10 апреля 2015 г. |
А43-14865/2014 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нижегородский водоканал" (603950, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ГСП 11-52, ул. Керченская, дом 15 А; ИНН 5257086827, ОГРН 1065257065268)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2014
по делу N А43-14865/2014,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Нижегородский водоканал" о признании недействительным предписания Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору от 30.05.2014 N Пр-1070/14/П/14,
при участии в судебном заседании представителей:
открытого акционерного общества "Нижегородский водоканал" - Рекунова М.А. по доверенности от 01.01.2015 N 10 сроком действия до 31.12.2015,
Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору - Родионова С.В. по доверенности от 14.02.20.15 N 53 сроком действия до 31.12.2015,
и установил:
открытое акционерное общество "Нижегородский водоканал" (далее - ОАО "Нижегородский водоканал", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору (далее - Управление Ростехнадзора, Управление, надзорный орган) от 30.05.2014 N Пр-1070/14/П/14.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2014 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Нижегородский водоканал" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Общество настаивает на том, что у Управления отсутствовали основания для выдачи оспариваемого предписания; Общество не нарушало положения действующего законодательства.
Управление Ростехнадзора в отзыве на апелляционную жалобу (с учетом дополнения) указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Общества и надзорного органа поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что в период с 05.05.2014 по 30.05.2014 на основании распоряжения заместителя руководителя от 24.04.2014 N Пр-1070/14 уполномоченное должностное лицо Управления Ростехнадзора осуществило проверочные мероприятия в отношении ОАО "Нижегородский водоканал" с целью проверки соблюдения юридическим лицом обязательных требований действующих нормативных правовых актов и технических документов в области безопасности гидротехнических сооружений.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 30.05.2014 N Пр-1070/14/А/14.
По итогам проверки Управление Ростехнадзора выдало предписание от 30.05.2014 N Пр-1070/14/П/14, которым обязало ОАО "Нижегородский водоканал" в срок до 30.12.2014 устранить выявленные нарушения.
Полагая, что предписание надзорного органа не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 07.12.2011 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", межгосударственным стандартом МКС 13.060 01020 ОКП 01 3100 (ГОСТ 30813-2002) "Вода и водоподготовка. Термины и определения", Сводом правил СП 58.13330.2012 "Гидротехнические сооружения. Основные положения", ГОСТ от 31.10.1973 N19185-73, Сводом правил СП 31.13330.2012 Водоснабжение Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* и исходил из того, что надзорный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 117-ФЗ федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 3 Федерального закона N 117-ФЗ гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закона о водоснабжении и водоотведении).
В силу пункта 3.2 Свода правил СП 58.13330.2012 "Гидротехнические сооружения. Основные положения" гидротехническими сооружениями являются сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций (ГЭС), водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, доки; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов морей, озер и водохранилищ, берегов и дна русел рек; струенаправляющие и оградительные сооружения; сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; набережные, пирсы, причальные сооружения портов; сооружения систем технического водоснабжения, системы гидротранспорта отходов и стоков, подачи осветленной воды, устройства защиты от размывов на каналах, сооружения морских нефтегазопромыслов.
Общество настаивает на том, что биологические пруды, иловые поля и пруды биологической очистки, которые подверглись проверке надзорного органа, являются частью системы водоотведения и объектом инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, и в силу положений статьи 3 Федерального закона N 117-ФЗ не могут относиться к гидротехническим сооружениям. Насосные станции 1-го подъема на водопроводных станциях являются объектами централизованной системы холодного водоснабжения и непосредственно используются для холодного водоснабжения.
Суд первой инстанции признал такую позицию Общества юридически неверной с учетом следующего.
В соответствии со статьей 2 Закона о водоснабжении и водоотведении централизованная система водоотведения (канализации) комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для приема, транспортировки и очистки сточных вод.
Объект централизованной системы водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы водоотведения, непосредственно используемое для водоотведения.
Ограждающие дамбы и иловые поля непосредственно не предназначены для приема, транспортировки и очистки сточных вод. Их функциональное назначение совершенно иное.
Согласно пункту 21 ГОСТ 19185-73 дамба - гидротехническое сооружение в виде насыпи для защиты территории от наводнений, для ограждения искусственных водоемов и водотоков, для направленного отклонения потока воды, то есть дамба служит ограждением биологических прудов.
