Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 августа 2015 г. N Ф06-26504/15 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
14 апреля 2015 г. |
А72-12384/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Администрации г.Ульяновска - представителя Кулагиной Ю.Н. (доверенность N 116-01-12 от 25.09.2014),
от общества с ограниченной ответственностью "ВИСТА" - представитель не явился, извещено,
от Комитета архитектуры и градостроительства (КАиГ) Администрации г. Ульяновска - представитель не явился, извещен,
от индивидуального предпринимателя Коннова Александра Геннадьевича - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 января 2015 года по делу N А72-12384/2014 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВИСТА" (ОГРН 1065009016357, ИНН 5009052370), Республика Татарстан, г. Альметьевск,
к Администрации г. Ульяновска, Ульяновская область, г. Ульяновск,
к Комитету архитектуры и градостроительства (КАиГ) Администрации г. Ульяновска, Ульяновская область, г. Ульяновск,
при участии третьего лица, индивидуального предпринимателя Коннова Александра Геннадьевича (ИНН 732700959669), Ульяновская область, г. Ульяновск,
о признании незаконным решения Администрации г.Ульяновска об отказе в выдаче заявителю разрешения на строительство многотопливной автозаправочной станции по Димитровградскому шоссе, севернее здания N 6А по ул.Привокзальной в Заволжском районе города Ульяновска,
о признании записи в Градостроительном плане земельного участка N RU73304000-404 от 23.05.2014 о невозможности определения зоны допустимого размещения объекта по причине расположения земельного участка на территории озеленения санитарно-защитных зон незаконной, об обязании Комитета архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска привести Градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, Димитровградское шоссе, севернее здания N 6А по ул.Привокзальная, кадастровый номер 73:24:020910:32, в соответствие акту выбора земельного участка для строительства автозаправочной станции от 14.12.2012, и определении зоны допустимого размещения объекта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВИСТА" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации г.Ульяновска об отказе в выдаче заявителю разрешения на строительство многотопливной автозаправочной станции по Димитровградскому шоссе, севернее здания N 6А по ул.Привокзальной в Заволжском районе города Ульяновска. Делу присвоен номер А72- 12384/2014.
Общество с ограниченной ответственностью "ВИСТА" также обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Комитету архитектуры и градостроительства (КАиГ) администрации г. Ульяновска с заявлением, в котором просило признать запись в Градостроительном плане земельного участка N RU73304000-404 от 23.05.2014 о невозможности определения зоны допустимого размещения объекта по причине расположения земельного участка на территории озеленения санитарно-защитных зон незаконной и обязать Комитет архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска привести Градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, Димитровградское шоссе, севернее здания N6А по ул.Привокзальная, кадастровый номер 73:24:020910:32, в соответствие акту выбора земельного участка для строительства автозаправочной станции от 14.12.2012, и определить зону допустимого размещения объекта. Делу присвоен номер А72-14758/2014.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.10.2014 дела А72-14758/2014 и А72-14758/2014 объединены в одно производство, делу присвоен номер А72-12384/2014.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23 января 2015 года запись в Градостроительном плане земельного участка N RU73304000-404 от 23.05.2014 о невозможности определения зоны допустимого размещения объекта по причине расположения земельного участка на территории озеленения санитарно-защитных зон признана незаконной. Администрации города Ульяновска вменено в обязанность в течении пятнадцати рабочих дней со дня вступления решения в законную силу определить в Градостроительном плане земельного участка, расположенного по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, Димитровградское шоссе, севернее здания N 6А по ул.Привокзальная, кадастровый номер 73:24:020910:32, зону допустимого размещения объекта. Признано незаконным решение Администрации города Ульяновска, выраженное в письме от 11.08.2014 N 8779-01 об отказе в выдаче заявителю разрешения на строительство многотопливной автозаправочной станции по Димитровградскому шоссе, севернее здания N 6А по ул.Привокзальной в Заволжском районе города Ульяновска. Администрации города Ульяновска вменено в обязанность в течении месяца со дня вступления решения в законную силу выдать Обществу с ограниченной ответственностью "ВИСТА" разрешение на строительство многотопливной автозаправочной станции по Димитровградскому шоссе, севернее здания N6А по ул.Привокзальной в Заволжском районе города Ульяновска.
В апелляционной жалобе Администрация просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 января 2015 года по делу N А72-12384/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит апелляционный суд решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 января 2015 года по делу N А72-12384/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы Администрации.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 14.12.2012 Администрацией города Ульяновска ИП Коннову А.Г. утвержден акт выбора земельного участка для строительства автозаправочной станции площадью 5344 кв.м, расположенного по адресу: Димитровградское шоссе, севернее здания N 6А по ул.Привокзальной в Заволжском районе.
