Москва |
|
01 апреля 2015 г. |
Дело N А40-149372/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.С. Маслова,
судей П.А. Порывкина и Г.Н. Поповой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Пузраковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ - Главного управления ПФР N 10 по городу Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2014 по делу
N А40-149372/14, принятое судьей О.Ю. Суставовой по заявлению
ОАО "Теплоэнергетическая компания "Мосэнерго" (ОГРН 1077763217894) к ГУ - Главному управлению ПФР N 10 по городу Москве и Московской области (ОГРН 1027701022788)
о признании недействительными требования от 02.12.2013 N 08710841096765 решения от 26.06.2014 N 08710814Р30010729,
при участии в судебном заседании:
от ГУ - Главного управления ПФР N 10 по городу Москве и Московской области - Давыдова Г.И. по дов. от 24.12.2014 N 210-4-8/20870,
от ОАО "Теплоэнергетическая компания "Мосэнерго" - Володяев А.В. по дов. от 22.12.2014 N Д-2222,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Теплоэнергетическая компания "Мосэнерго" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по городу Москве и Московской области (далее по тексту - фрнд, заинтересованное лицо) о признании недействительными требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 02.12.2013 N 08710841096765 и решения от 26.06.2014 N08710814Р30010729 о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов; об обязании заинтересованного лица возвратить обществу сумму излишне уплаченной пени в размере 21 248,48 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции фонд обратился с апелляционной жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе фонд указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что неверное указание кода бюджетной квалификации (далее - КБК) в платежном документе не может считаться ошибочным. По мнению заинтересованного лица, несмотря на то, что сумма, предназначенная к уплате, поступила на соответствующий счет фонда, ее невозможно отнести на верный КБК.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в приобщенных к материалам дела возражениях. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения определения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрен статьей 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ)
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном этой статьей.
Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности в соответствии со статьей 26 данного Федерального закона.
Решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения письменного заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов. Форма решения о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, а также форма заявления плательщика страховых взносов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ заявление о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов в течение одного месяца со дня, когда плательщику страховых взносов стало известно о факте излишнего взыскания с него страховых взносов, или со дня вступления в силу решения суда.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания страховых взносов (пункт 6 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 27 Федерального закона N 212-ФЗ в случае, если установлен факт излишнего взыскания страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение о возврате суммы излишне взысканных страховых взносов, а также начисленных в порядке, предусмотренном частью 9 указанной статьи, процентов на эту сумму.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество 15.08.2013 платежным поручением N 8027 перечислило 15 620 000 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд на выплату страховой части трудовой пенсии за июль 2013 года, указав при этом КБК 33921020201006100016.
В связи с допущенной ошибкой в КБК платеж общества по платежному поручению N 8027 отнесен органами Управления Федерального казначейства на КБК невыясненные поступления.
На КБК, предназначенный для перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, рассматриваемый платеж поступил 19.08.2013 по соответствующему уведомлению фонда.
Фондом на основании пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ было выставлено требование от 02.2013 N 08710841096765 на сумму 21 248,48 руб. (начисленные пени).
Общество оплатило указанную сумму пеней и обратилось к фонду с письмом от 02.12.2013 N ТЭК/04/90 об уточнении реквизитов платежа и об отмене начисленных пеней. В ответ фондом были даны разъяснения, изложенные в письме от 16.12.2013 N 210-108-01-23/8336.
В ответ на повторное обращение общества от 27.02.20,14 N ТЭК/04-01/25 фонд направил разъяснения о том, что обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной из-за неправильного указания КБК в соответствии с подпунктом 4 пункта 6 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ.
Общество 26.06.2014 представило в фонд заявление на возврат излишне уплаченных пеней.
По результатам рассмотрения данного заявления заинтересованным лицом на основании пункта 13 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ принято решение от 26.06.2014 N 08710814Р30010729 об отказе в возврате пеней в связи с отсутствием по ним переплаты.
В связи с тем, что возврат пеней фондом не был произведен, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с таким выводом Арбитражного суда города Москвы.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования исходя из положений Федерального закона N 212-ФЗ, которым предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления, уплаты и перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в части взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации, на который возложена обязанность по осуществлению зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.
Оспариваемая сумма пеней (21 248,48 руб.) рассчитана по день фактического зачисления денежных средств, уплаченных платежным поручением N 8027 от 15.08.2013, то есть по 19.08.2013.
Основанием для начисления указанных пеней послужило не поступление страховых взносов, уплаченных обществом платежным поручение N 8027, из-за неверного указания КБК.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 настоящей статьи: со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Согласно пункту 4 части 6 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 03.12.2012 N 218-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета фонда (приложение N 1), согласно которому главным администратором доходов в отношении платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии (КБК - 39210202010060000160) является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.
Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета (пункт 2 статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 1601 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
С учетом изложенного, факт неправильного указания КБК не может являться основанием для признания не исполненной обязанности по уплате страховых взносов, поскольку следует установить фактическое поступление денежных средств на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В связи с тем, что денежные средства по платежному поручению N 8027 поступили на счет фонда, что не отрицает заинтересованное лицо в своей апелляционной жалобе, действия общества не могут быть квалифицированы как неисполнение обязанности по уплате страховых взносов.
При таких обстоятельствах, учитывая представленное в материалы дела платежное поручение, свидетельствующее об уплате страховых взносов за июль 2013 года, у общества на дату вынесения требования от 02.12.2013 N 08710841096765 и решения от 26.06.2014 N 08710814Р30010729 отсутствовала задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за спорный период, а, следовательно, начисление пеней произведено неправомерно.
Довод апелляционной жалобы о том, что несмотря на поступление суммы, предназначенной к уплате на соответствующий счет фонда, ее невозможно отнести на верный КБК, отклоняется, как противоречащий нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела. Фонд в своей апелляционной жалобе указывает на то, что денежные средства в размере 15 620 000 руб. были зачислены на верный КБК после соответствующего уведомления фонда. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании также пояснила, что уведомление, на основании которого были зачислены денежные средства является внутренним документом фонда.
Фондом не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции оспариваемого решения с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, с учетом правильного применения норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2014 по делу N А40-149372/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - Главного управления ПФР N 10 по городу Москве и Московской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.С. Маслов |
Судьи |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-149372/2014
Истец: ОАО "Теплоэнергетическая компания Мосэнерго", ОАО "ТЭК Мосэнерго"
Ответчик: ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области
Третье лицо: ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области