31 марта 2015 г. |
Дело N А55-11274/2014 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Туркина К.К.,
судей Балашевой В.Т., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Баклановой Е.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционным жалобам муниципального бюджетного учреждения г.о. Кинель Самарской области "Управление-коммунального хозяйства" и Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2015 года по делу А55-11274/2014 (судья Митина Л.Н.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Префект Строй"
к Муниципальному бюджетному учреждению г.о. Кинель Самарской области "Управление-коммунального хозяйства"
третье лицо:
- Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области
о взыскании 7 721 373 руб. 88 коп.,
с участием:
от истца - представитель Вдовина Н.В. (доверенность от 01.04.2014),
от ответчика - представитель Галимова Н.Г. (доверенность от 12.01.2015),
от третьего лица - представитель Черных А.А. (доверенность от 16.12.2014).
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Префект Строй" (далее - ООО "Префект Строй", подрядчик, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Муниципальному бюджетному учреждению г.о. Кинель Самарской области "Управление - коммунального хозяйства (далее - МБУ г.о Кинель Самарской области "Управление ЖКХ, заказчик, ответчик") о взыскании 7 721 373 руб. 88 коп., из которых 7 450 906 руб. - задолженность за выполненные работы по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по улице Чехова и границ улиц Орджоникидзе - Фестивальная в городском округе Кинель Самарской области, на основании муниципального контракта N 26 от 17.06.2013 г., 270 467 руб. 88 коп. пени, начисленной на основании п. 6.2 муниципального контракта за просрочку оплаты выполненных работ за период с 30.11.2013 г. по 22.02.2014 г.
Определением от 30.06.2014 года судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара. (далее - Министерство)
Решением суда первой инстанции от 27 января 2015 года в удовлетворении ходатайства ответчика о назначении повторной экспертизы отказано.
Ходатайство ответчика о снижении размера неустойки, подлежащей взысканию удовлетворено.
Иск удовлетворен частично.
С Муниципального бюджетного учреждения г.о. Кинель Самарской области "Управление-коммунального хозяйства" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Префект Строй" взыскано 7 613 186 руб. 73 коп. в том числе: 7 450 906 руб. основного долга, 162 280 руб. 73 коп. пени, а также госпошлину в сумме 61 607 руб. 00 коп. и 61 000 руб. расходов, связанных с проведением экспертизы.
В остальной части иска отказано.
В удовлетворении ходатайства ответчика об отсрочке исполнения решения отказано.
ООО "СамараЭксперт" с депозитного счета суда перечислено 61 000 руб. за проведение экспертизы.
Муниципальному бюджетному учреждению г.о. Кинель Самарской области "Управление-коммунального хозяйства" возвращено 92 276 руб. 00 коп. перечисленные платежным поручением N 345 от 11.07.2014 г. за проведение экспертизы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Муниципальное бюджетное учреждение г.о. Кинель Самарской области "Управление-коммунального хозяйства" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2015 года, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что оснований делать вывод о том, что ответчик не производил проверку результатов работ, у суда первой инстанции не имелось. Кроме того, заявитель полагает, что у суда также нет оснований утверждать, что ответчик не известил истца в разумный срок об обнаруженных недостатках выполненных работ. Также ответчик не согласен с экспертным заключением, считает его недопустимым доказательством. Помимо этого, заявитель считает необоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о проведении дополнительной экспертизы.
Также не согласившись с принятым судебным актом, Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2015 года, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что экспертное заключение N 1238/14 является недопустимым доказательством.
В судебном заседании представитель ответчика доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объёме, просил решение суда первой инстанции от 27 января 2015 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме. Апелляционную жалобу третьего лица просил удовлетворить.
Представитель третьего лица доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объёме, просил решение суда первой инстанции от 27 января 2015 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме. Апелляционную жалобу ответчика просил удовлетворить.
Представитель истца доводы апелляционных жалоб ответчика и третьего лица считал необоснованными, просил решение суда первой инстанции от 27 января 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалами дела подтверждается, что между истцом и ответчиком был заключен муниципальный контракт N 26 от 17.06.2013 г. на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по улице Чехова и границ улиц Орджоникидзе - Фестивальная в городском округе Кинель Самарской области.
В соответствии с п. 1.1 контракта подрядчик обязуется в соответствии с условиями настоящего Контракта и дефектной ведомостью выполнить собственными силами и средствами работы по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по улице Чехова в границах улиц Орджоникидзе Фестивальная в г. Кинеле Самарской области, протяженностью 1,063 км на условиях муниципального контракта и аукционной документации, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях настоящего Контракта.
