Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 9 апреля 2015 г. N 15АП-3952/15
город Ростов-на-Дону |
|
09 апреля 2015 г. |
дело N А53-27081/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стефанцевой А.В.,
при участии:
от истца: Щепина Н.Н. - представитель по доверенности от 01.04.2015, паспорт;
от ответчика: Палкин В.В. - представитель по доверенности от 05.02.2015, паспорт, Билава В.Н. - представитель по доверенности от 09.12.2013, паспорт;
от третьего лица: Кузнецова М.А. - представитель по доверенности от 16.06.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Ключевое"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.01.2015 по делу N А53-27081/2014
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области
(ИНН 6163097776, ОГРН 1096195001704)
к открытому акционерному обществу "Ключевое"
(ИНН 6166043916, ОГРН 1026102216140),
третье лицо: Государственное научное учреждение Всероссийский институт виноградарства и виноделия имени Я.И. Потапенко Российской академии сельскохозяйственных наук,
о нечинении препятствий; об обязании освободить земельные участки,
принятое судьей Прокопчук С.П.,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Ключевое" (далее - ответчик, общество) о нечинении препятствий в пользовании земельными участками с кадастровыми номерами 61:55:0000000:144, 61:55:0010901:7, 61:55:0010901:8, местоположение которых установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир юго-западная часть, район балки Большая Мишкина и поселка "Ключевой". Почтовый адрес ориентира: Ростовская область, г. Новочеркасск; об обязании освободить указанные земельные участки.
Исковые требования мотивированы тем, что.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное научное учреждение Всероссийский институт виноградарства и виноделия имени Я.И. Потапенко Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - институт).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.01.2015 исковые требования удовлетворены. Суд обязал общество:
не чинить препятствий в пользовании управлением земельными участками с кадастровыми номерами 61:55:0000000:144, 61:55:0010901:7, 61:55:0010901:8, местоположение которых установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир юго-западная часть, район балки Большая Мишкина и поселка "Ключевой". Почтовый адрес ориентира: Ростовская область, г. Новочеркасск;
освободить земельный участок с кадастровым номером 61:55:0000000:144, площадью 8 012 356 кв. м. от многолетних насаждений (виноградников и плодовых деревьев), шлагбаумов, железной сетки-рабицы, деревянных и металлических шпалеров и столбов;
освободить земельный участок с кадастровым номером 61:55:0010901:8, площадью 399 129 кв. м. от многолетних насаждений (виноградников и плодовых деревьев), деревянных и металлических шпалеров и столбов;
освободить земельный участок с кадастровым номером 61:55:0010901:7, площадью 162 018 кв. м. от многолетних насаждений.
С общества в доход федерального бюджета взыскано 16 000 рублей государственной пошлины.
Решение мотивировано тем, что на принадлежащих истцу на праве собственности земельных участках произрастают многолетние насаждения (виноградники), принадлежащие на праве собственности обществу, что подтверждается актом осмотра земельного участка и ответчиком не оспаривается. Земельные участки были переданы во владение и пользование обществу по ничтожной сделке. При таких обстоятельствах передача земельных участков во владение общества носит фактический характер, но не влечет юридических последствий. По существу занятие земельного участка является действием, создающим препятствие в пользовании им.
Суд указал, что сторонами не оспаривается факт владения истцом в настоящее время спорными земельными участками. Суд установил, что открытое акционерное общество "Ключевое" земельными участками с кадастровыми номерами 61:55:0010901:7, 61:55:0010901:8, 61:55:0000000:144 не владеет, поскольку на них отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие указанному ответчику. При этом у истца отсутствует необходимость в восстановлении фактического владения спорным имуществом. Законный интерес управления заключается в беспрепятственной реализации своих полномочий собственника в отношении земельных участков.
Открытое акционерное общество "Ключевое" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.01.2015 по делу N А53-27081/2014 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что общество приобрело право собственности на многолетние насаждения путем передачи этого имущества 28.06.2001 ГП ОПХ "Ключевое" в счет оплаты акций общества. Общество на основании статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2007, считает указанные насаждения объектами недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности. Указанное право никем не оспаривается.
Общество считает, что использует земельные участки под многолетние насаждения на законном основании, таком же. Которое было у его правопредшественника.
Доказательств возможности восстановления переданных ОАО "Ключевое" в 2001-2003 годах многолетних насаждений - виноградников, садов, лесополос, зданий (строений, сооружений) в другом месте без нанесения несоразмерного ущерба их назначению суду при рассмотрении настоящего спора не представлено. Других участков у общества нет.
