г. Санкт-Петербург |
|
06 апреля 2015 г. |
Дело N А21-7378/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Козырев Ю.А. - доверенность от 04.08.2014
от заинтересованных лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, дело А21-7378/2014
по иску (заявлению) ООО "Олимп"
к 1) Управлению ГИБДД УМВД России по Калининградской области,
2) УМВД России по Калининградской области
третье лицо: Багян А.М.
о признании незаконным бездействия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Олимп" (ОГРН 1043900839180; адрес: 236000, г. Калининград, ул. Леонова, д. 55; далее - ООО "Олимп", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия УГИБДД УМВД России по Калининградской области при рассмотрении заявления ООО "Олимп" от 07.08.2014 о производстве в отношении транспортного средства марки Mercedes Benz ML 230, VIN (идентификационный номер) WDC1631361A054796, государственный регистрационный знак Р297РТ/39, регистрационных действий по изменению в регистрационных документах регистрационных данных в связи с заменой номерного агрегата. Общество также просило суд возложить на УГИБДД УМВД России по Калининградской области обязанность совершить регистрационные действия по внесению изменений регистрационных данных транспортного средства марки Mercedes Benz ML 230, 1998 года выпуска, идентификационный номер VIN WDC1631361A054796, государственный регистрационный знак Р297РТ/39, с внесением соответствующих сведений в правоустанавливающие документы, в связи с заменой номерного узла (агрегата): кузова на раме легкового автомобиля 1998 г.в. N WDC1631361A054796, на идентичный кузов на раме 2005 г.в. черного цвета WDC1631131А541415.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Багян Артур Мишаевич.
Решением суда от 14.10.2014 заявление ООО "Олимп" удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие УГИБДД УМВД России по Калининградской области при рассмотрении заявления ООО "Олимп" от 07.08.2014 о производстве регистрационных действий в отношении транспортного средства марки Мерседес Бенц, идентификационный номер VIN WDC1631361A054796, государственный регистрационный знак Р297РТ/39. Суд обязал УГИБДД УМВД России по Калининградской области совершить регистрационные действия по внесению изменений регистрационных данных транспортного средства марки Мерседес Бенц, идентификационный номер VIN WDC1631361A054796, государственный регистрационный знак Р297РТ/39 с внесением соответствующих сведений в правоустанавливающие документы, в связи с заменой кузова легкового автомобиля WDC1631361A054796 1998 года, на идентичный кузов 2005 года N WDC1631131А541415. Суд также взыскал с УГИБДД УМВД России по Калининградской области в пользу ООО "Олимп" 2000 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Дополнительным решением от 27.11.2014 по настоящему делу суд первой инстанции обязал УГИБДД УМВД России по Калининградской области совершить регистрационные действия по внесению изменений регистрационных данных транспортного средства марки Мерседес Бенц ML 230 1998 года выпуска, идентификационный номер VIN WDC1631361A054796, государственный регистрационный знак Р297РТ/39 с внесением соответствующих сведений в правоустанавливающие документы, в связи с заменой номерного узла (агрегата) кузова на раме легкового автомобиля 1998 года выпуска N WDC1631361A054796, на идентичный кузов на раме 2005 г. черного цвета N WDC1631131А541415.
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области (далее - УМВД России по Калининградской области) обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами на решение суда от 14.10.2014 и дополнительное решение от 27.11.2014.
Суд апелляционной инстанции, установив наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела по правилам первой инстанции в соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.
Заинтересованные лица и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в соответствии со статьями 156 и 266 АПК РФ без их участия.
Как следует из материалов дела, Общество является арендатором транспортного средства марки Mercedes Benz ML 230, VIN (идентификационный номер) WDC1631361A054796, государственный регистрационный знак Р297РТ/39, 1998 года выпуска на основании договора аренды транспортного средства без экипажа N 024/2013 от 25.11.2013, заключенного с гражданином Багян А.М. (собственником транспортного средства).
Как указывает Общество в заявлении, в результате эксплуатации автомобиля его кузов пришел в негодное состояние, лопнула несущая конструкция - рама автомобиля в результате коррозии, в связи с чем дальнейшая его эксплуатация стала невозможна.
20.12.2013 на основании договора купли-продажи б/н заявитель приобрел у ООО "Запад-Сервис" кузов от автомобиля марки Mercedes Benz 2005 года выпуска N WDC1631131А541415, ввезенного на основании декларации на товары N10226060/111013/0019133.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 938) собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Общество, как лицо от имени собственника пользующееся и владеющее транспортным средством, обратилось 07.08.2014 заявлением на внесение изменений в конструкцию транспортного средства в УГИБДД УМВД России по Калининградской области (л.д. 33).
Для производства регистрационных действий Обществом представлены: заключение эксперта ООО "БалтСертификация" от 23.01.2014 N 1У/14/12-015 о возможности установки приобретенного кузова на автомобиль марки Mercedes Benz, заявление-декларация от 24.01.2014 об объеме и качестве произведенных работ по внесению в конструкцию транспортного средства, выданное специализированной организацией ООО "Преголь-Лада-Сервис", диагностическая карта транспортного средства.
Письмом 14.08.2014 (исх.19/3405) заместителем начальника УГИБДД УМВД России по Калининградской области, со ссылкой на пункт 24 Административного регламента МВД России, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 N 605, в осуществлении регистрационных действий было отказано (л.д. 20).
