г. Красноярск |
|
13 апреля 2015 г. |
Дело N А74-6132/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2015 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Споткай Л.Е.,
секретаря судебного заседания Козловой Т.Е.,
при участии:
от ответчика (закрытого акционерного общества "Промтранс"): Кулакова О.В., представителя по доверенности от 24.02.2015 N 600,
от истца (открытого акционерного общества "Российские железные дороги"):
Рожковой И.Е. по доверенности от 05.03.2015;
от третьего лица (ООО "СУЭК-Хакасия"): Озолиной М.В., представителя по доверенности от 11.11.2014,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Промтранс"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 21 января 2015 года
по делу N А74-6132/2014, принятое судьёй Кожура-Кобыляцкой Н.Н.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу "Промышленный транспорт" (ИНН 1903005308, ОГРН 1021900696531) о взыскании 21 474 927 рублей 78 копеек, в том числе 20 608 919 рублей 91 копейки платы за пользование вагонами и 866 007 рублей 87 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.04.2014 по 30.09.2014 с требованием начисления процентов за последующий период с 01.10.2014 до фактической уплаты суммы основного долга.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 21 января 2015 года иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в иске отказать по следующим мотивам.
ОАО "РЖД" было обязано отказать в согласовании заявок контрагентов на перевозку грузов в связи с отсутствием технической возможности ЗАО "Промышленный транспорт" принять груз вследствие превышения перерабатывающей способности;
В материалах дела отсутствуют заявки, согласованные ответчиком в количестве, превышающем количество вагонов, указанное в пункте 15 договора N 4. Задержка вагонов на путях общего пользования произошла по вине перевозчика (ОАО "РЖД") вследствие их подачи в объемах, превышающих технологическую возможность ЗАО "Промышленный транспорт" их принять;
Размер платы за использование инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования должен определяться компетентным государственным органом в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", следовательно, размер платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику не может быть установлен в договорном порядке и, как следствие, указанное договорное условие является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации;
Наличие причин задержки вагонов в пути следования можно подтвердить лишь единственным доказательством - актом общей формы ГУ-23, составленным на станции Черногорские Копи по факту ожидания подачи порожних вагонов на пути ЗАО "Промышленный транспорт" (пункт 2.1. Методических рекомендаций по оформлению ОАО "Российские железные дороги" задержки вагонов, контейнеров в пути следования в поездах, временно отставленных от движения, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р);
Поскольку ответчик доказал факт подачи перевозчиком вагонов в количестве, превышающем количество вагонов, установленных пунктом 15 договора от 24.08.2007 N 4, суд первой инстанции необоснованно не применил положения статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и не освободил ответчика от взыскиваемой истцом платы;
Ответчиком по настоящему делу было заявлено ходатайство об уменьшении взыскиваемой суммы в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации на 95%. Суд первой инстанции в удовлетворении указанного ходатайства отказал по причине того, что взыскиваемая плата не является неустойкой, что противоречит сложившейся судебной практике.
С учетом того, что условие о взимании платы за пользованием вагонами, не принадлежащими перевозчику, является договорным условием, размер платы устанавливается в добровольном порядке по соглашению сторон, к нему не может применяться обязательное правило о применении повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти для субъекта естественной монополии, без специальной оговорки сторон, допускающей применение таких повышающих коэффициентов.
Поскольку Тарифным руководством N 2 не установлена плата за пользование вагонами и данная плата является договорной, то применение в п. 20 Договора пункта 12 Тарифного руководства N 2 является не более чем арифметическим элементом для расчета стоимости за данный вид услуги. Соответственно, без специальной оговорки в договоре о применении 11ДС к расчету платы за пользование вагонами, считается, что НДС уже содержится в указанной плате.
