Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 июля 2015 г. N Ф05-8460/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 марта 2015 г. |
Дело N А41-26421/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Айрапетян Н.М.,
при участии в заседании:
от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района: Емельянова В.Ю., по доверенности от 12.01.2015 N 03;
от ООО "Рантект-МФД": Малков К.В., по доверенности от 03.03.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2014 года по делу N А41-26421/14, принятое судьей Кузьминой О.А. по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района к ООО "Рантект-МФД" о взыскании задолженности по арендной плате и пени,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области суд с исковым заявлением к ООО "Рантект-МФД" о взыскании задолженности по арендной плате и пени.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2014 года по делу N А41-26421/14 в удовлетворении исковых требований Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области отказано.
Не согласившись с судебным актом Арбитражного суда Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против указанных доводов возражал.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене исходя из следующего.
На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Московской области по делу N А41-9251/08 без проведения торгов между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и ООО "Рантект-МФД" 10.12.2008 был заключен договор аренды земельного участка площадью 2180 кв.м, с кадастровым номером 50:20:0030102:43, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, микрорайон N 2, д. 5/2, для жилищного строительства. Договор аренды заключен сроком на 3 года: с 15.12.2008 по 14.12.2011.
Посредством Передаточного акта от 15.12.2008 Муниципальное образование "Одинцовский муниципальный район Московской области" передало ООО "Рантект-МФД" в аренду земельный участок площадью 2180 кв.м, с кадастровым номером 50:20:0030102:43, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, микрорайон N 2, д. 5/2 для жилищного строительства без проведения торгов.
Стороны 03.08.2011 подписали дополнительное соглашение к договору аренды от 10.12.2008 N 2383, в соответствии с которым срок действия договора аренды был продлен до 14.12.2017.
Договор и дополнительное соглашение зарегистрированы в Управлении Росреестра по Московской области в установленном законом порядке.
При заключении договора аренды в соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4 договора ООО "Рантект-МФД" приняло на себя обязательство ежеквартально до 15-го числа последнего месяца текущего квартала вносить арендную плату за пользование земельным участком. Расчет арендной платы определен в Приложении N 2 к договору, являющемся неотъемлемой частью договора. Согласно Приложению N 2 к договору аренды, размер арендной платы на момент подписания договора составлял 581552 руб. 50 коп. в год, 145388 руб. 13 коп в квартал.
Как следует из Приложения N 2 к договору аренды земельного участка N 2383, расчет арендной платы определяется в соответствии с абзацем 1 пункта 13.1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Пунктом 3.5 Договора определено, что размер арендной платы изменяется в случае изменения административно-территориального устройства Московской области, изменения базового размера арендной платы и коэффициентов к ним, перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, а также в иных случаях, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Московской области и органов местного самоуправления.
Размер арендной платы изменяется, и арендная плата подлежит обязательной уплате Арендатором в каждом случае, установленном в пункте 3.5 Приложения без согласования с Арендодателем и без внесения изменений или дополнений в договор путем направления соответствующего уведомления Арендатору.
С 01.01.2011 на основании части 13.1 статьи 14 Закона Московской области арендная плата уменьшилась до размера базового коэффициента, что составило 115387 руб. 40 коп. в год, или 28846 руб. 85 коп. в квартал.
Стороны 12.01.2011 подписали дополнительное соглашение к договору аренды от 10.12.2008 N 2383. В соответствии с данным дополнительным соглашением с 01.01.2011 был изменен размер арендной платы, который стал составлять 115387 руб. 40 коп. в год или 28846 руб. 85 коп. в квартал. Дополнительное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке.
Законом Московской области от 26.12.2012 г. N 220/2012-ОЗ в Закон Московской области от 07.06.1996 года N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" были внесены изменения. В частности, пункт 13.1 статьи 14 был признан утратившим силу. В связи с чем, по мнению Истца, данные изменения подлежали применению для определения арендной платы с 01.01.2013.
Истец произвел перерасчет арендной платы, в связи с чем с 01.01.2013 она стала составлять 623682 руб. 91 коп. в квартал.
