город Москва |
|
2 апреля 2015 г. |
Дело N А40-61740/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 02.04.2015 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Титовой И.А.,
Судей: Чепик О.Б., Гармаева Б.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Триносом И.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерство обороны РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2014 г. по делу N А40-61740/14, принятое судьей Семеновой Е.В. (шифр 126-484)
по иску Министерства обороны Р.Ф. к ООО "Разряд", третье лицо Федеральная служба по оборонному заказу
о взыскании 68.105.526 руб.
При участии в судебном заседании:
От истца: Лаврентьева М.С. по доверенности от 10.11.2014 г.
От ответчика: не явился, извещен.
От третьего лица: Дяченко И.Н. по доверенности от 05.02.2015 г., Голикова Е.В. по доверенности от 05.02.2015 г.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось Министерства обороны РФ
с иском к ООО "Разряд", третье лицо: Федеральная служба по оборонному заказу
о взыскании 68 105 526 руб.
Решением суда от 26.12.2014 г. в удовлетворении иска отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика, извещенный надлежащим образов о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК Р.
Представитель третьего лица в судебное заседание явился, поддержал доводы апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Обращаясь с настоящими требованиями, истец ссылается на предписания Федеральной службы по оборонному заказу от 28 февраля 2013 г. N 3/22пред, в нарушение требований пункта 5 статьи 2 и пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также условий (предмета) государственных контрактов Минобороны России неправомерно приняты невыполненные работы по утилизации боеприпасов (при этом боеприпасы уничтожены методом подрыва), что повлекло неправомерный расход денежных средств, в частности, по государственным контрактам N 210/3/ЗУТ/11-001 от 6 сентября 2011 в размере 6 400 641 руб.; N 210/3/ЗУТ/11-011 от 8 сентября 2011 в размере 41 156 740 руб.; N 210/3/ЗУТ/11-065 от 28 декабря 2011 в размере 8 375 245,78 руб.; N 210/3/ЗУТ/11-066 от 28 декабря 2011 в размере 4 537 437 руб.; N 210/3/ЗУТ/11-067 от 28 декабря 2011 в размере 7 635 463,00 руб. Пунктом 1 (стр. 15) резолютивной части Предписания Министерству обороны Российской Федерации предписано обеспечить возврат неправомерно полученных денежных средств по указанным государственным контрактам в сумме 68 105 526 руб.
Как следует из материалов дела, мМежду Министерством обороны РФ (Заказчик) и ООО "Разряд" (Исполнитель) заключены государственные контракты на выполнение работ по утилизации боеприпасов: от 6 сентября 2011 г. N 210/3/ЗУТ/11-001 на сумму 6 400 641 руб. от 08 сентября 2011 г. N 210/3/ЗУТ/11-011 на сумму 55 395 320 руб. от 28 декабря 2011 г. N 210/3/ЗУТ/11-065 на сумму 8 375 245 руб. от 28 декабря 2011 г. N 210/3/ЗУТ/11-066 на сумму 4 537 347 руб. от 28 декабря 2011 г. N 210/3/ЗУТ/11-067 на сумму 7 635 463 руб.
В соответствии с пунктом 2.1. Контрактов, Исполнитель обязуется выполнить в 2011-2012 годах работы по утилизации боеприпасов (ВВТ), соответствующие требованиям и условиям, указанным в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), Техническом задании (Приложение N 2 к Контракту) и реализовать полученные в результате выполнения указанных работ продукты утилизации.
Пунктом 3.4.1 Контрактов исполнитель обязан принять ВВТ (боеприпасы) на утилизацию в установленном порядке по фактическому состоянию и укомплектованности с оформлением акта приема-передачи на утилизацию ВВТ (Приложению N 3 к Контракту), своевременно и надлежащим образом выполнить Работы в соответствии со Спецификацией и Техническим заданием, являющимися приложениями к Контракту и представить Заказчику отчетную документацию по итогам исполнения Контракта.
