г. Киров |
|
31 марта 2015 г. |
Дело N А29-5306/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2015 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой С.Г.
судей Малых Е.Г., Савельева А.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца общества с ограниченной ответственностью "Транспортная группа "Доверие"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.12.2014 по делу N А29-5306/2013, принятое судом в составе судьи Скрипиной Е.С.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Транспортная группа "Доверие" (ИНН: 1102043037, ОГРН: 1031100605260)
к муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН: 1102046630; ОГРН: 1041100607460)
к администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (ИНН: 1102024570; ОГРН: 1021100735810)
к открытому акционерному обществу "Ухтинские пассажирские перевозки" (ИНН: 1102066570; ОГРН: 11011010008722)
о признании открытого конкурса на право заключения договора на транспортное обслуживание населения на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах МОГО "Ухта" в части лотов, победителем по которым определен ОАО "Ухтинские пассажирские перевозки", недействительным,
о признании недействительными договоров, заключенных по результатам открытого конкурса на право заключения договора на транспортное обслуживание населения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транспортная группа "Доверие" (далее - истец, ООО "Доверие") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми к муниципальному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства" администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - ответчик, Управление ЖКХ), администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - ответчик, Администрация), открытому акционерному обществу "Ухтинские пассажирские перевозки" (далее - ответчик, ОАО "Ухтинские пассажирские перевозки") с иском (с учетом уточнения) о признании открытого конкурса на право заключения договора на транспортное обслуживание населения на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах МОГО "Ухта" в части лотов N N 3, 12, 14 16 победителем по которым определен ответчик ОАО "Ухтинские пассажирские перевозки", недействительным, о признании недействительными договоры, заключенные по результатам открытого конкурса на право заключения договора на транспортное обслуживание населения на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах МОГО "Ухта" по лотам NN 3,12,14,16, между Администрацией и ОАО "Ухтинские пассажирские перевозки".
Правовым основанием заявленных требований истец указал статью 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 15.12.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец ООО "Доверие" обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование апелляционной жалобы истец указал, что конкурс проведен с нарушением установленным законом правил, что нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательства. Маршруты, указание на которые содержатся в конкурсной документации, их остановочные пункты, в установленном порядке не определены. Ни истцом, ни ОАО "Ухтинские пассажирские перевозки" требуемые в конкурсной документации расписания представлены не были, что должно было служить основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе. Протокол подписан не организатором конкурса, а Администрацией. Вывод суда о том, что Управление ЖКХ не наделялось полномочиями по заключению соответствующих договоров, противоречит представленным в дело доказательствам. Материалами дела подтверждается, что конкурс не проводился, так как оценка и сопоставление заявок участников осуществлена Управление ЖКХ непосредственно в процессе рассмотрения дела. Суд первой инстанции не дал оценки возражениям истца, изложенным в заявлении от 05.12.2014.
Ответчик Администрация в отзыве на апелляционную жалобу указал, что полномочиями по заключению договоров Управление ЖКХ Администрацией не наделялось. Конкурсная документация утверждена руководителем Администрации 26.04.2013. Процедура торгов был направлена на обеспечение конкуренции между хозяйствующими субъектами. Ни один потенциальный участник не был лишен права на участие в конкурсе. Вероятность проигрыша в конкурсе конкретного субъекта предпринимательской деятельности не может рассматриваться как нарушение законодательства. Конкурсная комиссия справедливо отдала предпочтение заявке ОАО "Ухтинские пассажирские перевозки" с учетом основных критериев оценки заявок, установленных организатором конкурса. Действия конкурсной комиссии при оценке и сопоставлении заявок не противоречат действующему законодательству. Полагает решение судом первой инстанции принято законно и обоснованно, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми от 15.12.2014 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба заявителя рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей сторон.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
На основании положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования городского округа "Ухта" с целью отбора перевозчиков, обеспечивающих безопасные и лучшие условия перевозки пассажиров по внутримуниципальным регулярным автобусным маршрутам, Администрацией было решено провести открытый конкурс на право заключения договора на транспортное обслуживание населения на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах муниципального образования городского округа "Ухта".
Администрацией МО ГО "Ухта" приняты постановления от 15.04.2013 N 515 "Об утверждении Порядка организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах городского и пригородного сообщения на территории муниципального образования городского округа "Ухта" и от 26.04.2013 N 604 "О проведении открытого конкурса на право заключения договора на транспортное обслуживание населения".
Утвержденный постановлением N 515 Порядок организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах городского и пригородного сообщения на территории муниципального образования городского округа "Ухта" (Порядок) принят с целью создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования городского округа "Ухта". Порядком предусмотрено осуществление транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах городского и пригородного сообщения на территории городского округа на основании заключаемых с перевозчиками договоров на транспортное обслуживание населения на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах городского и пригородного сообщения на территории городского округа.
Договор заключается по результатам конкурса или в иных случаях, предусмотренных настоящим порядком (пункт 12 Порядка).
Определены условия выбора способов заключения соответствующих договоров (пункты 9, 14 Порядка).
