Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 февраля 2017 г. N Ф08-1/17 настоящее постановление изменено
город Ростов-на-Дону |
|
16 декабря 2016 г. |
дело N А32-47177/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2016 по делу N А32-47177/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КСК",
заинтересованное лицо: Администрация города Сочи,
третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства и благоустройства города Сочи, принятое в составе судьи Семушина А.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КСК" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Администрации г. Сочи (далее - заинтересованное лицо, администрация) об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязании администрацию осуществить муниципальную услугу по выдаче разрешения на строительство спорного объекта капитального строительства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2016 решение администрации муниципального образования город курорт Сочи, выраженное в письме департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 02.12.2015 N 21.01-21/20806 признано незаконным, как противоречащее положениям статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Суд обязал администрацию муниципального образования город курорт Сочи в течении 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "КСК" путем повторного рассмотрения заявления от 24.11.2015. В удовлетворении остальной части требований отказано. Судом взыскано с администрации г. Сочи в пользу ООО "КСК" расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Администрация города Сочи обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленного требования отказать в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства застройщик не представил полный перечень документов, предусмотренный градостроительным законодательством. Отказ Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи в выдаче разрешения на строительства основан на положениях статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Податель жалобы ссылается на то, что суд обязал повторно рассмотреть заявление ООО "КСК", что не предусмотрена главой 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Администрация также дополнительно указывает на то, что материалами дела подтверждено, что спорный участок расположен в пределах второй зоны санитарной охраны курорта города Сочи.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "КСК" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
Вместе с тем следует принимать во внимание, что при наличии в пояснениях к жалобе либо в возражениях на нее доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях и возражениях на жалобу.
При этом суд апелляционной инстанции оценивает данные доводы наряду с доводами, приведенными в апелляционной жалобе ранее, соблюдая процессуальные гарантии лиц, участвующих в деле, для чего предоставляет лицам, участвующим в деле, необходимое время для подготовки возражений на новые доводы, а при наличии ходатайства вправе объявить перерыв или отложить рассмотрение апелляционной жалобы на требуемое время.
Учитывая, что общество решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований не обжаловало, то обжалуемое решение суда первой инстанции пересматривается судом апелляционной инстанции в обжалуемой части - в части удовлетворенных требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права 23-АН 008863 от 12.11.2014, выданном на основании протокола внеочередного общего собрания участников ООО "КСК" N 19 от 27.12.2011, договоров купли-продажи от 24.10.2011 и постановления Администрации г.Сочи N 1217 от 07.06.2012, ООО "КСК" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:882, площадью 6950 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло, дом 41/3.
Общество с ограниченной ответственностью "КСК" обратилось в Администрацию города Сочи с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом по ул. Гастелло, в Адлерском районе города Сочи".
Письмом директора департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от 02.12.2015 N 21.01-21/30806 заявителю было отказано в выдаче разрешения на строительство указанного объекта.
Причинами отказа указано то, что проектная документации и общая площадь здания не соответствует правилам землепользования и застройки и превышает установленные нормативы на спорном земельном участке; проектируемое здание не соответствует градостроительным регламентам, установленным на данном земельном участке; градостроительные регламенты, установленные для земельного участка, не учитывались проектировщиками при разработке проектной документации.
Как верно отмечено судом первой инстанции, указанные в отказе несоответствия вызваны внесением изменений в утвержденные правила землепользования и застройки на территории муниципального образования г.Сочи (решение Городского собрания г.Сочи от 29.09.2015).
Заявитель не согласился с решением органа местного самоуправления об отказе в выдаче разрешения на строительство и обратился в суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с частью 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства (части 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений орган заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы, содержащиеся в проектной документации, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации), согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Пунктом 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
При рассмотрении заявленных требований суд учитывает то, что оспариваемое решение является вторым, и оценивает все в совокупности обращения заявителя, оценивая правовое поведения органа местного самоуправления при вынесении соответствующего решения.
Так, Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи рассмотрены документы, представленные МАУ г.Сочи "МФЦ" от 09.04.2015 дело N 213647 по вопросу оказания муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" по объекту "Многоквартирный жилой дом", 41/3, по ул.Гастелло, Адлерского района города Сочи.
Решением от 17.04.2015 заявителю было отказано в выдаче разрешения на строительство по следующим основаниям.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и представленному кадастровому паспорту земельного участка от 24.11.2014 N 2343/12/14-1088199 произошла корректировка границ земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:882 по ул.Гастелло Адлерского района г.Сочи.
В связи с вышеизложенным предложено в целях получения разрешения на строительство обратиться за подготовкой градостроительного плана земельного участка.
Кроме того основанием для отказа послужило указание на сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, проектируемый объект находится в зоне "СЗЗ-П" - санитарно-защитной зоне от производственных предприятий, коммунальных и инженерных объектов (Завод ЖБИ, производство стройматериалов - 300 м, Промбаза - 100 м), которая налагает ограничения в использовании земельного участка под жилищное строительство.
Строительство объекта первоначально должно быть согласовано с Черноморским центром ОВД филиала "Аэронавигация Юга" ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в аэропорту Сочи. Окончательное согласование строительства в приаэродромной территории осуществляется Южным межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта в г.Ростов-на-Дону.
Согласно информационной системы обеспечения градостроительной деятельности земельный участок по ул. Гастелло, 41/3 Адлерского района г.Сочи расположен в территориальной зоне Ж4.
Проектируемая застройка с учетом существующей, не отвечает градостроительным регламентам, установленным для данной территориальной зоны в части превышения максимального процента застройки.
При суммировании площадей баланса территории, указанной в проектной документации, суммарная площадь больше площади правомерного земельного участка.
Представленная проектная документация по составу и содержанию не отвечает требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.
Представленные технические условия N 07-02/ПР0374-Н Филиала ОАО "Кубаньэнерго" Сочинские электрические сети не имеют даты их выдачи.
Заявитель, устранив указанные выше недостатки, 24.11.2015 обратился повторно с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи рассмотрены документы, представленные МАУ г.Сочи "МФЦ" от 24.11.2015 дело N 617356 по вопросу оказания муниципальной услуги "Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства" по указанному объекту строительства.
Решением органа местного самоуправления от 02.12.2015 отказано в выдаче разрешения на строительство по следующим основаниям.
Решением Городского Собрания Сочи от 29.09.2015 N 10 внесены, изменения в решение Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 N 202 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи". I (предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства дополнены коэффициентом использования территории (КИТ).
Коэффициент использования территории (КИТ)" - вид ограничения. устанавливаемый градостроительным регламентом (в части предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства), определяемый как отношение суммарной общей площади зданий, строений, сооружений на земельном участке (существующих. и тех. которые могут быть построены дополнительно) к площади земельного участка. Суммарная общая площадь зданий, строений, сооружений, которые разрешается построить на земельном участке определяется умножением значения коэффициента на показатель площади земельного участка (%),
Для земельных участков, расположенных в территориальной зоне Ж4 (жилые дома), применяется коэффициент использования территории, установленный в таблице 11 пункта 7.2 Решения Городского Собрания Сочи от 29.09.2015 N 10.
Согласно информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, земельный участок, общей площадью 6950 кв.м, с кадастровым номером 23:49:0000000:882, расположенный по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул.Гастелло, N 41/3, находится в территориальной зоне Ж4.
В соответствии с установленными нормативами на земельном участке, площадью 6950 кв.м. с учетом коэффициента использования территории (КИТ) - 1,8, суммарная общая площадь зданий, строений, сооружений (существующих, и тех, которые могут быть построены дополнительно) должна составлять не более 12510 кв.м.
Согласно представленным материалам проектной документации, документам используемым при подготовке градостроительного плана земельного участка от 28.10.2015 N 8253, общая площадь зданий (существующих, и тех, которые могут быть построены дополнительно), превышает вышеуказанные нормативы и составляет 27579,5 кв.м.
Площадь застройки земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:882 с учетом существующих, и тех, которые могут быть построены дополнительно, составляет 3032,6 кв.м. (43,6 %).
Учитывая вышеизложенное и требования Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, проектируемое здание не соответствует градостроительным регламентам установленным для данного земельного участка градостроительным планом от 28.10.2015 N 8253 в части несоблюдения максимального процента застройки в границах земельного участка.
Между тем, материалы проектной документации по строительству объекта "Многоквартирный жилой дом" по ул. Гастелло, 41/3 Адлерского района города Сочи подготовлены ООО "ГраднСтрой" в 2014 году. Градостроительный план земельного участка N 8253 выполнен в октябре 2015 года.