Согласно п. 2.1 контракта стоимость Контракта составляет 8 072 371,32 руб., в том числе НДС 18% 1 231 378,68 рублей. Из них; средства местного бюджета 600 180 руб. 32 коп., в том числе НДС 18% 91 552,93 рублей; средства областного бюджета 7 472 191,00 рублей, в том числе НДС 18% 1 139 825,75 рублей.
В соответствии с п. 2.4 заказчик производит оплату фактически выполненных подрядчиком работ по настоящему контракту в течение 60-ти календарных дней после предъявления подрядчиком к оплате подписанных сторонами актов выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-2, КС-3, счета-фактуры.
Условиями п. 3.1.1, 3.1.7, 3.1.8 контракта предусмотрена обязанность заказчика назначить уполномоченное лицо (лиц), представляющее его интересы при исполнении настоящего контракта, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненные работы, не принимать и не оплачивать работы, выполненные подрядчиком некачественно или не в соответствии с дефектной ведомостью и условиями настоящего контракта до полного устранения подрядчиком недостатков за свой счет в сроки, согласованные с заказчиком.
Согласно п. 5.4, 5.5, 5.6 контракта в ходе выполнения работ Заказчик осуществляет приемку работ на основе требований к качеству выполняемых работ, установленных в перечне нормативных документов (Приложение N 2 к настоящему Контракту) и Технических требованиях к качеству работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в Самарской области и сооружении на них (Приложение N 1 к настоящему Контракту). Приемке Заказчиком подлежат работы по устройству конструктивных слоев асфальтобетонного покрытии, выполненные в соответствии с Техническими требованиями к качеству работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в Самарской области и сооружении на них (Приложение N 1 к настоящему Контракту) для асфальтоукладчиков с автоматической системой задания поперечных уклонов и вертикальных отметок. При обнаружении недостатков в работе, выявленных при сдаче-приемке, Стороны составляют акт с указанием видов и объемов некачественно выполненных работ (далее - Дефекты), подлежащих исправлению, и устанавливают соразмерный срок для устранения недостатков в пределах сроков, определенных статьей 4 настоящего Контракта. Подрядчик устраняет допущенные по его вине недостатки своими силами и за свой счет в сроки, согласованные с Заказчиком.
Согласно материалам дела сторонами был подписан акт о приемке выполненных работ от 27.09.2013 г. на сумму 8 049 377 руб. 74 коп. (т. 1, л.д. 65-71), справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) на указанную сумму (т. 1, л.д. 64).
Стороны, подписав акт о приемке выполненных работ, подписали также соглашение о расторжении контракта, пунктами 2, 3, 4 которого определили: стороны установили, что подрядчик сдал, а заказчик принял выполненные работы по Контракту на сумму 8 049 377,74 (Восемь миллионов- сорок девять тысяч триста семьдесят семь рублей) рублей, в том числе НДС 1 227 871 руб. 18 коп. (Один миллион двести двадцать семь тысяч восемьсот семьдесят один рубль 18 копеек) рубля. Заказчик к подрядчик претензий по качеству выполненных последним работ, на момент расторжения Контракта, и по срокам их выполнения не имеет. На момент расторжения Контракта заказчик не оплатил выполненные подрядчиком работы. Стороны подтверждают, что выполненные работы подлежат оплате в размере, установленном в п. 2 настоящего Соглашения и в сроки, установленные Контрактом.
Соглашением N 28-13/87 о предоставлении в 2013 году в бюджет городского округа Кинель субсидии на реализацию мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения в Самарской области на 2009-2015 г.", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 01.01.2008 N 399, определено предоставление субсидии Администрации городского округа Кинель в целях софинансирования расходных обязательств на ремонт автодороги местного значения по улице Чехова и границ улиц Орджоникидзе - Фестивальная в городском округе Кинель Самарской области в сумме 7 472 191 рублей.
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области согласно указанному соглашению (п. 2.1., 2.1.2, 2.1.3) перечисляет субсидию в бюджет получателя в пределах доведенных Министерству лимитов бюджетных обязательств в течение 20 дней с момента предоставления Получателем документального подтверждения финансирования направления субсидирования из местного бюджета (платежное поручение), а также заверенных в установленном порядке следующих документов: протоколы подведения итогов открытого аукциона в электронной форме; муниципальные контракты; акты выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-2, КС-3 в соответствии с Перечнем объектов, являющимся Приложением N 1 к настоящему Соглашению. Министерство осуществляет контроль за целевым предоставлением и расходованием субсидии. Министерство имеет право участвовать в осуществлении контроля за ходом выполнения работ, а также при приемке работ, на объектах, указанных в Перечне объектов.
