город Москва |
|
9 апреля 2015 г. |
дело N А40-169203/14 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06.04.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.04.2015.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Мухина С.М., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тер-Акопян Г.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по недропользованию (Роснедра)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2015
по делу N А40-169203/14, принятое судьей Лапшиной В.В.
по заявлению ООО СП "Барзасское товарищество" (ОГРН 24200648207, 652421, Кемеровская область, Березовский, ул. Нижний Барзас, 1 В)
к Федеральному агентству по недропользованию (Роснедра) (123995, Москва, ул. Большая Грузинская, дом 4/6)
о признании незаконным приказа и бездействия;
при участии:
от заявителя: |
Сковпень А.А. по доверенности от 18.10.2013; |
от заинтересованного лица: |
Горохов К.Д. по доверенности от 20.03.2015; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2015 признаны незаконными приказ Федерального агентства по недропользованию N 456 от 13.08.2014 об отмене решения конкурсной комиссии по протоколу N 2 от 18.06.2014 итогового заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на право пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке недр Поле шахты Глушинская Глушинского каменноугольного месторождения в Кемеровской области; бездействие Федерального агентства по недропользованию, выразившееся в не издании приказа об утверждении результатов конкурса на право пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Поле шахты Глушинская Глушинского каменноугольного месторождения в Кемеровской области; на Федеральное агентство по недропользованию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав ООО СП "Барзасское товарищество" в порядке, установленном действующим законодательством, и с учетом выводов, содержащихся в решении по настоящему делу, в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 31.10.2012 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (www.torgi.gov.ru) Роснедра объявлен конкурс и размещена конкурсная документация по лоту N 311012/0961508 на право пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Поле шахты Глушинская Глушинского каменноугольного месторождения.
Письмом от 24.12.2012 N ЕК-04-31/13128 общество признано участником объявленного конкурса и 12.02.2013 состоялось подведение его итогов.
Согласно протоколу итогового заседания от 12.02.2013 решение о предоставлении права пользования недрами единственному участнику конкурса не принято.
04.03.2013 на сайте Роснедра размещен приказ от 01.03.2013 N 191 "О признании несостоявшимся конкурса на право пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Поле шахты Глушинская Глушинского каменноугольного месторождения".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2013 по делу N А40-142459/13, на Федеральное агентство по недропользованию возложена обязанность рассмотреть вопрос о выдаче соответствующей лицензии.
18.06.2014 во исполнение решения Арбитражного суда г. Москвы состоялось итоговое заседание конкурсной комиссии по проведению конкурса на право пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Поле шахты Глушинская Глушинского каменноугольного месторождения в Кемеровской области (оформленное протоколом N 2).
По результатам заседания комиссии конкурс признан несостоявшимся. При этом на основании п. 4 ст. 10.1 и ч. 7 ст. 13.1 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" ООО СП "Барзасское товарищество" предоставлено право пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Поле шахты Глушинская Глушинского каменноугольного месторождения сроком на 20 лет; Роснедрам рекомендовано оформить, зарегистрировать и выдать соответствующую лицензию на пользование недрами.
В соответствии с со ст. 13.1. Закона "О недрах", п. 116 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользование недрами, утвержденного приказом Минприроды России от 17.06.2009 N 156, п. 5.8 Порядка и условий проведения конкурса, утвержденного приказом Роснедра от 31.10.2012 N 1181, результаты конкурса подлежат утверждению путем издания приказа Федерального агентства по недропользованию не позднее 30 дней со дня проведения итогового заседания конкурсной комиссии.
Приказ об утверждении итогов конкурса не принят.
Впоследствии, приказом Роснедр от 13.08.2014 N 456 во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 24.06.2010 N ВП-П9-35пр и от 01.03.2011 N ИС-П9-1387 о недопустимости применения практики выделения лицензий разным компаниям на разработку различных угольных пластов, находящихся в пределах одного лицензионного участка итоги заседания конкурсной комиссии по предоставлению права пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке недр Поле шахты Глушинская Глушинского каменноугольного месторождения в Кемеровской области отменены.
Не согласившись с Федеральным агентством по недропользованию, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия правовых оснований.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда отмене не подлежит исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушением их изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 10.1 Федерального закона "О недрах" в целях разведки и добычи полезных ископаемых основанием возникновения права пользования участками недр является решение конкурсной или аукционной комиссии.
Согласно ст. 13.1 названного Закона принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных и аукционных комиссий, а также определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов в отношении каждого участка недр или группы участков недр, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Органом, уполномоченным на принятие данных решений, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре государственных органов государственной власти", а также Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, является Федеральное агентство по недропользованию.
