г. Воронеж |
|
18 марта 2015 г. |
Дело N А35-7047/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 марта 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей : Ольшанской Н.А.,
Скрынникова В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Курчатове Курской области (межрайонное): представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилсервис-2": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Курчатове Курской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Курской области от 04.12.2014 по делу N А35-7047/2014 (судья Морозова М.Н.), принятое по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Курчатове Курской области (межрайонное) (ОГРН 1124613000038, ИНН 4634011338) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилсервис-2" (ОГРН 1084613000328, ИНН 4634009850) о взыскании финансовой санкции в размере 8247,09 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Курчатове Курской области (межрайонное) (далее - Управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилсервис-2" (далее - Общество, страхователь) о взыскании финансовой санкции в размере 8247,09 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.12.2014 в удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Курчатове Курской области (межрайонное) о взыскании финансовой санкции отказано.
Управление, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования пенсионного фонда удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы, Управление ссылается на то, что 15.11.2013 страхователем не представлялись сведения индивидуального персонифицированного учета, а представленный к указанной дате расчет РСВ-1 подтверждал факт отсутствия начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и никаких сведений о сумме выплат и иных вознаграждений о начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже за 3 кв. 2013 г. не имел.
Представленный 22.11.2013 Обществом уточненный расчет РСВ-1 уже имел сведения о начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, и одновременно с ним представлены сведения о сумме выплат и иных вознаграждений о начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже за 3 кв. 2013 г. в отношении 38 застрахованных лиц.
Таким образом, по мнению Управления, 22.11.2013 Обществом представлены не уточненные сведения о сумме выплат и иных вознаграждений о начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже за 3 кв. 2013 г., а первоначальные.
В судебное заседание не явились пенсионный фонд и страхователь, которые извещены о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
В материалах дела имеется ходатайство пенсионного фонда о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
На основании ст.ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие УПФР в городе Курчатове Курской области (межрайонное) и ООО "Управляющая компания Жилсервис-2".
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости частичной отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 15.11.2013 Обществом в УПФР в городе Курчатове Курской области (межрайонное) по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС плательщиками страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1) за 9 месяцев 2013 года.
22.11.2013 по ТКС ООО "Управляющая компания Жилсервис-2" был представлен уточненный расчет РСВ-1 с указанием начисленных страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии за 3 квартал 2013 года.
Одновременно с уточненным РСВ-1 Обществом были представлены сведения о сумме выплат и иных вознаграждений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже за 3 квартал 2013 года в отношении 38 застрахованных лиц. Срок представления указанных сведений за данный период, установленный законом - не позднее 15.11.2013. Сумма начисленных страховых взносов по индивидуальным сведениям составила 164941,71 руб.
Управлением по факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования 05.12.2013 составлен Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании N 32, который направлен ответчику заказным письмом 05.12.2013.
По результатам рассмотрения акта N 32 от 05.12.2013 УПФР в городе Курчатове Курской области (межрайонное) вынесено решение о привлечении ООО "Управляющая компания Жилсервис-2" к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 32.
В адрес страхователя, пенсионным фондом направлено требование N 32 от 25.02.2014 об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд РФ за нарушение законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании в размере 8247,09 руб. в срок до 21.03.2014,
Неуплата финансовых санкций в добровольном порядке послужила основанием для обращения Управления в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании штрафа.
Отказывая в удовлетворении требований Управления суд первой инстанции исходил из того, что анализ представленных в материалы дела документов, свидетельствуют о том, что фактически пенсионный фонд применил в отношении Общества штрафную санкцию за несвоевременное представление данных о застрахованных лицах, поскольку первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета содержали недочеты, а корректирующие сведения были представлены только 22.11.2013. Однако, первоначальные сведения не расценены судом как недостоверные сведения, так как подлежали корректировке в порядке, установленном действующим законодательством.
Как указал суд, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения (что имеет место в рассматриваемом случае), Управление может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что представление корректирующих сведений 22.11.2013, что явилось основанием для вынесения решения от 22.01.2014 N 32, не образует состав вмененного Обществу правонарушения, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что представленные страхователем 15.11.2013 сведения персонифицированного учета содержали недочеты, ошибки, которые были скорректированы в установленном порядке, а расхождения в расчете по форме РСВ-1 и персонифицированной отчетности не означают недостоверности поданных сведений, а сведения могут быть расценены как ошибочные.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, основания для привлечения Общества к ответственности по абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ отсутствуют, в связи с чем, требования Управления о взыскании с ООО "Управляющая компания Жилсервис-2" штрафных санкций подлежали отклонению.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения
В силу ст. 2 Закона N 167-ФЗ, Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии со ст. 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу п.. 1, 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, в частности, о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
В соответствии со ст. 1 Закона N 27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Состав указанного правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении сведений к страхователям необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из правовой позиции, установленной постановлением Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 7828/12, ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Как следует из материалов дела, представленный 15.11.2013 Обществом отчет РСВ-1 подтверждал факт отсутствия начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование и никаких сведений о сумме выплат и иных вознаграждений о начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже за 3 кв. 2013 г. не имел.