Согласно пункту 30* Межгосударственного стандарта МКС 13.060 01020 ОКП 01 3100 (ГОСТ 30813-2002) "Вода и водоподготовка. Термины и определения" централизованная система питьевого водоснабжения: Комплекс устройств, сооружений и трубопроводов, предназначенных для забора, подготовки (или без нее), хранения, подачи к местам потребления питьевой воды и открытый для общего пользования.
В пункте 2 статьи 1 Закона о водоснабжении и водоотведении указано, что забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством.
Вместе с тем, пунктом 29 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении разъяснено, что централизованной системой холодного водоснабжения является комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.
В соответствии с пунктом 3 водоподготовка - это обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды. Подготовка воды осуществляется на станциях водоподготовки, тогда как водозаборные сооружения - это гидротехническое сооружение для забора воды в водовод из водоема, водотока или подземного водоисточника (ГОСТ, СНИП).
В связи с принятием Закона о водоснабжении и водоотведении сооружения, предназначенные для забора воды из поверхностного водного объекта, в перечень инженерных сооружений централизованных систем холодного водоснабжения, на которых не распространяются требования Федерального закона N 117-ФЗ, не включены, поскольку в силу пункта 11 ГОСТ 25151-82 "Водоснабжение. Термины и определения" (введен в действие 01.07.1983) водозаборное сооружение по ГОСТ 19185-73 - "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения" (пункт 55) -это гидротехническое сооружение для забора воды в водовод из водоема, водотока или подземного водоисточника.
Согласно СП 31.13330.2012 Водоснабжение Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*, инженерные сооружения централизованных систем холодного водоснабжения делятся на водозаборные сооружения (раздел 8), сооружения водоподготовки (раздел 9), водоводы, водопроводные сети и сооружения на них (раздел 11).
Таким образом, положения Федерального закона N 117-ФЗ распространяются на гидротехнические сооружения, указанные в статье 3, повреждения на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. При этом в число таких гидротехнических сооружений не могут входить объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Перечень гидротехнических сооружений указанный в названной статье не является исчерпывающим и не препятствует отнесению тех или иных сооружений в сфере его деятельности по смыслу закона к гидротехническим сооружениям относятся любые сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что напорные водоводы от водозаборных сооружений, а так же установка аммонизации проверке не подвергались, не проверялись и другие сооружения, расположенные после станций водоподготовки (осветлители, водоводы, водопроводные сети и сооружения на них).
В ходе проверки надзорный орган установил нарушения Федерального закона N 117-ФЗ; Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и автономному надзору; Правил эксплуатации гидротехнических сооружений водопроводной станции "Малиновая гряда", "Слудинской", "Ново-Сормовской" водопроводных станций; Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений водопроводной станции "Малиновая гряда", "Слудинской", "Ново-Сормовской" водопроводных станций.
Статья 9 Федерального закона N 117-ФЗ предусматривает обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;
поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;
содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;
совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;
финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно пункту 1 предписания Общество не обеспечивает соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующих гидротехнические сооружения. Руководители и специалисты, осуществляющие деятельность по эксплуатации гидротехнических сооружений, не аттестованы по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.
Не аттестованы в установленном порядке главный инженер водопроводной станции "Малиновая гряда" ОАО "Нижегородский водоканал" - Ильин А.И; главный инженер Слудинской водопроводной станции ОАО "Нижегородский водоканал" - Аксючиц А.О.; начальник заречного цеха водоснабжения ОАО "Нижегородский водоканал" - Кальгин И.Н.; начальник Нижегородской станции аэрации ОАО "Нижегородский водоканал"- Новожилов О.Е.
Документы, подтверждающие аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, при проведении проверки не представлены.
Таким образом, Общество нарушает требования статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ; пунктов 1, 3, 10, 11 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.01.2007 N 37.
Согласно пункту 2 предписания Общество не разработало и не утвердило перспективный (многолетний) план по проведению капитальных ремонтов гидротехнических сооружений ОАО "Нижегородский водоканал".
Установлено, что в разработанных заявителем и согласованных 24.01.2012 Волжско-Окским управлением Ростехнадзора Правилах эксплуатации гидротехнических сооружений станций (пункт(ы) 11.4 раздела(ов) 11) определена необходимость разработки перспективного (многолетнего) плана по проведению капитальных ремонтов гидротехнических сооружений ОАО "Нижегородский водоканал".
Однако при проведении проверки такие планы представлены не были.
