Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2015 г. N Ф05-8401/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
02 апреля 2015 г. |
Дело N А41-60455/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от Администрации Истринского муниципального района Московской области: Серегин К.И., по доверенности от 14.01.2015;
от ИП Волченковой Светланы Николаевны: Волченкова О.В., Локтионова Г.А., по доверенности от 08.12.2014;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Истринского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 27 января 2015 года по делу N А41-60455/14, принятое судьей Бирюковым Р.Ш. по заявлению ИП Волченковой Светланы Николаевны к Администрации Истринского муниципального района Московской области, третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Волченкова Светлана Николаевна обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Истринского муниципального района Московской области, в котором просит суд:
- признать недействительным постановление И.О. Главы Истринского муниципального района Московской области от 22.08.2014 года N 3372/8 "Об отмене постановление Главы Истринского муниципального района от 28.03.2014 года N 1246/3 "О предоставлении в аренду сроком на 49 лет индивидуальному предпринимателю Волченковой Светлане Николаевне земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090214:131, местоположением: Московская область, Истринский район, сельское поселение Новопетровское, с. Новопетровское".
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 января 2015 года по делу N А41-60455/14 требования ИП Волченковой С.Н. удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель заявителя против указанных доводов возражал.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 31.08.2009 заявитель обратился в Администрацию с заявлением, в котором просила предоставить ей в аренду сроком на 5 лет земельный участок под производственную базу по адресу: Московская обл., Истринский район, с.п. Ново-Петровское, с. Ново-Петровское.
Указанное заявление было рассмотрено 15.09.2009 и принято решение о рассмотрении вопроса о представлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка после организации юридического лица или регистрации индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии при Администрации Истринского муниципального района по координации земельных отношений на территории района.
Заявитель 27.06.2011 повторно обратилась в Администрация с заявлением, в котором просила предоставить ей в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 400 кв.м. по адресу: Московская обл., Истринский район, с.п. НовоПетровское, с. НовоПетровское под размещение склада.
Указанное заявление было рассмотрено 25.10.2011 и Администрацией принято решение о рассмотрении вопроса о представлении заявителю в аренду испрашиваемого земельного участка после предоставления заявителем схемы планировочной организации испрашиваемого земельного участка, что подтверждается выпиской из протокола заседания комиссии при Администрации Истринского муниципального района по координации земельных отношений на территории района.
В связи с тем, что требование о предоставлении схемы планировочной организации заявителем было исполнено, 17.07.2012 комиссией при Администрации Истринского муниципального района по координации земельных отношений на территории района принято решение из которого следовало, что возражений против предоставления заявителю в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 400 кв.м. по адресу: Московская обл., Истринский район, с.п. Ново-Петровское, с. Ново-Петровское под склад не имеется.
10.08.2012 составлен Акт комиссии по выбору земельного участка.
Главой Истринского муниципального района Московской области 12.12.2012 принято постановление N 5240/12 "О предварительном согласовании места строительства складских помещений на земельном участке площадью 400 кв.м., местоположение: Московская обл., Истринский район, с.п. Новопетровское, с. Новопетровское".
14.01.2013 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 50:08:0090214:131, общей площадью 400 кв.м., с видом разрешенного использования: "для строительства складских помещений", расположенный пол адресу: Московская обл., Истринский район, с.п. НовоПетровское, с. НовоПетровское.
С целью установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090214:131 вида разрешенного использования: для строительства складских помещений, были проведены публичные слушания, что подтверждается листом регистрации участников публичных слушаний, протоколом публичных слушаний, заключением о результатах публичных слушаний.
По итогам указанных публичных слушаний Главой Истринского муниципального района Московской области 10.12.2013 г. принято постановление N 5383/12 "О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090214:131, местоположением: Московская обл., Истринский район, с.п. НовоПетровское, с. НовоПетровское", в соответствии с которым указанному земельному участку установлен вид разрешенного использования: "для строительства складских помещений".
На основании постановления Главы Истринского муниципального района Московской области N 1246/3 от 28.03.2014 "О предоставлении в аренду сроком на 49 лет ИП Волченковой С.Н. земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090214:131, местоположением: Московская обл., Истринский район, с.п. Новопетровское, с. Новопетровское", 06.05.2014 г. между Комитетом по управлению имуществом Истринского муниципального района Московской области и ИП Волченковой С.Н. был заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым заявителю в аренду сроком на 49 лет предоставлялся земельный участок с кадастровым номером 50:08:0090214:131, местоположением: Московская обл., Истринский район, с.п. Новопетровское, с. Новопетровское с целью строительства складских помещений.
Арендуемый земельный участок был передан арендатору по акту приема-передачи земельного участка от 06.05.2014.
Распиской в получении документов для государственной регитсрации подтверждается факт обращения заявителя в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Как усматривается из материалов дела, 22.08.2014 И.О. Главы Истринского муниципального района Московской области было принято постановление N 3372/8 "Об отмене постановление Главы Истринского муниципального района от 28.03.2014 года N 1246/3 "О предоставлении в аренду сроком на 49 лет индивидуальному предпринимателю Волченковой Светлане Николаевне земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090214:131, местоположением: Московская область, Истринский район, сельское поселение Новопетровское, с. Новопетровское".