По пункту 9 Порядка конкурс проводится: по истечении срока действия договора, заключенного с перевозчиком, выполнявшим перевозки пассажиров и багажа на автобусных маршрутах; при открытии нового автобусного маршрута; при досрочном расторжении договора с перевозчиком, в том числе при прекращении обслуживания маршрута (ов) по инициативе перевозчика, выполнявшим перевозки пассажиров и багажа на автобусных маршрутах.
По пункту 8 Порядка конкурс является открытым.
По подпунктам 14.1 - 14.4 пункта 14 Порядка договор на осуществление временных перевозок пассажиров и багажа по автобусным маршрутам заключается без проведения конкурса в случаях: признания конкурса несостоявшимся; неоказания перевозчиком услуг по перевозке пассажиров багажа по автобусным маршрутам, в том числе отказ от выполнения договора или его досрочное расторжение; приостановления действия или аннулирования лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автобусами, у перевозчика, предоставлявшего населению транспортные услуги на автобусных маршрутах по договору; возникновения обстоятельств чрезвычайного характера.
В соответствии с Порядком, утвержденным постановлением N 515, Администрацией с целью отбора перевозчиков, обеспечивающих безопасные и лучшие условия перевозки пассажиров по внутримуниципальным регулярным автобусным маршрутам, издано постановление N 604 о проведении открытого конкурса на право заключения договора на транспортное обслуживание населения.
Задачей данного конкурса являлось создание условий для добросовестной конкуренции юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в сфере перевозки пассажиров автомобильным транспортом путем объективной оценки их квалификации и возможностей обеспечения справедливого отбора лучших кандидатур для удовлетворения потребностей населения в городских пассажирских перевозках, укрепления транспортной дисциплины на предприятиях-перевозчиках, вовлечения водителей пассажирских транспортных средств в активную профилактическую работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров.
Постановлением Администрации муниципального образования городского округа "Ухта" от 26.04.2013 N 604 "О проведении открытого конкурса на право заключения договора на транспортное обслуживание населения" предусмотрено проведение открытого конкурса на право заключения договора на транспортное обслуживание населения. Данный муниципальный акт принят на основании Порядка организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах городского и пригородного сообщения на территории городского округа.
Предметом конкурса явилось право заключения договора на транспортное обслуживание населения на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах МО ГО "Ухта". Количество лотов конкурса (количество маршрутов) - 22.
Заказчиком конкурса явилась Администрация МО ГО "Ухта", организатором конкурса явилось МУ "Управление ЖКХ" администрации МО ГО "Ухта". Конкурсная документация утверждена руководителем Администрация МО ГО "Ухта" 26.04.2013.
Товарный рынок внутригородских автомобильных (автобусных) перевозок, подчиняющихся расписанию, в границах МО ГО "Ухта" в 2013 году являлся конкурентным.
Администрацией была разработана и утверждена пунктом 2 постановления N 604 конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения договора на транспортное обслуживание населения на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах муниципального образования городского округа "Ухта", которая была размещена на портале Администрации.
Организатором спорного открытого конкурса выступало Управление ЖКХ.
В конкурсной документации отражено, что заказчиком конкурса выступала Администрация (пункт 1 раздела 1 конкурсной документации).
Кроме того, согласно пункту 12 раздела документации и в пункте 18.1 раздела "Определение победителя торгов" отражено, что договор на транспортное обслуживание населения на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах МОГО "Ухта" подписывается между победителем и Администрацией МОГО "Ухта" в срок не позднее 20 дней со дня подписания итогового протокола.
Производство по настоящему делу приостанавливалось на период до вступления в законную силу судебного акта по делу N А29-5195/2013.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 21.02.2014 по делу N А29-5195/2013, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 16.05.2014, установлено, что действия Администрации МО ГО "Ухта" в виде установления подпунктом 21 пункта 9 раздела 1 конкурсной документации требования о предоставлении претендентом на участие в конкурсе расписания движения автотранспортных средств по каждому остановочному пункту (копии или оригинала) не свидетельствуют о создании организатором торгов преимущественных условий участия в торгах кому-либо и об ограничении конкуренции.
Доказательств того, что указанные обстоятельства способствовали минимизации участников конкурса, равно как и доказательств наличия волеизъявления лиц, желающих подать заявки на участие в конкурсе и отказавшихся от участия в связи с неприемлемыми условиями конкурса, не представлены.
Суд в деле N А29-5195/2013 пришел к выводу о том, что действия Администрации по организации и проведению открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Ухте были осуществлены в рамках предоставленных органу местного самоуправления полномочий, соответствовали положениям действующего законодательства, не ущемляли права хозяйствующих субъектов и не ограничивали конкуренцию между ними. Учитывая отсутствие в материалах дела доказательств наличия у перевозчиков, ранее осуществлявших перевозки пассажиров по открытым маршрутам имеющихся расписаний по каждому остановочному пункту, утвержденных Администрацией, отсутствие требований в конкурсной документации об обязанности представления претендентами расписания, утвержденного Администрацией, суд также не усмотрел оснований для признания ответчика нарушившим положения Закона о защите конкуренции. При изложенных обстоятельствах, отсутствии доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а также доказательств того, что признание недействительными постановления и конкурсной документации приведет к восстановлению его нарушенных прав, суд отказал в удовлетворении заявленных требований ИП Полижаеву А.Ф.
