г. Санкт-Петербург |
|
02 апреля 2015 г. |
Дело N А26-6283/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Н.И.Протас, Е.А.Сомовой
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Кобзев В.С. - доверенность от 12.01.2015
от ответчика (должника): не явился (извещен)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3702/2015) общества с ограниченной ответственностью "МАК-Ко" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.12.2014 по делу N А26-6283/2014 (судья Михайлова А.В.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "МАК-Ко"
к Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства"
об обязании совершить действия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МАК-Ко" (ОГРН 1081038001330; далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства" (далее - ответчик, Управление) о признании незаконными действий Управления по отказу в согласовании размещения примыкания (съезда) к планируемому для строительства объекта дорожного сервиса за пределами полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-18 "Кола" на участке км 437+050 (слева). В порядке устранения допущенных нарушений заявитель просит обязать ответчика согласовать размещение примыкания (съезда) к планируемому для строительства объекта дорожного сервиса за пределами полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-18 "Кола" на участке 437+050 (слева) и выдать технические требования и условия для строительства данного примыкания (съезда).
Решением суда от 18.12.2014 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 18.12.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права - Приказ Минтранса РФ от 13.01.2010 года N 4 "Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения" и Приказ Минтранса РФ от 13.01.2010 года N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения", так как Управлением не представлено доказательств наличия придорожных полос в поселке Шуя Прионежского муниципального района, а также не учтено, что планируемый Обществом для строительства объект находится за пределами полосы отвода.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Управление извещено надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направило, однако представило письменный отзыв (вх. от 24.03.2015), в котором доводы жалобы Общества отклонило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии с Распоряжением Росавтодора от 05.04.2010 N 285-р (л.д. 119) и Свидетельством о государственной регистрации права от 13.08.2010 (л.д. 132) Управление владеет на праве постоянного бессрочного пользования земельным участком общей площадью 27452 кв.м., расположенным в восточной части кадастрового квартала 10:20:01 01 26 (Республика Карелия, Прионежский район, п. Шуя), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства и эксплуатации автомобильной дороги М-18 "Кола".
В соответствии с актом выбора и обследования земельного участка от 10.11.2011 установлена целесообразность использования земельного участка ориентировочной площадью 0,25 га, кадастровый квартал 10:20:01 01 26, расположенного в поселке Шуя, Прионежского района, Республики Карелия, для строительства сервисного центра по обслуживанию автомобилей и кафе в п. Шуя. Заказчиком является ООО "МАК-Ко".
Постановлением Администрации Прионежского муниципального района от 17.06.2013 N 1036 утверждена схема расположения земельного участка ориентировочной площадью 0,25 га, прилагаемая к акту выбора земельного участка от 10.11.2011, и утвержден указанный акт; Обществу предварительно согласовано место размещения сервисного центра в соответствии с вариантом выбора земельного участка, расположенного в кадастровом квартале 10:20:01 01 26.
Постановлением Администрации Прионежского муниципального района от 12.08.2013 N 1470 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2500 кв. м., расположенного в п. Шуя, в границах кадастрового квартала 10:20:0010126 Прионежского района Республики Карелия, с видом разрешенного использования - для строительства сервисного центра по обслуживанию автомобилей и кафе, категория земель - земли населенных пунктов. Согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту земельному участку присвоен кадастровый номер 10:20:0010126:150.
Общество обратилось к собственнику земельного участка с просьбой о согласовании организации размещения примыкания (съезда) к планируемому для строительства объекта дорожного сервиса с автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-18 "Кола" на участке км 437+050 (слева).
Письмом от 02.12.2011 N И-3867 Обществу в согласовании отказано со ссылкой на Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденный Приказом Минтранса России от 13.01.2014 N 4 (далее - Порядок N 4), а также разъяснено, что расстояние от места размещения объекта сервиса до мостовых переходов должно быть не менее 1000 метров. В рассматриваемом варианте расстояние до мостового перехода менее требуемого. В этом же письме заявителю предложено рассмотреть другие варианты размещения объекта с учетом указанного Порядка и требований ГОСТ Р 52766-2007 "Дорогие автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
В дальнейшем ООО "МАК-Ко" неоднократно обращалось в Управление для согласования акта выбора и обследования земельного участка. Письмами от 15.12.2011 N И-4051 и от 06.08.2012 года N И-2238 Управление уведомляло Общество о согласовании акта выбора земельного участка при выполнении ряда условий и категорически запретило устройство съездов (примыканий) с автомобильной дороги М-18 "Кола" со ссылкой на пункт 11 Порядка N 4.