Согласно Техническим заданиям (приложение N 2 к Контрактам) утилизация производится в соответствии с разработанными техпроцессами исходя из конструктивных особенностей вооружения, военной техники и боеприпасов (далее ВВТ): инструкция по разрядке и уничтожению гранатометных выстрелов N 49, разработана ООО "Разряд". инструкция по разрядке и уничтожению ручных гранат N 53, разработаны ООО "Разряд". инструкция N 55 по уничтожению патронов к стрелковому оружию с истекшими гарантийными сроками хранения методом выжигания. инструкция N 57 по уничтожению патронов к стрелковому оружию с истекшими гарантийными сроками хранения методом подрыва накладными зарядами, разработанные ООО "Разряд".
При утилизации выполнять требования, изложенные в документах: Федеральный Закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; "Положения о лицензировании утилизации боеприпасов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2008 г. N 891; "Правила устройства и безопасности эксплуатации производств утилизации обычных боеприпасов" ПР-84-19-2002; ГОСТ РВ 51244-99 "Боеприпасы. Промышленная утилизация"; "Единые правила безопасности при взрывных работах" (ПБ 13-407-01), утвержденные Госгортехнадзором России от 30 января 2001 г. N 3; Руководство по утилизации вооружения и военной техники, высвобождаемых из Вооруженных сил Российской Федерации, утвержденное Статс-секретарем - Первым заместителем Министра обороны Российской Федерации 01.11.1999 г.; "Правил ПБ 1 1-546-03", введенных Постановление Госгортехнадзора РФ от 24 апреля 2003 г.N 17; государственный контракт на выполнение работ по утилизации инженерных боеприпасов для нужд Министерства обороны РФ.
Согласно Инструкциям, разработанными ООО "Разряд", по разрядке и уничтожению боеприпасов, утилизация производится, в том числе и методом подрыва и выжигания. Таким образом, условиями контракта (Техническими заданиями. Приложение N 2 к Контракту) предусмотрено утилизация боеприпасов, в том числе и методом подрыва.
Методы, и порядок утилизации согласовывались с представителями Заказчика на всех этапах проведения работ.
Согласно п. 1.1. (д) Контракта от 08 сентября 2011 г. N 210/3/ЗУТ/11-011, 4553 военное представительство Министерства обороны РФ осуществляет контроль и промежуточную приемку работ по утилизации боеприпасов.
Согласно абз.5 и 6 п.6.1. Контрактов, приемка работ по утилизации в части соответствиям Технического задания и условиям Государственного контракта производится Заказчиком с оформлением акта сдачи приемки работ по утилизации, подписываемым Сторонами. Итоговая приемка выполнения Исполнителем Работ по Контракту проводится Заказчиком и оформляется сводным актом сдачи-приемки выполненных Работ (Приложение N 5 к Контракту), подписываемым Сторонами, после предоставления Исполнителем документов, указанных в пункте 3.4.9 Государственного контракта.
Пунктом 6.2. Контракта предусмотрено, что в случае выявления в ходе приемки выполненных Работ несоответствия их условиям Контракта (мотивированного отказа) Сторонами составляется соответствующий акт с перечнем замечаний, которые необходимо устранить и с указанием сроков их устранения. Выявленные недостатки устраняются Исполнителем за его счет.
Факт исполнения обязательств ООО "Разряд" подтверждается двусторонними Актами выполненных работ подписанных сторонами без замечаний:
- сводный акт выполненных работ N 172-12/11 от 22.12.2011 г. (Приложение N 5 к государственному контракту от 6 сентября 2011 г. N 210/3/ЗУТ/11-001) работы выполнены в полном объеме, соответствуют требования государственного контракта и надлежащим образом оформлены. Работы по утилизации ВВТ выполнены на сумму 6 400 641 руб.