24.12.2012 Администрацией города Ульяновска принято постановление N 5575 "О предварительном согласовании ИП Коннову А.Г. места размещения объекта в Заволжском районе г.Ульяновска", в соответствии с которым:
1. Утверждена схема расположения земельного участка по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, Димитровградское шоссе, севернее здания N 6А по ул.Привокзальной (земли населенных пунктов), на кадастровом плане (карте) соответствующей территории 73:24:020910.
2. Предварительно согласовано ИП Коннову А.Г. место размещения автозаправочной станции на земельном участке площадью 5344 кв.м по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, Димитровградское шоссе, севернее здания N 6А по ул.Привокзальной (земли населенных пунктов).
3. Утвержден акт выбора земельного участка площадью 5344 кв.м по адресу:
г.Ульяновск, Заволжский район, Димитровградское шоссе, севернее здания N 6А по ул.Привокзальной (земли населенных пунктов) (территориальная зона Ц2), под строительство автозаправочной станции.
20.03.2013 Администрацией города Ульяновска принято постановление N 1055 "О передаче ИП Коннову А.Г. в аренду земельного участка в Заволжском районе г.Ульяновска", в соответствии с которым ИП Коннову А.Г. передан в аренду до 20.09.2014 земельный участок площадью 5344 кв.м с кадастровым номером 73:24:020910:32 по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, Димитровградское шоссе, севернее здания N 6А по ул.Привокзальной (земли населенных пунктов, территориальная зона Ц2), под строительство автозаправочной станции.
20.03.2013 между Администрацией города Ульяновска (Арендодатель) и ИП Коновым А.Г. (Арендатор) заключен договор аренды (N 24-2-80) земельного участка с кадастровым номером 73:24:020910:32 площадью 5344 кв.м, расположенного по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, Димитровградское шоссе, севернее здания N 6А по ул.Привокзальной, под строительство автозаправочной станции в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка, прилагаемом к Договору и являющимся его неотъемлемой частью. Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Ульяновской области.
10.04.2013 между ИП Конновым А.Г. и ООО "ВИСТА" заключен договор N 1195/13 о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка N 24-2-80 от 20.03.2013. Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу А72-16233/2013 суд признал отказ Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска от 20.09.2013 N 01-13/5841 незаконным и обязал Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска подготовить и выдать обществу с ограниченной ответственностью "ВИСТА" в течении 15 дней со дня вступления решения в законную силу градостроительный план земельного участка по адресу г.Ульяновск, Заволжский район, Димитровградское шоссе, севернее здания N 6 а по ул Привокзальная, для строительства автозаправочной станции.
23.05.2014 Администрацией города Ульяновска ООО "ВИСТА" выдан градостроительный план земельного участка N RU73304000-404 на автозаправочную станцию, расположенного по адресу: г.Ульяновск, Заволжский район, Димитровградское шоссе, севернее здания N 6А по ул.Привокзальной, кадастровый номер земельного участка 73:24:020910:32, площадь земельного участка - 5344 кв.м.
11.08.2014 Администрация города Ульяновска в ответе N 8779-01 на обращение ООО "ВИСТА" о выдаче разрешения на строительство многотопливной автозаправочной станции по Димитровградскому шоссе, севернее здания N 6А по ул.Привокзальной в Заволжском районе города Ульяновска отказала по следующим основаниям:
1. Представленная проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка от 23.05.2014 N RU73304000-404.
В соответствии с разделом N 2 "Информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства" градостроительного плана земельного участка от 23.05.2014 N RU73304000-404 указано, что в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 N83, земельный участок по вышеуказанному адресу расположен на территории озеленения санитарно-защитных зон. Учитывая вышеизложенное, определение зоны допустимого размещения объекта не представляется возможным.
2.Отсутствует копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В представленном пакете документов приложена копия свидетельства об аккредитации юридического лица на право проведения негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлениями, объединенными для совместного рассмотрения в рамках настоящего дела.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 44 Градостроительного Кодекса подготовка градостроительных планов осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Его подготовка выполняется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2).
В указанной норме содержится исчерпывающий перечень условий, подлежащих указанию в составе градостроительного плана земельного участка (ч. 3 ст. 44 Градостроительного Кодекса). В составе градостроительного плана указываются границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, за пределами которых запрещено строительство зданий (п. 3), информация о градостроительном регламенте (п. 4), информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (п. 5), информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного населения (п. 6), информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (п. 7), границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (п. 8).
В соответствии с ч. 5 ст. 44 Градостроительного Кодекса форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (установлена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207).