Представленный 22.11.2013 Обществом уточненный расчет РСВ-1 уже имел сведения о начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, и одновременно с ним представлены сведения о сумме выплат и иных вознаграждений о начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже за 3 кв. 2013 г. в отношении 38 застрахованных лиц.
Таким образом, 22.11.2013 Обществом представлены не уточненные сведения о сумме выплат и иных вознаграждений о начисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже за 3 кв. 2013 г., а первоначальные.
В связи с изложенным, доказательствами, представленными в материалы дела, подтверждается факт несвоевременного представления ООО "Управляющая компания Жилсервис-2" сведений индивидуального (персонифицированного) учета по начисленным страховым взносам по 38застрахованным лицам за 3 квартал 2013 года, сумма которых составила 164941,71 руб.
Доказательств того, что какие-либо сведения индивидуального персонифицированного учета были представлены Обществом в сроки установленные законом ( 15.11.2013), Обществом в материалы дела не представлено, при том, что суд апелляционной инстанции откладывал рассмотрение дела для предоставления Обществу возможности представить соответствующие доказательства.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что Управлением представлены надлежащие доказательства наличия оснований для взыскании финансовой санкции за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, ввиду чего оснований для отказа в удовлетворении требований Управления у суда первой инстанции не имелось.
Вместе с тем при определении размера подлежащей взысканию с Общества финансовой санкции судом апелляционной инстанции учтено следующее.
В соответствии с ч.ч. 1,4 ст.44 Федерального Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ( в редакции, действовавшей на момент привлечения к ответственности и рассмотрения дела в суде первой инстанции) обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Согласно указанных норм права, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении страхователя к ответственности. Перечень обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими ответственность за совершение правонарушений, приведенный в ч. 4 ст. 44 Федерального Закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" является открытым.
Таким образом, арбитражный суд, рассматривающий дело, может признать смягчающими ответственность страхователя иные, не перечисленные в названной статье, обстоятельства.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, федеральный законодатель вправе предусмотреть и санкции, в том числе, штрафного характера за их нарушение. Однако такого рода санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Размер штрафного взыскания, поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, во всяком случае, должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, согласно правовой позиции, неоднократно высказываемой Конституционным Судом Российской Федерации, с учетом постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.12.2009 N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Как следует из доказательств, представленных в материалы дела, лицо, привлекаемое к ответственности, является управляющей организацией, выполняющей функции управления многоквартирными домами, с собственниками которых заключены соответствующие договоры.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает возможным уменьшить размер подлежащих взысканию финансовых санкций в два раза, т.е. до 4123,50 руб. (8247,09 руб. / 2).
На основании изложенного, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Курчатове Курской области (межрайонное) следует удовлетворить в части.
Решение Арбитражного суда Курской области от 04.12.2014 по делу N А35-7047/2014 следует отменить в части отказа в удовлетворении требований УПФР в городе Курчатове Курской области (межрайонное) о взыскании финансовой санкции в размере 4123,50 руб.
Также следует взыскать с ООО "Управляющая компания Жилсервис-2" в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовую санкцию в размере 4123,50 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В остальной части решение Арбитражного суда Курской области от 04.12.2014 по делу N А35-7047/2014 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФР в городе Курчатове Курской области (межрайонное) без удовлетворения.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей (ч. 5 ст. 110 АПК РФ).
Расходы по оплате государственной пошлины, исходя из результатов рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанции, подлежат отнесению на общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилсервис-2"на основании ст. 110 АПК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 333.22 НК РФ суд апелляционной, счел возможным уменьшить размер взыскиваемой госпошлины до 500 руб., с учетом того, что финансовое положения страхователя является тяжелым.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Курчатове Курской области (межрайонное) удовлетворить в части.
Решение Арбитражного суда Курской области от 04.12.2014 по делу N А35-7047/2014 отменить в части отказа в удовлетворении требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Курчатове Курской области (межрайонное) о взыскании финансовой санкции в размере 4123,50 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилсервис-2" (ОГРН 1084613000328, ИНН 4634009850) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовую санкцию в размере 4123,50 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В остальной части решение Арбитражного суда Курской области от 04.12.2014 по делу N А35-7047/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Курчатове Курской области (межрайонное) без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилсервис-2" (ОГРН 1084613000328, ИНН 4634009850) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-7047/2014
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Курчатове Курской области (межрайонное)
Ответчик: ООО "Управляющая компания Жилсервис-2"