Письмом от 20.01.2014 г. Администрация г.о. Кинель Самарской области сообщила истцу о том, что оплата выполненных работ по муниципальному контракту N 26 от 17.06.2013 г. на сумму 7 450 906 руб. производится не будет ввиду того, что в ноябре 2013 г. Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области в испытательной лаборатории ООО "Самаратрансстрой" были заказаны лабораторные испытания по объекту автомобильной дороги, в результате которых выявлено несоответствие коэффициента уплотнения асфальтного покрытия требованиям СНиП 3.06.03-85 и водонасыщения образцов из асфальтобетонной смеси требованиям ГОСТ 9128-2009.
В материалы дела представлен в копии протокол испытания образцов, взятых из асфальтобетонного покрытия испытательной лаборатории ООО "Самаратрансстрой" от 08.11.2013 г. (т. 1, л.д. 97).
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 711 ГК РФ, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работ.
Из материалов дела следует, что акт о приемке выполненных работ сторонами был подписан 27.09.2013 г.
Каких-либо недостатков при сдаче-приемке работ обнаружено не было. На основании п. 2.4 муниципального контракта N 26 от 17.06.2013 г. истцом в адрес ответчика 30.09.2013 г. были направлены акт выполненных работ, справка о стоимости выполненных работ и затрат, счет-фактура, в силу чего у последнего возникла обязанность по оплате выполненных работ.
Доводы жалоб, со ссылкой на результат испытаний образцов асфальтобетонного покрытия, отраженный в протоколе от 08.11.2013 г. отклоняются судебной коллегией по следующим основаниям.
В силу п.п. 1, 2, 3 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении. Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).
Ответчиком проверка результатов выполненных истцом работ не производилась.
Третьим лицом без участия сторон после сдачи-приемки спорных работ и частичной оплаты их ответчиком была произведена проверка качества выполненных работ с привлечением к проверке испытательной лаборатории ООО "Самаратрансстрой".
Согласно п. 4 ст. 720 ГК РФ заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.
Однако, ответчик в нарушение требований закона и условий муниципального контракта (п. 5.1, 5.2, 5.4) не известил в разумный срок об обнаруженных недостатках выполненных работ истца. Письмо от 20.01.2014 г. N 406, на которое ответчик ссылается в обоснование своих возражений на иск, было направлено истцу Администрацией городского округа Кинель, а не ответчиком.
Письмом от 16.04.2014 г. N 267 ответчик сообщил истцу о том, что оплата выполненных работ будет произведена в 2014 году после проведения подрядчиком в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 коэффициента уплотнения асфальтобетонного покрытия и требованиям ГОСТ 9128-2009 водонасыщения асфальтобетонной смеси в срок до 01.07.2014 г. (т. 1, л.д. 99).
При этом, ответчиком не было указано истцу на устранение конкретных недостатков, а сам объект строительства использовался ответчиком по его прямому назначению, что свидетельствует о потребительской ценности объекта строительства как в момент его сдачи-приемки, так и в дальнейший период, включая настоящее время.
Поскольку между сторонами возник спор относительно качества выполненных работ, то определением суда первой инстанции от 27.08.2014 года была назначена строительно-техническая экспертиза.
Проведение экспертизы было поручено эксперту ООО "СамараЭксперт" Танаеву Дмитрию Викторовичу, имеющему высшее образование, квалификацию инженера по строительству, стаж работы в экспертной деятельности с 1992 г., зарегистрирован в реестре Министерства Юстиции РФ (443090, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, д. 44-Б, оф. 202).
Перед экспертом Танаевым Д.В. были поставлены следующие вопросы:
1) Соответствует ли объем и качество выполненных работ на объекте - автомобильная дорога общего пользования местного значения, расположенная по ул. Чехова в границах улиц Орджоникидзе - Фестивальная в г. Кинель Самарской области протяженностью 1,063 км - условиям муниципального контракта N 26 от 17.06.2013 г., действующему законодательству ГОСТам и СНиП?
