на срок, установленный законодательством об архивном фонде Российской Федерации и архивах и соответствующими нормативными документами.
Приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов" утверждены Методические рекомендации по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов.
Для целей Рекомендаций термины и определения используются в следующих значениях: территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; градостроительная документация - обобщенное наименование документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, документов градостроительного зонирования муниципальных образований и документации по планировке территорий муниципальных образований, иных документов, разрабатываемых в дополнение к перечисленным, в целях иллюстрации или детальной проработки принятых проектных решений с проработкой архитектурно-планировочных решений по застройке территории, разрабатываемых на профессиональной основе; градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Согласно пункту 9.1 вышеуказанных Рекомендаций генеральный план - документ территориального планирования, который может являться пространственным отображением программ (стратегий) социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, программных документов развития городских округов и муниципальных районов и определять стратегию градостроительного развития поселения, городского округа. Генеральный план является градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий поселений, городских округов, установление и изменение границ населенных пунктов в составе поселений и городских округов, функциональное зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.
В соответствии с пунктом 10 Рекомендаций реализацию документов территориального планирования следует осуществлять путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Из вышеизложенного следует, что генеральный план города является официальным документом, который принимается в соответствии с требованиями законодательства.
Границы функциональных зон отражаются на картах (схемах) генерального плана и являются основой для принятия правил землепользования и застройки. Окончательные границы функциональных зон с их координатами на местности устанавливаются посредством принятия правил землепользования и застройки, т.к. именно совокупностью документов территориального планирования, включающими в себя не только генеральный план, но и правила землепользования и застройки, определяются границы и функциональное назначение зон.
В материалы дела представлены в отношении спорного земельного участка фрагменты чертежа планировки территории и генеральный план. Конфигурация территориальных зон на вышеуказанных фрагментах различные.
Материалами дела подтверждается и Администрацией г. Ульяновска не отрицается, что в соответствии с проектом планировки территории центральной части г. Ульяновска, Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Ульяновск спорный земельный участок входит в зону застройки и относится к территориям жилых, общественно - деловых, производственных, коммунально - складских (зона Ж4).
По мнению Администрации г. Ульяновска в соответствии с генеральным планом города спорный земельный участок расположен на территории зеленых насаждений общего пользования (Р2).
По делу была проведена судебная экспертиза. Перед экспертом был поставлен вопрос: на какой территории (территория жилой застройки или территория зеленых насаждений общего пользования) в соответствии с генеральным планом г. Ульяновска расположен земельный участок с кадастровым номером 73:24:040602:51.
В соответствии с заключением эксперта N СЭ07/14 от 15.10.2014 г. земельный участок с кадастровым номером 73:24:040602:51 в соответствии с Генеральным планом г. Ульяновска расположен на территории жилой застройки.
В судебном заседании суда первой инстанции был опрошен эксперт Тимашов М.А., который пояснил, что для проведения экспертизы были представлены картографические материалы различного содержания, назначения, а так же имеющие различные масштабы. Указанная система координат действовала до 2008 г. Из-за разницы в масштабах невозможно было осуществить прямое наложение одной карты на другую, но сопоставить информацию с одной карты на другую возможно методом соотношения. Эксперт, зная положение спорного земельного участка относительно красных линий, перенес красные линии на основной чертеж генерального плана г. Ульяновска. Границы на генеральном плане обозначенные АБ совпадает с границей 1 2, обозначенной на разбивочном чертеже красных линий к проекту планировки территории. Фрагмент Генерального плана с подосновой не был использован экспертом, поскольку в ходе его изучения были выявлены противоречия: многоквартирные жилые дома на подоснове в разных районах карты отображены на территории зеленых насаждений, в то время как должны размещаться на территории жилой застройки. В заключении эксперта в части номера судебного дела была допущена опечатка, правильно следует читать А72- 4160/2014.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив, представленные доказательства сделал правильный вывод о том, что спорный земельный участок согласно генеральному плану расположен на территории жилой застройки 5-16-этажными домами.
Доказательства, подтверждающее обратное суду не представлены.
Ссылка Администрации г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26.09.2013 г. является необоснованной, поскольку у суда общей юрисдикции отсутствовало экспертное заключение.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 15 декабря 2014 г. по делу N А72-4160/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4160/2014
Истец: ООО "Гео плюс"
Ответчик: Администрация г. Ульяновска
Третье лицо: Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14975/16
30.08.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10682/16
24.03.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2341/15
15.12.2014 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-4160/14