г. Саратов |
|
16 апреля 2015 г. |
Дело N А57-24527/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" апреля 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 января 2015 года по делу N А57-24527/2014 (судья Землянникова В.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Транспортное машиностроение" (413117, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Заводская, 1, ИНН 6449025820, ОГРН 1026401977007)
заинтересованное лицо: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области (413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Тельмана, 3, ИНН 6449028852, ОГРН 1026401978020)
о признании частично незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области N 073/038/799-2014 от 04.08.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,
при участии в судебном заседании представителей: Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области - представитель Ринглер О.Л., по доверенности N 09-17157 от 25.12.2014; открытого акционерного общества "Транспортное машиностроение" - представитель Алексеев О.О., по доверенности N 1412/14 от 09.06.2014
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Транспортное машиностроение" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 073/038/799-2014 от 04.08.2014 года в части занижения облагаемой базы по организации в связи с включением в налогооблагаемую базу для начисления страховых взносов суммы оплаты дополнительных выходных для ухода за детьми-инвалидами (сумма недоимки: 25 895 руб. 16 коп.), а так же начислением суммы штрафа по ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ в размене 5 179 руб. 04 коп. и пени в сумме 6 189 руб. 08 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 30 января 2015 года по делу N А57-24527/2014 требования ОАО "Транспортное машиностроение" удовлетворены.
Признано недействительным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе N 073/038/799-2014 от 04.08.2014 в части доначисления сумм страховых взносов в размере 25 895 руб. 16 коп., в том числе: на страховую часть пенсии в сумме 15 936 руб. 19 коп., на накопительную часть пенсии - 5 383 руб. 22 коп., в ФФОМС - 3 785 руб. 30 коп., в ТФОМС - 790 руб. 45 коп.; начисления пени за несвоевременную уплату сумм страховых взносов в сумме 6 189 руб. 08 коп., в том числе: на страховую часть пенсии в сумме 3 844 руб. 55 коп., на накопительную часть пенсии - 1 267 руб. 31 коп., в ФФОМС - 845 руб. 23 коп., в ТФОМС - 231 руб. 99 коп.; начисления санкций по ч. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ в сумме 5 179 руб. 04 коп., в том числе: на страховую часть пенсии в сумме - 3 187 руб. 25 коп., на накопительную часть пенсии - 1 076 руб. 64 коп., в ФФОМС - 757 руб. 06 коп., в ТФОМС - 158 руб. 09 коп.
С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области в пользу Открытого акционерного общества "Транспортное машиностроение" (ИНН 6449025820; ОГРН 1026401977007) взысканы расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.
Не согласившись с принятым решением, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
ОАО "Транспортное машиностроение" в порядке статьи 262 АПК РФ представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители поддержали позицию по делу.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ Энгельсском районе Саратовской области в ходе проведения выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования ОАО "Транспортное машиностроение" за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 установлено, что ОАО "Транспортное машиностроение" в 2011-2012 гг. не была включена в налогооблагаемую базу для начисления страховых взносов сумма оплаты дополнительных выходных для ухода за детьми-инвалидами, оплаченная за счет средств организации в размере 84 667 руб. 75 коп. (за 2011 год - 39 522 руб. 32 коп., за 2012 год - 45 145 руб. 43 коп.).
По результатам проверки составлен акт N 073/038/799-2014 от 04.07.2014 и принято решение N 073/038/799-2014 от 04.08.2012 о привлечении ОАО "Транспортное машиностроение" к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде доначисления сумм страховых взносов в размере 25 895 руб. 16 коп., пени за несвоевременную уплату сумм страховых взносов в размере 6 189 руб. 08 коп., а также начисления штрафа в размере 5 179 руб. 04 коп.
Решением Комиссии Отделения ПФР по Саратовской области по рассмотрению жалоб на решения и иные акты ненормативного характера территориальных органов ПФР от 22.09.2014 N 18/1 ОВС, жалоба ОАО "Транспортное машиностроение" на решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ Энгельсского района Саратовской области N 2196/14 от 22.08.2014 года, оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ Энгельсского района Саратовской области N 073/038/799-2014 от 04.07.2014, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, обложению страховыми взносами для их плательщиков не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Апелляционная инстанция считает, что указанные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с подпунктом а п. 1 ч. 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государство тем самым принимает на себя обязательства по созданию для соответствующих категорий граждан надлежащих условий жизнеобеспечения, в том числе путем предоставления для этого необходимых денежных средств.