Общество нарушило требования статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ; разделов 11 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений водопроводной станции "Малиновая гряда", Правил эксплуатации гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции, Правил эксплуатации гидротехнических сооружений "Ново-Сормовской" водопроводной станции ОАО "Нижегородский водоканал.
Пунктом 3 предписания Обществу вменено нарушение неосуществление осмотра комплекса гидротехнических сооружений водопроводной станции "Малиновая гряда" после прохождения паводка с составлением акта.
Пунктом 6.1 раздела 6 согласованных 24.01.2012 Волжско-Окским управлением Ростехнадзора Правилах эксплуатации гидротехнических сооружений станций установлено, что после прохождения паводка комиссия вторично осматривает сооружения и составляет акт.
Фактически осмотр гидротехнических сооружений станций после прохождения паводка с составлением акта Заявителем не проводились; соответствующие акты представлены не были.
Таким образом, Общество нарушает требования статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ, раздела 6 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений водопроводной станции "Малиновая гряда" ОАО "Нижегородский водоканал", согласованных Волжско-Окскомуправлении Ростехнадзора 24.01.2012.
Согласно пункту 4 предписания Обществом не организован в полном объеме мониторинг безопасности комплекса гидротехнических сооружений водопроводной станции "Малиновая гряда" ОАО "Нижегородский водоканал", установленный положениями инструкциями по ведению мониторинга ГТС. Периодичность наблюдений за состоянием ГТС не соответствует требованиям Приложения "А" Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений водопроводной станции "Малиновая гряда", согласованной Волжско-Окском управлении Ростехнадзора 03.03.2014. Не проводятся комиссионные осмотры здания насосной станции 1-го подъема. Журналы визуальных наблюдений не соответствуют формам, установленным в Приложении "Б", чем нарушены требования статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ; Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений водопроводной станции "Малиновая гряда", согласованной Волжско-Окском управлении Ростехнадзора 03.03.2014.
В силу пункта 5 предписания ремонт и обслуживание зданий, сооружений и оборудования комплекса гидротехнических сооружений водопроводной станции "Малиновая гряда" (насосная станция 1-го подъема) проводится с нарушением требований Положения о проведении планово-предупредительных ремонтов в МП "Нижегородский водоканал", утвержденного генеральным директором: не составляются дефектные ведомости с указанием неисправностей и мер, необходимых для их устранения; записи о выполнении ремонтов в журнале ремонтов не в полной мере соответствуют регламентным работам, утвержденным графиком выполнения планово-предупредительных ремонтов на 2014 год.
Пунктом 11.2 раздела 11 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений водопроводной станции "Малиновая гряда" ОАО "Нижегородский водоканал" установлено, что ремонт гидротехнических сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.
Пунктом 11.4 раздела 11 Правил определено, что проведение ремонтных работ проводится в соответствии с планами работ, которые в свою очередь, составляются по результатам систематических осмотров, записей в журналах, актов плановых осмотров.
Согласно пункту 2.4 Положения о проведении планово-предупредительных ремонтов, в процессе осмотра производится опись всех замеченных дефектов, которая заносится в журнал осмотров и ремонтов оборудования и сооружений.
Согласно пункту 2.6 Положения о проведении планово-предупредительных ремонтов, на основании записей в журналах составляются дефектная ведомость, в которой указываются меры по их устранению.
Установлено, что дефектные ведомости на участки просадки и разрушения ж/б конструкций плит (карт) 1-го яруса, разделительного парапета, горизонтальной террасы с образованием под ними значительных пустот; растрескивание ж/б конструкции террасы, разрушение разделительного парапета, раскрытие швов наклонных ж/б конструкций в месте крепления стального каната, в процессе проверки не представлены. Работы по их устранению Заявителем не планировались и не проводились.
Таким образом, Общество нарушило требования статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ, раздела 11 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений водопроводной станции "Малиновая гряда" ОАО "Нижегородский водоканал", согласованной Волжско-Окскому управлением Ростехнадзора 24.01.2012.
В силу пункта 6 предписания Обществом не обеспечивается технически исправное состояние комплекса гидротехнических сооружений водопроводной станции "Малиновая гряда": на берегоукрепительных сооружениях насосной станции 1-го подъема наблюдаются участки просадки и разрушения ж/б конструкций плит (карт) 1-го яруса, разделительного парапета, горизонтальной террасы с образованием под ними значительных пустот; на горизонтальной террасе, в месте крепления стального каната наблюдается растрескивание ж/б конструкции террасы, разрушение разделительного парапета, раскрытие швов наклонных ж/б конструкций; на берегоукрепительных сооружениях наблюдаются места зарастания межплитных швов древесной и кустарниковой растительностью.