Указанный довод подтверждается правоприменительной практикой, а именно пунктом 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33. в котором указано, что по смыслу положений п. п. 1 и 4 ст. 168 НК РФ сумму налога, предъявляемую покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, необходимо учитывать при определении окончательной цены договора. Таким образом, если в договоре прямо не указано, что в установленную в нем цену не включена сумма налога, и иное не следует из обстоятельств, возникших до заключения договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемую покупателю сумму налога продавец выделяет из цены договора расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Таким образом, в случае исключения незаконно применяемого ОАО "РЖД" коэффициента при расчете платы за пользование вагонами и уменьшения на сумму НДС, сумма, которая возможна к взысканию с ЗАО "Промтранс" составляет:
20 608 919,91/1,18/3,159=5 528 707,30 рублей, где
20 608 919,91 - сумма, насчитанная ОАО "РЖД" за пользование вагонами с учетом коэффициента и НДС,
/1.18 - действие по вычету НДС из расчетов цены иска,
/3,159 - действие по вычету из расчетов цены иска повышающего коэффициента, установленного приказами Федеральной службы по тарифам от 27.11.2012 N 301-Т/1 и от 24.12.2013 N252-т/1,
5 528 707,30 - сумма подлежащая начислению ОАО "РЖД" за пользование вагонами в соответствии с п. 20 Договора.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.03.2015 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 09.04.2015.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель истца отклонил доводы апелляционной жалобы, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо ООО "Суэк-Хакасия" поддержало позицию ответчика просит отменить решение, в иске - отказать. Считает, необоснованно не применена статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание не направило своих представителей открытое акционерное общество "Русский уголь", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, направило отзыв, в котором поддержало позицию ответчика.
Дело рассматривается в отсутствие его представителя на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлено.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (перевозчик) и закрытое акционерное общество "Промышленный транспорт" (владелец) 24.08.2007 заключили договор N 4 (в редакции дополнительного соглашения от 28.10.2010 N 579 с протоколом урегулирования разногласий от 27.01.2011) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования закрытого акционерного общества "Промышленный транспорт", примыкающего к станции Черногорские Копи Красноярской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги", по условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Черногорские Копи со станции Новая стрелочными переводами N 33 и N 69 к пути N 1 и стрелочным переводом N 9 к продолжению пути 1БП парка "Б"; со стороны станции Деповская стрелочным переводом N 941 к пути 1АП парка "А", обслуживаемого локомотивом владельца (пункт 1 договора).
Согласно пункту 15 договора перерабатывающая способность по погрузке угля составляет 320 вагонов в сутки, в том числе ООО "СУЭК - Хакасия" - 166 вагонов, ООО "Разрез Степной" и ЗАО "Русский Уголь" - 104 вагона, ООО "Хакасразрезуголь" -43 вагона.
В соответствии с абзацем 1 пункта 20 договора (в редакции дополнительного соглашения от 28.10.2010 N 579 с протоколом урегулирования разногласий от 27.01.2011) за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма их железнодорожной станцией Черногорские Копи по причинам, зависящим от владельца или его контрагентов, владелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами:
- за вагоны, принадлежащие перевозчику - в размере, установленном тарифным руководством N 2;
- за вагоны, не принадлежащие перевозчику - за всё время нахождения таких вагонов на путях общего пользования - в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной пунктом 12 тарифного руководства N 2.
На станции Черногорские Копи 16.12.2013 по прибытии поезда N 3624, индекс 8880-460-8879 составлены акты общей формы N N 11460, 11459 от 16.12.2013 о том, что на основании распоряжения перевозчика 14.12.2013 задержаны вагоны по станции Ташеба из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ташеба 15.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями NN1684, 1710, 1686, 1712, 1687, 1685, 1713, 1711, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 35-40 часов по актам NN 11460, 11459. В ведомости подачи и уборки вагонов N 044932 начислена плата в сумме 13798,4 руб. без учета НДС или 16281,11 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 044933 начислена плата в сумме 6899,2 руб. без учета НДС или 8 141,05 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 20.01.2014 по прибытии поезда N 3204, индекс 8800-831-8879 составлены акты общей формы N N 875,874 от 20.01.2014 о том, что на основании распоряжения перевозчика 25.12.2013 задержаны вагоны по станции Назарово из-за невозможности их приёма станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Назарово 26.