город Ростов-на-Дону |
|
14 апреля 2015 г. |
дело N А32-32939/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бондаренко Е.Н.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Туапсинский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2014 по делу N А32-32939/2013,
принятое в составе судьи Савина Р.Ю.,
по иску администрации муниципального образования Туапсинский район
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Гермес", некоммерческого партнерства "Общество профессиональных экспертиз", Авджян А.Р.
о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обязании установить кадастровую стоимость земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Туапсинский район (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Краснодарском крае от 18.10.2012 N 39/16 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, обязании Управление Росреестра по Краснодарскому краю установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102006:508, площадью 6844 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. К. Маркса, равной 195587284,50 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2014 в иске отказано.
Администрация муниципального образование Туапсинский район обратилась с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просила отменить решение суда, принять новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что основания для удовлетворения требования о пересмотре кадастровой стоимости у комиссии отсутствовало. Администрация оспаривает достоверность выводов оценщика о размере рыночной стоимости спорного земельного участка. Представленный обществом отчет об оценке не является достоверным, основывается на недостоверных сведениях об объектах-аналогах. Реальность рыночной цены земли не была исследована ни комиссией, ни судом первой инстанции.
В судебное заседание участвующие в деле лица явку представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Торговый дом "Гермес" является арендатором спорного земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102006:508, площадью 6844 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, ул. К. Маркса.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка, по состоянию на 01.01.2011 составляла 195587284,50 руб.
ООО "Торговый дом "Гермес" обратилось к оценщику индивидуальному предпринимателю Авджян А.Р. для оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102006:508.
Согласно отчету об оценке Авджян А.Р. от 10.06.2012 рыночная стоимость указанного земельного участка составила 14600000 руб.
Согласно экспертному заключению НП "Общество профессиональных экспертиз" N 80 от 22.06.2012 отчет об оценке Авджян А.Р. от 10.06.2012 соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
ООО "Торговый дом "Гермес" 08.10.2012 обратилось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Краснодарском крае N 39/16 от 18.10.2012 (далее - комиссия), кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102006:508 установлена в размере его рыночной стоимости равной 14600000 руб.
Истец не согласен с установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, в связи с чем, обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).
Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.
Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.
На территории Краснодарского края таким органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, при котором создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю, созданная приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.12.2001 N П/512.
Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрен заявительный порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также установлен перечень документов, которые необходимо прилагать к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.
Из материалов дела следует, что ООО "Торговый дом "Гермес" был предоставлен полный перечень необходимых документов.
В материалы дела представлено положительное экспертное заключение НП "Общество профессиональных экспертиз" N 80 от 22.06.2012 на отчет об оценке Авджян А.Р. от 10.06.2012 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102006:508, согласно которому рыночная стоимость участка составляет 14600000 руб., и в соответствии с которым отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, методические основы оценки рыночной стоимости объектов имущества изложены в достаточном объеме, замечаний по обоснованию, применению методов и произведенным расчетам нет.
Факт нахождения земельного участка в аренде у ООО "Торговый дом "Гермес" подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект.
Кроме того, на возможность оспаривания результатов кадастровой оценки не только собственниками, но и любыми иными заинтересованными лицами указано Департаментом корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости в Разъяснениях Минэкономразвития РФ от 27.05.2011.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.02.2014 N 13839/13 по делу N А33-11257/2012 сделан вывод о том, что несмотря на то, что органы местного самоуправления не являются непосредственно участниками процесса по определению кадастровой стоимости земельного участка, а также не являются участниками комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, который представляет собой один из доходов городских округов, зачисляемый в местные бюджеты по нормативу 100 процентов. Поэтому результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, затрагивают права в сфере экономической деятельности не только правообладателей земельных участков, но и муниципалитетов.
Таким образом, орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, имеет правовой интерес в участии в судебном процессе, связанном с оспариванием решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, в том числе наделен правом на самостоятельное оспаривание таких решений.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что Президиум ВАС РФ в указанном выше Постановлении от 11.02.2014 N 13839/13 разъяснил, что рассмотрение арбитражным судом заявлений об оспаривании решений комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не может быть ограничено только проверкой соблюдения формальных требований, установленных к процедуре принятия соответствующих решений, но и должно включать проверку законности и обоснованности принятых решений с точки зрения оценки судом по существу правовых доводов и доказательств, касающихся действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Отчет оценщика о рыночной стоимости спорного участка является одним из доказательств, подтверждающих рыночную стоимость, и оспаривание самого доказательства в самостоятельном процессе нарушает принцип состязательности сторон в арбитражном процессе, порядок предоставления и раскрытия сторонами доказательств, опровержения доказательств и оценки доказательств судом в конкретном деле.
Между тем, в рамках рассмотрения настоящего дела, отчет оценщика в установленном порядке не оспорен, ходатайств о проведении судебной экспертизы в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с целью установления действительной рыночной стоимости спорного участка в суде первой инстанции не заявлено.
Таким образом, в удовлетворении требования о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Краснодарском крае от 18.10.2012 N 39/16 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости истцу отказано правомерно.
Кроме того, истцом заявлено требование об обязании Управления Росреестра по Краснодарскому краю установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:51:0102006:508 равной 195587284,50 руб., то есть истец просит вернуть прежнюю кадастровую стоимость земельного участка определенную по итогам массовой оценки.
Судом первой инстанции правомерно указано, что оснований для обязания управления установить прежнюю кадастровую стоимость земельного участка у суда не имеется, так как комиссией правомерно установлена кадастровая стоимость земельного участка равная его рыночной.
Вместе с тем, суд считает необходимым обратить внимание истца на то, что в случае, если его требования направлены на изменение установленной кадастровой стоимости земельного участка - требование об обязании установить иную кадастровую стоимость, в частности прежнюю, не соответствует закону.
При рассмотрении требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка суд руководствовался следующим.
Статьей 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п. 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п. 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости (п. 3).
По смыслу указанной нормы права и правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11, кадастровая стоимость земельного участка и рыночная стоимость земельного участка являются разными правовыми институтами.
В частности, Президиум ВАС РФ указал, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка предметом оспаривания в этом случае не является.
Надлежащим ответчиком по требованиям о внесении в государственный кадастр земель сведений о новой кадастровой стоимости является орган кадастрового учета, на что прямо указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2014 по делу N А32-32939/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32939/2013
Истец: Администрация МО Туапсинский район, Администрация Муниципального образование Туапсинский район
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии", Федеральное Государственное Бюджетное Управление "Федеральное Казенное предприятие Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии " по Краснодарскому краю.
Третье лицо: Авджян А. Р., Некоммерческое партнерство " Общество профессиональных экспертиз", ООО "Торговый дом "Гермес", ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю.