г. Челябинск |
|
17 апреля 2015 г. |
Дело N А47-8206/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.02.2015 по делу N А47-8206/2013 (судья Бабина О.Е.)
Открытое акционерное общество "Южно - Уральский никелевый комбинат" (далее - заявитель, должник, общество, ОАО "Комбинат Южуралникель") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (далее - Управление) об уменьшении размера исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Юсуповой Е.М. от 29.10.2014 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству N 17918/14/56003-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа серии АС N 006948670 от 21.08.2014 г. по делу N А47-8206/2013, с 200 084 руб. 86 коп. до 150 063 руб. 65 коп. (т.3 л.д. 3-8).
Заявление подано в рамках дела N А47-8206/2013 по иску открытого Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области к ОАО "Комбинат Южуралникель" о взыскании 2 858 355 руб. 15 коп.
Определением суда первой инстанции от 28.11.2014 к участию в деле заинтересованным лицом привлечен судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области Юсупова Евгения Михайловна (далее - судебный пристав-исполнитель Юсупова Е.М., т.3 л.д. 1-2).
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 09.02.2015 (резолютивная часть от 05.02.2015) заявленные требования удовлетворены. Размер исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 29.10.2014 в рамках исполнительного производства N 17918/14/56003-ИП, уменьшен до 150 063 руб. 65 коп. (т.3 л.д.109-112).
Не согласившись с принятым определением суда, Управление (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, нарушение норм материального права, просит обжалуемый судебный акт отменить, отказав обществу в удовлетворении заявленных требований (т.3 л.д. 118-119).
В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление указало, что должником не представлены доказательства, объективно отражающие его тяжелое финансовое положение, а также уважительности причин неисполнения требований исполнительного документа. Должник не обращался с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, что свидетельствует о недобросовестности пользования должником своими правами. Отсутствие денежных средств не может являться уважительной причиной неисполнения требований исполнительного документа.
Должник представил отзыв на апелляционную жалобу, которым просит оставить определение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Оренбургской области от 30.05.2014 по делу N А47-8206/2013 с ОАО "Комбинат Южуралникель" в пользу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области взыскано 2 858 355 руб. 15 коп. (т. 1, л.д. 163 - 167).
На основании выданного 21.08.2014 Арбитражным судом Оренбургской области исполнительного листа серии АС N 06948670 (т.2 л.д.12) судебным приставом-исполнителем Юсуповой Е.М. 12.09.2014 возбуждено исполнительное производство N 17918/14/56003-ИП, в соответствии с которым должнику установлен пятидневный срок для добровольного погашения долга (т. 2, л.д. 13). При этом в вышеназванном постановлении должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, представленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы.
Копия постановления от 12.09.2014 получена обществом 22.09.2014 (т.3 л.д. 25).
29.10.2014 судебным приставом-исполнителем Юсуповой Е.М. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы по исполнительному производству N 17918/14/56003-ИП в связи с неисполнением в добровольном порядке в установленный срок требований исполнительного документа. Размер исполнительского составил 200 084 руб. 86 коп. (т.3 л.д.26).
Не согласившись с указанной суммой исполнительского сбора, должник обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 71 АПК РФ, с учетом положений частей 6 и 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", предусматривающих право суда по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть, исходя из принципа справедливости и соразмерности применяемой санкции, оценки характера совершенного правонарушения, имущественного положения должника, а также принимая во внимание тот факт, что взыскание исполнительского сбора в максимальном размере может привести к ухудшению финансового положения заявителя, посчитал возможным уменьшить исполнительский сбор на одну четверть, установив к взысканию сумму 150 063 руб. 65 коп.
Выводы суда являются правильными, соответствующими конкретным обстоятельствам, материалам дела и законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Закон) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
На основании части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
Согласно части 6 статьи 112 Закона должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Как установлено в части 7 статьи 112 Закона, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П отмечается, что сумма исполнительского сбора по своей сути представляет санкцию штрафного характера, установленный законодателем размер его взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу. С учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, исходя из принципов справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, размер исполнительского сбора может быть снижен правоприменителем.
Данное право суда основано на том, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, которая не должна вести к существенному ухудшению материального положения последнего. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.
В силу частей 6 и 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установление обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, отнесено к компетенции суда.
При этом законодатель не установил закрытый перечень обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, и отнес установление данных обстоятельств к компетенции суда.
Факт неисполнения должником в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа обществом не оспаривается.
Заявитель, обращаясь в арбитражный суд с заявлением о снижении исполнительского сбора, со ссылками на представленные документальные доказательства указал, что при всей степени заботливости и хозяйственной осмотрительности единовременно уплатить исполнительский сбор возможности не имеет.
Судом установлено и подтверждается материалами дела наличие сложного финансового положения заявителя, значительного количества финансовых обязательств.