05.11.2013 Общество обратилось в Управление с заявлением о выдаче технических условий для устройства примыкания (съезда) к автомобильной дороге М-18 "Кола" от планируемого к строительству объекта - сервисного центра по обслуживанию автомобилей и кафе в районе земельного участка (кадастровый квартал 10:20:0010126), расположенного в поселке Шуя Прионежского муниципального района Республики Карелия.
Письмами от 05.12.2013 N И-3765 и от 19.06.2014 N И-1673 заявителю отказано в выдаче технических условий по причине высокой интенсивности движения в месте планируемого строительства сервисного центра; согласно акту выбора и обследования земельного участка подъездные пути к земельному участку предложено организовать от проектируемого поселкового проезда (со стороны пос. Шуя), а также указано, что одним из условий согласования акта выбора и обследования земельного участка являлась организация подъезда к отводимому земельному участку со стороны поселка Шуя.
Полагая действия ответчика по отказу в согласовании размещения примыкания (съезда) к планируемому для строительства объекта дорожного сервиса за пределами полосы отвода и придорожной полосы автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-18 "Кола" на участке км 437+050 (слева) не соответствующими нормам действующего законодательства и нарушающими права Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, ООО "Мак-Ко" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела, не усмотрел предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений части 3 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения дорожной деятельности земельные участки могут предоставляться для размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса; установления полос отвода автомобильных дорог.
Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, относящиеся к землям транспорта, ограничены в обороте (статья 27 ЗК РФ).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), где в статье 3 раскрыты следующие понятия:
- автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
- полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса;
- объекты дорожного сервиса - здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);
- придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Согласно статье 26 Закона N 257-ФЗ для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы.
В соответствии с частью 8 статьи 26 Закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).
Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (пункт 9 статьи 26 Закона N 257-ФЗ).
Такой порядок установлен Приказом Минтранса России от 13.01.2010 N 4 (далее - Порядок).
Пунктом 10 Порядка N 4 установлено, что размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения либо за их пределами, но требующее присоединение к автомобильной дороге федерального значения, должно осуществляться с учетом имеющегося размещения таких объектов в пределах полосы отвода автомобильной дороги федерального значения.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и не оспаривалось сторонами, что земельный участок, на котором заявитель предполагает разместить объект дорожного сервиса, располагается за пределами придорожных полос и полос отвода автомобильной дороги федерального значения Р-21 "Кола" (М-18 "Кола"). Однако, при строительстве объекта дорожного сервиса Обществом планируется осуществить присоединение к автомобильной дороге федерального значения путем устройства примыкания (съезда). Следовательно, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что размещение объекта дорожного сервиса должно осуществляться с соблюдением пунктов 10 и 11 Порядка N 4.
В соответствии с пунктом 11 Порядка N 4 выбор места размещения объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения либо за их пределами, но требующих присоединения к автомобильной дороге федерального значения, должен осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, в том числе при условии, что расстояние от планируемого к размещению подъезда, съезда, примыкания к объекту до ближайшего мостового перехода не должно быть менее 1000 метров.
Вместе с тем, судом установлено и подтверждается материалами дела, в том числе планом расположения сооружения (л. д. 112), что ближайший мостовой переход (через р. Шуя) находится на км 436 + 500 м, что составляет менее 1000 метров до планируемого к устройству Обществом примыкания.
Доводы заявителя о том, что без согласования с ответчиком (и получения соответствующих технических условий) устройства съезда (примыкания) к автомобильной дороге Р-21 "Кола" (М-18 "Кола") реализация Обществом проекта строительства объекта дорожного сервиса невозможна, голословны и обоснованно отклонены судом первой инстанции, каких-либо доказательств в подтверждение данного довода не представлено Обществом и суду апелляционной инстанции.
В акте выбора и обследования земельного участка от 10.11.2011, утвержденного постановлением Администрации Прионежского муниципального района от 17.06.2013 N 1036, указано на необходимость организации подъезда к участку от проектируемого поселкового проезда.
Доводы подателя жалобы, приведенные в судебном заседании апелляционной инстанции, о том, что такая организация съезда увеличит расстояния от федеральной дороги к автосервису приблизительно на 800 метров, не свидетельствуют о невозможности реализации самого проекта. Более того, именно такая организация подъезда к планируемому строительством автосервису позволит соблюсти баланс публичных (безопасность дорожного движения) и частных интересов.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает правомерным отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований и не усматривает правовых и фактических оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 1500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18 декабря 2014 года по делу N А26-6283/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МАК-Ко" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6283/2014
Истец: ООО "МАК - Ко"
Ответчик: а/у Зубак В. О., Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства"
Третье лицо: ООО "МАК -Ко"