Положительное заключение государственной экспертизы N 23-1-4-0103-15 утверждено заместителем руководителя - начальником Сочинского межрайонного отдела ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" государственным экспертом И.А.Киселевым 06.03.2015.
Таким образом, градостроительные регламенты, установленные для земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:882 градостроительным планом земельного участка N 8253 от 28.10.2015 не учитывались и не могли быть учтены проектировщиками ООО "ГраднСтрой" при разработке материалов проектной документации (нарушение статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и экспертами ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" при подготовке положительного заключения государственной экспертизы.
Кроме того, учитывая информацию материалов проектной документации и положительного заключения государственной экспертизы применялись регламенты, установленные аннулированным градостроительным планом земельного участка.
По материалам проектной документации рассматривается дополнительный участок общей площадью 3296 кв.м. с размещением на нем элементов благоустройства (детские площадки, автостоянки хозяйственных площадки и т.д.), что администрацией не оспорено и какие-либо возражения по этому поводу не представлены.
Информационная система обеспечения градостроительной деятельности не содержит информацию о наличии на данную территорию документации по планировке территории.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, проектируемый объект находится в зоне "СЗЗ-П" - санитарно-защитной зоне от производственных предприятий, коммунальных и инженерных объектов (Завод ЖБИ, производство стройматериалов - 300 м, Промбаза - 100 м), которая налагает ограничения в использовании земельного участка под жилищное строительство.
По материалам проектной документации автостоянки расположены за границами правомерного земельного участка.
В соответствии с пунктом 12.3 Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи размещение за пределами земельного участка части машино-мест должно быть обосновано в документации по планировке территории наличием необходимого количества машино-мест или территории для их размещения в границах квартала.
За пределами земельного участка может быть размещено не более 50 процентов необходимых машино-мест.
В соответствии с требованиями распоряжения Главы города Сочи от 04.09.2007 при строительстве многоквартирных жилых домов свыше восьми этажей застройщикам размещать на первых этажах дошкольные образовательные учреждения, при строительстве многоквартирных жилых домов свыше трех этажей размещать автостоянки в объеме, соответствующем количеству квартир.
Количество квартир в проектируемом многоквартирном жилом доме 165, при этом количество машино-мест - 52. Рассмотрением материалов проектной документации установлено их несоответствие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию": материалы проектной документации не имеют подписи лиц их подготовивших и даты создания; не представлена схема планировочной организации земельного участка; исходные данные и условия послужившие основанием для подготовки проектной документации представлены не в полном объеме - не представлена отчетная документация по результатам инженерных изысканий; установлены разночтения в части указания дать технических условий ООО "Сочиводоканал", габаритов проектируемого здания, мощностей необходимых для инженерно-технического обеспечения проектируемого здания; срок действия технических условий на газоснабжение проектируемого объекта от 16.08.2013 N 1.03- 3798 истек в августе 2015 года; стройгенплан не содержит информацию об инженерных сетях водоснабжения и водоотведения, а также трасс сетей с указанием точек их подключения; в разделе "Пояснительная записка" общая продолжительность строительства указана на два дома. Необходимо уточнить количество проектируемых объектов и их расположение: заверение проектной документации не соответствует установленной форме; и так далее.
В целях уточнения количества этажей проектируемого объекта необходимо представить раздел проектной документации "Конструктивные и объемно- планировочные решения".
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.02.2015 N 117/пр утверждена форма разрешения на строительство, в соответствии с которой указаны такие характеристики объекта как "общая площадь, объем, в том числе подземной части, площадь застройки, количество этажей, количество подземных этажей, высота и т.д.".
Учитывая вышеизложенное, технико-экономические показатели материалов проектной документации должны содержать все сведения необходимые для заполнения вышеуказанной формы бланка.
В рамках выполнения Закона Краснодарского края от 27 апреля 2007 года N 1229-КЗ необходимо представить раздел проектной документации "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов".
Вместе с тем, отклоняя данные доводы администрации, правомерно указал, что рассмотренные обращения заявителя не полно и не всесторонне на основании следующего.
По заказу ООО "КСК" организацией ООО "ГрандСтрой" была разработана проектная документация по объекту "Многоквартирный жилой дом по ул.Гастелло в Адлерском районе г. Сочи".
Данная проектная документация разработана в соответствии с градостроительным планом земельного участка, заданием на проектирование, градостроительным регламентом, техническими регламентами, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации здания и безопасного использования к нему территории и с соблюдением технических условий.