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями NN 1939, 1965, 1937,1967,1938,1940,1968,1966, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 24-45 часов по актам NN 875,874. В ведомости подачи и уборки вагонов N 044931 начислена плата в сумме 7256,6 руб. без учета НДС или 8562,78 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 044930 начислена плата в сумме 17862,4 руб. без учета НДС или 21077,63 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 23.12.2013 по прибытии поезда N 3702, индекс 8891-348-8879 составлены акты общей формы N N 11819,11818 от 23.12.2013 о том, что на основании распоряжения перевозчика 10.12.2013 задержаны вагоны по станции Подсиний из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Подсиний 23.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями NN 1604,1906, 1606,1908,1607,1605,1907,1909, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 313-25 часов по актам NN 11819,11818. В ведомости подачи и уборки вагонов N 044929 начислена плата в сумме 356 943,3 руб. без учета НДС или 421 193,09 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 044928 начислена плата в сумме 713 886,6 руб. без учета НДС или 842 386,18 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 17.01.2014 по прибытии поезда N 3614, индекс 8891-375-8879 составлены акты общей формы N N 609,608 от 17.01.2014 о том, что на основании распоряжения перевозчика 21.12.2013 задержаны вагоны по станции Ирба из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ирба 16.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями NN 1838, 119, 1840, 121, 1839, 1841, 120, 122, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 629-10 часов по актам NN 609, 608. В ведомости подачи и уборки вагонов N 044943 начислена плата в сумме 1 770 320,0 руб. без учета НДС или 2 088 977,6 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 044942 начислена плата в сумме 531096,0 руб. без учета НДС или 626 693,28 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 23.01.2014 по прибытии поезда N 774, индекс 8878-147-8879 составлены акты общей формы N N 972,973 от 23.01.2014 о том, что на основании распоряжения перевозчика 25.12.2013 задержаны вагоны по станции Хайрузовка из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Хайрузовка 22.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями NN1953,162,1955,164,1654,1956,163,165, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 664-08 часов по актам NN 972, 973. В ведомости подачи и уборки вагонов N 036774 начислена плата в сумме 262 162,6 руб. без учета НДС или 309 351,86 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 036775 начислена плата в сумме 2 396915,2 руб. без учета НДС или 2 828 359,93 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 23.01.2014 по прибытии поезда N 3634, индекс 8878-882-8879 составлены акты общей формы N N 968,969 от 23.01.2014 о том, что на основании распоряжения перевозчика 25.12.2013 задержаны вагоны по станции Кошурниково из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Кошурниково 10.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями N N 1911,75, 1910, 76,1913,1912,77,78, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 401 -15 часов по актам NN 968, 969. В ведомости подачи и уборки вагонов N 036801 начислена плата в сумме 154 981,4 руб. без учета НДС или 182 878,05 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 036802 начислена плата в сумме 708 486,4 руб. без учета НДС или 836 013,95 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 13.01.2014 по прибытии поезда N 3262, индекс 8838-188-8879 составлен акт общей формы N 465 от 13.01.2014 о том, что на основании распоряжения перевозчика 11.12.2013 задержаны вагоны по станции Глядень из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Глядень 12.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями N N 1633,91, 1634,92, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 765-40 часов по акту N465. В ведомости подачи и уборки вагонов N 041810 начислена плата в сумме 2 778 425,6 руб. без учета НДС или 3 278 542,2 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 20.01.2014 по прибытии поезда N 3706, индекс 9200-013-8879 составлены акты общей формы N N 698,699 от 20.01.2014 о том, что на основании распоряжения перевозчика 13.12.2013 задержаны вагоны по станции Ирба из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ирба 19.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец были уведомлены извещениями NN 1683,137, 1681,139,1682,1684,138,140, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 872-07 часов по актам NN 698, 699. В ведомости подачи и уборки вагонов N 032615 начислена плата в сумме 396 861,6 руб. без учета НДС или 468 296,68 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 032616 начислена плата в сумме 2 529 992,7 руб. без учета НДС или 2 985 391,38 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 26.12.2013 по прибытии поезда N 3778, индекс 9200-011-8879 составлены акты общей формы N N 11962, 11961 от 26.12.2013 о том, что на основании распоряжения перевозчика 11.12.2013 задержаны вагоны по станции Крупская из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Крупская 25.