Общество считает управление ненадлежащим истцом, поскольку функции по распоряжению земельными участками, закрепленными за научными учреждениями, переданы Федеральному агентству научных организаций. В свою очередь, институт подведомствен Агентству по всем вопросам распоряжения находящегося на балансе института федерального имущества.
В отзыве на апелляционную жалобу
В судебном заседании
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит (не подлежит) удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 1980 и 1993 годах ОПХ ВНИИВиВ им. Я.И. Потапенко (правопредшественник института) в бессрочное пользование были предоставлены: земельный участок площадью 1 145,6 га, расположенный в г. Новочеркасске, и земельный участок площадью 600 га, расположенный в Аксайском районе, что подтверждается государственными актами на право бессрочного (постоянного) пользования землей N РО-02-03-003955 и А-I N 117755.
По договору аренды от 01.11.2001 институт (арендодатель) передал обществу (арендатору) во временное пользование сроком на 10 лет часть земельного участка площадью 860,51 га, расположенного в г. Новочеркасске.
Границы передаваемого земельного участка были определены в плане земельного участка, являющемся неотъемлемым приложением к договору. Договор был зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленном законом порядке.
Передача земельного участка была оформлена актом приема-передачи от 01.11.2008.
В рамках дела N А53-10750/2010 установлено, что в 2008 году из земельного участка площадью 860,51 га, расположенного на территории г. Новочеркасска (юго-западная часть района Большой Мишкинской балки и поселка "Ключевой") и переданного в аренду обществу по договору аренды от 01.11.2001, сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет три земельных участка: земельный участок с кадастровым номером 61:55:0000000:144, площадью 8 012 356 +/- 566 кв. м, кадастровый паспорт от 24.03.2011 N 61/001/11-70785; земельный участок с кадастровым номером 61:55:0010901:8, площадью 399 129 +/- 126 кв. м, кадастровый паспорт от 24.03.2011 N 61/001/11-70856; земельный участок с кадастровым номером 61:55:0010901:7 площадью 162 018 +/- 80 кв. м, кадастровый паспорт от 24.03.2011 N 61/001/11-70775.
В отношении указанных участков в ЕГРП 25.06.2008 внесены записи о регистрации права собственности Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерация является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 61:55:0010901:7, 61:55:0010901:8, 61:55:0000000:144.
Вступившими в законную силу судебными актами по делам N А53-15772/2006 и N А53-10750/2010 заключенный между учреждением и обществом договор аренды от 01.11.2001 оценен как ничтожный.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011, оставленным без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.02.2012 по делу N А53-31529/2009 за Российской Федерацией признано право собственности на следующие объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 61:55:0000000:144: водный объект (пруд) на балке Мишкина (Б.Мишкина), площадь участка под водой 50 299,82 кв. м и расположенное на нем сооружение "оградительная дамба-плотина" литер А, протяженностью 140,06 кв. м, кадастровый номер 61:55:0010901:0:1; водный объект (пруд) на балке Соколова, площадь участка под водой 6 317,08 кв. м и расположенное на нем сооружение "оградительная дамба - пруд центральной усадьбы литер Б, протяженностью 35,76 кв. м, кадастровый номер 61:55:0010901:0:2; водный объект (пруд) на балке Соколова площадь участка под водой 23 536,38 кв. м, расположенное на нем сооружение "оградительная дамба-пруд центральной усадьбы" литер В, протяженностью 79 м, кадастровый номер 61:55:0010901:0:3.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области ссылаясь на статью 622 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, указывая на то, что срок действия ничтожного договора аренды истек 01.11.2011, запись об обременении в виде права аренды общества в отношении земельных участков погашена, после истечения срока действия договора общество не перенесло виноградные кусты и не освободило земельные участки, в том числе и от многолетних насаждений, что препятствует собственнику в пользовании земельными участками, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно акту осмотра земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации расположенных на территории города Новочеркасска Ростовской области от 12.01.2015 в результате выездной внеплановой проверки в составе представителей истца и третьего лица в результате проведенного осмотра земельных участков установлено, что после окончания срока действия договора аренды 01.11.2001 ОАО "Ключевое" не произвело демонтаж металлических конструкций: двух шлагбаумов, металлических столбов, шпалеры, проволоки, сетки-рабицы, не освободило земельные участки от виноградников и плодовых деревьев, не произвело выкорчевку больных и погибших многолетних насаждений. В целом земельный участок и все осмотренные виноградники заброшены, уходные работы не ведутся, участки заросли сорняками и мелколесьем. Необходимо проведение работ по выкорчевыванию больных растений.