Также имеется положительное заключение государственной экспертизы N 23-1- 4-0103-15 от 06 марта 2015 года, утвержденное заместителем руководителя - начальником Сочинского межрайонного отдела ГАУ КК "Краенодаркрайгосэкспертиза" государственным экспертом И.А.Киселевым 06.03.2015, которым в установленном порядке никем не оспорено и не признано недействительным.
Согласно заключению государственной экспертизы, проектная документация, разработанная ООО "ГрандСтрой", соответствует требованием технических регламентов (нормативных технических документов) и результатам инженерных изысканий, в свою очередь и результаты инженерных изысканий соответствуют требованием технических регламентов (нормативных технических документов).
По вопросу применения коэффициента использования территории необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, утверждаемый нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Градостроительные регламенты - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков, устанавливаются Правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований.
В подпункте 6 пункта 3.1. главы 3 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи указано: утвержденный градостроительный план земельного участка является основанием для подготовки проектной документации и получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (подпункт 5 пункта 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Параметры разрешенного строительства (максимальный процент застройки -40, максимальная высота здания - 36) установлены в градостроительном плане N RU23 3090000-000000000008253, утвержденном заинтересованным лицом 28 октября 2015 года в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:00000000:882.
Как указано в отказе, Решением Городского Собрания Сочи N 10 от 29.09.2015 года внесены изменения в Решение Городского Собрания от 29.12.2009 года N 202 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи", которое вступает в силу со дня опубликования, но не ранее получения администрацией города Сочи решения о согласовании проекта Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Текст решения опубликован на сайте Городского Собрания Сочи, в газете "Новости Сочи" от 17 ноября 2015 года.
Коэффициент использования территории не указан ни в одной таблице градостроительных регламентов, утвержденного Градостроительного плана от 28.10.2015 года, таким образом, при выдаче разрешения на строительство объекта "многоквартирный дом" прослеживается неправомерность требований администрации города Сочи в части указания расчета допустимых параметров проектируемого объекта, с учетом коэффициента использования территории - 1,8, следовательно, в силу статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержденный градостроительный план земельного участка является основным документом, определяющим разрешенное использование земельного участка, требования к его назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства "многоквартирного жилого дома".
Параметры разрешенного строительства (максимальный процент застройки - 40, максимальная высота здания - 36) установлены в градостроительном плане N RU23 3090000-000000000008253, Указано, что площадь застройки существующих и проектируемых объектов не должна превышать 40 %.
Нарушения в части максимального процента застройки отсутствуют, так как в тексте письма департамента архитектуры допущена арифметическая ошибка при исчислении площади застройки существующих объектов, и тех, которые могут быть построены дополнительно.
Градостроительные регламенты, установленные градостроительным планом от 29.06.2012 и 28.10.2015 идентичны, в связи с чем, не могут повлиять на выводы эксперта, сделанные ранее (экспертное заключение от 06.03.2015).
Согласно сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, проектируемый объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:882, находится в зоне "СЗЗ-П - санитарно - защитной зоне от производственных предприятий, коммунальных и инженерных объектов (Завод ЖБИ, производство коммунальных и инженерных объектов (Завод ЖБИ, производство стройматериалов - 300 м, Промбаза-100 м), которая налагает ограничения в использовании земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Указывают, что Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденным Решением Городского Собрания от 29.12.2009 года N 202, установлены ограничения на территории санитарно-защитных зон от техногенных стационарных источников.
Вместе с тем, выводы, указанные в решении органа местного самоуправления не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Решением Городского Собрания Сочи от 26 ноября 2015 года внесены изменения в Приложение N 1 "Карта градостроительного зонирования города - курорта Сочи". Приложения к Решению Городского Собрания Сочи от 29.12.2009 года N 202 внесены изменения в части изменения границ зон с особыми условиями использования территорий по природным и санитарно-гигиеническим требованиям в карту "Санитарно-защитные зоны от производственных предприятий, коммунальных и инженерных объектов. В связи с ликвидацией производства исключены пункты:
Пункт 9 ЗАО Завод ЖБИ, его охранной зоны (300 м) (подпункт 2.1 Решения Городского Собрания Сочи от 26.11.2015 года),
Пункт 38. "Промбаза" его охранной зоны (100 м), (подпункт 2.5. Решения Городского Собрания Сочи от 26.11.2015 года).