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями NN 1637,1941, 1639, 1943,1640,1638,1942,1944, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 328-10 часов по актам NN 11962,11961. В ведомости подачи и уборки вагонов N 044926 начислена плата в сумме 766 066,5 руб. без учета НДС или 903 958,47 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N044927 начислена плата в сумме 481 018,5 руб. без учета НДС или 567 601,83 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 23.12.2013 по прибытии поезда N 3630, индекс 9200-021-8879 составлен акт общей формы N 11788 от 23.12.2013 о том, что на основании распоряжения перевозчика 22.12.2013 задержаны вагоны по станции Ташеба из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ташеба 23.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями NN 1865,1904, 1866,1905, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 15-22 часов по акту N11788. В ведомости подачи и уборки вагонов N 044925 начислена плата в сумме 2423,4 руб. без учета НДС или 2859,61 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 19.12.2013 по прибытии поезда N 3640, индекс 8880-474-8879 составлен акт общей формы N 11638 от 19.12.2013 о том, что на основании распоряжения перевозчика 19.12.2013 задержаны вагоны по станции Ташеба из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ташеба 19.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями N N 1776,1785, 1777,1785, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 08-17 часов по акту N 11638. В ведомости подачи и уборки вагонов N 044945 начислена плата в сумме 974,0 руб. без учета НДС или 1149,32 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 02.01.2014 по прибытии поезда N 3624, индекс 9200-036-8879 составлен акт общей формы N 75 от 02.01.2014 о том, что на основании распоряжения перевозчика 30.12.2013 задержаны вагоны по станции Кошурниково из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Кошурниково 01.01.2014. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями NN2020,2057, 2021,2058, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 65-30 часов по акту N75. В ведомости подачи и уборки вагонов N 043921 начислена плата в сумме 10015,2 руб. без учета НДС или 11817,93 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 01.12.2013 по прибытии поезда N 3620, индекс 8880-436-8879 составлены акты общей формы N N 10951, 10787 от 01.12.2013 о том, что на основании распоряжения перевозчика 01.12.2013 задержаны вагоны по станции Ташеба из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ташеба 01.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями N N 1389,1392, 1391,1313,1392,1390,1312,1314, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 05-48 часов по актам NN 10951,10787. В ведомости подачи и уборки вагонов N 043923 начислена плата в сумме 1298,0 руб. без учета НДС или 1 531,64 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 043922 начислена плата в сумме 1168,2 руб. без учета НДС или 1 378,47 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 12.12.2013 по прибытии поезда N 3778, индекс 9600-437-8879 составлен акт общей формы N 11264, от 12.12.2013 о том, что на основании распоряжения перевозчика 10.12.2013 задержаны вагоны по станции Минусинск из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Минусинск 11.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями N N 1600,1635, 1601,1636, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 30-30 часов по акту N 11264. В ведомости подачи и уборки вагонов N 043924 начислена плата в сумме 9495,6 руб. без учета НДС или 11204,8 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 06.12.2013 по прибытии поезда N 3606, индекс 8880-439-8879 составлены акты общей формы N N 10936,10935 от 06.12.2013 о том, что на основании распоряжения перевозчика 02.12.2013 задержаны вагоны по станции Ташеба из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ташеба 06.12.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями NN 1399,1542, 1401, 1544, 1402, 1400, 1543, 1545, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 76-23 часов по актам NN 10936,10935. В ведомости подачи и уборки вагонов N 022346 начислена плата в сумме 97 547,7 руб. без учета НДС или 115 106,28 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 022347 начислена плата в сумме 40907,1 руб. без учета НДС или 48 270,37 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 29.11.2013 по прибытии поезда N 3782, индекс 8880-430-8879 были составлены акты общей формы N N 10717, 10716 от 29.11.2013 о том, что основании распоряжения перевозчика 28.11.2013 задержаны вагоны по станции Ташеба из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ташеба 29.11.