- сводный акт выполненных работ N 207-12/12 от 20.12.2012 г. (Приложение N 5 к государственному контракту от 8 сентября 2011 г. N 210/3/ЗУТ/11-011) на сумму 47 195 396 руб. Общая сумма перечисленная заказчиком для выполнения работ, составляет 55 395 320 руб. Денежные средства в сумме 8 199 924 руб. за неисполненную часть контракта перечислены на расчетный счет Заказчика.
- сводный акт выполненных работ N 52-04/12 от 12.04.2012 г. (Приложение N 5 к государственному контракту от 28 декабря 2011 г. N 210/3/ЗУТ/11-065) работы
выполнены в полном объеме, соответствуют требования государственного контракта и надлежащим образом оформлены. Работы по утилизации ВВТ выполнены на сумму 8 375 245 руб.
- сводный акт выполненных работ N 56-05/12 от 18.05.2012 г. (Приложение N 5 к государственному контракту от 28 декабря 2011 г. N 210/3/ЗУТ/11-066) работы выполнены в полном объеме, соответствуют требования государственного контракта и надлежащим образом оформлены. Работы по утилизации ВВТ выполнены на сумму 4 537 437 руб.
- сводный акт выполненных работ N 57-06/12 от 22.06.2012 г. (Приложение N 5 к государственному контракту от 28 декабря 2011 г. N 210/3/ЗУТ/11-067) работы выполнены в полном объеме, соответствуют требования государственного контракта и надлежащим образом оформлены. Работы по утилизации ВВТ выполнены на сумму 7 635 463 руб.
Акты выполненных работ Сторонами подписаны, согласно актам сверки взаиморасчетов по государственным контрактам задолженность ООО "Разряд" полностью отсутствует. Вышеуказанные документы подтверждают отсутствие претензий к качеству, стоимости работ и срокам выполнения работ по Контракту со стороны Заказчика. Кроме того, указанный факт также подтверждается действиями истца по оплате в полном объеме выполненных работ.
Предписание Федеральной службы по оборонному заказу от 28 февраля 2013 г. N 3/22 не было направлено в адрес ответчика, составление предписания не может служить доказательством того, что выполненные ответчиком работы не соответствуют требованиям контракта по объему и качеству, поскольку истцом подписан вышеуказанные акты приемки работ без замечаний по объему и качеству выполненных работ.
Кроме того, истцом не проведены мероприятия, установленные ст. 720 ГК РФ, направленные на установление выполнение ответчиком работ с ненадлежащим качеством. Уполномоченный представитель истца принимал выполненные работы у ответчика и имел возможность при приемке выявить недостатки выполненных работ при их наличии.
Нарушения при выполнении работ не являются скрытыми, напротив они являются явными, которые могли быть установлены при обычном способе приемки работ, в связи с чем, в соответствии с ч. 3 ст. 720 ГК РФ, истец не вправе ссылаться на эти недостатки. При приёмке работ истцом ничего выявлено не было. Потребность истца в выполнении работ именно в выполненном объёме подтверждают подписанные сторонами документы.
В результате проверки составлен Акт от 22.07.2013 года, согласно которому все работы выполнены в полном объеме и в соответствии с условиями государственных контрактов.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Исходя из смысла указанной нормы, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факту приобретения или сбережения имущества, то есть увеличения стоимости собственного имущества приобретателя, присоединения к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, а также отсутствие правовых оснований приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого.
Таким образом, истцом не доказан факт неосновательного приобретения ответчиком заявленных ко взысканию денежных средств, и соответственно, у суда нет оснований для удовлетворения настоящего иска.
На основании изложенного, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.12.2014 г. по делу N А40-61740/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерство обороны РФ - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течении двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Титова |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-61740/2014
Истец: Министерство обороны РФ
Ответчик: ООО "Разряд"
Третье лицо: Рособоронзаказ, федеральная служба по оборонному заказу
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10046/15
29.07.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10046/15
02.04.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8327/15
26.12.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-61740/14