Следовательно, Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденным Решением Городского Собрания от 29.12.2009 N 202, не установлены ограничения в использовании земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:882 от производства коммунальных и инженерных объектов.
Положительное экспертное заключение от 06.03.2015 определяет соответствие проектной документации по всем параметрам строительства многоквартирных жилых домов, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Письменного заключения компетентного лица, уполномоченного на выдачу соответствующих заключений, как доказательства несоответствия проектной документации со стороны администрации города Сочи не представлено.
Таким образом, пункты 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 оспариваемого решения фактически направлены на переоценку проведенной государственной экспертизы проектной документации.
Кроме того суд учел то, что изменение в правила землепользование и застройки не может распространяться на ранее выданные градостроительные планы на основании следующего.
Так, согласно статье 1 названного Кодекса, разрешенным использованием земельных участков признается использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом. Градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны и схема зонирования, определяющая границы территориальных зон различного функционального назначения, согласно пункту 2 статьи 39, являются составляющими правил застройки - нормативно-правового акта органа местного самоуправления, устанавливающего порядок градостроительной деятельности на соответствующих территориях. Данные правила разрабатываются на основе генерального плана городского и сельского поселения или комплексных схем планирования развития соответствующих территорий. В соответствии с градостроительной документацией о градостроительном планировании развития территорий поселений и правил застройки разрабатывается документация о застройке, которая является основой для создания проектов планировки, определяющих красные линии и линии регулирования застройки, проектов межевания территорий и проектов застройки (статьи 57 и 58).
На базе указанной градостроительной документации и в соответствии со строительными нормами и правилами разрабатывается и согласовывается проектная документация для строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений и сооружений и их частей. Утвержденная в установленном порядке проектная документация является основанием для выдачи разрешения на строительство - документа, удостоверяющего право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения (статьи 61 и 62).
При этом градостроительная документация разрабатывается одновременно со схемами зонирования территорий, определяющих вид использования территорий и устанавливающих ограничения на их использование. На территориях городских и сельских поселений предусматривается возможность выделения следующих территориальных зон: жилые, общественно-деловые, производственные, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, зоны военных объектов и зоны режимных территорий (статьи 37 и 40).
Из приведенных положений вытекает, что право осуществлять строительство недвижимого имущества, перестройку и снос ограничено необходимостью соблюдения не только строительных норм и правил, но и требований о назначении земельного участка, а также установленного вида использования территории. Подобная регламентация градостроительной деятельности, в силу статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также контролем за их выполнением.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 6 июля 2000 года по запросу Волгоградской областной Думы о проверке конституционности пункта 1 и абзаца второго пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации", Конституция Российской Федерации исходит из того, что земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства. Данная правовая позиция применима и к отношениям владения и пользования землями городских и сельских поселений, где нормы земельного законодательства также гармонично взаимодействуют как с нормами гражданского законодательства в целом, так и с нормами градостроительного законодательства, в частности.
Таким образом, положения статьи 16, абзаца третьего статьи 20 и абзаца второго пункта 6 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации, закрепляющие необходимость осуществления градостроительной деятельности в соответствии с градостроительной документацией, правилами застройки, а также с разрешенным использованием земельного участка, направлены на реализацию статей 9 (часть 1), 17 (часть 3), 36 (части 2 и 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и не нарушают конституционные права и свободы заявительницы, а потому данная жалоба не является допустимой в силу пункта 1 статьи 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2003 N 387-О).
В составе градостроительного плана земельного участка указана, в том числе информация о градостроительном регламенте, которым определялся правовой режим земельного участка на дату выдачи данного градостроительного плана.
Спорный градостроительный план земельного участка в установленном порядке утвержден уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления и на дату его подготовки и выдачи заявителю полностью соответствовал сложившимся градостроительным условиям.
Изменения в Правила землепользования и застройки территории муниципального образования город Сочи, внесены решением Городского Собрания Сочи от 29.09.2015 (текст решения опубликован на сайте Городского Собрания Сочи, в газете "Новости Сочи" от 17 ноября 2015 года), то есть после подготовки и выдачи вышеуказанных градостроительных планов земельного участка.
В силу изложенного положения вышеназванного нормативного правового акта органа местного самоуправления на спорные правоотношения не распространяется, так как данный акт, ухудшающий положения заявителя, не имеет обратной силы.