2) Соответствует ли коэффициент уплотнения асфальтобетонного покрытия, расположенного по улице Чехова и границ Орджоникидзе - Фестивальная в городском округе Кинель Самарской области требованиям СНиП 3.06.03-85 и водонасыщения образцов из асфальтобетонной смеси требованиям ГОСТ 9128-2009?
3) Каковы объем и стоимость качественно выполненных ООО "ПрефектСтрой" работ по муниципальному контракту N 26 от 17.06.2013 г. и предъявленных к оплате?
По результатам проведенных экспертом исследований было представлено экспертное заключение, содержащее выводы по поставленным вопросам, в том числе:
По первому вопросу: Соответствует ли объем и качество выполненных работ на объекте - автомобильная дорога общего пользования местного значения, расположенная по ул. Чехова в границах улиц Орджоникидзе - Фестивальная в г. Кинеле Самарской области, протяженностью 1,063 км, условиям муниципального контракта N 26 от 17 июня 2013 г., действующему законодательству ГОСТам и СНиП?
Объем выполненных работ на объекте - автомобильная дорога общего пользования местного значения, расположенная по ул. Чехова в границах улиц Орджоникидзе -Фестивальная в г. Кинеле Самарской области, протяженностью 1,063 км, соответствует условиям муниципального контракта N 26 от 17 июня 2013 г., действующему законодательству ГОСТам и СНиП.
Качество работ на объекте - автомобильная дорога общего пользования местного значения, расположенная по ул. Чехова в границах улиц Орджоникидзе - Фестивальная в г. Кинеле Самарской области, протяженностью 1,063 км, в объеме 94% соответствует условиям муниципального контракта N 26 от 17 июня 2013 г., действующему законодательству ГОСТам и СНиП, участок дорожного полотна суммарно до 400 м~ (6%) поверхности по критерию "ровность покрытий" не соответствует требованиям СНиП 3.06.03-85.
По второму вопросу: Соответствует ли коэффициент уплотнения асфальтобетонного покрытия расположенного по улице Чехова и границ Орджоникидзе - Фестивальная в городском округе Кинель Самарской области требованиям СНиП 3.06.03-85 и водонасыщения образцов из асфальтобетонной смеси требованиям ГОСТ 9128-2009?
Коэффициент уплотнения асфальтобетонного покрытия расположенного по улице Чехова и границ Орджоникидзе - Фестивальная в городском округе Кинель Самарской области соответствует требованиям СНиП 3.06.03-85 и водонасыщение образцов из асфальтобетонной смеси соответствует требованиям ГОСТ 9128-2009.
По третьему вопросу: Каковы объем и стоимость качественно выполненных ООО "ПрефектСтрой" работ по муниципальному контракту N 26 от 17 июня 2013 г. и предъявленных к оплате?
В соответствии с актом выполненных работ стоимость работ выполненных по Муниципальному контракту составляет 8 049 377,74 рублей, так как 6% поверхности дорожного полотна не соответствует требованиям СНиП 3.06.03-85 по критерию "ровность покрытий", то стоимость качественно выполненных ООО "ПрефектСтрой" работ по муниципальному контракту N 26 от 17 июня 2013 г. составит 8 049 377,74 х 0,94 = 7 566 415,08 руб.
Не согласившись с результатами проведенной экспертом ООО "СамараЭксперт" строительно-технической экспертизы, ответчик в суде первой инстанции заявил о назначении судом повторной экспертизы.
Согласно части 2 статьи 87 АПК РФ в случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта или комиссии экспертов по тем же вопросам может быть назначена повторная экспертиза, проведение которой поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов.
По смыслу части 2 статьи 87 АПК РФ и статьи 20 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" повторная экспертиза назначается, если: выводы эксперта противоречат фактическим обстоятельствам дела, сделаны без учета фактических обстоятельств дела; во время судебного разбирательства установлены новые данные, которые могут повлиять на выводы эксперта; необоснованно отклонены ходатайства участников процесса, сделанные в связи с экспертизой; выводы и результаты исследований вызывают обоснованные сомнения в их достоверности; при назначении и производстве экспертизы были допущены существенные нарушения процессуального закона.
Из буквального толкования указанной нормы права, в совокупности с рекомендациями, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", следует, что проверка достоверности заключения эксперта слагается из нескольких аспектов: компетентен ли эксперт в решении вопросов, поставленных перед экспертным исследованием, не подлежит ли эксперт отводу по основаниям, указанным в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, соблюдена ли процедура назначения и проведения экспертизы, соответствует ли заключение эксперта требованиям, предъявляемым законом.