Пунктом 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений водопроводной станции "Малиновая гряда" ОАО "Нижегородский водоканал" определено, что гидротехнические сооружения должны предохраняться от повреждений, вызываемых неблагоприятными процессами, в том числе нагрузок и воды. Повреждения должны быть своевременно устранены.
Пунктом 10.4 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений установлено, что дефекты - просадки, оползни, повреждения бетонных плит должны устраняться немедленно.
Проверкой установлено, что гидротехнические сооружения водопроводной станции "Малиновая гряда", а именно берегоукрепительные сооружения не защищаются от повреждений, вызываемых неблагоприятными процессами, в том числе нагрузками и водой; повреждения своевременно не устраняются; мероприятия по приведению гидротехнических сооружений к исправному состоянию в должной мере не планируются и не проводятся.
Такое бездействие нарушает требования статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ; пункта 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений водопроводной станции "Малиновая гряда" ОАО "Нижегородский водоканал" согласованной Волжско-Окском управлении Ростехнадзора 24.01.2012.
Согласно пункту 7 предписания не вносятся в журналы технических осмотров нарушения технически исправного состояния комплекса гидротехнических сооружений водопроводной станции "Малиновая гряда". В журнал не внесены записи по участкам просадки и разрушения ж/б конструкций плит (карт) 1-го яруса, разделительного парапета, горизонтальной террасы с образованием под ними значительных пустот; на горизонтальной террасе, в месте крепления стального каната наблюдается растрескивание ж/б конструкции террасы, разрушение разделительного парапета, раскрытие швов наклонных ж/б конструкций. Указанное не позволяет планировать и осуществлять комплекс ремонтных мероприятий.
Пунктом 8.3 раздела 8 согласованных 24.01.2012 Волжско-Окским управлением Ростехнадзора Правил эксплуатации гидротехнических сооружений станций установлено, что на гидротехнических сооружениях должны вестись наблюдения за просадками, оползневыми явлениями, размерами откосов и состоянием железобетонных конструкций. Согласно пункта 8.4 Правил, результаты осмотров заносятся в журнал технических осмотров.
Таким образом, Обществом нарушены требования статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ; пункта 8.4 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений водопроводной станции "Малиновая гряда" ОАО "Нижегородский водоканал" согласованной Волжско-Окском управлении Ростехнадзора 24.01.2012.
В силу пункта 8 предписания ремонт и обслуживание зданий, сооружений и оборудования комплекса гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции на 2014 год (насосная станция 1-го подъема) проводится с нарушением требований Положения о проведении планово-предупредительных ремонтов в МП "Нижегородский водоканал", утвержденного генеральным директором: не составляются дефектные ведомости с указанием неисправностей и мер, необходимых для их устранения; записи о выполнении ремонтов в журнале ремонтов не в полной мере соответствуют регламентным работам, утвержденным графиком выполнения планово-предупредительных ремонтов на 2014 год.
Пунктом 11.2 раздела 11 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции ОАО "Нижегородский водоканал" установлено, что ремонт гидротехнических сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.
Пунктом 11.4 раздела 11 Правил определено, что проведение ремонтных работ проводится в соответствии с планами работ, которые в свою очередь, составляются по результатам систематических осмотров, записей в журналах, актов плановых осмотров.
Согласно пункту 2.4 Положения о проведении планово-предупредительных ремонтов, в процессе осмотра производится опись всех замеченных дефектов, которая заносится в журнал осмотров и ремонтов оборудования и сооружений.
Согласно пункту 2.6 Положения о проведении планово-предупредительных ремонтов, на основании записей в журналах составляются дефектная ведомость, в которой указываются меры по их устранению.
В свою очередь, дефектные ведомости на коррозию фланцевых и болтовых соединений задвижек на кольцевом трубопроводе насосной станции I-го подъема, металлической части пола промежуточной площадки насосной станции 1-го подъема в уровне 71.42, нарушение целостности пола из керамической плитки промежуточной площадки насосной станции 1-го подъема в уровне 66.42, фильтрацию воды, следы выщелачивания бетона, коррозию металлических конструкций в месте расположения щита управления ПЭХ N 4 насосной станции 1-го подъема, в процессе проверки не представлены. Работы по их устранению Заявителем не планировались и не проводились.
Таким образом, Обществом нарушены требования статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ; раздела 11 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции OA О "Нижегородский водоканал", согласованных Волжско-Окским управлением Ростехнадзора 24.01.2012.
Согласно пункту 9 предписания не организован в полном объеме мониторинг безопасности комплекса гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции ОАО "Нижегородский водоканал", установленный положениями инструкциями по ведению мониторинга ГТС. Отсутствует журнал осмотров строительных конструкций гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции (насосной станции 1-го подъема) "Нижегородский водоканал". Периодичность наблюдений за состоянием ГТС не соответствует требованиям Приложения "А" Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции, согласованной Волжско-Окском управлении Ростехнадзора 03.03.2014. Не проводятся комиссионные осмотры здания насосной станции 1-го подъема.
Нарушены требования статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ; пункта 8.4 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции ОАО "Нижегородский водоканал" согласованных Волжско-Окским управлением Ростехнадзора 24.01.2012.
В силу пункта 10 предписания коррозия фланцев и болтовых соединений задвижек на кольцевом трубопроводе насосной станции 1-го подъема "Слудинской" водопроводной станции в уровне отметки 66.42.
Пунктом 1.2 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции ОАО "Нижегородский водоканал" установлено, что при эксплуатации гидротехнических сооружений должны быть обеспечены надежность и безопасность их работы, а также бесперебойная и экономичная работа технологического оборудования.
Пунктом 1.3 Правил установлено, что гидротехнические сооружения должны предохраняться от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды.
Согласно пункту 11.10 раздела 11 Правил эксплуатации, окраска металлоконструкций относится к текущим ремонтам. Ремонт гидротехнических сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как сооружения в целом, так и их отдельных конструкций (пункт 11.2).
Проверкой установлено, что работы по предохранению от коррозии фланцев и болтовых соединений задвижек на кольцевом трубопроводе насосной станции 1-го подъема "Слудинской" Заявителем не проведены.
Таким образом, Обществом нарушены требования статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ; пункты 1.2, 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции ОАО "Нижегородский водоканал", согласованных Волжско-Окским управлением Ростехнадзора 24.01.2012.
В силу пункта 11 предписания Общество не обеспечивает технически исправное состояние комплекса гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции. Коррозия металлической части пола промежуточной площадки насосной станции 1-го подъема в уровне 71.42 Слудинской водопроводной станции ОАО "Нижегородский водоканал".
Пунктом 1.3 Правил установлено, что гидротехнические сооружения должны предохраняться от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды.
Согласно пункту 11.10 раздела 11 Правил эксплуатации, окраска металлоконструкций относится к текущим ремонтам. Ремонт гидротехнических сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как сооружения в целом, так и их отдельных конструкций (пункт 11.2).
Пунктом 12.8 Правил определено, площадки обслуживания и лестницы должны быть в исправном состоянии, чистыми, сухими и не должны загромождаться посторонними предметами.
Нарушены требования статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ; пункта 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции ОАО "Нижегородский водоканал".
В силу пункта 12 предписания Общество не обеспечивает технически исправное состояние комплекса гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции. Нарушение целостности пола из керамической плитки промежуточной площадки насосной станции 1-го подъема в уровне 66.42 Слудинской водопроводной станции ОАО "Нижегородский водоканал".
Пунктом 12.8 Правил определено, площадки обслуживания и лестницы должны быть в исправном состоянии, чистыми, сухими и не должны загромождаться посторонними предметами.
Проверкой установлено, что нарушена целостность пола из керамической плитки промежуточной площадки насосной станции 1-го подъема в уровне 66.42 Слудинской водопроводной станции.
Таким образом, Общество нарушает требования статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ; пункта 12.8 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции ОАО "Нижегородский водоканал".
Согласно пункту 13 предписания не обеспечивается технически исправное состояние комплекса гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции: на берегоукрепительных сооружениях наблюдаются места зарастания межплитных швов древесной и кустарниковой растительностью.
Пунктом 1.3 Правил установлено, что гидротехнические сооружения должны предохраняться от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Повреждения должны быть своевременно устранены.
На берегоукрепительных сооружениях наблюдаются места зарастания межплитных швов древесной и кустарниковой растительностью, что нарушает целостность и водонепроницаемость конструктивных элементов сооружений.
Таким образом, Обществом нарушены требования статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ; пункта 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции ОАО "Нижегородский водоканал".