В частности, в соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе для обеспечения прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 18.06.2013 N 136/13, при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента и, соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, разрешенное до такого изменения, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектов. Доказательств, подтверждающих, что размещение объекта строительства на принадлежащем обществу земельном участке опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, администрацией не представлено.
В законодательстве отсутствует указание на необходимость выдачи нового градостроительного плана земельного участка после принятия документов территориального планирования (генеральный план) или градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки). Генеральный план города Сочи, Правила землепользования и застройки города Сочи (далее - Правила землепользования) не содержат ссылок на применение их положений к ранее выданным документам по планировке территории. Наличие двух градостроительных планов земельного участка с различными предельными параметрами допустимого к размещению на данном участке объекта капитального строительства создает правовую неопределенность в вопросах подготовки и согласовании проектной документации. При этом предельные параметры размещения объекта в новом градостроительном плане земельного участка значительно уменьшены, что нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Органы местного самоуправления не вправе самостоятельно ограничивать срок действия градостроительного плана земельного участка (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.04.2013 по делу N А32-11890/2012.
В своей апелляционной жалобе администрация указанные выводы суда фактически не оспаривал и указывал лишь на отсутствие экологической экспертизы.
Данный довод также был предметом исследования судом первой инстанции и нашел надлежащую правовую оценку.
В суде первой инстанции представитель заинтересованного лица не смог дать пояснений о том, почему указанный довод не был рассмотрен компетентными сотрудниками органа местного самоуправления и не отражен в оспариваемом решении; высказался о неполном и всестороннем рассмотрении заявления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" установлены органы, которые организуют и проводят государственную экспертизу проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для таких объектов.
Предметом государственной экспертизы в силу части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Часть 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает необходимость проведения государственной экологической экспертизы при строительстве объектов на землях особо охраняемых природных территорий.
Указанный документ предоставляется заинтересованным лицом в уполномоченный орган в составе перечня документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 23.11.2011 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза - это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Положения статьи 3 Закона об экологической экспертизе закрепляют принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
Согласно пункту 7 статьи 14 Закона об экологической экспертизе результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 Закона.
Пунктом 7.1 статьи 11 Закона об экологической экспертизе закреплено, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Между тем, как правильно установлено судом первой инстанции, наличие или отсутствие экологической экспертизы не было положено администрацией в основу своего отказа, данный довод администрация заявила лишь на стадии рассмотрения спора в суде.
Более того, от общества в суд апелляционной инстанции поступило письмо от 28.10.2016, адресованное Управлению Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, из которого следует, что ООО "КСК" планирует строительство многоквартирного дома по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Гастелло 41/3 (кадастровый номер земельного участка 23:49:0000000:882), в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" данный объект не располагается на территории ОООПТ. В связи с этим, общество просит управление подтвердить, что прохождение государственной экологической экспертизы проектной документации на данный объект не требуется.
В ответ на указанное обращение письмом от 11.11.2016 управление ответило, что согласно представленной документации, категория земель указанной территории - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства многоквартирного жилого дома, ООПТ Федерального уровня на данной территории отсутствуют, исходя их этого, предмет проведения государственной экспертизы в данном случае отсутствует.
Пунктом 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство.
При неполном неоднократном рассмотрении заявления явно усматривается нарушение прав и законных интересов заявителя. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не имеется.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявление общества по существу заинтересованным лицом не рассмотрено, соответственно, формальный ответ администрации не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, является немотивированным и необоснованным.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом этого суд первой инстанции, правомерно руководствуясь положениями пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязал администрацию рассмотреть повторно заявление о выдаче обществу разрешения на строительство объекта "Многоквартирный жилой дом по ул. Гастелло, в Адлерском районе города Сочи, при этом устранив вышеуказанные недостатки.
Таким образом, учитывая, что судом первой инстанции в удовлетворении требований общества об обязании департамента выдать разрешение на строительство отказано, то решение суда первой инстанции в обжалуемой части суд апелляционной инстанции признает законным и обоснованным, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, также правомерно распределил судебные расходы по государственной пошлине.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.07.2016 по делу N А32-47177/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47177/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 февраля 2017 г. N Ф08-1/17 настоящее постановление изменено
Истец: ООО "КСК"
Ответчик: Администрация города Сочи
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи, Департамент архитектуры и градостроительства города Сочи, Администрация г. Сочи