В части 6 статьи 30 Градостроительного Кодекса предусмотрено указание в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (п. 2), которые согласно ч. 1 ст. 38 данного Кодекса могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь (п. 1); минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (п. 2); предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений (п. 3); максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (п 4); иные показатели (п. 5).
В подпункте 2.2.1 - 2.2.4 Формы закреплена возможность отражения в градостроительном плане земельного участка сведений градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки индивидуально для каждой территориальной зоны, с учетом особенностей ее расположения и развития.
Эти сведения градостроительного регламента являются способом установления одинаковых требований к совокупности земельных участков (включая требования об их минимальных и (или) максимальных размерах), образующих однородную территориальную зону с единым правовым режимом, а также к объектам капитального строительства, для размещения которых они предоставлены. На этом основании правообладатели объектов недвижимости могут по своему усмотрению выбирать в пределах этих требований виды и параметры разрешенного использования и строительного изменения принадлежащих им объектов недвижимости, обращаться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в порядке ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, используя информацию о градостроительном регламенте, содержащуюся в оспариваемых пунктах 2.2.1 - 2.2.4 Формы, обязательность включения которой в состав градостроительного плана земельного участка предписана п. 4 ч. 3 ст. 44 Кодекса.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 N 207 предусмотрено, что на чертеже градостроительного плана земельного участка указываются в числе прочих: минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство, места допустимого размещения объекта капитального строительства, а также параметры разрешенного строительства.
Материалами дела подтверждается, что в чертеже градостроительного плана отмечены границы земельного участка, но в границах земельного участка не отражено место допустимого размещения объектов капитального строительства, нет указания на минимальные отступы от границ участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, сооружений, за пределами которых запрещено строительство объектов. В пункте 2.2.4 Градостроительного плана указано, что в соответствии с Генеральным планом г.Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 N 83, земельный участок расположен на территории озеленения санитарно - защитных зон.
Представитель Администрации г.Ульяновска в судебном заседании суда первой инстанции пояснял, что если в чертеже градостроительного плана земельного участка не отмечено место допустимого размещения объекта капитального строительства, то это означает, что в границах земельного участка нельзя размещать (строить) объект капитального строительства.
Суд обоснованно посчитал, что в данной части чертеж градостроительного плана не соответствует по содержанию утвержденной Форме градостроительного плана и, соответственно, нарушает права заявителя, так как не позволяет осуществлять строительство на данном земельном участке.
Довод Администрации о невозможности установления зоны допустимого размещения объектов капитального строительства в связи с нахождением спорного земельного участка на территории озеленения санитарно - защитных зон, необоснован по следующим основаниям.
Статьей 1 Градостроительного Кодекса РФ в целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно статьи 23 Градостроительного Кодекса РФ Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений; 3) генеральные планы городских округов.
В силу пункта 2 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ реализация генерального плана включает решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки или о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
В силу статьи 30 Градостроительного Кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Согласно статьи 41 Градостроительного Кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Статьей 42 Градостроительного Кодекса установлено, что Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
Из вышеизложенного, следует, что Правила землепользования и застройки и проект планировки территории района города разрабатываются с учетом требований генерального плана города, в развитие обеспечения устойчивого развития территорий.
Материалами дела установлено, что согласно Генеральному плану г.Ульяновска спорный земельный участок расположен на территории озеленения санитарно - защитных зон.
Согласно "Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90, земельный участок по адресу г.Ульяновск, Заволжский район, Димитровградское шоссе, севернее здания N 6А по ул.Привокзальной расположен в зоне Ц2 - зона делового, общественного и коммерческого назначения.
Согласно статьи 21.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" к основным видам использования земельных участков и объектов капитального строительства относится размещение, в том числе автозаправочных станций.
26.06.2009 Главой города Ульяновска принято постановление N 5046 "Об утверждении проекта планировки территории Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск". В соответствии с чертежом проекта планировки, являющемся приложением к постановлению от 26.06.2009 N 5046, земельный участок адресу г.Ульяновск, Заволжский район, Димитровградское шоссе, севернее здания N6А по ул.Привокзальной относится к территории отнесенным к жилым, общественно - деловым, производственным, коммунально-складским микрорайонам и кварталам. Согласно комплексной схемы проекта планировки Заволжского района (Приложение к постановление N 5046 от 26.06.2009) земельный участок адресу г.Ульяновск, Заволжский район, Димитровградское шоссе, севернее здания N6А по ул.Привокзальной относится к общественно - деловой зоне.
В разделе 3.7 материалов по обоснованию проекта в томе 3 "Пояснительная записка" к проекту планировки территории Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск" установлены зоны с особыми условиями использования территории, в том числе и санитарно - защитные зоны. Согласно таблицы N 3.7 спорный земельный участок ни к какой зоне с особыми условиями использования территории не отнесен.