В указанном деле суд также пришел к выводу, что расписание движения по автобусному маршруту утверждается Администрацией городского округа. Вместе с тем, положениями конкурсной документации претенденты на участие в конкурсе не были обязаны представить утвержденное администрацией расписание движения.
Кроме того, требования ИП Полижаева А.Ф., Красиковой С.И. и Соколова В.В. об оспаривании постановлений N 515 и N 604 были предметом рассмотрения в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, решением N 05-03/7969 от 05.09.2014 по делу об административном правонарушении N 47-07/13 прекращено рассмотрение дела в связи с наличием состоявшегося судебного акта по делу NА29-5195/2013, и в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства.
Полагая, что конкурс проведен с нарушением норм действующего законодательства, ООО "Доверие" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом муниципального образования городского округа "Ухта" организация транспортного обслуживания населения относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно частям 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Администрацией МО ГО "Ухта" приняты постановления от 15.04.2013 N 515 "Об утверждении Порядка организации транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных регулярных автобусных маршрутах городского и пригородного сообщения на территории муниципального образования городского округа "Ухта" и от 26.04.2013 N 604 "О проведении открытого конкурса на право заключения договора на транспортное обслуживание населения".
По результатам конкурса победителем признано ОАО "Ухтинские пассажирские перевозки", что подтверждается протоколом от 21.06.2013 N 1 определения победителей конкурса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
На основании пункта 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2 статьи 449 ГК РФ).
В силу положений статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (пункт 1). Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (пункт 4).
В соответствии с абзацем 7 пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
С учетом рекомендаций Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 5 информационного письма от 22.12.2005 N 101, основанием для признания конкурса и заключенного по результатам проведения конкурса контракта недействительными может являться не любое допущенное нарушение, а только существенное, которое привело к нарушению порядка определения победителя в целях заключения с ним контракта, повлекло за собой нарушение прав и законных интересов заинтересованных лиц.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора являются соблюдение норм закона при проведении торгов, наличие защищаемого права лица, предъявившего иск. Для признания торгов недействительными суду необходимо установить, имело ли место нарушение установленного законом порядка их проведения и повлияло ли это нарушение на определение победителя торгов. При этом основанием для признания торгов недействительными может служить только нарушение, имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца. Обращение с иском должно преследовать цель восстановления прав.
Таким образом, оспаривая проведенные торги, истец должен доказать наличие именно реального нарушения его прав и законных интересов.
Такое нарушение прав не может иметь предположительный характер.
Между тем, существенного нарушения законодательства, вследствие чего победитель был определен неверно, судом первой инстанции не установлено, доказательств, подтверждающих нарушения прав истца, которые будут восстановлены в случае признания конкурса недействительным, истцом в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
На основании установленных обстоятельств, правильно применив к спорному правоотношению вышеуказанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ООО "Транспортная группа "Доверие". Конкурсная комиссия действовала в полном соответствии с установленными критериями определения победителя, а также требованиями действующего законодательства.
Довод заявителя жалобы о том, что конкурс проведен с нарушением установленным законом правил, что нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательства, отклоняется судом второй инстанции как неподтвержденный в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащими доказательствами.
Довод истца в апелляционной жалобе о том, что Управление ЖКХ не наделялось полномочиями по заключению соответствующих договоров, был предметом рассмотрения судом первой инстанции, данному доводу дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Довод апелляционной жалобы о непредставлении ни истцом, ни ОАО "Ухтинские пассажирские перевозки" требуемого в конкурсной документации расписания, также рассматривался судом первой инстанции и обоснованно был отклонен со ссылкой на судебный акт по делу N NА29-5195/2013.
Ссылка ООО "Доверие" на то, что конкурс не проводился, так как оценка и сопоставление заявок участников осуществлена Управлением ЖКХ непосредственно в процессе рассмотрения дела, является несостоятельной, противоречащей представленным в материалы дела протоколу от 21.06.2013 N 1 об определении победителей конкурса и договорам на транспортное обслуживание, заключенным по результатам проведения конкурса.
Доводы заявителя жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются как противоречащие представленным в материалы дела доказательствам.
Оснований для отмены судебного акта по изложенным в апелляционной жалобе обстоятельствам не установлено.
Выводы суда первой инстанции о применении норм материального права соответствуют установленным судом по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а поэтому оснований для отмены решения арбитражного суда по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 15.12.2014 по делу N А29-5306/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца общества с ограниченной ответственностью "Транспортная группа "Доверие" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
С.Г. Полякова |
Судьи |
Е.Г. Малых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5306/2013
Истец: ООО Транспортная группа Доверие
Ответчик: Администрация муниципального образования городского округа "Ухта", Муниципальное учреждение Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МОГО Ухта, ОАО Ухтинские пассажирские перевозки
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми