г. Москва |
|
26 марта 2015 г. |
Дело N А40-142519/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Титовой И.А.,
Судей: Чепик О.Б., Гармаева Б.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Триносом И.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Федеральная грузовая компания" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2014 г. по делу N А40-142519/14, принятое судьей Шустиковой С.Н. (шифр 138-1157) по иску ОАО "Федеральная грузовая компания" (ОГРН 1106659010600) к ОАО "ВРК - 2" (ОГРН 1117746294126) о взыскании расходов, связанных с устранением дефектов по договору на плановые виды ремонта в сумме 237.862,43 руб.
При участии в судебном заседании:
От истца: Луговская Т.В. по доверенности от 13.11.2014 г.
От ответчика: Тодорова Т.А. по доверенности от 02.12.2014 г.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Федеральная грузовая компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "ВРК - 2" о взыскании с ответчика 237 862 руб. 43 коп. расходов, связанных с устранением дефектов по договору на плановые виды ремонта.
В порядке ст. 48 АПК РФ по ходатайству заявителя уточнена организационно-правовая форма истца - на АО "ФГК".
Решением суда от 17.12.2014 г в удовлетворении иска отказано.
ОАО "Федеральная грузовая компания", не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального права приняв новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указал, что вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения гарантийной ответственности не основаны ни на нормах действующего законодательства, ни на условиях заключенного договора.
Заявитель в апелляционной жалобе указал, что вывод суда первой инстанции, что акты рекламации формы ВУ-41 не свидетельствует о виновности ОАО "ВРК-2" не основан на нормах материального права и противоречит представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представитель истца, доводы изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным приняв по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, между сторонами заключен Договор от N 75-Д/ВГК-303 от 01.08.2011 г.,, в рамках исполнения которого был произведен деповской и капитальный ремонт грузовых вагонов за NN 60397080, 68806645, 65021578, 65047169, 64206915, 24420200, 64333966, 67227835, 60079340, 66086604, 68294420, 67063800, 60228004, 24507733, 22287478, 64882244, 64114606, 24613184, 24582363.
Как указывает истец, ремонты выполнены некачественно.
В связи с чем истец указал, что гарантийные обязательства ОАО "ВРК - 2" распространяются на все отказавшие после ремонта ОАО "ВРК - 2" узлы и детали, не зависимо от того, требовался ли их ремонта или замена на момент проведения ремонта ОАО "ВРК - 2".
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно, оценил в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Перечень обязанностей Подрядчика по сделке включает следующие позиции:
Производить ремонт грузовых вагонов в соответствии с требованиями Руководства по капитальному ремонту "Руководство по капитальному ремонту грузовых вагонов" и Руководства по деповскому ремонту "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту", утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 28.06.2011 N 1412 с использованием материалов и запасных частей Подрядчика, а также запасных частей, которые могут быть предоставлены Заказчиком, с заполнением листка комплектации.
Производить ремонт колесных нар в соответствии с Инструкцией по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар, утвержденной МПС СССР от 31.12.1976 N ЦВ-3429, нормативных правовых актов МПС России, нормативных актов ОАО "РЖД" и другой нормативно-технической документации.
Обеспечить ремонт грузовых вагонов, поданных в соответствии с согласованным Сторонами месячным планом-графиком ремонта грузовых вагонов с указанием рода вагона и вида ремонта в Депо Подрядчика в сроки, установленные настоящим договором.
Предоставить Заказчику подписанный месячный план-график и посуточный график ремонта вагонов в суточный срок после подписания Сторонами месячного плана-графика и посуточного графика подачи вагонов в ремонт.
Осуществлять исполнение посуточного графика ремонта с учетом переходящего остатка вагонов предшествующих суток, руководствуясь принципом FIFO.
При постановке в ремонт грузовых вагонов осмотреть каждый грузовой вагон на предмет определения предварительного объема работ и оформить дефектную ведомость формы ВУ-22-М на ремонт каждого грузового вагона с отражением в ней перечня ремонтных работ.
На колесные пары, поступившие в ремонт, подрядчик оформляет натурный колесный листок формы ВУ-51.
При обнаружении в грузовых вагонах узлов и деталей, не подлежащих восстановлению, составить акт замены-установки деталей грузового вагона и осуществить их замену на годные узлы и детали.
В случае отсутствия у подрядчика необходимых узлов и деталей отсутствующие узлы и детали могут быть предоставлены заказчиком.
Депо подрядчика в течение суток обязано проинформировать заказчика о необходимости замены узлов и деталей.