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями NN 1353,1363, 1351,1361,1354,1352,1364,1362, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 27-00 часов по актам NN 10717,10716. В ведомости подачи и уборки вагонов N 022329 начислена плата в сумме 6994,9 руб. без учета НДС или 8253,98 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 022330 начислена плата в сумме 4451,3 руб. без учета НДС или 5252,53 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 15.11.2013 по прибытии поезда N 3206, индекс 8902-883-8879 составлены акты общей формы N N 10217, 10216 от 15.11.2013 о том, что на основании распоряжения перевозчика 28.10.2013 задержаны вагоны по станции Сереж из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Сереж 14.11.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями N N 1242, 1292, 1244, 1295, 1243, 1245, 1293, 1295, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 405-10 часов по актам NN 10217,10216. В ведомости подачи и уборки вагонов N 022349 начислена плата в сумме 1 138 090,5 руб. без учета НДС или 1 342 946,79 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 022350 начислена плата в сумме 334 732,5 руб. без учета НДС или 394 984,32 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 08.11.2013 по прибытии поезда N 3618 индекс 9200-115-8879 составлены акты общей формы N N 10064, 10063 от 08.11.2013 о том, что на основании распоряжения перевозчика 07.11.2013 задержаны вагоны по станции Минусинск из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Минусинск 08.11.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями NN 1270,1272, 1274, 1276, 1271,1275,1269,1273, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 18-35 часов по актам NN 10063,10064. В ведомости подачи и уборки вагонов N 012084 начислена плата в сумме 411,1 руб. без учета НДС или 485,09 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 012085 начислена плата в сумме 11921,9 руб. без учета НДС или 14067,84 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 25.11.2013 по прибытии поезда N 3618 индекс 8880-423-8879 составлены акты общей формы N N 10506,10486 от 25.11.2013 о том, что на основании распоряжения перевозчика 22.11.2013 задержаны вагоны по станции Ташеба из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ташеба 25.11.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями NN 1312, 1310, 1318, 1320, 1309, 1317, 1311, 1319, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 69-56 часов по актам NN 10506,10486. В ведомости подачи и уборки вагонов N 012091 начислена плата в сумме 24638,4 руб. без учета НДС или 29073,31 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 012090 начислена плата в сумме 43801,6 руб. без учета НДС или 51685,88 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 13.11.2013 по прибытии поезда N 3612 индекс 8887-839-8879 составлены акты общей формы N N 10168, 10169 от 13.11.2013 о том, что на основании распоряжения перевозчика 28.10.2013 задержаны вагоны по станции Глядень из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Глядень 12.11.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями NN1247,1249, 1282,1284,1248,1283,1246,1281, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 357-53 часов по актам NN 10168,10169. В ведомости подачи и уборки вагонов N 012089 начислена плата в сумме 39137,4 руб. без учета НДС или 46182,1 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N012088 начислена плата в сумме 1 095 847,2 руб. без учета НДС или 1 293 099,69 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 28.11.2013 по прибытии поезда N 3602 индекс 8880-428-8879 составлены акты общей формы NN 10632, 10627 от 28.11.2013 о том, что на основании распоряжения перевозчика 26.11.2013 задержаны вагоны по станции Ташеба из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Ташеба 27.11.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями NN1333, 1341, 1331, 1339, 1332, 1334, 1340, 1342, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 24-59 часов по актам NN 10632,10627. В ведомости подачи и уборки вагонов N 013115 начислена плата в сумме 13396,8 руб. без учета НДС или 15808,22 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 013116 начислена плата в сумме 4465,6 руб. без учета НДС или 5269,4 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 27.11.2013 по прибытии поезда N 3206 индекс 8840-002-8879 составлены акты общей формы N N 10605,10604 от 27.11.2013 о том, что на основании распоряжения перевозчика 20.11.2013 задержаны вагоны по станции Назарово из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Назарово 26.11.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями NN1297, 1327, 1299, 1325, 1298, 1300, 1326, 1328, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 150-30 часов по актам NN 10605,10604. В ведомости подачи и уборки вагонов N 124337 начислена плата в сумме 171 842,2 руб. без учета НДС или 202 773,79 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 124338 начислена плата в сумме 313 798,8 руб. без учета НДС или 370 282,58 руб. с НДС.