Кроме того, судом отмечено, что на земельном участке, расположенном рядом со спорным земельным участком и который находится в одной зоне со спорным земельным участке, проектом планировки запланировано строительство автосалона.
Администрацией города Ульяновска спорный земельный участок предоставлен под строительство автозаправочной станции.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к обоснованному выводу, что согласно "Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 и постановлению главы города N 5046 "Об утверждении проекта планировки территории Заволжского района муниципального образования "город Ульяновск" земельный участок адресу г.Ульяновск, Заволжский район, Димитровградское шоссе, севернее здания N6А по ул.Привокзальной относится к зоне Ц2 и территории отнесенной к жилым, общественно -деловым, производственным, коммунально-складским микрорайонам и кварталам, в которой разрешено строительство автозаправочной станции.
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков (пункт 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.120003).
Согласно пункту 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами. Размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
При этом в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Из вышеуказанного следует, что границы санитарно-защитной зоны объекта должны быть утверждены.
В нарушение статьи 65 АПК РФ ответчик не представил сведений об утвержденных в установленном порядке границах санитарно-защитных зон.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что запись в Градостроительном плане земельного участка N RU73304000-404 от 23.05.2014 о невозможности определения зоны допустимого размещения объекта по причине расположения земельного участка на территории озеленения санитарно-защитных зон является незаконной.
На основании частей 1, 2 и 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи орган местного самоуправления.
К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно- технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта;
7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В силу части 10 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ основаниями для отказа в выдаче разрешения на строительство являются:
-отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ;
-несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке (часть 14 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ).
Материалами дела установлено, что Обществу отказано в выдаче разрешения на строительство по следующим основаниям:
1. В соответствии с разделом N 2 "Информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства" градостроительного плана земельного участка от 23.05.2014 N RU73304000-404 указано, что в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 N83, земельный участок по вышеуказанному адресу расположен на территории озеленения санитарно-защитных зон. Учитывая вышеизложенное, определение зоны допустимого размещения объекта не представляется возможным.
2. Отсутствует копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Поскольку запись в Градостроительном плане земельного участка N RU73304000-404 от 23.05.2014 о невозможности определения зоны допустимого размещения объекта по причине расположения земельного участка на территории озеленения санитарно-защитных зон незаконна, следовательно, пункт 1 оспариваемого отказа по основанию невозможности определения зоны допустимого размещения объекта также является незаконным.
Отказ в выдаче разрешения на строительство по основанию отсутствия копии свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, также является неправомерным по следующим основаниям.
Согласно части 7.1 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2 и 5 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.
Согласно статьи 50 Градостроительного Кодекса РФ негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.
Юридическое лицо, аккредитованное на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, обязано размещать на своем сайте в сети "Интернет"
Информация и документы, размещаемые на сайте организации в сети "Интернет" в соответствии с частью 5 настоящей статьи, должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Сведения, содержащиеся в государственном реестре юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, подлежат размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
В материалы дела представлено свидетельство об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации от 19.10.2012, выданное ООО "Научно - технический центр "ПРОМБЕЗОПАСНОСТЬ - ОРЕНБУРГ". Срок действия свидетельства по 17.07.2017.
С учетом изложенного, суд обоснованно указал, что на момент обращения в Администрацию г.Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство, у юридического лица, проводившего негосударственную экспертизу проектной документации имелось свидетельство об аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации.
У Администрации г.Ульяновска была возможность ознакомиться с наличием вышеуказанного свидетельства на сайте http:// www.orfi.ru/company/docs и http://fsa.gov.ru/ index/staticview/id/70 или запросить указанную информацию на основании части 7.1 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ. Администрация вышеуказанные действия не совершила.
На основании вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что решение Администрации города Ульяновска, выраженное в письме от 11.08.2014 N 8779-01, об отказе в выдаче заявителю разрешения на строительство многотопливной автозаправочной станции по Димитровградскому шоссе, севернее здания N 6А по ул.Привокзальной в Заволжском районе города Ульяновска является незаконным.
Применяя положения части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд правомерно указал на необходимость обязания Администрации города Ульяновска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы повторяют доводы приводившиеся Администрацией в суде первой инстанции. Данные доводы являлись предметом подробного исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная оценка, и они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 января 2015 года по делу N А72-12384/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12384/2014
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 августа 2015 г. N Ф06-26504/15 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ВИСТА"
Ответчик: Администрация г. Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска
Третье лицо: ИП Коннов А. Г., Коннов Александр Геннадьевич