В силу пункта 14 предписания Общество не обеспечивает технически исправное состояние комплекса гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции. Фильтрация воды, следы выщелачивания бетона, коррозия металлических конструкций в месте расположения щита управления ПЭХ N 4 насосной станции 1-го подъема.
Пунктом 1.3 Правил установлено, что гидротехнические сооружения должны предохраняться от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Повреждения должны быть своевременно устранены.
Проверкой установлено, что гидротехнические сооружения не предохраняются от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Не обеспечивается их водонепроницаемость и механическая прочность. В частности, выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем состоянии строительных конструкций насосной станции.
Нарушены требования статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ; пункта 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции ОАО "Нижегородский водоканал"
Согласно пункту 15 предписания не обеспечивается технически исправное состояние комплекса гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции: наблюдается разрушение штукатурного слоя стеновых конструкций и цокольной части фасада насосной станции 1-го подъема.
Пунктом 1.3 Правил установлено, что гидротехнические сооружения должны предохраняться от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Повреждения должны быть своевременно устранены.
Проверкой установлено, что гидротехнические сооружения не предохраняются от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Повреждения стеновых конструкций и цокольной части фасада насосной станции 1-го подъема своевременно устранены.
Таким образом, Обществом нарушены требования статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ; пункта 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений "Слудинской" водопроводной станции ОАО "Нижегородский водоканал".
В силу пункта 16 предписания установлено неудовлетворительное состояние металлических решеток водозаборного оголовка "Ново-Сормовской" водопроводной станции (акт водолазного обследования водозаборных оголовков от 28.02.2014).
Пунктом 1.3 Правил установлено, что гидротехнические сооружения должны предохраняться от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Повреждения должны быть своевременно устранены.
Проверкой установлено, что гидротехнические сооружения не предохраняются от повреждений, вызываемых неблагоприятными физическими, химическими и биологическими процессами, воздействием нагрузок и воды. Водолазным обследованием выявлено неудовлетворительное состояние водозаборных оголовков от 28.02.2014. Мер по устранению повреждений со стороны Заявителя не принято.
Таким образом, Обществом нарушены требования статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ; пункта 1.3 Правил эксплуатации гидротехнических сооружений "Ново-Сормовской" водопроводной станции ОАО "Нижегородский водоканал".
Согласно пункту 17 предписания Обществом не организован в полном объеме мониторинг безопасности комплекса гидротехнических сооружений "Ново-Сормовской" водопроводной станции ОАО "Нижегородский водоканал", установленный положениями инструкциями по ведению мониторинга ГТС. Периодичность наблюдений за состоянием ГТС не соответствует требованиям Приложения "А" Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений Ново-Сормовской водопроводной станции, согласованной Волжско-Окском управлении Ростехнадзора 03.03.2014. Не проводятся комиссионные осмотры здания насосной станции 1-го подъема. Журналы визуальных наблюдений не соответствуют формам, установленным в Приложении "Б"
Таким образом, Обществом нарушены требования статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ.
Согласно пункту 18 предписания Обществом не обеспечена разработка и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнических сооружений биологических прудов Нижегородской станции аэрации ОАО "Нижегородский водоканал".
Согласно статье 3 Федерального закона N 117-ФЗ критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений.
При проведении проверки критерии безопасности не представлены.
Таким образом, Обществом нарушены требования статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ.
В силу пункта 19 предписания Обществом не обеспечена разработка и согласование в установленном порядке правил эксплуатации гидротехнических сооружений биологических прудов Нижегородской станции аэрации ОАО "Нижегородский водоканал", что не соответствует требованиям статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ.
В силу пункта 20 предписания Обществом не разработаны предельные значения состояния сооружения (критерии безопасности), и как следствие, не ведется мониторинг (контроль) технического состояния ограждающих дамб иловых полей и прудов биологической очистки Нижегородской станции аэрации ОАО "Нижегородский водоканал", что не соответствует требованиям статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ.
При установленных обстоятельствах у надзорного органа имелись правовые основания для выдачи оспариваемого предписания, которое выдано надлежащему субъекту, содержит ясные и четкие формулировки, является исполнимым.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Общества признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае заявитель жалобы не представил в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2014 по делу N А43-14865/2014 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2014 по делу N А43-14865/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нижегородский водоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-14865/2014
Истец: ОАО Нижегородский водоканал г. Н. Новгород, ОАО Нижегородский водоканал г. Н.Новгород
Ответчик: Волжско-окское УФС по экологическому, технологическому и атомному надзору