При обнаружении в грузовых вагонах узлов и деталей, не подлежащих восстановлению, находящихся на гарантийной ответственности, составить акт-рекламацию (формы ВУ-41-М), известив в суточный срок телефонограммой заказчика и виновное предприятие. Подрядчик обеспечивает сохранность забракованной детали для предъявления заказчику.
Замена съемных дорогостоящих узлов и деталей (колесные пары, литые детали тележки, поглощающие аппараты и т.д.) осуществляется с оформлением Акта замены - установки деталей грузового вагона.
Принять на хранение узлы, детали и колесные пары, а также металлолом, образовавшийся в процессе ремонта грузовых вагонов Заказчика, по ценам Заказчика, с оформлением Акта приемки-передачи товарно-материальных ценностей по форме N МХ-1 на дату акта о выполненных работах (оказанных услугах) по ремонту вагонов.
Расчет услуг по погрузо-разгузочным работам металлолома производится в соответствии с Приложением N 10 к настоящему договору.
Передать Заказчику узлы, детали и колесные пары, а также металлолом с оформлением Акта формы N МХ-3 о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение, подписанного уполномоченными представителями сторон.
Возврат металлолома Заказчику или передача металлолома третьим лицам, указанным Заказчиком, производится на основании доверенностей, переданных Подрядчику в срок не позднее, чем за 3 (три) рабочих дня до даты отгрузки.
По окончании ремонтных работ оформить пакет документов, подтверждающих выполненные работы по ремонту грузовых вагонов, согласно пункту 5.1 настоящего договора, и представить Заказчику в АСУ ВРК в сроки, определенные пунктом 2.4 настоящего договора.
По окончании оказания услуг оформить пакет документов, подтверждающих оказание услуг, согласно пункту 5.2 настоящего договора, и представить Заказчику в АСУ ВРК в сроки, определенные пунктами 2.5, 2.6 настоящего договора.
Осуществлять информирование Заказчика о неприеме грузовых вагонов в ремонт по зависящим от Заказчика причинам и при не устранении нарушений в 3-х дневный срок после информирования осуществлять отправку вагонов на ближайшую станцию, предусмотренную для отстоя вагонов.
Уточнять технические характеристики грузового вагона в порядке, предусмотренном Инструктивными указаниями по заполнению учетной формы ВУ-24-М, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 29.10.2004 N 3496р, и при необходимое составлять и предоставлять Заказчику в АСУ ВРК Технический паспорт вагона формы ВУ-4-М, подписанный ЭЦП.
Раздел гарантийные обязательства включает следующее:
Гарантийный срок на выполненные работы по деповскому и капитальному ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, установленных Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении (утв. Советом по железнодорожному транспорту государств-частников Содружества от 22-23.11.2007 г. N 47 с поел. изм. и доп.), начиная с даты оформления уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ 36-М.
Гарантийный срок не распространяется:
- на составные части вагона, поврежденные в процессе погрузочно-разгрузочных работ;
- на составные части вагона, отказ которых произошёл но причине естественных эксплуатационных износов, либо нарушений Заказчиком правил и норм технической эксплуатации подвижного состава, норм содержания вагона;
- на котлы грузовых вагонов-цистерн, капитальный, деповской ремонт и техническое освидетельствование, которых произведены сторонней организацией, указанной в удостоверении по форме Приложения N 3 к Правилам безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденным постановлением Госгортехнадзора от 16.08.1994 г. N 50.
Отказ вагона или его составной части признается гарантийным случаем на основании расследования, проведенного с участием представителя Подрядчика и оформлением акта формы ВУ-41-М, с необходимыми приложениями, подтверждающими вину Подрядчика.
При обнаружении технологических дефектов в течение гарантийного срока, возникших в процессе эксплуатации грузовых вагонов вследствие некачественно выполненного ремонта, грузовые вагоны направляются в вагонные эксплуатационное депо сети железных дорог или Депо Подрядчика для устранения выявленных дефектов. Срок устранения выявленных дефектов исчисляется с даты составления уведомления формы ВУ-23-М до даты составления уведомления формы ВУ-36-М включительно и не должен превышать одни сутки. В случае невозможности устранения дефектов в Депо/ВКМ Подрядчика, Заказчик имеет право устранить их в иных организациях, выполняющих техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
Работы по устранению дефекта, возникшего в течение гарантийного срока, оплачивает Заказчик, за исключением случаев его устранения в рамках гарантийного ремонта в Депо Подрядчика.
