г. Москва |
|
31 марта 2015 г. |
Дело N А41-80971/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу - Бабченко А.Д. (представителя по доверенности от 04.03.2015), Помараевой Е.С. (представителя по доверенности от 01.07.2014),
от общества с ограниченной ответственностью "Овертайм" - Горохова Г.В. (по решению от 22.12.2014), Грошникова А.В. (представителя по доверенности от 22.01.2015), Ефимова К.П. (представителя по доверенности от 23.03.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Овертайм" на решение Арбитражного суда Московской области от 10.02.2015 по делу N А41-80971/14, принятое судьей Гапеевой Р.А.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Овертайм" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.02.2015 требование удовлетворено: общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде 40 000 рублей штрафа.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств дела, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. Представители общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители управления в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Решением единственного акционера общества от 22.12.2014 N 1 общество реорганизовано путем преобразования из закрытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью. В Единый государственный реестр юридических лиц 31.12.2014 внесена запись о создании юридического лица ООО "Овертайм" с ОГРН 1145040045468.
Из межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области в департамент поступило сообщение Михайлова С. (исх. от 25.07.2014 N 113ж-2014; вх. от 18.08.2014 N 27/М-1106) по вопросу несанкционированного размещения отходов производства и потребления вблизи г. Электроугли Московской области.
В связи с этим департамент 29.08.2014 вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении, провел административное расследование.
В рамках проведения административного расследования департамент 18.09.2014 осуществил выезд на земельный участок с кадастровым номером 50:16:0701020:0001, расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, вблизи города Электроугли и поселка Вишняково.
По результатам проведенного выездного мероприятия составлен протокол от 18.09.2014 N Э-18 осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
При осмотре и обследовании территорий установлено, что на указанном земельном участке после завершения выработки песка образована карьерная выемка, общей площадью около 11 га, состоящая из четырех котлованов (карт). Один котлован (карта) общей площадью около 3,0 га заполнен осадками сточных вод очистных сооружений.
В ходе проведенного административного расследования установлено, что в соответствии с договором аренды от 18.03.2014 N 20010-Z земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности земельный участок с кадастровым номером 50:16:0701020:0001 общей площадью 112 800 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Ногинский район, вблизи г. Электроугли и п. Вишняково, передан Министерством имущественных отношений Московской области в аренду обществу для разработки карьера по добыче песка и строительства подъездной дороги.
Срок аренды данного участка в договоре определен на срок действия лицензии на право пользования недрами, с учетом ее продления, но не более чем на 25 лет с даты государственной регистрации договора в Московской областной регистрационной палате".
В ходе административного расследования установлено, что общество осуществляло на указанном земельном участке деятельность по рекультивации отработанного карьера на основании лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности N ОП-02-002649 (50), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 13.09.2010. Срок действия данной лицензии - до 13.09.2015.
.
Приложением к этой лицензии предусмотрен следующий вид деятельности: использование термофильно сброженных и механически обезвоженных осадков сточных вод от пресс-фильтров, станции аэрации, стабилизированных на площадках аэрации в течении более 5 лет Московской городской Курьяновской станции аэрации "Мосводоканал", в качестве места осуществления деятельности указано: Московская область, Ногинский район, вблизи г. Электроугли, земельный участок с кадастровым номером 50:16:0701020:0001.
В 2010 году обществом разработан проект "Рекультивации отработанного песчаного карьера "Вишняковское-2" в Ногинском районе Московской области, согласно которому общество проводит работы по рекультивации отработанного карьера путем ввоза и размещения отходов (осадка сточных вод).
При проведении 18.09.2014 проверки на упомянутом земельном участке также установлено, что на территории участка размещена карьерная выемка, один котлован которой общей площадью около 3 га, заполнен размещаемым обществом осадком сточных вод.
Исходя из того, что осадок сточных вод представляет собой отходы производства и потребления, а деятельность общества - размещение отходов производства и потребления (на осуществление которой у общества отсутствует лицензия), департамент 03.10.2014 вынес определение о назначении экспертизы N ОЭ-03 с целью определения негативного влияния размещенного в карьере отхода сточных вод и класса опасности данного отхода для окружающей природной среды.
