город Москва |
|
26 марта 2015 г. |
Дело N А40-113309/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.03.2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 26.03.2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сумароковой Т.Я.
судей Кузнецовой Е.Е., Панкратовой Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Далаковым А.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от "15" января 2015 г. по делу N А40-113309/14, принятое судьей С.В. Масловым, по иску ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" (ОГРН 1027700000679) к ответчикам: ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве", Департаменту городского имущества г.Москвы, Правительству Москвы;
третьи лица: Управление Росреестра по Москве, ЗАО "Профессиональный Центр Оценки и экспертиз", НП "Межрегиональный Союз Оценщиков";
о признании несоответствующей рыночной стоимости земельных участков кадастровой стоимости
при участии в судебном заседании:
от истца: Трубичкин М.В. по доверенности от 16.02.2015 г.
от ответчиков: не явились, извещены;
от третьих лиц: не явились, извещены;
ООО "ЛУКОЙЛ-ЦЕНТРНЕФТЕПРОДУКТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Департаменту городского имущества г. Москвы (далее - Департамент) и Правительству Москвы о признании несоответствующей рыночной стоимости земельных участков кадастровой стоимости, с кадастровыми номерами:
77:07:0003001:12 (общей площадью 2691 кв. м., расположенного по адресу: вдоль МКАД (58 км),
77:01:0004039:31 (общей площадью 1900 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, Красногвардейский бульвар, вл. 1А, соор.1),
77:07:0012004:77 (общей площадью 2718 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, вл. 20, сооружение 1),
77:08:0013003:49 (общей площадью 1329 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Таманская, вл. 5, корп.2),
77:03:0005022:10 (общей площадью 4019 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, МКАД, 109-й километр, вл. 14),
77:05:0012005:35 (общей площадью 4000 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Братеевская, вл. 20, корп. 1),
77:02:0018006:41 (общей площадью 2105 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Докукина, вл. 2),
77:03:0005001:24 (общей площадью 2893 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, Измайловское ш., вл. 75),
77:08:0015001:5 (общей площадью 3000 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское ш., вл. 65),
обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка.
Определением от 23.10.2014 в одно производство объединены дела А40-113316/14, А40-113301/14, А40-113306/14, А40-113297/14, А40-113300/14, А40-113311/14. А40-113336/14, А40-113336/14, А40-113320/14 с присвоением объединенному делу номера А40-113309/14.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.01.2015 г. исковые требования истца удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование жалобы заявители ссылаются на то, что судом первой инстанции применен закон, не подлежащий применению.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение от 15.01.2015 г. законным и обоснованным, жалобу - не подлежащей удовлетворению. Представители Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, ФГБУ "ФКП Росреестра", ЗАО "Профессиональный Центр Оценки и экспертиз", НП "Межрегиональный Союз Оценщиков" в судебное заседание апелляционного суда не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что решение от 15.01.2015 г. следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 названного Закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4 названного Закона).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Закона о кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи, а в силу пункта 3 этой же статьи Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между истцом и Департаментом заключены и действуют в настоящее время следующие договоры аренды:
договор N М-07-001857 от 09.03.1995 в отношении земельного участка с кадастровым номером 7:07:0003001:12 (общей площадью 2691 кв. м., расположенного по адресу: вдоль МКАД (58 км),
договор N М-01-022301 от 12.11.2002 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004039:31 (общей площадью 1900 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, Красногвардейский бульвар, вл. 1А, соор.1),
договор N М-07-021775 от 30.08.2002 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012004:77 (общей площадью 2718 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, вл. 20, сооружение 1),
договор N М-08-019148 от 25.11.2002 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013003:49 (общей площадью 1329 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Таманская, вл. 5, корп.2),
договор N М-03-020196 от 20.05.2003 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005022:10 (общей площадью 4019 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, МКАД, 109-й километр, вл. 14),
договор N М-05-044846 от 29.04.2014 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0012005:35 (общей площадью 4000 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Братеевская, вл. 20, корп. 1),
договор N М-02-018888 от 17.09.2002 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018006:41 (общей в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 2105 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Докукина, вл. 2),
Договор N М-03-020014 от 22.04.2003 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:24 (общей площадью 2893 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, Измайловское ш., вл. 75),
договор N М-08-027538 от 17.11.2006 в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0015001:5 (общей площадью 3000 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, Волоколамское ш., вл. 65).