Полагая отказ в совершении регистрационных действий незаконным, ООО "Олимп" обратилось с настоящим заявлением в суд.
Исследовав и оценив материалы дела, выслушав доводы заявителя, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 названного Федерального закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
В соответствии с пунктами 2 и 4 Постановления N 938 и пунктами 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Приказ N 1001) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила N 1001).
Согласно пункту 3 Правил N 1001 не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 в соответствии с Законом о техническом регулировании утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств (далее - Технический регламент), которым установлены требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
Разделом III Технического регламента установлены критерии, формы оценки соответствия транспортных средств применительно к различным транспортным средствам и документы, подтверждающие оценку соответствия.
Подраздел 4 раздела III Технического регламента определяет оценку соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.
Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
В соответствии с пунктом 81 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации (пункт 83 Технического регламента).
Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена в приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (далее - Приказ N 1240), действовавшем до 26.01.2015.
В пунктах 4 - 7 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 2 к Приказу N 1240, далее - Порядок) установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
Согласно пункту 13 Порядка техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.
Пунктом 14.1 Порядка определен перечень документов, которые должен представить собственник транспортного средства в подразделение ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. В данный перечень входит заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (в случаях, предусмотренных пунктом 7).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение N 4) или отказывает в его выдаче (пункт 14.3 Порядка).
В соответствии с пунктом 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу N 1240) изменением конструкции транспортного средства считается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Следовательно, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, то есть сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.
Как видно из материалов дела, кузов легкового автомобиля марки Мерседес Бенц, ML 230, 1998 года выпуска, идентификационный номер (VIN) WDC1631361A054796 заменен на кузов автомобиля марки Мерседес Бенц, 2005 года выпуска, идентификационный номер WDC1631131А541415.
При этом, Общество обосновывает необходимость такой замены невозможностью эксплуатации автомобиля по причине негодного состояния кузова, однако никаких доказательств в обоснование данного довода не приводит (экспертное заключение, справка СТО).
Таким образом, цели замены кузова и легальность производства означенных действий не нашли своего документального подтверждения.
Кроме того, идентификационный номер VIN присваивается не какой-либо отдельной части транспортного средства, а транспортному средству в целом, указанный номер уникален и изменению в ходе эксплуатации транспортного средства не подлежит.
Вместе с тем, исходя из логического толкования вышеприведенных норм следует, что замена номерного агрегата, в том числе кузова автомобиля допустима, но при соблюдении установленных требований к такой замене.
В рассматриваемом случае при замене кузова легкового автомобиля марки Мерседес Бенц, ML 230 1998 года выпуска, идентификационный номер (VIN), на кузов легкового автомобиля Мерседес Бенц, 2005 года выпуска, идентификационный номер WDC1631131А541415 базовое транспортное средство утрачивается. Вместо него создается новое транспортное средство с иными идентификационными характеристиками. Из материалов дела не следует и в нарушение статьи 65 АПК РФ заявителем не доказано, что замененный кузов имеет такие же технические характеристики (длина и ширина кузова, разрешенная максимальная масса и др.), что и предыдущий пришедший в негодность кузов. Не подтверждается полная идентичность характеристик старого и нового кузовов и Заключением ООО "БалтСертификация" от 23.01.2014.
Кроме того, данное заключение подтверждается лишь теоретическую возможность такой замены, но вовсе не свидетельствует о том, что вновь созданное транспортное средство прошло сертификацию и его характеристики соответствуют требованиям безопасности.
Заявление - декларация об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства, выданное ООО "Преголь-Лада-Сервис" (л.д. 34), лишь подтверждает объем и качество выполненных работ, но не является Свидетельством о безопасности конструкции транспортного средства в понимании пункта 83 Технического регламента.
Представленная заявителем Справка Экспертно-криминалистического центра УМВД России по Калининградской области от 21.10.2014, в которой указано, что идентификационная маркировка (WDC1631131А541415) рамы представленного на исследование автомобиля Мерседес Бенц, ML 270 CDI нанесена в соответствии с технологией, используемой на предприятии-изготовителе, и изменению не подвергалась, не опровергает вышеприведенных выводов суда. При этом, апелляционная коллегия обращает внимание, что кузов автомобиля, пришедшего в негодность, имел маркировку ML 230, в то время как маркировка замененного кузова иная - ML 270 CDI, что опровергает доводы заявителя о полной идентификации спорных кузовов 1998 года и 2005 года выпуска.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд пришел к выводу о соответствии оспариваемых действий УМВД России по Калининградской области действующим на момент обращения Общества с заявлением правилам, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции от 14.10.2014 и дополнительное решение от 27.11.2014 подлежат отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворения заявления ООО "Олимп".
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат оставлению на заявителе.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, частью 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 14 октября 2014 года и дополнительное решение от 27 ноября 2014 года по делу N А21-7378/2014 отменить.
В удовлетворении заявленных ООО "Олимп" требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7378/2014
Истец: ООО " Олимп "
Ответчик: УМВД России по Калининградской области, Управление ГИБДД УМВД России по Калининградской области, Управление УМВД России по Калининградской области
Третье лицо: Багян А. М.