В соответствии с п. 5.2.4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, Роснедра организует проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами.
Согласно ст. 13.1 Федерального закона "О недрах" протокол по результатам конкурсов и аукционов является основанием для выдачи лицензии.
В соответствии со ст. 13.1 Закона, п. 117 Административного регламента, п. 1.6 Порядка и условий проведения конкурса лицензия на пользование участком недр может быть выдана единственному участнику конкурса на условиях объявленного конкурса с учетом его технико-экономических предложений по освоению участка недр (ТЭП).
Пунктом 6.2 Порядка и условий проведения конкурса определено, что победителем признается участник конкурса, предложения которого соответствуют основным условиям пользования недрами, перечисленным в приложении 2 к настоящему Порядку, и представивший наилучшие предложения по освоению лицензионного участка в соответствии с критериями, установленными в п. 6.1 Порядка.
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 17 Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти направленные на уклонение от предоставления лицензий победителям на аукционе.
При этом под незаконным бездействием следует понимать несовершение в установленные сроки государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий и установленных законом и иными нормативными правовыми актами оснований, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
Учитывая результаты повторного заседания конкурсной комиссии, проведенного 18.06.2014 во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2013 по делу N А40-142459/2013, результаты которого оформлены протоколом N 2 от 18.06.2014 о выдаче заявителю, как единственному участнику конкурса лицензии на право пользования недрами, у Роснедр возникла обязанность утвердить результаты конкурса.
Следовательно, бездействие уполномоченного органа, выразившееся в не издании приказа об утверждении результатов конкурса на право пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Поле шахты Глушинская Глушинского каменноугольного месторождения в Кемеровской области, является незаконным.
В обоснование издания приказа Роснедр от 13.08.2014 N 456 об отмене итогов заседания конкурсной комиссии от 18.06.2014 уполномоченный орган ссылается на Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293 и указывает на то, что Роснедра руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также указанным Положением. В связи с этим, акты Правительства Российской Федерации имеют обязательное значение для Федерального агентства по недропользованию.
Согласно протоколу совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 24.06.2010 N ВП-П9-35пр "О ликвидации последствий аварий, произошедших 8 и 9 мая 2010 на шахте "Распадская" г. Междуреченска (Кемеровская область), оказанию помощи пострадавшим, семьям погибших и дальнейших мерах по развитию угольной промышленности и обеспечению безопасности производства горных работ на угледобывающих предприятиях" Минприроды России поручено совместно с Роснедрами при предоставлении прав пользования недрами угольных месторождений исключить выделение лицензий разным компаниям на различные угольные пласты в пределах одного лицензионного участка (абз. 4 п. 15).
Во исполнение данного поручения, обязательного для исполнения Федеральным агентством по недропользованию, издан приказ Роснедр от 01.03.2011 N 219, согласно которому при проведении конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, исключить предоставление нескольким недропользователям права пользования угольными пластами, находящимися в пределах одного лицензионного участка, а также указано, что заместителем Председателя Правительства Российской Федерации (поручение от 01.03.2011 N ИС-П9-1387, изданное по итогам совещания "Об обеспечении безопасности горных работ в угольной промышленности"), обращено внимание на неисполнение поручения Правительства Российской Федерации от 24.06.2010 N ВП-П9-35пр (абз. 4 п. 15) о недопустимости применения практики выделения лицензий на право пользования недрами разным компаниям на разработку различных угольных пластов, находящихся в пределах одного лицензионного участка, имея в виду отсутствие предложений корректировки законодательства в этой сфере.
Таким образом, Правительством Российской Федерации в поручениях установлены конкретные ограничения для предоставления в пользование определенных участков недр, характеризующихся приведенной спецификой расположения.
Согласно общим сведениям об участке недр лицензионный участок имеет общие границы с горными отводами действующих и строящихся угледобывающих предприятий: СП ООО "Барзасское товарищество" (лицензии на право пользования недрами КЕМ 00523 ТЭ и КЕМ 01345 ТЭ, участки недр Барзасский и Барзасский-2 соответственно), ООО "Ровер" (лицензия КЕМ 00587 ТЭ, участок Щегловский), ОАО "Шахта Южная" (лицензии КЕМ 14174 ТЭ, КЕМ 14173 ТЭ, КЕМ 01508 ТЭ, участки Южный, Поле шахты Черниговская и Лутугинский соответственно).
С учетом изложенного агентство полагает, что с учетом специфики расположения участка недр, выдача лицензии с целевым назначением разведка и добыча каменного угля на участке недр Поле шахты Глушинская Глушинского каменноугольного месторождения в Кемеровской области повлечет неисполнение поручений Правительства Российской Федерации от 24.06.2010 N ВП-П9-35пр и от 01.03.2011 N ИС-П9-1387, приказа Роснедр от 01.03.2011 N 219.
Доводы агентства обоснованно отклонены судом первой инстанции, как не соответствующие действующему законодательству.
Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено такое основание для отказа в предоставлении права пользования недрами, как нахождение в пределах одного лицензионного участка угольных пластов различных компаний.
В соответствии со ст. 14 Закона "О недрах", п. 17.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, отказ в выдаче лицензии может последовать при условиях: подачи заявки на предоставление лицензии с нарушением требований, установленных настоящим Положением; умышленного представления заявителем неверных сведений о себе; если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что он обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного ведения работ.
Таким образом, закон содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых заявителю может быть отказано в выдаче лицензии.
Положенное в основу оспариваемого приказа обоснование отказа, в данном перечне отсутствует.
В силу п. 84 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственной функции по организации проведения в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользование недрами, утвержденного приказам Минприроды России от 17.06.2009 N 156, организатор конкурса (Роснедра или его территориальный орган), принявший решение о проведении конкурса на право пользования участком недр, вправе до даты заседания конкурсной комиссии принять решение об отмене проведения конкурса: в случае выявления нарушений требований законодательства при проведении конкурса, утвержденного организатором конкурса порядка проведения конкурса; на основании судебных актов; вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Такое решение не принято, оспариваемым приказом отменены итоги уже проведенного (состоявшегося) конкурса, в то время как положения регламента позволяют отменить конкурс до начала его проведения.
Кроме того, приведенное Роснедрами основание для отмены в данном пункте Регламента отсутствует.
Фактически Роснедра пересмотрено ранее принятое конкурсной комиссией решение о предоставлении лицензии и отменено (аннулировано) в одностороннем порядке в отсутствие таких полномочий.
Между тем, отмена результатов торгов самим организатором торгов после их проведения законом не предусмотрена, поскольку исходя из положений ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица только судом.
В пункте 44 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права защищаются способами, предусмотренными законом.
Таким образом, результаты проведенного конкурса могут быть отменены не иначе, как судом по иску заинтересованного лица, но не принятием ненормативного акта властно-распорядительного характера.
Полномочиями по отмене результатов проведенных торгов руководитель Федерального агентства по недропользованию не наделен.
Ссылки агентства на исполнение поручений Правительства Российской Федерации обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку поручения не являются нормативным правовым актом и имеет обязательное значение для Федерального агентства по недропользованию, но не для общества.
Кроме того, данные поручения были даны и известны агентству на момент размещения информации о проведении торгов, утверждения порядка и условий его проведения.
Заявитель как участник конкурса, в том числе учитывая вступившее в законную силу решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.12.2013 по делу N А40-142459/2013, в рамках которого законность проведения конкурса не оспаривалась, в данном случае не может нести ответственность за действия Роснедр по проведению данного конкурса.
Исходя из содержания Приложения 1 к Порядку и условиям проведения конкурса на право пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Поле шахты Глушинская Глушинского месторождения каменноугольного месторождения в Кемеровской области (приложение 1 к приказу Роснедр от 31.10.2012 N 1181), следует, что на конкурс выставлен отдельный лицензионный участок, что исключает право пользования несколькими недропользователями угольными пластами, находящимися в пределах одного лицензионного участка.
В нарушение требований ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств того, что спорный лицензионный участок подпадает под ограничение, изложенное в поручении Правительства Российской Федерации, не представлено.
Требования заявителя обоснованные и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Поскольку данный спор заявлен в соответствии с нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требование заявителя об обязании Федеральное агентство по недропользованию устранить допущенные нарушения прав заявителя путем издания приказа об утверждении результатов конкурса на право пользования недрами с целью разведки и добычи каменного угля на участке Поле шахты Глушинская Глушинского каменноугольного месторождения Кемеровской области и выдать лицензию, следует расценивать в качестве способа восстановления нарушенного права при разрешении спора в рамках указанной главы процессуального законодательства (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
По существу доводы апелляционной жалобы касаются установленных обстоятельств дела, сводятся к несогласию с выводами суда, не опровергая их законность, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права, в связи с чем, не принимаются в качестве оснований для отмены судебного акта. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2015 по делу N А40-169203/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-169203/2014
Истец: ООО СП "Барзасское Товарищество"
Ответчик: Роснедра, Федеральное агентство по недропользованию