Указанные договоры зарегистрированы в установленном законом порядке. Арендная плата по договорам рассчитывается в процентном отношении к кадастровой стоимости, что подтверждается расчетами и уведомлениями ДГИ. На участках расположены комплексы АЗС, что подтверждено выписками из ЕГРП.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" установлен переход на новые принципы исчисления арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования.
Постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по результатам государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 01.01.2013 утверждена новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:07:0003001:12 - в размере 99 383 581 рублей 44 копеек; с кадастровым номером 77:01:0004039:31 - в размере 151 821 115 рублей 00 копеек; с кадастровым номером 77:07:0012004:77 - в размере 84 525 424 рублей 02 копеек; с кадастровым номером 77:08:0013003:49 в размере 57 437 067 рублей 54 копеек; с кадастровым номером 77:03:0005022:10 - в размере 157 211 022 рублей 05 копеек; с кадастровым номером 77:05:0012005:35 - в размере 133 825 800 рублей 00 копеек; с кадастровым номером 77:02:0018006:41 в размере 111 726 706 рублей 01 копеек; с кадастровым номером 77:03:0005001:24 в размере 107 768 068 рублей 76 копеек; с кадастровым номером 77:08:0015001:5 в размере 116 660 850 рублей 00 копеек.
В обоснование своих требований истцом представлены следующие отчеты ЗАО "Профессиональный центр оценки и экспертиз":
в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0003001:12 отчет И-140317/44 (достоверность отчета подтверждена экспертным заключением от 21.05.2014 N 320/44-14),
в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004039:31 отчет N И-140317/47 (достоверность отчета подтверждена экспертным заключением от 21.05.2014 N 320/47-14),
в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012004:77 отчет N И-140317/48 (достоверность отчета подтверждена экспертным заключением от 21.05.2014 N 320/48-14),
в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013003:49 отчет N И-140317/45 (достоверность отчета подтверждена экспертным заключением от 21.05.2014 N 320/45-14),
в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005022:10 отчет N И-140317/41 (достоверность отчета подтверждена экспертным заключением от 21.05.2014 N 320/41-14),
в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:05:0012005:35 отчет N И-140317/34 (достоверность отчета подтверждена экспертным заключением от 21.05.2014 N 320/34-14),
в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018006:41 отчет N И-140317/23 (достоверность отчета подтверждена экспертным заключением от 21.05.2014 N 320/23-14),
в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:24 отчет N И-140317/39 (достоверность отчета подтверждена экспертным заключением от 21.05.2014 N 320/39-14),
в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:08:0015001:5 отчет N 140317/33 (достоверность отчета подтверждена экспертным заключением от 21.05.2014 N 320/33-14).
Согласно представленным отчетам рыночная стоимость спорных земельных участков не соответствует их кадастровой стоимости, рассчитанной исходя из установленных Постановлением N 751-ПП удельных показателей кадастровой стоимости, что является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Установленная в отчете оценщика рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2013 земельного участка с кадастровым номером 77:07:0003001:12 составляет 56 966 000 рублей 00 копеек;
земельного участка с кадастровым номером 77:01:0004039:31 составляет 103 459 000 рублей 00 копеек;
земельного участка с кадастровым номером 77:07:0012004:77 составляет 29 089 000 рублей 00 копеек;
земельного участка с кадастровым номером 77:08:0013003:49 составляет 12 828 000 рублей 00 копеек;
земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005022:10 составляет 43 708 000 рублей 00 копеек;
земельного участка с кадастровым номером 77:05:0012005:35 составляет 42 440 000 рублей 00 копеек;
земельного участка с кадастровым номером 77:02:0018006:41 составляет 36 700 000 рублей 00 копеек;
земельного участка с кадастровым номером 77:03:0005001:24 составляет 57 663 000 рублей 00 копеек;
земельного участка с кадастровым номером 77:08:0015001:5 составляет 33 269 000 рублей 00 копеек.
Отчеты составлены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, оснований для непринятия рыночной стоимости спорных земельных участков, установленной экспертным заключением, не имеется.
В деле имеются также положительные экспертные заключения Некоммерческого партнерства "Межрегиональный союз оценщиков" на вышеуказанные отчеты. Установленная представленными истцом отчетами рыночная стоимость участков ответчиками путем судебной экспертизы не оспорена.