Уведомлением от 04.03.2013 N 7.1.18/1251/3 Истец уведомил Ответчика об изменении размера арендной платы с 01.01.2013 года. Согласно уведомлению, размер арендной платы стал составлять 623682 руб. 91 коп. в квартал. или 2494731 руб. 66 коп. в год.
Таким образом, согласно расчету истца, задолженность ответчика по арендной плате за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 составляет 2 379 344 руб. 26 коп.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что пунктом 3 (подпункты "а" - "д") Правил для ряда конкретных случаев использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены предельные размеры арендной платы, определяемые в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом аренды. Размер регулируемой арендной платы в этих случаях за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных для земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил установлен предельный размер арендной платы - два процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Указанное правило распространяется на случаи аренды земельных участков не только для жилищного строительства, но и для любого строительства, когда договор аренды земельного участка заключен с предварительным согласованием места размещения объекта.
Таким образом, в случае применения сторонами методики расчета, предусмотренной Законом Московской области N 23/96-ЩЗ от 07.06.1996 г., арендная плата по Договору аренды земельного участка N 2443 от 02.02.2009 г., за указанный период должна быть рассчитана на основании Абз.8. п. 15. ст.3 Закона из расчета не менее 5% от кадастровой стоимости определенной 30.05.2012.
Таким образом, суд первой инстанции посчитал, что расчет задолженности, в соответствии с Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" противоречит постановлению Правительства от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Меду тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Указанным Постановлением утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности: экономической обоснованности, предсказуемости расчета размера арендной платы, предельно допустимой простоты расчета арендной платы, недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, запрета необоснованных предпочтений.
Вышеназванным Постановлением также утверждены "Правила определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Законом Московской области от 07.06.1996 N 23/96-О3 "О регулировании земельных отношений Московской области" установлен порядок определения арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок определения размера арендной платы, установленный статьей 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-О3 "О регулировании земельных отношений Московской области", соответствует основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Правила определения размера арендной платы, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, регулируют вопросы определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Порядок расчета размера арендной платы, установленный Законом Московской области, учитывает местоположение, инвестиционную привлекательность и доходность земельного участка на территории соответствующего публично-правового образования.
Согласно п.п. 10 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов правового регулирования земельных правоотношений является принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Поскольку на федеральном уровне не установлена единая методика расчета арендной платы, из норм федерального законодательства, в том числе вышеперечисленного, следует, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, субъект Российской Федерации (Московская область) вправе в пределах своих полномочий установить способ определения арендной платы; противоречия Закона Московской области законодательству, имеющему большую юридическую силу, не имеется.
Установление на федеральном уровне применительно к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, предельного размера арендной платы, порядка и срока внесения арендной платы за такие земельные участки, не означает, что за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования или государственной неразграниченной собственности, размер арендной платы не может отличаться, если к земельным участкам на территории соответствующего публично-правового образования в соответствии с требованиями закона применяется, в частности, такой коэффициент как местоположение земельного участка.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2015 по делу N А41-21755/14.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", если иное не установлено законодательством Российской Федерации, определение арендной платы (Апл) при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии с формулой Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S.
В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Закона Московской области о регулировании земельных отношений коэффициенты Пкд и Км устанавливаются представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающего правом предоставления земельных участков.
В графе 24 Приложения к Закону Московской области о регулировании земельных отношений установлен коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства и равный 4,2.
Согласно расчету истца, задолженность общества по арендной плате составила 2 379 344,26 руб.
Указанный расчет соответствует Закону Московской области о регулировании земельных отношений и признан апелляционным судом верным.
На указанную сумму истцом начислена соответствующая сумма пени, представлен соответствующий расчет. Указанный расчет признан судом верным.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 04 июля 2014 года по делу N А41-26421/14 отменить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Рантект-МФД" (ИНН 5032074614) в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ИНН 5032000299) задолженность по арендной плате в сумме 2379344,26 руб., а также пени в сумме 183 146, 86 руб.
Взыскать с ООО "Рантект-МФД" (ИНН 5032074614) в доход федерального бюджета 21 012,46 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 2000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26421/2014
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ОДИНЦОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Рантект-МФД"
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2018 Определение Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9971/14
23.07.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8460/15
30.03.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-9971/14
05.07.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-26421/14