На станции Черногорские Копи 23.10.2013 по прибытии поезда N 3046 индекс 8800-670-8879 составлены акты общей формы N N 9679, 9678 от 23.10.2013 о том, что на основании распоряжения перевозчика 16.10.2013 задержаны вагоны по станции Красная Сопка из-за невозможности их приема станцией Черногорские Копи по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ООО "СУЭК-Хакасия", ОАО "Русский уголь", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов отправлен со станции Красная Сопка 22.10.2013. На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатели и владелец уведомлены извещениями NN1237, 1265, 1239, 1267, 1238, 1240, 1266, 1268, которые грузополучателю и владельцу вручены лично или по почте. Время простоя составило 140-10 часов по актам NN 9679,9678. В ведомости подачи и уборки вагонов N 022340 начислена плата в сумме 150 227,0 руб. без учета НДС или 177 267,86 руб. с НДС. В ведомости подачи и уборки вагонов N 022348 начислена плата в сумме 54628,0 руб. без учета НДС или 64461,04 руб. с НДС.
Всего начислена плата в размере 20 608 919,91 рубля с НДС, которая до настоящего времени ответчиком не уплачена.
Ссылаясь на обязанность ответчика в силу пункта 20 договора от 24.08.2007 N 4 уплатить начисленную плату за пользование вагонами, истец обратился в суд.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании платы за пользование вагонами в размере 20 608 919 рублей 91 копейка, суд первой инстанции исходил из наличия условия в договоре от 24.08.2007 N 4 о взыскании платы в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику в связи с задержкой вагонов на путях общего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика, отсутствием оснований для освобождения от внесения данной платы, поскольку наличие вины перевозчика не доказано.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Исковые требования основаны на условиях договора от 24.08.2007 N 4 (пункт 20), согласно которому стороны согласовали возможность внесения платы в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику. В абзаце 1 пункта 20 договора от 24.08.2007 N 4 предусмотрено, что время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприёма их железнодорожной станцией Черногорские Копи по причинам, зависящим от владельца или его контрагентов, владелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами: за вагоны, не принадлежащие перевозчику - за все время нахождения таких вагонов на путях общего пользования - в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной пунктом 12 Тарифного руководства N 2.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08 плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, принятым в рамках оспаривания пункта 12 Тарифного руководства N 2, определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам (не ОАО "РЖД"), устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Устав не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров. Вместе с тем, следует учитывать волю сторон на принятие обязательства по оплате использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам договора определять порядок начисления и расчёта платы за пользование вагонами, в том числе определять перечень документов, которыми подлежит подтверждению факт задержки вагонов.
Учитывая правовые позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и достигнутое сторонами соглашение о взимании платы за пользование не принадлежащими перевозчику вагонами, арбитражный суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о ничтожности пункта 20 договора от 24.08.2007 N 4.
С учётом заявленного предмета иска подлежат установлению следующие обстоятельства: оставление вагонов на промежуточной станции вызвано невозможностью принятия вагонов станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожных путей; "бросание" подвижного состава повлекло нарушение сроков доставки.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р об утверждении Методических рекомендаций по оформлению задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприёма их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, к таким причинам, в частности, отнесены занятость вагонами станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей, занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В Тарифном руководстве N 1 под перевозкой порожнего вагона понимается перевозка груза на своих осях. Представленные в дело дорожные ведомости на перевозку грузов подтверждают факт просрочки доставки порожних вагонов относительно указанных в ведомостях сроков доставки.
Статьёй 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приёма на железнодорожной станции назначения стороны определили в протоколе разногласий от 27.01.2011 к договору от 24.08.2007 N 4 при согласовании условий абзаца 1 пункта 20 договора. В дополнительном соглашении N 579 данный пункт в редакции протокола согласования разногласий от 27.01.2011 дополнен абзацем третьим и четвертым, в которых сказано, что плата за пользование вагонами в указанных в данном пункте случаях начисляется на основании акта общей формы, составленного в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом. Акт подписывается уполномоченными представителями перевозчика и владельца с указанием причины задержки вагонов, количества всех задержанных вагонов, их номеров и времени начала и окончания задержки вагонов.
В подтверждение обстоятельств задержки вагонов в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, что привело к задержке доставки вагонов, представлены акты общей формы N N 11460, 11459, 875, 874, 11819, 11818, 609, 608, 972, 973, 968, 969, 465, 698, 699, 11962, 11961, 11788, 11638, 75, 10951, 10787, 11264, 10936,10935, 10717, 10716, 10217, 10216, 10064, 10063, 10506,10486, 10168, 10169, 10632, 10627, 10605,10604, 9679, 9678.