Кроме того, в определениях суда от 25.09.2014 и от 23.10.2014 Департаменту городского имущества города Москвы и Правительству Москвы судом было предложено представить выписку из Отчета об определении кадастровой стоимости, на основании которых определялась кадастровая стоимость спорных участков, утвержденная Постановлением Правительства Москвы от 26.11.13 N 751-ПП.
Однако в судебном заседании 16.12.2014 представитель Департамента и Правительства Москвы пояснил, что исполнить определения от 25.09.2014 и от 23.10.2014 не имеет возможности.
Поскольку действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, истец правомерно обратился в суд с настоящими исковыми требованиями, при этом в силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истец является субъектом, наделенным правомочием по оспариванию кадастровой стоимости.
Утверждение представителем Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о том, что истец не обладает правом на подачу настоящего заявления, судом отклоняется. Наличие у истца права аренды на земельный участок, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки стоимости этого участка.
Обстоятельства, в связи с которыми заключены договоры аренды, отнесены законом (п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ) к случаям, при которых стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, устанавливаемых или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ), - поэтому независимо от определенной договором ставки арендной платы и предусмотренного договором механизма изменения арендной платы стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы, определяемым с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы.
Договором аренды установлен размер арендной платы, не противоречащий ч. 1 ст. 452 ГК РФ, в силу которого изменение размера арендной платы представляет собой исполнение данного условия, а не изменение договора, не требует внесения изменений в договор и происходит автономно от воли сторон наступившим событием, а именно: централизованным изменением ставок арендной платы уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации и (или) Москвы.
Установленная кадастровая стоимость принадлежащего заявителю на праве аренды земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, более того, установленная кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость. Размер арендной платы находится в прямой зависимости от кадастровой стоимости
Несоответствие кадастровой стоимости рыночной стоимости является нарушением прав заявителя как пользователя земельного участка и плательщика арендной платы. Установление кадастровой стоимости земельного участка в завышенном размере препятствует в свободном осуществлении предпринимательской деятельности заявителя ввиду необоснованного увеличения арендных платежей. Результат рассмотрения настоящего спора не влияет на согласованные в договоре порядок и условия определения размера арендных платежей и не определяет новую методику их расчета.
Согласно статье 6 Закон об оценочной деятельности субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки.
При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Наличие у предпринимателя права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определена с учетом кадастровой стоимости, и преимущественного права на заключение нового договора аренды на следующий срок является достаточным основанием для реализации права на проведение оценки рыночной стоимости соответствующего объекта (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2014 года N 13839/13).
В силу пункта 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности., при этом необходимости соблюдения досудебного урегулирования спора законодательством не было установлено на момент обращения общества в суд.
В силу п. 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 кадастровая оценка земель проводится с учетом данного земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Согласно п.5 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. В соответствии с п.2.2.1 Методических указаний (Приказ от 15.02.2007 г. N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов") расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1-1.2.10 Методических указаний осуществляется на основе построения статистических моделей. Если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов (п.2.2.7 Методических указаний). Результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка. Сама процедура установления кадастровой стоимости земельного участка, которым владеет истец, соответствует действующему законодательству.
В соответствии с абз. 1 ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде.
Судебная коллегия также отмечает, что ООО "Планета", обращаясь в судебном порядке за установлением кадастровой стоимости в размере рыночной, самостоятельно выбрало способ защиты своего права, поскольку обязательный досудебный порядок урегулирования спора посредством обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на момент рассмотрения дела судом первой инстанции действующим законодательством еще не был предусмотрен, наличие же у истца материально-правовых требований к ответчикам обосновано несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости и наличием у истца в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации права требовать от органа кадастрового учета внесения изменений в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции дана надлежащая оценка обстоятельствам дела и у судебной коллегии не имеется оснований для их переоценки. Доводы апелляционной жалобы Правительства и Департамента являются несостоятельными.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, а потому апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266-268, 271, п. 1 ст. 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "15" января 2015 г. по делу N А40-113309/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Я.Сумарокова |
Судьи |
Е.Е.Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-113309/2014
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт"
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы, Правительство Москвы, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Москве, ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"
Третье лицо: Департамент городского имущества города Москвы, ЗАО "Профессиональный центр оценки т экспертиз", НП "МСО", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, УФРС по г. Москве