В силу части 2 статьи 82 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе представить в арбитражный суд вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы.
Круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом.
При этом отклонение вопросов, представленных лицами, участвующими в деле, суд обязан мотивировать.
Как следует из определения суда от 27 августа 2014 года, вопросы эксперту сформулированы судом с учетом мнения истца и ответчика;
В соответствии с частью 3 статьи 82 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц или о проведении экспертизы в конкретном экспертном учреждении.
Отводов эксперту и экспертному учреждению (ОАО "СамараЭксперт", эксперт Танаев Д.В.) сторонами не заявлено.
Из материалов дела следует, что эксперт предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, при проведении экспертизы каких-либо возражений по ее проведению от ответчика не поступало, экспертом даны квалифицированные пояснения по вопросам, поставленным на разрешение.
Кроме того, в суд первой инстанции по ходатайству ответчика и третьего лица был вызван эксперт Танаев Д.В., ему были заданы вопросы, касающиеся сведений, содержащихся в экспертном заключении от 09.12.2014 г. N 1238/14, ответы на поставленные вопросы были получены.
При указанных обстоятельствах, предоставленное в материалы дела экспертное заключение от 09.12.2014 г. N 1238/14 отвечает всем признакам надлежащего доказательства по делу, является полным и подлежит оценке судом наряду с иными доказательствами.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о взыскании основного долга в сумме 7 450 906 руб., а также пени за период с 30.11.2013 г. по 22.02.2014 г. на основании п. 6.2 контракта.
В суде первой инстанции ответчиком было заявлено ходатайство о снижении размера неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ.
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2012 N 424-О-О и от 26.05.2011 N 683-О-О указано, что пункт 1 статьи 333 ГК РФ закрепляет право суда уменьшить размер подлежащей уплате неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, и, по существу, предписывает суду устанавливать баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что согласуется с положением статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В данном случае суд первой инстанции, исходя из анализа всех обстоятельств дела, оценки соразмерности заявленных сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, правомерно пришел к выводу об уменьшении подлежащей взысканию пени, исходя из двукратной учетной ставки Банка РФ, определив достаточной для компенсации потерь кредитора сумму пени в размере 162 280 руб. 73 коп. В остальной части требований о взыскании неустойки в иске следует отказать.
Кроме того, ответчиком также было заявлено ходатайство об отсрочке исполнения судебного акта на 6 месяцев в связи с отсутствием денежных средств для оплаты взыскиваемых по настоящему судебному акту сумм 7 450 906 руб. основной долг и 162 280 руб. 73 коп. пени.
Руководствуясь положениями пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 04.04.2014 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта", Ответчик, полагающий, что не сможет по уважительным причинам исполнить судебный акт в установленный срок, вправе ходатайствовать в суде о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта. Такое ходатайство может быть заявлено на любой стадии процесса, в том числе до принятия судебного решения. Если суд предоставил отсрочку или рассрочку исполнения судебного акта (статья 324 АПК РФ), проценты или денежные средства, присужденные судом на случай неисполнения судебного акта (пункты 2 и 3 настоящего постановления), как санкция за неисполнение в период отсрочки или рассрочки не начисляются начиная со дня обращения ответчика с соответствующим заявлением.
Ходатайство обоснованно отклонено Арбитражным судом самарской обаласти, поскольку ответчиком не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него денежных средств для оплаты долга и неустойки по настоящему судебному акту.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку. При этом отсутствуют нарушения или неправильное применения норм материального права, нарушения или неправильное применения норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии с ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе ответчика относятся на ответчика.
Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области освобождено от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 января 2015 года по делу А55-11274/2014 оставить без изменения, а апелляционные жалобы муниципального бюджетного учреждения г.о. Кинель Самарской области "Управление-коммунального хозяйства" и Министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
К.К. Туркин |
Судьи |
В.Т. Балашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11274/2014
Истец: ООО "Префект Строй"
Ответчик: Муниципальное бюджетное учреждение г. о. Кинель Самарской области "Управление-коммунального хозяйства"
Третье лицо: Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области, ООО "СамараАвтоЭкспертиза", ООО "СамараЭксперт"
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14011/16
20.03.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-807/17
04.10.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-14011/16
21.07.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6273/16
25.04.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-11274/14
16.06.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25348/15
31.03.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2460/15
27.01.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-11274/14