Сотрудниками департаментом совместно со специалистом аккредитованной испытательной лаборатории Клязминского отдела (далее - лаборатория) федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" (далее - учреждение) 28.10.2014 осуществлен выезд на упомянутый земельный участок для отбора проб и образцов, по результатам их отбора составлен протокол от 28.10.2014 N Э-28, акт от 28.10.2014. В тот же день лабораторией составлены протоколы определения токсичности водных вытяжек отходов N 635/1, 635/2, 636/1, 636/2, 637/1, 637/2.
По результатам исследования учреждение составило заключение от 10.11.2014, в котором записало, что согласно названным протоколам отобранный в карьере, расположенном вблизи п. Вишняково и г. Электроугли Ногинского района Московской области, отход-осадок сточных вод очистных сооружений относится к 4-му классу опасности для окружающей природной среды, а по степени опасности - к малоопасным отходам.
Сделав вывод о том, что общество осуществляет размещение в отработанном карьере, расположенном вблизи г. Электроугли и п. Вишняково Ногинского района Московской области, отходы 4 класса опасности для окружающей природной среды - осадок сточных вод очистных сооружений без специального разрешения - лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, департамент 10.11.2014 составил в отношении общества протокол об административном правонарушении и 19.12.2014 обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Привлекая общество к административной ответственности, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, порядок привлечения его к административной ответственности - соблюденным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции -отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления, Закон) предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Между тем последний утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
Пункт 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ предусматривает лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Содержащиеся ранее в пункте 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ положения о лицензировании деятельности по сбору и использованию отходов I - IV классов опасности исключены из данного пункта Федеральным законом от 25.06.2012 N 93-ФЗ.
Правовая позиция общества по делу основана на том, что оно осуществляло не размещение отходов, как полагает департамент, а использование осадков сточных вод, выполняя работы по рекультивации этого карьера на основании проекта рекультивации, разработанного в 2010 году федеральным государственным унитарным предприятием "институт организационных технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве ИНОРГТЕХКОМ" при Министерстве регионального развития Российской Федерации.
Статья 1 Закона об отходах производства и потребления в редакции, действовшей на момент проведения проверки (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) определяла обращение с отходами как деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В той же редакции Закона статья 1 определяла размещение отходов како хранение и захоронение отходов, при этом хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, а захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления в редакции, действовавшей на момент проведения проверки (в редакции Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) использование отходов - это применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ внесены изменения в статью 1 Закона об отходах производства и потребления, в соответствии с которыми приведенное определение термина "использование отходов" было исключено и в данную статью Закона включено определение термина "утилизация отходов" - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация). Согласно данной статье Закона в редакции Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Таким образом, как обоснованно отмечает общество, использование отходов являлось самостоятельным видом деятельности по обращению с отходами и не относилось к размещению или обезвреживанию отходов.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности по размещению отходов без лицензии, департамент не представил доказательств того, что общество осуществляло именно размещение отходов, а не использовало их, не опровергло доводы общества и ссылки на представленные им в материалы дела документы о том, что общество использовало, а не размещало отходы.
При этом также правомерными признаются доводы общества о необоснованности указания судом первой инстанции ГОСТов, не подлежащих применению в рассматриваемом споре.
Кроме того, даже если согласиться с доводами департамента о доказанности совершения обществом вменяемого ему правонарушения, то необходимо учитывать, что обжалуемое решение суда о привлечении общества к административной ответственности вынесено за пределами трехмесячного срока давности привлечения общества к административной ответственности.
Ссылка департамента на то, что срок давности должен исчисляться не с даты проверки, а с момента составления протокола об административном правонарушении, не соответствует правовым позициям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях Президиума от 07.12.2004 N 8981/04, от 17.06.2008 N 253/08.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.02.2015 по делу N А41-80971/14 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-80971/2014
Истец: Департамент Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу
Ответчик: ЗАО "Овертайм"
Третье лицо: ЗАО "Овертайм"