г. Санкт-Петербург |
|
07 апреля 2015 г. |
Дело N А56-61385/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2015 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Бебишевой А.В.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: Матвеева Е.Е. по доверенности от 29.12.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2466/2015) ООО УК "СНВ-Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2014 по делу N А56-61385/2014 (судья Глумов Д.А.), принятое
по заявлению ООО УК "СНВ-Сервис"
к МИФНС России N 7 по Ленинградской области
о признании недействительным решения налогового органа от 23.06.2014 N 8982
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "СНВ-Сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области (далее - налоговый орган, Инспекция) от 23.06.2014 N 8982 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - оспариваемое решение), предусмотренного статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), доначислении сумм налога и пени.
Решением суда от 02.12.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить.
Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило. Ходатайство об отложении судебного заседания отклоняется апелляционным судом в связи с недоказанностью наличия уважительных причин неявки представителя в судебное заседание. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Инспекции против удовлетворения требований жалобы возражал, просил судебный акт оставить в силе по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 182214 кв. м с кадастровым номером 47:23:0319003:192, кадастровой стоимостью 122 617 267 руб. 02 коп., расположенный по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, вблизи д.Монделево, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для ведения дачного строительства (далее - земельный участок).
Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год (далее - декларация), в которой исчислило к уплате налог по земельному участку по ставке 0,12 процента от его кадастровой стоимости.
Налоговая ставка, примененная заявителем, установлена решением Совета депутатов муниципального образования Пудомягское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 25.10.2012 N 190 "Об установлении земельного налога на территории Пудомягского сельского поселения" (далее - Решение N 190) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
В ходе камеральной налоговой проверки, проведенной Инспекцией в отношении представленной декларации, налоговый орган признал неправомерным применение налоговой ставки 0,12 процентов по земельному налогу.
По мнению налогового органа, земельный налог подлежал исчислению по ставке 1,5 процента, поскольку, устанавливая пониженную ставку земельного налога в отношении земель, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства, законодателем под дачным хозяйством подразумевалась некоммерческая форма землепользования.
По результатам проверки Инспекция составила акт камеральной налоговой проверки от 29.04.2014 N 30287 и с учетом представленных заявителем возражений от 30.05.2014 N 16 приняла оспариваемое решение, которым Обществу предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2013 год в размере 705 044 руб. и пени, начисленные за нарушение срока его уплаты, в размере 27 338 руб. 08 коп. Кроме того, заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 141 008 руб. 71 коп.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, Общество подало жалобу от 25.07.2014 N 124 в вышестоящий налоговый орган.
Решением от 08.09.2014 N 16-21-05/10931@ Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области оспариваемое решение оставлено без изменения.
Полагая, что решение налогового органа вынесено с нарушением требований действующего законодательства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об обоснованности выводов налогового органа и правомерности оспариваемого решения.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Статьей 387 НК РФ предусмотрено, что земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Следовательно, названной нормой предусмотрено применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в том числе для дачного хозяйства.
В силу пункта 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Действовавшие в проверяемый период на территории муниципального образования Пудомягское сельское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области ставки земельного налога установлены в пункте 6 Решения N 190.
Применение налоговой ставки в размере 0,3 процента предусмотрено в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Налоговая ставка в размере 0,12 процентов применяется в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Налоговая ставка в размере 1,5 процента подлежит применению в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства, а также прочих земельных участков.
Вид разрешенного использования "для ведения дачного строительства" в данном перечне не поименован.
В силу положений статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации подразделяются на 7 категорий и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии со статьей 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество: хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Пунктом 1 статьи 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Определение понятий "дачное хозяйство", "дачное объединение" отсутствует в налоговом, ни в земельном законодательстве, при этом содержится в Федеральном законе от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ дачным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ предусмотрено граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
В соответствие со статьей 1 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Таким образом, допускается использование льготного налогообложения по ставке 0,12 процента тех земельных участков, которые предоставлены для целей дачного хозяйства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан.
Из материалов дела усматривается, что Общество к таким субъектам не относится.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Общество использует принадлежащие ему на праве собственности земельные участки с момента приобретения и по настоящее время не для создания дачного некоммерческого партнерства, а для коммерческой деятельности.
По смыслу законодательства о налогах и сборах пониженные ставки устанавливаются в отношении земельных участков для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства.
Возможность применения пониженных налоговых ставок, установленных в отношении земельных участков, в тех случаях, когда право собственности на них принадлежит коммерческой организации и условия, предусмотренные Законом N 66-ФЗ, не соблюдаются, законодательно не предусмотрена.
Следовательно, применение налоговым органом при исчислении земельного налога налоговой ставки в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости, а не 0,12 процента, как полагает Общество, является правомерным и обоснованным.
Аналогичная правовая позиция выражена Арбитражным судом Северо-Западного округа в постановлении от 21.10.2014 по делу N а56-78425/2013, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N ВАС-2745/11, Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.12.2010 N А26-3024/2010 и Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2012 N ВАС-15663/12.
Доводы Общества о наличии смягчающих ответственность обстоятельств, правомерно отклонены судом первой инстанции в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 112 НК РФ установлено, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ.
Обществом в качестве смягчающих обстоятельств указано, что оно является добросовестным налогоплательщиком, не имело умысла на уклонение от уплаты земельного налога, находится в тяжелом финансовом положении.
Оценив приведенные заявителем доводы, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае смягчающих обстоятельств, которые могли бы повлиять на снижение размера штрафа, который установлен справедливо и соразмерено совершенному деянию.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2014 по делу N А56-61385/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-61385/2014
Истец: ООО УК "СНВ-Сервис"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N7 по Ленинградской области