29.05.2014 было принято решение о приостановлении государственной регистрации договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090214:131, а решением от 12.09.2014 в регистрации указанного договора было отказано.
Из письма Администрации следует, что постановление И.О. Главы Истринского муниципального района Московской области было принято постановление N 3372/8 "Об отмене постановление Главы Истринского муниципального района от 28.03.2014 года N 1246/3 было принято в связи с невозможностью обеспечения санитарно-защитной зоны в соответствии с САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Заявитель, посчитав, что указанное постановление Администрации не соответствует закону и нарушает его права, предприниматель обратился с рассматриваемым заявлением в суд.
В своей апелляционной жалобе Администрация указывает, что причиной принятия оспариваемого ненормативного правового акта послужило то, что испрашиваемый Волченковой С.Н. для целей строительства склада входит в границы населенного пункта Новопетровское и расположен в функциональной зоне индивидуального жилищного строительства; земельный участок непосредственно примыкает к земельному участку с кадастровым номером 50:08:0090214:30, на котором построен индивидуальный жилой дом, в связи с чем, земельный участок подпадает в санитарно-защитную зону и не может быть использован по целевому назначению в соответствии с разрешенным видом использования - под строительство складских помещений.
В соответствии с СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и их объектов", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
В соответствии с пунктом 7.1.14 СанПИн 2.2.1/2.1.1.1200-03 к V классу опасности относятся:
1. Открытые склады и перегрузка увлажненных минерально-строительных материалов (песка, гравия, щебня, камней и др.).
2. Участки хранения и перегрузки прессованного жмыха, сена, соломы, табачно-махорочных изделий и др.
3. Склады, перегрузка пищевых продуктов (мясных, молочных, кондитерских), овощей, фруктов, напитков и др.
4. Участки хранения и налива пищевых грузов (вино, масло, соки).
5. Участки разгрузки и погрузки рефрижераторных судов и вагонов.
6. Речные причалы.
7. Склады, перегрузка и хранение утильсырья без переработки.
8. Места перегрузки и хранения сжиженного природного газа объемом до 50 м3.
Для пятого класса опасности устанавливается санитарно-защитная зона в размере 50 м.
В п. 2 ст. 12 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при выборе земельных участков под строительство должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно пункту 3.17, объекты малого бизнеса, могут быть размещены без соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны, при обосновании размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся.
Приведенные нормы не исключают возможности размещения объектов V класса опасности без учета соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны.
Указанные вопросы подлежат разрешению при выдаче разрешения на строительство согласно статье 51 Градостроительного кодекса.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.08.2014 по делу N А41-60531/13.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 131- ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации
Таким образом, в силу упомянутых норм права Администрация, как орган местного самоуправления, обладает полномочиями по устранению нарушений законодательства путем отмены ненормативных актов, ранее принятых данным органом местного самоуправления.
Принимая вышеизложенные нормы и руководствуясь тем, что предоставленный в аренду предпринимателю земельный участок для осуществления складской деятельности располагается в непосредственной близости от жилой застройки, Администрация приняла оспариваемый ненормативный правовой акт.
Однако, отменяя постановление Главы Истринского муниципального района от 28.03.2014 года N 1246/3 "О предоставлении в аренду сроком на 49 лет индивидуальному предпринимателю Волченковой Светлане Николаевне земельного участка с кадастровым номером 50:08:0090214:131, местоположением: Московская область, Истринский район, сельское поселение Новопетровское, с. Новопетровское", Администрация Истринского муниципального района Московской области не приняла во внимание следующие обстоятельства.
Из содержания ч. 1 ст. 28 ЗК РФ следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пункт 1 ст. 30 ЗК РФ устанавливает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что процедура принятия решения о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта Администрацией была соблюдена, что и послужило основанием для принятия постановления о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, ненормативный правовой акт был направлен на возникновение и прекращение гражданских прав заявителя, повлек для него определенные правовые последствия (в частности, на основании Постановления от от 28.03.2014 года N 1246/3 был заключен Договор аренды земельного участка от 06.05.2014 года, земельный участок был передан по акту приема-передачи от арендатора арендодателю).
При указанных обстоятельствах отмена оспариваемого постановления, через значительный промежуток времени (более года), без соответствующего судебного акта и соблюдения требований, предусмотренных АПК РФ (в том числе по сроку) для обращения с таким заявлением в арбитражный суд, не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы предпринимателя. В этом случае (когда отмена принятого ненормативного акта безусловно влечет нарушение уже возникших и реализованных прав заинтересованных лиц) администрация не лишена возможности обращения в суд с требованием к предпринимателю, избрав соответствующий способ защиты, не подменяя собой судебные органы и распространяя свои полномочия по самоконтролю на неограниченный срок.
Таким образом, возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 10.09.2014 по делу N А41-7451/14.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Администрации Истринского района отсутствовали полномочия по изданию оспариваемого постановления в данном конкретном случае.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 27 января 2015 года по делу N А41-60455/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-60455/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2015 г. N Ф05-8401/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Волченкова Светлана Николаевна
Ответчик: Администрация Истринского муниципального района Московской области
Третье лицо: ФГБУ "ФКП Росреестра", Администрация Истринского муниципального района Московской области