Тяжелое финансовое положение общества подтверждается представленными должником в материалы дела документами: справкой о состоянии кредиторской задолженности N 09-472 от 13.11.2014, свидетельствующей о наличии задолженности заявителя перед кредиторами в размере 88 666 372 руб. 83 коп. (т.3 л.д. 27); отчетом о финансовых результатах за январь - декабрь 2013 г., согласно которому по сравнению с аналогичным периодом 2012 года усматривается значительное уменьшение выручки и рост убытков общества (т.3 л.д. 31); протоколом заседания совета директоров общества от 17.12.2012 (т.3 л.д. 28-29), на котором принято решение о признании производства ферроникеля нецелесообразным и убыточным для ОАО "Комбинат Южуралникель" в текущих и прогнозируемых на 2013 год экономических условиях, в качестве антикризисной меры определена остановка производства ферроникеля на длительный период (пункт 2.1, 2.3); приказом управляющего директора общества от 18.12.2012 "Об остановке производства ОАО "Комбинат Южуралникель" на длительный период" (т.3 л.д. 30).
Кроме того, из материалов дела следует, что в 2013 году в отношении общества возбуждено еще 15 исполнительных производств по взысканию денежной задолженности, в рамках которых судебным приставом-исполнителем 09.12.2013 наложен арест на денежные средства должника, находящиеся на счетах ОАО "Комбинат Южуралникель" в кредитных организациях на сумму свыше 25 млн. рублей (т.3 л.д. 32-49); у должника имеется непогашенная задолженность перед УПФР в г. Орске, по страховым взносам в ГУ Оренбургского регионального отделения Федеральной службы социального страхования Российской Федерации, по налогам в Межрайонной ИФНС России N 5 по Оренбургской области, Межрайонной ИФНС России N 9 по Оренбургской области, Межрайонной ИФНС России N 16 по Челябинской области, ИФНС России по городу Орску Оренбургской области, образовавшаяся в конце 2013 - начале 2014 г.г. (т.3 л.д. 50-61, 69,76--81); согласно решениям налоговых органов от 11.03.2014 и от 17.04.2014 приостановлены операции по счетам должника в банке (т.3 л.д. 62-68, 71-75).
Все названные обстоятельства свидетельствует о тяжелом имущественном положении должника и наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению требований исполнительного документа, поскольку до даты возбуждения исполнительного производства N 17918/14/56003-ИП - 12.09.2014 - финансовое положение должника было таковым, что не позволяло ему произвести оплату задолженности.
Указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что нарушение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, возможно без применения санкции в максимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве.
Взыскание исполнительского сбора в полном размере может привести к еще большему снижению эффективности экономической деятельности должника.
Наличие данных фактических обстоятельств, влияющих на оценку степени общественной опасности правонарушения, вины правонарушителя и соразмерности взыскиваемого исполнительского сбора, Управлением не опровергнуто, надлежащих доказательств обратного суду не представлено.
Обстоятельств, свидетельствующих о злоупотреблении правом со стороны заявителя, не выявлено. При этом отсутствие заявления должника о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа не является свидетельством недобросовестности должника, доказательств уклонения общества от исполнения требований исполнительного документа из материалов, представленных в дело, не следует. Управлением не доказана недобросовестность поведения должника, в силу чего соответствующие доводы подателя жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются.
Судебная коллегия принимает во внимание, что общество является промышленным предприятием, основным видом деятельности которого является производство никеля, кобальта и никелевых солей, добыча окисленных никелевых руд (п.3.3 Устава ОАО "Комбинат Южуралникоель", т.3 л.д.12). С остановкой производства вследствие сложившейся макроэкономической ситуации деятельность общества практически прекращена, что в 2013 году привело к резкому сокращению оборотных активов предприятия.
При таких обстоятельствах, с учетом представленных в дело вышеназванных документов, доводы апеллянта о недоказанности тяжелого финансового положения должника и уважительности причин неисполнения требований исполнительного документа судебной коллегией не принимаются.
Оценив представленные должником документы в порядке статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии у открытого акционерного общества "Южно - Уральский никелевый комбинат" тяжелого финансового положения, вызванного объективными причинами, не связанными с недобросовестными действиями должника, в силу которых нарушение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, возможно без применения санкции в максимальном размере, предусмотренном частью 3 статьи 112 Закона.
Довод судебного Управления о том, что установленные в отношении общества обстоятельства не являются уважительными причинами неисполнения исполнительного документа и не могут служить основанием для снижения размера исполнительского сбора, также отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Как отмечено выше, законодатель не установил закрытый перечень обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, и отнес установление данных обстоятельств к компетенции суда.
Между тем в силу прямого указания части 7 статьи 112 Закона суд вправе по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора с учетом имущественного положения должника.
Иных аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, Управлением на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Таким образом, оценив представленные по делу доказательства согласно правилам, установленным статьями 65-71 АПК РФ, суд первой инстанции на основе принципов справедливости и индивидуализации наказания, а также с учетом имущественного положения и степени вины должника пришел к правомерному выводу о необходимости снижения размера исполнительского сбора.
С учетом изложенного определение суда является правильным, нарушений норм материального или процессуального права не допущено. При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного определение суда от 09.02.2015 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.02.2015 по делу N А47-8206/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Г. Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8206/2013
Истец: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области
Ответчик: ОАО "Южно-Уралььский никелевый комбинат"