28 июня 2001 года согласно акту приема - передачи имущества в уставный капитал ОАО "Ключевое" было передано имущество ОПХ "Ключевое" в качестве вклада в уставный капитал согласно приложению N 1, являющемуся неотъемлемой частью указанного акта (л.д. 147 - 149 т. 2).
В состав имущества, переданного ОАО "Ключевое" в качестве вклада в уставный капитал, вошли объекты недвижимости, оборудование и многолетние насаждения, в т.ч. бригада N 15: винцех 1970 года постройки, склад 1978 г.п., нарядная 1978 г.п., гараж 1969 г.п., плотина (балка Соколова) 1968 г.п., пруд центральной усадьбы 1967 г.п., пруд центральной усадьбы 1966 г.п.; многолетние насаждения в том числе: виноградники производственные плодоносящие 190,58 га, виноградники сортоучасток 9,94 га, виноградники маточный подвой 28,11 га, виноградники 1 летки 3,59 га, виноградники 2-летки 6,63 га, виноградники 3-летки 4,6 га, виноградники 4-летки 1,2 га, сад семечковый плодоносящий 105,02 га., сад косточковый 33,1 га, лесополосы 52,62 га.
{Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 N 15АП-8267/2010 по делу N А53-31529/2009 {КонсультантПлюс}}
16.11.2001 г. ГП ОПХ "Ключевое" и ОАО "Ключевое" заключили договор купли-продажи N 16/КП предметом которого являются многолетние насаждения, расположенные на землях г. Новочеркасска общей площадью 76,65 га, в том числе: сад плодоносящий семечковый в бригаде N 6 на площади 58,57 га; сад плодоносящий семечковый в бригаде N 7 на площади 17,43 га; виноградники производственные плодоносящие в бригаде N 4 на площади 0,65 га стоимостью 10000 руб.
{Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2010 N 15АП-8267/2010 по делу N А53-31529/2009 {КонсультантПлюс}}
В связи с принятием апелляционным судом отказа института и ТУ ФАУГИ в РО от требований о признании договоров аренды недействительными, суд апелляционной инстанции проверяет правильность принятого судом решения о признании отсутствующими обременений земельных участков с кадастровыми номерами 61:55:0000 000:144, 61:55:0010 901:8, 61:55:0010 901:07 в виде права аренды ОАО "Ключевое".
{Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 N 15АП-12674/2010 по делу N А53-10750/2010 {КонсультантПлюс}}
Как следует из материалов дела, в 1980 и 1993 годах ОПХ ВНИИВиВ им. Я.И. Потапенко (правопредшественник института) в бессрочное пользование были предоставлены: земельный участок площадью 1145,6 га, расположенный в г. Новочеркасске, и земельный участок площадью 600 га, расположенный в Аксайском районе, что подтверждается государственными актами на право бессрочного (постоянного) пользования землей N РО-02-03-003955 и А-I N 117755 (л.д. 36 - 39 том 1, л.д. 82 - 87 том 2).
По договору аренды от 16.11.2001 институт (арендодатель) передал часть земельного участка площадью 562,51 га, расположенного в Аксайском районе, во временное пользование сроком на 10 лет ОАО "Ключевое" (л.д. 16 - 20 том 1).
По договору аренды от 01.11.2001 институт (арендодатель) передал обществу (арендатор) также во временное пользование сроком на 10 лет часть земельного участка площадью 860,51 га, расположенного в г. Новочеркасске (л.д. 25 - 29 том 1).
Как следует из материалов дела, из земельного участка площадью 860,51 га, расположенного на территории г. Новочеркасска (юго-западная часть района Большой Мишкинской балки и поселка "Ключевой") и переданного в аренду обществу договору аренды от 01.11.2001, сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет три земельных участка:
- земельный участок с кадастровым номером 61:55:0000 000:144 площадью 8012356 кв. м (кадастровый паспорт N 62/001/09-612847 от 26.11.2009 - л.д. 60 - 65 том 1),
- земельный участок с кадастровым номером 61:55:0010 901:8 площадью 399129 кв. м (кадастровый паспорт N 61/001/09-612819 от 26.11.2009 - л.д. 70 - 72 том 1)
- земельный участок площадью 162018 кв. м с кадастровым номером 61:55:0010 901:7 (кадастровый паспорт N 61-01.1/08-4976 от 25.04.2008 - л.д. 56 - 58 том 1).