Согласно представленным истцом актам общей формы следовавшие в адрес ОАО "Русский Уголь" и ООО "СУЭК-Хакасия" в октябре 2013 - январе 2014 года порожние вагоны задержаны в пути следования на промежуточных станциях из-за неприёма их станцией Черногорские Копи, по зависящим от них причинам: большого скопления порожних вагонов следовавших в адрес ОАО "Русский Уголь" и ООО "СУЭК-Хакасия" на приёмо-отправочных путях станции, железнодорожном пути необщего пользования ЗАО "Промышленный транспорт", фронтах погрузки/выгрузки ОАО "Русский Уголь", ООО "СУЭК-Хакасия", нарушения технологических сроков оборота вагонов.
Ответчик, возражая против предъявленных требований, и указывая на недоказанность его вины и вины его контрагентов в задержке вагонов в пути следования, сослался на невыполнение дорогой условия пункта 20 договора в редакции дополнительного соглашения N 579, а именно на отсутствие подписанного уполномоченными представителями перевозчика и владельца акта с указанием причины задержки вагонов, количества всех задержанных вагонов, их номеров и времени начала и окончания задержки вагонов.
Ответчик также сослался на отсутствие в материалах дела актов общей формы, фиксирующих факт наличия обстоятельств, явившихся основанием для задержки вагонов в пути следования, составление которого, по мнению ответчика, предписано Распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р.
Как следует из материалов дела, основанием задержки в октябре 2013 года - январе 2014 года в пути следования вагонов, адресованных контрагентам ЗАО "Промышленный транспорт", являлись уведомления начальника станции Черногорские Копи Табастаевой В.В. о невозможности приёма вагонов ОАО "Русский Уголь" и ООО "СУЭК-Хакасия" с просьбой отставить от движения состав поезда.
При этом ветвевладелец - ЗАО "Промышленный транспорт" не привлекался к подписанию актов общей формы, фиксирующих на станции Черногорские Копи обстоятельства для начисления платы за пользование вагонами.
На станциях задержки вагонов Красная Сопка, Ташеба, Кошурниково, Сереж, Минусинск, Назарово составлены акты общей формы о задержке вагонов, фиксирующие причину задержки, номер вагона, наименование грузополучателя. Представителям грузополучателей - ООО "СУЭК-Хакасия" и ОАО "Русский уголь", а также ветвевладельцу ЗАО "Промышленный транспорт" начальником станции Черногорские Копи В.В.Табастаевой вручались извещения о задержке вагонов на определённой станции. По прибытии задержанных вагонов на станцию Черногорские Копи железной дорогой составлены акты общей формы.
При этом в материалы дела не представлены доказательства реагирования ответчика на вручённые ему извещения о задержке вагонов, при том, что эти извещения содержали причину задержки вагонов, предполагающую взыскание с ветвевладельца платы по пункту 20 договора от 24.08.2007 N 4.
Из письменных разногласий ответчика по актам общей формы не следует отсутствие вины грузополучателей в задержке вагонов в пути следования, поскольку в разногласиях указано лишь на то, что задержка вагонов в пути следования не зависела от ЗАО "Промышленный транспорт".
Причины задержки вагонов в пути следования, зависящие от перевозчика, судом не установлены.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал доказанным факт наличия у ОАО "РЖД" оснований для начисления ответчику платы за пользование вагонами из-за задержки вагонов в пути следования из-за неприёма их железнодорожной станцией назначения по причинам, не зависящим от перевозчика.
Довод ответчика о том, что акты общей формы и извещения не являются допустимыми доказательствами по делу, поскольку составлены в нарушение требований законодательства и порядка, установленного распоряжением ОАО "РЖД" N 558-р, не принимается апелляционным судом как обоснованный. Названным распоряжением утверждены методические рекомендации по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприёма их железнодорожной станцией назначения, соответственно, прописанный в нём порядок оформления задержки вагонов в пути следования носит рекомендательный характер. В то же время нормативно установлен порядок оформления указанных обстоятельств Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утверждёнными Приказом МПС от 18.06.2003 N 26, в соответствии с пунктом 4.7 которых перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. На станции назначения данный акт общей формы передаётся вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Акты общей формы, составленные истцом, содержащие сведения о задержке вагонов, отметки о предоставлении на подпись грузополучателям, об отказе от подписи, являются надлежащими доказательствами факта задержки вагонов.