В силу ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
При этом указание ст. 262 Кодекса об оплате рассматриваемого выходного дня устанавливает размер выплаты, а не сохранение среднего заработка.
В соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 04.04.2000 N 26/34 "Об утверждении разъяснения "О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 29.05.2000 N 2238, действовавшим в спорный период) четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении.
Документальное подтверждение названных оснований, дающих право на предоставление работникам указанных выходных дней, фондом в акте проверки и в оспариваемом решении не опровергается.
В соответствии со статьей 15 Кодекса трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Следовательно, понятие трудовых отношений ограничено определенными рамками и не может применяться к любым отношениям, возникающим между работодателем и лицом, с которым заключен трудовой договор.
Время отдыха - это время, в которое работник свободен от трудовых обязанностей (статья 106 Кодекса). К видам времени отдыха относятся в том числе выходные дни и отпуска.
В общем порядке выходные дни, предоставляемые работнику, в отличие от отпусков не оплачиваются.
Из норм статьи 262 Кодекса следует, что выплата среднего заработка за дополнительные выходные дни обусловлена социальным статусом работника - родителя (опекуна) ребенка-инвалида.
Предоставление дополнительных выходных дней и их оплата напрямую связаны с жизненными обстоятельствами работника, а не его трудовой функцией. Осуществляя выплату за дополнительный выходной день, работодатель в таком случае не платит за выполненный труд и не обеспечивает условия труда, а выполняет социальные обязательства, установленные Кодексом для отдельных категорий работников - лиц с семейными обязанностями, обязанными осуществлять уход за детьми-инвалидами.
В данной ситуации спорные выплаты производятся независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом, коллективном договорах или соглашении. Данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудовых отношений, поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работника либо материальной помощью, поощрительными либо стимулирующими выплатами.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о неправильном толковании статей 7, 8, 9 Закона N 212 не может быть принят судом во внимание.
Ссылка в апелляционной жалобе на неверное применение правовой позиции ВАС РФ к возникшему спору несостоятельна, поскольку содержащееся в Постановлении ВАС РФ N 1798/10 от 08.06.2010 толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел, что также следует из Определения Верховного Суда РФ от 30.03.2015 N 307-КГ15-1465 по делу N А56-10014/2014.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на следующее.
Согласно п. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ) финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 Кодекса, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Такие перечисления для бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации закреплены в Федеральных законах от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов".
Ссылка в апелляционной жалобе на непринятие судом во внимание при вынесении решения Федерального закона от 29.12.2014 N 468-ФЗ "О внесении изменении в статью 57 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статью 37 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положение законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку изменения внесенные приведенным законом в статью 37 не подлежат применению в спорный период.
Пунктом 8 Положения о Фонде социального страхования в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, предусмотрено, что средства этого фонда направляются в том числе на оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет.
На основании п. 17 ст. 37 Закона N 213-ФЗ с 01.01.2010 финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 Кодекса, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.
Межбюджетный трансферт из федерального бюджета является источником доходов Фонда социального страхования Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 1, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 и на плановый период 2012 и 2012 годов").
Фонд социального страхования Российской Федерации является главным администратором данного вида дохода бюджета Фонда (п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона). Подпунктом 8 пункта 1 статьи 7 данного Федерального закона установлено, что Фонд социального страхования Российской Федерации вправе осуществлять обеспечение расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета в соответствии с Законом N 213-ФЗ на выплаты пособий на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям для ухода за детьми-инвалидами, производимые непосредственно страхователями, путем взаимного расчета со страхователями по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, спорные выплаты в конечном счете компенсируются (возмещаются) работодателям за счет бюджетных средств.
Гарантированная государством оплата дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, которая производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, является по своей сути социальной выплатой, обеспечивающей создание для указанной категории лиц надлежащих условий жизнеобеспечения путем предоставления для этого необходимых денежных средств.
Редакционные изменения, внесенные Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в часть 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ с 01.01.2011, в части замены слов "по трудовым договорам" на слова "в рамках трудовых отношений" не изменяют характер и социальную направленность спорных выплат.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что начисление сумм страховых взносов, пеней и штрафов в отношении оплаты дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами произведено пенсионным фондом без законных оснований.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области освобождено от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 30 января 2015 года по делу N А57-24527/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-24527/2014
Истец: ОАО "Транспортное машиностроение"
Ответчик: ГУ-УПФ РФ в Энгельсском районе Саратовской области, УПФР в Энгельсском районе Саратовской области