Из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 09.12.2010 на запрос апелляционного суда следует, что в связи с разделом земельного участка и образованием новых участков, записи о регистрации договора аренды с условным номером 66:55:0 0 0:12406, заключенного между институтом и обществом, были перенесены в подразделы III-I, открытые на земельные участки с кадастровыми номерами 61:55:0000 000:144, 61:55:0010 901:8, 61:55:0010 901:7 (л.д. 119 - 121 т. 3).
Из ответа регистрационной службы от 09.12.2010 также следует, что в ЕГРП имеются сведения о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования института земельным участком площадью 600 кв. м с условным номером 61:02:03 00УН:1.2/894, расположенным по адресу: Аксайский район, земли Грушевской сельской администрации.
{Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 N 15АП-12674/2010 по делу N А53-10750/2010 {КонсультантПлюс}}
Факт отсутствия у ОАО "Ключевое" законных прав на пользование и владение спорными земельными участками (за исключением, занятыми многолетними насаждениями) подтвержден решением Арбитражного суда Ростовской области от 29.06.2007 по делу А53-15772/2006 (л.д. 40 - 46 том 1), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанцией Арбитражного суда Ростовской области от 12.09.2007 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.12.2007 (л.д. 75 - 79 том 2).
{Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 N 15АП-12674/2010 по делу N А53-10750/2010 {КонсультантПлюс}}
В отсутствие доказанности фактического владения институтом и ТУ ФАУГИ в РО спорными земельными участками, их требования не являются негаторными и не относятся к тем, на которые, согласно статье 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковая давность не распространяется.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части удовлетворения иска о признании отсутствующими обременений правами аренды общества земельных участков с кадастровыми номерами 61:55:0000 000:144, 61:55:0010 901:8, 61:55:0010 901:07 подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований института и ТУ ФАУГИ в РО.
{Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2011 N 15АП-12674/2010 по делу N А53-10750/2010 {КонсультантПлюс}}
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2015 N 15АП-18073/2014 по делу N А53-2256/2014
Требование: Об обязании прекратить нарушение права пользования земельным участком, не чинить препятствия в сносе деревьев, произрастающих на земельном участке (Фахретдинов)
Определение Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N 18-КГ14-112
Требование: Об обязании заключить договоры аренды земельных участков.
Обстоятельства: Ответчики являются собственниками земельных участков, на которых находятся многолетние насаждения винограда, принадлежащие на праве собственности истцу. Соглашение по поводу заключения договоров аренды участка и их условий между сторонами не достигнуто.
Решение: Требование удовлетворено, так как расположенный на земельных участках ответчиков виноградник является многолетней культурой, требующей значительных материальных затрат на его взращивание и уход за ним, виноград произрастал на спорных участках до приобретения ответчиками права собственности на них, перемещение виноградника невозможно без несоразмерного для него ущерба.
Статьей 114 Конституции Российской Федерации определено, что вопросы управления федеральной собственностью относятся к компетенции Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации путем издания совокупности нормативных актов делегировало свои полномочия по управлению федеральной собственностью федеральным органам исполнительной власти, определив их компетенцию в соответствующих положениях, устанавливающих их полномочия и порядок деятельности.
Пунктом 2.12 Типового регламента взаимодействия органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30, установлено, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного подведомственным этим органам федеральным государственным учреждениям.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пункт 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321, предусматривал, что указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства" подпункт 5.5 Положения о Минздравсоцразвития России был изложен в следующей редакции: "Минздравсоцразвития России осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 данного Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным министерству".
В настоящее время указанные полномочия закреплены в Положении о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608 (пункт 5.5.2).
Федеральным законом, относящим к полномочиям собственника изъятие неиспользуемого имущества учреждения, является Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 296 и 299). Довод управления о том, что федеральный закон должен специально наделять Минздравсоцразвития указанными полномочиями, основан на неверном понимании норм материального права.
В корреспонденции с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, определено, что Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). Указанные Положения распространяются и на полномочия Росимущества по закреплению находящегося в федеральной собственности имущества в оперативном управлении федеральных государственных учреждений и изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений (пункт 5.22). Данный вывод вытекает также из пункта 5 Положения о Росимуществе, в котором установлено, что свои полномочия, в том числе и указанные в пункте 5.22, Росимущество осуществляет в установленной сфере деятельности. Поэтому необоснованными являются возражения управления, в соответствии с которыми право изъятия имущества, находящегося на праве оперативного управления, принадлежит управлению в отношении любого государственного учреждения.
Таким образом, в данном случае полномочия собственника в отношении имущества, закрепленного за университетом, на момент издания оспариваемого распоряжения, осуществляло Минздравсоцразвития России.
{Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 N 15АП-11354/2012 по делу N А53-19040/2012 {КонсультантПлюс}}
Статьей 114 Конституции Российской Федерации вопросы управления федеральной собственностью отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации путем издания совокупности нормативных актов делегировало свои полномочия по управлению федеральной собственностью федеральным органам исполнительной власти, определив их компетенцию в соответствующих положениях, устанавливающих их полномочия и порядок деятельности.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
Согласно пункту 5.21 указанного Положения Росимущество закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества.
Пунктом 2.12 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30, установлено, что Федеральные органы исполнительной власти в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства, управляют имуществом и осуществляют полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе федерального имущества, переданного подведомственным этим органам федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям.
Пункт 1 действовавшего в период издания оспариваемых распоряжений Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321, предусматривал, что оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства" подпункт 5.5 Положения о Минздравсоцразвития России изложен в следующей редакции: "Минздравсоцразвития России осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 данного Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным министерству".
В настоящее время указанные полномочия закреплены в Положении о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608 (пункт 5.5.2).
Федеральным законом, относящим к полномочиям собственника изъятие неиспользуемого имущества учреждения, является Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 296 и 299).
Довод управления Росимущества о том, что федеральный закон должен специально наделять Минздравсоцразвития указанными полномочиями, основан на неверном понимании норм материального права.
В корреспонденции с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 321, Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, вышеназванными нормами определено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти. Указанные Положения распространяются и на полномочия Федерального агентства по управлению государственным имуществом по закреплению находящегося в федеральной собственности имущества в оперативном управлении федеральных государственных учреждений и изъятию в установленном порядке излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений (пункт 5.22). Данный вывод вытекает также из пункта 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в котором установлено, что свои полномочия, в том числе и указанные в пункте 5.22, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в установленной сфере деятельности.
Таким образом, в данном случае полномочия собственника в отношении имущества, закрепленного за университетом, на момент издания оспариваемых распоряжений осуществляло Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, поскольку в спорный период университет находился в его ведении в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации о 10.09.2008 N 1300-р.
{Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.12.2013 по делу N А53-19040/2012 {КонсультантПлюс}}
705. Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт виноградарства и виноделия имени Я.И. Потапенко Российской академии сельскохозяйственных наук
Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 N 2591-р (ред. от 15.07.2014) <Об утверждении перечня организаций, подведомственных ФАНО России> {КонсультантПлюс}
5. Федеральное агентство научных организаций осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
5.3. на основании и в порядке, которые установлены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляет следующие функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности:
5.3.1. осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями;
5.3.5. осуществляет экономический анализ деятельности государственных унитарных предприятий, подведомственных Агентству, и утверждает показатели экономической эффективности их деятельности, проводит в организациях, подведомственных Агентству, проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования закрепленного за ними имущества;
5.3.6. в целях перераспределения имущества между организациями, подведомственными Агентству, закрепляет за такими организациями федеральное имущество и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества;
5.3.7. представляет в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и иных вещных прав на недвижимое имущество, закрепленное за Агентством и подведомственными ему организациями;
5.5. обращается в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за Агентством и подведомственными ему организациями;
Постановление Правительства РФ от 25.10.2013 N 959 (ред. от 13.03.2015) "О Федеральном агентстве научных организаций" (вместе с "Положением о Федеральном агентстве научных организаций") {КонсультантПлюс}
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.01.2015 по делу N А53-27081/2014 отменить. В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (ИНН 6163097776, ОГРН 1096195001704) в пользу открытого акционерного общества "Ключевое" (ИНН 6166043916, ОГРН 1026102216140) 3 000 руб. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-27081/2014
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области
Ответчик: ОАО "КЛЮЧЕВОЕ"
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ВИНОГРАДАРСТВА И ВИНОДЕЛИЯ ИМЕНИ Я. И. ПОТАПЕНКО"
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12188/20
12.11.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17061/20
03.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2725/20
10.03.2020 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2725/20
27.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20138/19
27.09.2019 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-27081/14
25.07.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5758/19
17.05.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5059/19
22.08.2018 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-27081/14
21.08.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5672/18
07.05.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2519/18
07.02.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11215/17
10.01.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-27081/14
30.11.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18991/17
31.10.2017 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-27081/14
09.10.2017 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16865/17
25.10.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16592/16
13.09.2016 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-27081/14
24.06.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1799/16
12.02.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3952/15
09.04.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3952/15
22.01.2015 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-27081/14