Довод ответчика о необходимости освобождения ЗАО "Промышленный транспорт" от платы за пользование вагонами по статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, так как вагоны подавались перевозчиком в количестве, превышающем перерабатывающую способность пути, обоснованно отклонён арбитражным судом первой инстанции, так как порожние вагоны, поступающие в адрес грузополучателей - контрагентов ЗАО "Промышленный транспорт", не принадлежат ОАО "РЖД", вследствие чего перевозчик лишён возможности отрегулировать грузопоток.
Согласно договору N 4 перерабатывающая способность фронтов погрузки выгрузки ЗАО "Русский уголь" - 120 вагонов; ООО "СУЭК Хакасия" - 242 вагона. ОАО "РЖД" приняло заявки на подачу вагонов:
- в октябре 2013 г. для ОАО "Русский уголь" в количестве 119 вагонов, для ООО "СУЭК Хакасия" - 235 вагона,
в ноябре 2013 г. для ОАО "Русский уголь" в количестве 124 вагонов, для ООО "СУЭК Хакасия" - 243 вагона.
в декабре 2013 г. для ОАО "Русский уголь" в количестве 122 вагонов, для ООО "СУЭК Хакасия" - 239 вагона.
- в январе 2014 г. для ОАО "Русский уголь" в количестве 93 вагонов, для ООО "СУЭК Хакасия" - 264 вагона.
Возражения ветвевладельца подтверждают тот факт, что причины ожидания приёма вагонов ветвевладелецем не зависели от перевозчика, такая зависимость усматривается в действиях грузополучателя либо ветвевладельца, поскольку они могли урегулировать время доставки груза с учётом перерабатывающей способности станции и в зависимости от возможностей подавать соответствующие заявки перевозчику.
Кроме того, положения статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в данном случае не применимы, поскольку предметом иска является договорная плата.
Расчет платы, предъявленной ко взысканию истцом, при рассмотрении дела в первой инстанции ответчик не оспорил, контррасчет не представил. В материалах дела отсутствуют доказательства направления ОАО "РЖД" возражений относительно неверного исчисления платы в соответствии с ведомостями. При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчик не заявлял о применении при расчете платы повышающих коэффициентов. Вместе с тем, расчет исковых требований основан на размере платы, указанной в ведомостях подачи и уборки вагонов, индексация производилась в соответствии с пунктом 22 Тарифного руководства N 2.
Взыскиваемая плата за пользование вагонами соответствует первичным документам, представленным в материалы дела, применение повышающих коэффициентов вышестоящими инстанциями поддержана при рассмотрении аналогичных дел (дело N А74-43/2014) по тому же договору.
Довод апелляционной жалобы о том, что из платы подлежит вычету налог на добавленную стоимость, основан на неправильном толковании норм материального права, подлежит отклонению, поскольку ответчик не представил доказательств того, что он не является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Арбитражный апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства ответчика и уменьшения предъявленной ко взысканию платы в соответствии со статьёй 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует возможность снижения судом неустойки. Исчерпывающий перечень мер ответственности сторон по договору перевозки установлен положениями главы VI Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В связи с тем, что спор по настоящему делу не связан со взысканием неустойки, поскольку предметом заявленного требования является взыскание платы, предусмотренной договором, которая носит компенсационный характер и не является мерой ответственности в смысле положений статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции законно и обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Остальные доводы апелляционной жалобы и третьих лиц не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
На основании вышеизложенного, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 21 января 2015 года по делу N А74-6132/2014 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя и уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 21 января 2015 года по делу N А74-6132/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-6132/2014
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ЗАО "Промышленный транспорт"
Третье лицо: ОАО "РЖД", ОАО "Русский Уголь", ООО "СУЭК-Хакасия"
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3032/15
22.10.2015 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-6132/14
01.09.2015 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-6132/14
08.07.2015 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-6132/14
13.04.2015 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1108/15
21.01.2015 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-6132/14