Подрядчик обязан возместить Заказчику все расходы, возникшие у Заказчика по вине Подрядчика, в том числе связанные с простоем грузовых вагонов Заказчика на железнодорожных путях общего пользования, оплатой провозных платежей, оплатой за выполненные работы по устранению дефектов, возникших вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока. Все расходы Заказчик предъявляет и направляет в Депо Подрядчика, производившему плановый ремонт вагона/отказавшего узла, при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 6.1 настоящего договора путем направления письменного обращения, с приложением копий следующих документов:
-акт-рекламация (формы ВУ-41-М),
-акт о выполненных работах (оказанных услугах), калькуляция на выполнение работ по текущему отцепочному ремонту грузового вагона (если у "Компании-собственника" не заключен договор по выполнению текущих отцепочных ремонтов по единой цене);
- дефектная ведомость на текущий ремонт грузового вагона формы ВУ-22 и расчетно-дефектная ведомость (если у "Компании-собственника" не заключен договор по выполнению текущих отцепочных ремонтов по единой цене);
- счет-фактура;
- платежное поручение;
- счет.
Депо подрядчика рассматривает допретензионное обращение Заказчика и оплачивает расходы Заказчика, связанные с устранением дефектов, возникших вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока при условии соблюдения Заказчиком порядка, установленного пунктом 6.4 настоящего договора, не позднее 15-ти календарных дней с даты получения обращения.
При отсутствии оплаты со стороны Подрядчика, Заказчик действует в претензионном порядке согласно пункту 9.2 договора.
Гарантийные обязательства прописаны в условиях сделки, последовательность в изложении используется судом в правовой оценке возможного, в данном случае, невозможного преобразования расходов Заказчика в категорию убытков по ст. 71 АПК РФ, через положения ст. 431 ГК РФ.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В силу ст. 393 ГК РФ для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать факт нарушения обязательства, наличие причинной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, размер требуемых убытков
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что истцом не представлено доказательств наличия вины в действиях ОАО "ВРК - 2", а также наличия причинно-следственной связи между действиями ОАО "ВРК - 2" и наступившими последствиями в виде неисправности деталей истцом не представлено.
Кроме того, все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками станции к техническому обслуживанию с записью в книге предъявления вагонов формы ВУ-41, удостоверяющей их пригодность к перевозке конкретного груза (п.п. 2.5.2, 2.5.8 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной Протоколом от 21-22 мая 2009 г. N 50 Совета по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества)
Неисправности вагонов подлежат обязательному выявлению и устранению на пункте подготовки вагонов к перевозкам.
В случае некачественного ремонта ответчика указанные неисправности вагонов препятствовали бы их эксплуатации и были бы выявлены при первой же погрузке.
Кроме того, согласно актам-рекламациям, на момент выявления дефектов вагоны эксплуатировались с момента последнего деповского ремонта, который проводило ОАО "ВРК - 2".
В процессе использования на вагоны воздействовали различные факторы, что привело к износу деталей.
Доказательств наличия вины в действиях ОАО "ВРК - 2", а также наличия причинно-следственной связи между действиями ОАО "ВРК - 2" и наступившими последствиями в виде неисправности деталей истцом не представлено.
Согласно п. 6.1 договора гарантийный срок не распространяется: на составные части вагона, поврежденные в процессе погрузочно-разгрузочных работ, на составные части вагона, отказ которых произошел по причине естественных эксплуатационных износов, либо нарушений заказчиком правил и норм технической эксплуатации подвижного состава, норм содержания вагона, узлы и детали, отказ которых произошел по причине естественных эксплуатационных износов, неисправности катания колесных пар, либо нарушений заказчиком правил и норм технической эксплуатации подвижного состава, норм содержания вагона.
Представленные истцом акты-рекламации, составленные ОАО "РЖД" свидетельствуют лишь о наличии неисправности, но не подтверждают факт неисправности по причине некачественно выполненных работ ответчиком.
Таким образом, суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле обстоятельства, принял решение законное и обоснованное решение в соответствии с нормами материального права.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле обстоятельств, оснований для переоценки у апелляционного суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются на основании с. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2014 г. по делу N А40-142519/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Федеральная грузовая компания" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течении двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Титова |
Судьи |
О.Б. Чепик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142519/2014
Истец: ОАО "ФГК", ОАО "Федеральная грузовая компания", ОАО ФГК в лице Саратовского филиала, ОАО ФГК Саратовский филиал
Ответчик: ОАО "ВРК - 2", ОАО "ВРК-2"